По-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка моей работы – самое главное, она важнее любых авторитетных мнений. Но самая большая награда – увидеть в ребёнке семена любви и доброты, которые дали всходы. Как научить и воспитать ребёнка? Его надо просто любить!
Мое педагогическое кредо.
Педагог дополнительного
образования Высшей категории
Куделькина Инга Юрьевна
МУДО «Детская школа искусств»г.Воркута
«Музыкальное воспитание – это воспитание
не музыканта, а, прежде всего, человека».
( В.А. Сухомлинский)
"Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его"
Роллан Р.
Профессия «учитель» - одна из немногих, за названием которой не только
должностные обязанности, но и глубокий философский смысл. Велик спектр понимания
роли педагога: от распространителя ранее накопленных знаний до творца человеческих
душ.
Постоянный поиск наиболее результативных путей обучения, воспитания и развития
каждого отдельного ученика, как личности. Стать педагогом, а тем более педагогом
детской школы, может далеко не каждый. Для этого мало быть хорошим пианистом, так
как педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Очень
непросто быть молодом педагогом в начале своего профессионального пути. Остро встают
вопросы музыкально-творческого контакта педагога с учеником. И только знакомство с
опытом лучших педагогов помогает выявить стержневые стороны этого контакта в равной
степени влияющего на творческое развитие ученика и профессиональный уровень
преподавания. Конечно, молодому преподавателю в начале своего педагогического пути
далеко не просто читать строгие научные труды, в которых содержится огромное
количество сведений, в принципе нужных педагогу. И здесь нужно помнить слова
гениального пианиста XX века И. Гофмана: «Никакое правило или совет, данный одному,
не могут подойти никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его
собственного ума и не подвергнуться при этом таким изменениям, которые сделают их
пригодными для данного случая». Музыкальная педагогика рассматривает воспитание
личности и развитие специальных навыков и умений, как единый неразделённый процесс,
сложный и многогранный. Можно различить в нем две стороны, на практике тесно
связанные, диалектически переходящие одно в другую: передача педагогом ученику своих
знаний, умений и приемов исполнительской работы. Раскрытие, выявление и взращивание
лучших задатков, заложенных в ученике. Педагогическое мастерство проявляется в
органическом сочетании этих двух сторон воспитания. Большое значение в решении
проблем музыкально-исполнительской педагогики имеет взаимоотношения педагога и
ученика, который может приобретать самые различные оттенки. Необходимо каждому
преподавателю знать о трех ярко выраженных типах этих взаимоотношений.
Авторитарная педагогика – основана на признании непререкаемого авторитета учителя.
Ученик принимает все указания педагога беспрекословно, не смея сомневаться.
Авторитарная педагогика принижает ученика: снижаются и результаты обучения, так как
усвоение материала происходит пассивно. О воспитательном влиянии такого обучения не
может быть и речи. Это прямой путь к шаблону, безличностному подходу к ученику.
Педагог ставит перед своими учениками твердую, незыблемую для всех одинаковую
задачу (например: постановка руки, определенный исполнительский прием, неизменная
трактовка произведений). Возможно, что сам педагог – творческий музыкант, но
постепенно, незаметно, он скатывается к догматизму. Антиподом авторитарной
педагогики является свободная «либеральная педагогика» это – самовыявление ученика.
Педагог наблюдает за развитием ученика, как бы давая возможность развиваться
изначально присущим качествам, он заботится главным образом о развитии сильных
сторон дарования ученика и, в тоже время, не прилагает усилий для развития более слабых
сторон. В результате – быстрые и эффектные успехи ученика, повышающие репутацию
педагога (о чем, возможно, он больше всего и заботится), но малосодержательные уроки,
отсутствие серьёзной работы над произведением приводит к тому, что ученик вырастает
узким, ограниченным музыкантом.
Путь юного музыканта гибок, извилист и сложен. Педагог проходит его вместе с
учеником, наблюдая, изучая, порой незаметно направляя его, а иногда и энергично
вмешиваясь; увлекает ученика изученным произведение, вдохновляет его, предлагает
ученику знания, развивает его исполнительские навыки, расширяет его музыкальный
кругозор; поощряет его лучшие задатки и наряду с этим преодолевает и выправляет
недостатки. И здесь мне бы хотелось немного подробнее остановиться на педагогических
способностях и мастерстве преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств.
Каждый ли педагог согласится счесть своего ученика личностью? Всякий ли педагог
склонен считать, что маленький музыкант уже с первых шагов должен развиваться как
настоящий художник? Когда же педагог имеет богатый духовный мир, когда он любит
ребенка, видит в нем растущую личность, тогда он может успешно развивать его, обучая
по любой методике – ведь его любовь удивительно изобретательна. Педагог детской
школы должен обладать самым и разнообразными способностями: быть психологом,
любить детей, уметь на них воздействовать заинтересовать их, привить любовь к музыке,
научить работать. Главное среди педагогических способностей – наблюдательность,
тактичность, внимательность и вместе с тем требовательность к ученику. Основной
трудностью педагогической работы является то, что объект ее – живое существо –
ребенок, часто обнаруживающий стремление к самостоятельности и независимости.
Вместе с тем, ребенок ищет опоры в личности самого педагога, и поэтому педагогу
чрезвычайно важно стать этой опорой, завоевать доверие ученика. Педагогические
способности, как и всякие другие не прирождённые качества, развиваются в процессе
практической работы. Они включают: умение ясно, кратко, интересно и увлекательно
передавать детям свои знания, понимание психологии ученика, творческий склад
мышления позволяющий избегать штампов, умение анализировать работу, организовать
коллектив класса, наладить индивидуальную работу ученика, в классе, и дома. Любовь к
педагогической деятельности состоит в том, что человек рассматривает ее как смысл
жизни, знает и любит свой предмет, остро переживает успех и неуспех в работе, постоянно
стремится совершенствовать ее (следит, за специальной литературой, изучает и использует
опыт товарищей – педагогов), обобщает собственный опыт. Педагогическое мастерство
связано в первую очередь со знанием своего предмета. Нельзя научить тому, чего не
знаешь сам. Педагогическое мастерство также тесным образом связано с педагогическим
творчеством, умением подобрать репертуар сообразно склонностям ученика, продумать
упражнения, будить творческое воображение ученика, интерес к работе. Собственная
увлеченность, заинтересованность музыкой возникает тогда, когда в классе царит
подлинно художественная атмосфера, когда сам педагог – музыкант умеет раскрыть
красоту и смысл произведения.
В чем еще я вижу сложность проблемы музыкальной педагогики?
Это – в умении педагога найти индивидуальный подход к ученику. Несмотря на то, что
любой из педагогов признает принцип дифференцированного подхода, еще не изжито
однообразие в обучении учеников разного типа, сказывающийся в подборе репетитора, в
последовательности его происхождения и в манере обращения с учащимися. Самое же
главное - педагоги редко изучают характер ученика, склад его психики, нервную
организацию, свойства темперамента. Ведь основная наша задача - помочь любому
ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость
творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность. Помните, что каждый
ученик – это особый мир, и педагогика – это всегда поиск и творчество, а сам педагог
должен пребывать - в творческом состоянии духа на каждом уроке и, конечно важнейшим
требованием к педагогу ДШИ является его подготовленность к занятию. Определенное
место в такой подготовке занимает систематическая работа над пополнением учебного
репертуара. Текущая подготовка к очередным занятиям заключается в исполнительском
овладении произведениями репертуарного плана и тщательном методическом анализе
способов их изучения. Учебно-педагогический репертуар юного пианиста постоянно
расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и факторном отношениях
произведений. Соответственно обогащаются и совершенствуются методы работы
педагога. Понимание им художественной и исполнительской специфики произведений
педагогического репертуара (полифонии, крупной формы, кантиленных и подвижных пьес
и этюдов) помогает педагогу найти целесообразные формы их проработки с учеником.
Из личного опыта педагогической деятельности
Выпустила большое количество учащихся.
Хотелось бы сказать, что я учила всех детей, которые хотели соприкоснуться с
прекрасным миром музыки, и никогда не отбирала в класс наиболее талантливых. Многие
мои выпускники приобрели другие профессии, став врачами, юристами, экономистами,
шахтерами, учителями. Главное, из них выросли хорошие люди, понимающие и любящие
музыку. Со многими мы общаемся и сегодня. Но если в моих учениках я чувствовала
любовь к детям, стремление к педагогической работе, я советовала им продолжить свое
профессиональное музыкальное образование. Свою работу в классе, учитывая изменения
систем художественного образования, я строила таким образом, чтобы получить новый
тип креативного человека, старалась подойти, к каждому ученику дифференцировано,
исходя из особенностей и возможностей каждого ребенка. (О чем я и говорила в своих
размышления о педагогическом мастерстве) Поэтому меня очень радует то, что
выпускники, кто и не стал музыкантом, с большой благодарностью вспоминают занятия в
нашем классе.
«Что может быть красноречивей рук,
Чувствительнее, легче и нежнее?
Для музыканта Пальцы – Образ! Слух!
Аккордов бесконечное движенье…»
О методической работе
Успех нашего труда зависит в первую очередь от правильного понимания педагогами задач
музыкального образования детей, от их преданности делу музыкального воспитания
подрастающего поколения и наконец, от их музыкальной и педагогической квалификации.
Каждый педагог должен постоянно учиться, восполнять пробелы своей педагогической
подготовки. Но при всем, при этом нужно всегда помнить слова Г.Г. Нейгауза:
«Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые
твердые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда первоначальной,
упрощенной методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в
развитии, обдумывании, уточнении, оживлении – одним словом, в диалектическом
преобразовании». Каждому педагогу должно быть ясно, что любой конкретный совет, будь
то приём звукоизвлечения, трактовка того или иного произведения, требует продумывания,
критической проверки, индивидуального применения в работе с каждым учеником.
Поток педагогических трудов за последние годы сильно возрос: все чаще за перо берутся
сами творческие работники – выдающиеся исполнители, педагоги. Делясь
размышлениями по проблемам эстетики, интерпретации исполнительских стилей, они не
чуждаются и конкретных советов по частным вопросам обучения. Эти методические
соображения представляют для педагогов – практиков исключительную ценность. В
течение всей своей педагогической деятельности я так же старалюсь, заниматься
методической работой, участвую в мероприятиях школы, курсов повышения
квалификации педагогов. В своей работе опиралюсь на методические принципы
замечательных педагогов-музыкантов Г.Г.Нейгауза, М.Э. Фейгина, А.Швейцера,
А.Б.Гондельвейзера, А.Николаева, Л.А. Баренбойма, Н.Ветлугиной, Б.Е.Милича,
Г.М.Цыпина и др. Постепенно набираюсь педагогического опыта, посещая уроки ведущих
преподавателей города. Обязательно посещаю все методические конференции, семинары,
мастер классы, участвую в творческих командировках, обучалась на курсах повышения
квалификации педагогов – пианистов. Готовясь к проведению открытых уроков, изучаю
методическую литературу по данной теме, обязательно консультирую учащихся у
преподавателей музыкального колледжа.
Учитывая, что педагогическая деятельность - это живое, художественное дело, которое
может быть плодотворным и приносить хорошие результаты, когда педагог сам в той или
иной степени является исполнителем, я старалась поддерживать свое исполнительское
мастерство, работая в качестве концертмейстера. Участвовала в концертах школы в
педагогическом ансамбле.
О внеклассной работе
Наряду с учебной я также занимаюсь и внеклассной работой, направленной на развитие
общей эстетической культуры учащихся. Это и проведение классных музыкальных часов,
на которых всегда старалась научить не просто слушать музыку, но и размышлять,
переживать (тогда через музыку дети как бы входят в жизнь, укрепляются в нравственных,
человеческих идеалах). Это и посещение филармонических концертов, на которых дети
знакомятся с творчеством профессиональных музыкантов.
Темы классных часов были разные:
Жизнь и творчество композиторов.
Творчество выдающихся исполнителей.
Знакомство с различными музыкальными инструментами.
Творческие встречи с учащимися других специальностей.
Встречи с выпускниками класса.
Знакомство с миром искусства.
Обсуждение выступлений учащихся на академических концертах.
Дети любят устраивать праздники сами, с чаепитием и концертами. Обязательно проводим
Новогодние и Рождественские классные часы, на которых присутствуют родители
учащихся.
С родителями детей необходимо поддерживать тесную связь, потому что без их помощи
процесс обучения ребенка музыке становится очень сложным. Вспоминая слова Г.Г.
Нейгауза о том, насколько важнее для пианиста иметь хороших родителей, чем хороших
учителей, понимаешь, что микроклимат в семье, взаимоотношение педагога, родителей и
ученика - это залог успешного воспитания и обучения. Поэтому два раза в год я провожу
родительские собрания с концертами учащихся класса. На собраниях затрагиваются как
вопросы успеваемости, так и общие воспитательные вопросы. Я старалаюсь и родителей
приобщить к миру музыки.
Наряду с работой в классе специального фортепиано я веду курс общего фортепиано для
учащихся других специальностей. Считаю эти занятия также важными для детей, так как
предмет этот интересный, многогранный и является неотъемлемой частью комплексной
системы формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей.
Из всего сказанного видно, как сложена и трудна деятельность педагога музыканта, как
многогранно должно быть дарование. Педагогическое мастерство включает в себя личные
человеческие качества, эмоциональную отзывчивость, культуру, широту кругозора,
подлинную любовь к делу, к детям, профессиональные знания и умения и, наконец,
владение методическими приемами и навыками. Подлинный педагог делает все
возможные для успехов каждого своего ученика, каков бы ни был уровень способностей,
каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества. Он стремится научить
каждого любить и понимать музыку каждому помогать найти свой путь: одному стать
хорошим музыкантом-профессионалом, другому деятельным любителем музыки. Отсюда
основные этические требования к педагогу: заботиться о своих учениках больше чем о
собственной репутации и славе.
По-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка моей работы – самое
главное, она важнее любых авторитетных мнений. Но самая большая награда – увидеть в
ребёнке семена любви и доброты, которые дали всходы. Как научить и воспитать ребёнка?
Его надо просто любить!