Напоминание

"Формирование у детей ценностного отношения к родному краю как средство социализации дошкольников"

Автор: Катрухина Ольга Сергеевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"

Населённый пункт: город Екатеринбург

Наименование материала: Педагогический проект

Тема: "Формирование у детей ценностного отношения к родному краю как средство социализации дошкольников"

Описание:

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы, которая включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_vospitatelei/index?nomer_publ=368

Опубликовано 01.02.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации


«Формирование у детей ценностного отношения к родному краю как

средство социализации дошкольников»

«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек

перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности. Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы, которая включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям.
Противоречия
между необходимостью краеведческой работы в ДОУ, как условия формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием системы работы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников - между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему краю у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.
Цель
Создание комплекса условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к родному краю.
Задачи
1. Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с родным краем, его историей и достопримечательностями 2. Создание условий для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста. 3. Воспитание чувства уважения и любви у дошкольников к родному краю, городу, природе, к культурному наследию своего народа. 4. Организация системы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса для обеспечения передачи ребенку социально-исторического опыта. 5. Повышение собственного профессионально-педагогического уровня через участие в курсовой подготовке, семинарах, конференциях, конкурсах.
Решить поставленные задачи помогут следующие направления деятельности 1 Изучение литературы для повышения педагогического мастерства 2. Обогащение развивающей среды 3. Реализация проектов краеведческого содержания 4. Педагогическое просвещение родителей 5. Взаимодействие с социумом Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка. Все эти задачи решаются с помощью
педагогической диагностики.
На первом этапе своей работы провела диагностику. В качестве критериев я использовала следующие положения: 1.У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе. 2.Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному краю, его интересует, почему город устроен именно так, ребенок обращает внимание на эстетическую среду города. 3.С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование. 4.Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в со-циально значимых событиях( экологические акции, сор макулатуры), переживает эмоции, связанные с со¬бытиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. 5.Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де- ятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д. Педагогические наблюдения показали, что низкий уровень развития у 7,4% воспитанников, средний – у 50,2% воспитанников, а высокий уровень – у 42,4% воспитанников. Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Исходя из этого, можно сделать вывод, что следует провести работу по нравственно – патриотическому воспитанию, особенно в области ознакомления с родным краем. Была составлена модель формирования у детей ценностного отношения к родному краю. (представлена на слайде) В процессе работы по формирования ценностного отношения к родному
краю использую следующие формы и методы:
Беседы о родном крае, городе, встречи с интересными людьми Демонстрация наглядного материала, просмотр мультимедийных фильмов Тематические выставки, акции Целевые прогулки, экскурсии Праздники.развлечения,досуги
Дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные игры Опытно – экспериментальная деятельность (проведение различных наблюдений; экспериментальную деятельность по выяснению свойств полезных ископаемых, дерева, проращиванию семян; решение проблемных ситуаций; коллекционирование; моделирование); Реализация проектов (Были реализованы проекты «Урал многонациональный», «По тропинкам природы», «Камни и минералы земли уральской», «Куклы наших бабушек», «Мой любимый уголок города») Технологию музейной педагогики: в ДОУ совместными усилиями всех участников образовательного процесса создан музей «Уральская горенка», где проводятся занятия краеведческого содержания. Кроме того в группах созданы мини музеи и постоянно действующие выставки
Для организации образовательной деятельности с детьми по

краеведению в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда
которая включает: • иллюстративный материал; • подборку художественной литературы; • карта природных зон Урала; • макеты, природных зон Урала, • фотоэкспозицию о Екатеринбурге; • выставку «Дары уральского леса»; • разнообразные гербарии, коллекции; • подборку дидактических игр; • атрибуты и оборудование для творческих игр; • оборудование для экспериментальной и исследовательской деятельности. В ДОУ имеются, «Уральская горенка», «галерея». В группе оборудован центр по патриотическому воспитанию, постоянно меняющиеся выставки краеведческого содержания Все это помогает детям познавать окружающий мир, расширять кругозор и жизненный опыт, что является необходимым условием социальной адаптации ребенка и успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников. Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса. Именно семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному краю, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Взаимодействие с семьями детей в краеведческой работе

предусматривает

- организацию «Встреч с интересными людьми», когда мамы, папы, бабушки, дедушки знакомят детей со своей профессией, интересными фактами из жизни; - семейные посещения Екатеринбургского краеведческого и художественного музеев, выставок, театров, ботанического сада, цирка, зоопарка - семейные прогулки по памятным местам города; - участие в праздниках и развлечениях, конкурсах, выставках совместного творчества; - совместное создание альбомов, самодельных книг; - выпуск фотогазет, оформление фотовыставок; - семейные чтения произведений устного народного творчества и художественной литературы по рекомендации воспитателей; -совместное словотворчество: сочинение маленьких стихотворений, составление рассказов о детском садике, родной улице, городе, крае родной природе. В работе с родителями активно использовались различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), информации на сайте МАДОУ, организационные собрания. Также использовались активные формы: тематический вечер, участие в совместных экскурсиях, совместные досуги, праздники, развлечения, фотостенгазеты с участием детей группы.
Работа по формированию ценностного отношения к родному краю

невозможна без тесного взаимодействия всех специалистов ДОУ.
Инструктор физкультуры - изучение подвижных игр народов Урала, проведение спортивных соревнований, развлечений. Музыкальный работник - разучивание песен о родном крае, городе, фольклорные праздники. Учитель-логопед - выразительное чтение стихов о городе, крае, составление рассказов. Для педагогов ДОУ были проведены следующие мероприятия: Консультация «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем», «Ознакомление дошкольников с родным краем через фольклор». Консультация «Влияние знаний о родном крае на игры детей». Мастер-класс «Как знакомить детей с искусством народов Урала?». Для повышения качества образовательного процесса и реализации задач данной деятельности организовано взаимодействие с окружающим социумом. Краеведческий музей школы - Знакомит детей с бытом и культурой народов Урала, а так же с историей родного края, поселения Елизавет. Детская библиотека - Для детей библиотекари проводят экскурсии, читают и рассказывают о книгах уральских писателей, поэтов. Городской экологический центр, ботанический сад, лесничество Уктус- организуют акции, экскурсии экологического содержания. По договору с Музеем истории Екатеринбурга проводятся занятии по ознакомлению с прошлым нашего города, края.
Детско - юношеский клуб «След» - проводит соревнования на фольклорные праздники: «Масленица», «Святки». Эффективность данной работы характеризуется следующей результативностью: низкий уровень развития у 0% воспитанников, средний уровень у 20%, высокий уровень у 80% воспитанников. Дети овладели краеведческими знаниями: успешность освоения предложенного материала составила 38%, у детей появился интерес к истории, природным богатствам родного края, местной художественной литературе. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках. Выросло количество участников в проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине. Это стало возможным благодаря применению в практической деятельности современных образовательных технологий и методик: -игровые; -здоровьесберегающие; -интегрированного обучения; -технологии проблемного обучения (создание под руководством взрослого проблемных ситуаций); -использованию проектного метода (совместная деятельность взрослого и детей над определённой практической проблемой); -личностно-ориентированного обучения; -технологии исследовательской деятельности. -информационно - коммуникационных технологий;
Заключение
Результатом моей работы является то, что у детей расширились знания о родном городе и местном крае, о их достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Словарный запас стал эмоционально окрашен. Дети составляют большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память. У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей), а также количественный состав их участников.
Честь человеку, что любит свой край.

Если живешь на Урале,

Летом, зимой ли его познавай,

Ясны и пасмурны дали...

Сколько секретов откроешь, не счесть

Краю родному уральскому честь!



Яндекс.Метрика