"Формирование у детей ценностного отношения к родному краю как средство социализации дошкольников"
Автор: Катрухина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Формирование у детей ценностного отношения к родному краю как средство социализации дошкольников"
Описание:
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы, которая включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям.
«Формирование у детей ценностного отношения к родному краю как
средство социализации дошкольников»
«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек
перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к
системе образования. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса
становится успешная социализация личности. В связи с этим перед
воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые
задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной
компетентности. Формирование гражданственности неразрывно связано с
патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений
гражданского и патриотического воспитания в системе образования является
краеведение. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа
написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Проблема нравственно-патриотического
воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных
тем воспитательной работы, которая включает в себя развитие у ребенка
чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье,
дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим,
толерантное отношение к другим людям.
Противоречия
между необходимостью краеведческой работы в ДОУ, как условия
формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием системы работы
и методических пособий, дидактического и наглядного материала,
адаптированных к возрастным особенностям дошкольников
- между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по
отношению к своему краю у дошкольника и педагогической
некомпетентностью родителей в данной проблеме.
Цель
Создание комплекса условий, способствующих формированию у детей
дошкольного возраста ценностного отношения к родному краю.
Задачи
1. Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с
родным краем, его историей и достопримечательностями
2. Создание условий для активной, самостоятельной, творческой, игровой
деятельности детей дошкольного возраста.
3. Воспитание чувства уважения и любви у дошкольников к родному краю,
городу, природе, к культурному наследию своего народа.
4. Организация системы взаимодействия всех субъектов образовательного
процесса для обеспечения передачи ребенку социально-исторического опыта.
5. Повышение собственного профессионально-педагогического уровня через
участие в курсовой подготовке, семинарах, конференциях, конкурсах.
Решить поставленные задачи помогут следующие направления деятельности
1 Изучение литературы для повышения педагогического мастерства
2. Обогащение развивающей среды
3. Реализация проектов краеведческого содержания
4. Педагогическое просвещение родителей
5. Взаимодействие с социумом
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную
деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее
результатов, выражающихся в развитии ребенка. Все эти задачи решаются с
помощью педагогической диагностики.
На первом этапе своей работы провела диагностику.
В качестве критериев я использовала следующие положения:
1.У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой
родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому
микрорайоне, в правилах поведения в городе.
2.Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному краю, его
интересует, почему город устроен именно так, ребенок обращает внимание на
эстетическую среду города.
3.С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с
познанием малой родины, в детское коллекционирование.
4.Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в со-циально
значимых событиях( экологические акции, сор макулатуры), переживает
эмоции, связанные с со¬бытиями военных лет и подвигами горожан,
стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
5.Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де-
ятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх,
разворачивает сюжет и т. д.
Педагогические наблюдения показали, что низкий уровень развития у 7,4%
воспитанников, средний – у 50,2% воспитанников, а высокий уровень – у
42,4% воспитанников.
Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их
познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный
уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и
традиций родного края.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что следует провести работу по
нравственно – патриотическому воспитанию, особенно в области
ознакомления с родным краем. Была составлена модель формирования у
детей ценностного отношения к родному краю. (представлена на слайде)
В процессе работы по формирования ценностного отношения к родному
краю использую следующие формы и методы:
Беседы о родном крае, городе, встречи с интересными людьми
Демонстрация наглядного материала, просмотр мультимедийных фильмов
Тематические выставки, акции
Целевые прогулки, экскурсии
Праздники.развлечения,досуги
Дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные игры
Опытно – экспериментальная деятельность (проведение различных
наблюдений; экспериментальную деятельность по выяснению свойств
полезных ископаемых, дерева, проращиванию семян; решение проблемных
ситуаций; коллекционирование; моделирование);
Реализация проектов (Были реализованы проекты «Урал
многонациональный», «По тропинкам природы», «Камни и минералы земли
уральской», «Куклы наших бабушек», «Мой любимый уголок города»)
Технологию музейной педагогики: в ДОУ совместными усилиями всех
участников образовательного процесса создан музей «Уральская горенка»,
где проводятся занятия краеведческого содержания. Кроме того в группах
созданы мини музеи и постоянно действующие выставки
Для организации образовательной деятельности с детьми по
краеведению в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда
которая включает:
•
иллюстративный материал;
•
подборку художественной литературы;
•
карта природных зон Урала;
•
макеты, природных зон Урала,
•
фотоэкспозицию о Екатеринбурге;
•
выставку «Дары уральского леса»;
•
разнообразные гербарии, коллекции;
•
подборку дидактических игр;
•
атрибуты и оборудование для творческих игр;
•
оборудование для экспериментальной и исследовательской
деятельности.
В ДОУ имеются, «Уральская горенка», «галерея». В группе оборудован
центр по патриотическому воспитанию, постоянно меняющиеся выставки
краеведческого содержания
Все это помогает детям познавать окружающий мир, расширять кругозор и
жизненный опыт, что является необходимым условием социальной адаптации
ребенка и успешной интеграции его в общеобразовательную школу и
общество сверстников.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно
достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного
процесса. Именно семья занимает ведущее место в патриотическом
воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности,
воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к
родному краю, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку
социально-исторического опыта.
Взаимодействие с семьями детей в краеведческой работе
предусматривает
- организацию «Встреч с интересными людьми», когда мамы, папы, бабушки,
дедушки знакомят детей со своей профессией, интересными фактами из
жизни;
- семейные посещения Екатеринбургского краеведческого и художественного
музеев, выставок, театров, ботанического сада, цирка, зоопарка
- семейные прогулки по памятным местам города;
- участие в праздниках и развлечениях, конкурсах, выставках совместного
творчества;
- совместное создание альбомов, самодельных книг;
- выпуск фотогазет, оформление фотовыставок;
- семейные чтения произведений устного народного творчества и
художественной литературы по рекомендации воспитателей;
-совместное словотворчество: сочинение маленьких стихотворений,
составление рассказов о детском садике, родной улице, городе, крае родной
природе. В работе с родителями активно использовались различные формы
опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.),
информации на сайте МАДОУ, организационные собрания. Также
использовались активные формы: тематический вечер, участие в
совместных экскурсиях, совместные досуги, праздники, развлечения,
фотостенгазеты с участием детей группы.
Работа по формированию ценностного отношения к родному краю
невозможна без тесного взаимодействия всех специалистов ДОУ.
Инструктор физкультуры - изучение подвижных игр народов Урала,
проведение спортивных соревнований, развлечений.
Музыкальный работник - разучивание песен о родном крае, городе,
фольклорные праздники.
Учитель-логопед - выразительное чтение стихов о городе, крае, составление
рассказов.
Для педагогов ДОУ были проведены следующие мероприятия:
Консультация «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в
процессе знакомства с родным краем», «Ознакомление дошкольников с
родным краем через фольклор».
Консультация «Влияние знаний о родном крае на игры детей».
Мастер-класс «Как знакомить детей с искусством народов Урала?».
Для повышения качества образовательного процесса и реализации задач
данной деятельности организовано взаимодействие с окружающим
социумом.
Краеведческий музей школы - Знакомит детей с бытом и культурой народов
Урала, а так же с историей родного края, поселения Елизавет.
Детская библиотека - Для детей библиотекари проводят экскурсии, читают и
рассказывают о книгах уральских писателей, поэтов.
Городской экологический центр, ботанический сад, лесничество Уктус-
организуют акции, экскурсии экологического содержания.
По договору с Музеем истории Екатеринбурга проводятся занятии по
ознакомлению с прошлым нашего города, края.
Детско - юношеский клуб «След» - проводит соревнования на фольклорные
праздники: «Масленица», «Святки».
Эффективность данной работы характеризуется следующей
результативностью: низкий уровень развития у 0% воспитанников, средний
уровень у 20%, высокий уровень у 80% воспитанников.
Дети овладели краеведческими знаниями: успешность освоения
предложенного материала составила 38%, у детей появился интерес к
истории, природным богатствам родного края, местной художественной
литературе.
Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках,
поделках. Выросло количество участников в проводимых в детском саду
конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие
творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой
родине.
Это стало возможным благодаря применению в практической деятельности
современных образовательных технологий и методик:
-игровые;
-здоровьесберегающие;
-интегрированного обучения;
-технологии проблемного обучения (создание под руководством взрослого
проблемных ситуаций);
-использованию проектного метода (совместная деятельность взрослого и
детей над определённой практической проблемой);
-личностно-ориентированного обучения;
-технологии исследовательской деятельности.
-информационно - коммуникационных технологий;
Заключение
Результатом моей работы является то, что у детей расширились знания о
родном городе и местном крае, о их достопримечательностях, истории и
символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных
национальностей. Словарный запас стал эмоционально окрашен. Дети
составляют большие по объему и более последовательные рассказы,
улучшилась память.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в
детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей), а
также количественный состав их участников.
Честь человеку, что любит свой край.