Напоминание

"Мое педагогическое кредо"

Автор: Куделькина Инга Юрьевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МУДО "Детская школа искусств"

Населённый пункт: республика Коми г.Воркута

Наименование материала: статья

Тема: "Мое педагогическое кредо"

Описание:

По-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка моей работы – самое главное, она важнее любых авторитетных мнений. Но самая большая награда – увидеть в ребёнке семена любви и доброты, которые дали всходы. Как научить и воспитать ребёнка? Его надо просто любить!

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=349

Опубликовано 29.01.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации


Мое педагогическое кредо.
Педагог дополнительного образования Высшей категории Куделькина Инга Юрьевна МУДО «Детская школа искусств»г.Воркута
«Музыкальное воспитание – это воспитание

не музыканта, а, прежде всего, человека».
( В.А. Сухомлинский)

"Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его"
Роллан Р. Профессия «учитель» - одна из немногих, за названием которой не только должностные обязанности, но и глубокий философский смысл. Велик спектр понимания роли педагога: от распространителя ранее накопленных знаний до творца человеческих душ. Постоянный поиск наиболее результативных путей обучения, воспитания и развития каждого отдельного ученика, как личности. Стать педагогом, а тем более педагогом детской школы, может далеко не каждый. Для этого мало быть хорошим пианистом, так как педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Очень непросто быть молодом педагогом в начале своего профессионального пути. Остро встают вопросы музыкально-творческого контакта педагога с учеником. И только знакомство с опытом лучших педагогов помогает выявить стержневые стороны этого контакта в равной степени влияющего на творческое развитие ученика и профессиональный уровень преподавания. Конечно, молодому преподавателю в начале своего педагогического пути далеко не просто читать строгие научные труды, в которых содержится огромное количество сведений, в принципе нужных педагогу. И здесь нужно помнить слова гениального пианиста XX века И. Гофмана: «Никакое правило или совет, данный одному, не могут подойти никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться при этом таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая». Музыкальная педагогика рассматривает воспитание личности и развитие специальных навыков и умений, как единый неразделённый процесс, сложный и многогранный. Можно различить в нем две стороны, на практике тесно связанные, диалектически переходящие одно в другую: передача педагогом ученику своих знаний, умений и приемов исполнительской работы. Раскрытие, выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ученике. Педагогическое мастерство проявляется в органическом сочетании этих двух сторон воспитания. Большое значение в решении проблем музыкально-исполнительской педагогики имеет взаимоотношения педагога и ученика, который может приобретать самые различные оттенки. Необходимо каждому преподавателю знать о трех ярко выраженных типах этих взаимоотношений. Авторитарная педагогика – основана на признании непререкаемого авторитета учителя. Ученик принимает все указания педагога беспрекословно, не смея сомневаться. Авторитарная педагогика принижает ученика: снижаются и результаты обучения, так как усвоение материала происходит пассивно. О воспитательном влиянии такого обучения не может быть и речи. Это прямой путь к шаблону, безличностному подходу к ученику. Педагог ставит перед своими учениками твердую, незыблемую для всех одинаковую задачу (например: постановка руки, определенный исполнительский прием, неизменная трактовка произведений). Возможно, что сам педагог – творческий музыкант, но постепенно, незаметно, он скатывается к догматизму. Антиподом авторитарной педагогики является свободная «либеральная педагогика» это – самовыявление ученика. Педагог наблюдает за развитием ученика, как бы давая возможность развиваться изначально присущим качествам, он заботится главным образом о развитии сильных сторон дарования ученика и, в тоже время, не прилагает усилий для развития более слабых сторон. В результате – быстрые и эффектные успехи ученика, повышающие репутацию педагога (о чем, возможно, он больше всего и заботится), но малосодержательные уроки, отсутствие серьёзной работы над произведением приводит к тому, что ученик вырастает узким, ограниченным музыкантом.
Путь юного музыканта гибок, извилист и сложен. Педагог проходит его вместе с учеником, наблюдая, изучая, порой незаметно направляя его, а иногда и энергично вмешиваясь; увлекает ученика изученным произведение, вдохновляет его, предлагает ученику знания, развивает его исполнительские навыки, расширяет его музыкальный кругозор; поощряет его лучшие задатки и наряду с этим преодолевает и выправляет недостатки. И здесь мне бы хотелось немного подробнее остановиться на педагогических способностях и мастерстве преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. Каждый ли педагог согласится счесть своего ученика личностью? Всякий ли педагог склонен считать, что маленький музыкант уже с первых шагов должен развиваться как настоящий художник? Когда же педагог имеет богатый духовный мир, когда он любит ребенка, видит в нем растущую личность, тогда он может успешно развивать его, обучая по любой методике – ведь его любовь удивительно изобретательна. Педагог детской школы должен обладать самым и разнообразными способностями: быть психологом, любить детей, уметь на них воздействовать заинтересовать их, привить любовь к музыке, научить работать. Главное среди педагогических способностей – наблюдательность, тактичность, внимательность и вместе с тем требовательность к ученику. Основной трудностью педагогической работы является то, что объект ее – живое существо – ребенок, часто обнаруживающий стремление к самостоятельности и независимости. Вместе с тем, ребенок ищет опоры в личности самого педагога, и поэтому педагогу чрезвычайно важно стать этой опорой, завоевать доверие ученика. Педагогические способности, как и всякие другие не прирождённые качества, развиваются в процессе практической работы. Они включают: умение ясно, кратко, интересно и увлекательно передавать детям свои знания, понимание психологии ученика, творческий склад мышления позволяющий избегать штампов, умение анализировать работу, организовать коллектив класса, наладить индивидуальную работу ученика, в классе, и дома. Любовь к педагогической деятельности состоит в том, что человек рассматривает ее как смысл жизни, знает и любит свой предмет, остро переживает успех и неуспех в работе, постоянно стремится совершенствовать ее (следит, за специальной литературой, изучает и использует опыт товарищей – педагогов), обобщает собственный опыт. Педагогическое мастерство связано в первую очередь со знанием своего предмета. Нельзя научить тому, чего не знаешь сам. Педагогическое мастерство также тесным образом связано с педагогическим творчеством, умением подобрать репертуар сообразно склонностям ученика, продумать упражнения, будить творческое воображение ученика, интерес к работе. Собственная увлеченность, заинтересованность музыкой возникает тогда, когда в классе царит подлинно художественная атмосфера, когда сам педагог – музыкант умеет раскрыть красоту и смысл произведения.
В чем еще я вижу сложность проблемы музыкальной педагогики?
Это – в умении педагога найти индивидуальный подход к ученику. Несмотря на то, что любой из педагогов признает принцип дифференцированного подхода, еще не изжито однообразие в обучении учеников разного типа, сказывающийся в подборе репетитора, в последовательности его происхождения и в манере обращения с учащимися. Самое же главное - педагоги редко изучают характер ученика, склад его психики, нервную организацию, свойства темперамента. Ведь основная наша задача - помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность. Помните, что каждый ученик – это особый мир, и педагогика – это всегда поиск и творчество, а сам педагог должен пребывать - в творческом состоянии духа на каждом уроке и, конечно важнейшим требованием к педагогу ДШИ является его подготовленность к занятию. Определенное место в такой подготовке занимает систематическая работа над пополнением учебного репертуара. Текущая подготовка к очередным занятиям заключается в исполнительском
овладении произведениями репертуарного плана и тщательном методическом анализе способов их изучения. Учебно-педагогический репертуар юного пианиста постоянно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и факторном отношениях произведений. Соответственно обогащаются и совершенствуются методы работы педагога. Понимание им художественной и исполнительской специфики произведений педагогического репертуара (полифонии, крупной формы, кантиленных и подвижных пьес и этюдов) помогает педагогу найти целесообразные формы их проработки с учеником.
Из личного опыта педагогической деятельности
Выпустила большое количество учащихся. Хотелось бы сказать, что я учила всех детей, которые хотели соприкоснуться с прекрасным миром музыки, и никогда не отбирала в класс наиболее талантливых. Многие мои выпускники приобрели другие профессии, став врачами, юристами, экономистами, шахтерами, учителями. Главное, из них выросли хорошие люди, понимающие и любящие музыку. Со многими мы общаемся и сегодня. Но если в моих учениках я чувствовала любовь к детям, стремление к педагогической работе, я советовала им продолжить свое профессиональное музыкальное образование. Свою работу в классе, учитывая изменения систем художественного образования, я строила таким образом, чтобы получить новый тип креативного человека, старалась подойти, к каждому ученику дифференцировано, исходя из особенностей и возможностей каждого ребенка. (О чем я и говорила в своих размышления о педагогическом мастерстве) Поэтому меня очень радует то, что выпускники, кто и не стал музыкантом, с большой благодарностью вспоминают занятия в нашем классе. «Что может быть красноречивей рук, Чувствительнее, легче и нежнее? Для музыканта Пальцы – Образ! Слух! Аккордов бесконечное движенье…»
О методической работе
Успех нашего труда зависит в первую очередь от правильного понимания педагогами задач музыкального образования детей, от их преданности делу музыкального воспитания подрастающего поколения и наконец, от их музыкальной и педагогической квалификации. Каждый педагог должен постоянно учиться, восполнять пробелы своей педагогической подготовки. Но при всем, при этом нужно всегда помнить слова Г.Г. Нейгауза: «Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твердые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда первоначальной, упрощенной методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, обдумывании, уточнении, оживлении – одним словом, в диалектическом преобразовании». Каждому педагогу должно быть ясно, что любой конкретный совет, будь то приём звукоизвлечения, трактовка того или иного произведения, требует продумывания, критической проверки, индивидуального применения в работе с каждым учеником. Поток педагогических трудов за последние годы сильно возрос: все чаще за перо берутся сами творческие работники – выдающиеся исполнители, педагоги. Делясь размышлениями по проблемам эстетики, интерпретации исполнительских стилей, они не
чуждаются и конкретных советов по частным вопросам обучения. Эти методические соображения представляют для педагогов – практиков исключительную ценность. В течение всей своей педагогической деятельности я так же старалюсь, заниматься методической работой, участвую в мероприятиях школы, курсов повышения квалификации педагогов. В своей работе опиралюсь на методические принципы замечательных педагогов-музыкантов Г.Г.Нейгауза, М.Э. Фейгина, А.Швейцера, А.Б.Гондельвейзера, А.Николаева, Л.А. Баренбойма, Н.Ветлугиной, Б.Е.Милича, Г.М.Цыпина и др. Постепенно набираюсь педагогического опыта, посещая уроки ведущих преподавателей города. Обязательно посещаю все методические конференции, семинары, мастер классы, участвую в творческих командировках, обучалась на курсах повышения квалификации педагогов – пианистов. Готовясь к проведению открытых уроков, изучаю методическую литературу по данной теме, обязательно консультирую учащихся у преподавателей музыкального колледжа. Учитывая, что педагогическая деятельность - это живое, художественное дело, которое может быть плодотворным и приносить хорошие результаты, когда педагог сам в той или иной степени является исполнителем, я старалась поддерживать свое исполнительское мастерство, работая в качестве концертмейстера. Участвовала в концертах школы в педагогическом ансамбле.
О внеклассной работе
Наряду с учебной я также занимаюсь и внеклассной работой, направленной на развитие общей эстетической культуры учащихся. Это и проведение классных музыкальных часов, на которых всегда старалась научить не просто слушать музыку, но и размышлять, переживать (тогда через музыку дети как бы входят в жизнь, укрепляются в нравственных, человеческих идеалах). Это и посещение филармонических концертов, на которых дети знакомятся с творчеством профессиональных музыкантов.
Темы классных часов были разные:
 Жизнь и творчество композиторов.  Творчество выдающихся исполнителей.  Знакомство с различными музыкальными инструментами.  Творческие встречи с учащимися других специальностей.  Встречи с выпускниками класса.  Знакомство с миром искусства.  Обсуждение выступлений учащихся на академических концертах. Дети любят устраивать праздники сами, с чаепитием и концертами. Обязательно проводим Новогодние и Рождественские классные часы, на которых присутствуют родители учащихся. С родителями детей необходимо поддерживать тесную связь, потому что без их помощи процесс обучения ребенка музыке становится очень сложным. Вспоминая слова Г.Г. Нейгауза о том, насколько важнее для пианиста иметь хороших родителей, чем хороших
учителей, понимаешь, что микроклимат в семье, взаимоотношение педагога, родителей и ученика - это залог успешного воспитания и обучения. Поэтому два раза в год я провожу родительские собрания с концертами учащихся класса. На собраниях затрагиваются как вопросы успеваемости, так и общие воспитательные вопросы. Я старалаюсь и родителей приобщить к миру музыки. Наряду с работой в классе специального фортепиано я веду курс общего фортепиано для учащихся других специальностей. Считаю эти занятия также важными для детей, так как предмет этот интересный, многогранный и является неотъемлемой частью комплексной системы формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей. Из всего сказанного видно, как сложена и трудна деятельность педагога музыканта, как многогранно должно быть дарование. Педагогическое мастерство включает в себя личные человеческие качества, эмоциональную отзывчивость, культуру, широту кругозора, подлинную любовь к делу, к детям, профессиональные знания и умения и, наконец, владение методическими приемами и навыками. Подлинный педагог делает все возможные для успехов каждого своего ученика, каков бы ни был уровень способностей, каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества. Он стремится научить каждого любить и понимать музыку каждому помогать найти свой путь: одному стать хорошим музыкантом-профессионалом, другому деятельным любителем музыки. Отсюда основные этические требования к педагогу: заботиться о своих учениках больше чем о собственной репутации и славе. По-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка моей работы – самое главное, она важнее любых авторитетных мнений. Но самая большая награда – увидеть в ребёнке семена любви и доброты, которые дали всходы. Как научить и воспитать ребёнка? Его надо просто любить!


Яндекс.Метрика