Методическое пособие "Моя малая Родина – Волгоград" могут использовать в своей работе по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) педагоги дошкольных образовательных учреждений: старшие воспитатели, воспитатели, учителя логопеды, инструкторы по физической культуре.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 310 Ворошиловского района г. Волгограда
«Моя малая Родина – Волгоград»
Методическое пособие
Авторы : М.Н. Калинина,
О.Ю. Корнева, О.Н. Фадеева
Волгоград 2016
Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград»
Аннотация: Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград»
могут использовать в своей работе по патриотическому воспитанию с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет) педагоги дошкольных
образовательных учреждений: старшие воспитатели, воспитатели, учителя
логопеды, инструкторы по физической культуре.
Цель: Формирование у дошкольников нравственных качеств личности
через ознакомление с родным городом.
Задачи:
1.
Уточнить и расширить знания детей о родном городе, районе, улице
(история, символика, достопримечательности, промышленные
объекты).
2.
Познакомить с именами и жизнью тех, кто основал и прославил наш
город.
3.
Познакомить с историей создания детских садов в Волгограде, с
положением (состоянием) детских садов во время Великой
отечественной войны.
4.
Воспитывать интерес к истории, чувство гордости за свой город.
5.
Воспитывать гуманное, заботливое отношение к ветеранам Великой
отечественной войны, пожилым людям. Прививать чувство гордости за
тех, кто защищал наше будущее от врагов.
6.
Формировать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.
7.
Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому,
земле, где родились.
8.
Прививать чувство дружбы и толерантное отношение к представителям
других национальностей. Расширять знания о культуре и традициях
народностей нашего края.
9.
Прививать здоровый образ жизни.
10. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с
ребенком.
Формы и методы реализации:
Игровые.
Проектные.
Интегрированные.
ИКТ (ресурсы сети Интернет, авторские фильмы и презентации).
Совместная деятельность с партнерскими организациями.
Результаты проведенной работы:
Повышение уровня знаний у дошкольников об истории родного города,
известных людях, улицах, памятных местах Волгограда.
Сформированность системы понятий духовных, семейных ценностей
Уважительное отношение к ветеранам, пожилым людям.
Повышение роста познавательной активности детей путем участия в
проектной деятельности.
Повышение уровня социализации дошкольников, интереса к
совместной творческой деятельности.
Возрастание заинтересованности родителей в успехах своих детей.
Повышение эффективности патриотического воспитания, через
использования новых форм и методов работы.
Повышение профессиональной компетентности и реализации
творческого потенциала педагогов в вопросах нравственно-
патриотического воспитания.
Содержательная часть:
В течение последних трех лет наш педагогический коллектив уделял
большое внимание формированию у дошкольников нравственных качеств
личности. Почему мы выбрали тему нравственно-патриотического
воспитания? Мы считаем, что самая большая опасность, подстерегающая
наше общество сегодня, не в политических процессах, а в разрушении
личности. В наше время материальные ценности все более доминируют над
духовными. Поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии,
великодушии, терпимости, гражданственности, патриотизме.
Дошкольный возраст – важный период становления личности, когда
закладываются предпосылки гражданских качеств. Базовым этапом
формирования у детей любви к Родине является накопление ими знаний о
своей малой Родине – родном городе, своей семье. Быть патриотом – значит
ощущать себя полноценным членом общества, быть самостоятельным,
инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт
с другими людьми, уважать их права, мнение, быть терпимым к различиям
между людьми. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве и
являются составляющими гражданского воспитания.
В основу работы легли следующие принципы:
1.
Принцип историзма
2.
Принцип гуманизма
3.
Принцип дифференцированного подхода к каждому воспитаннику
4.
Принцип интегративности
5.
Принцип наглядности
6.
Принцип развивающего обучения
Работа велась по следующим направлениям:
Волгоград – уникальный.
Волгоград – труженик.
Волгоград – город памяти.
Волгоград – многообразный.
При этом использовались разнообразные приемы и методы работы,
некоторые из них были для нас достаточно новыми: проектная деятельность,
использование ресурсов сети интернет, авторские дидактические и
интерактивные игры, презентации, фильмы, совместные мероприятия с
музеями, библиотеками, гимназией, семьями воспитанников. Именно эти
методы стали наиболее эффективными. Был разработан перспективный
помесячный план по направлениям, отражающим различные формы работы с
дошкольниками, их родителями, ветеранами Великой отечественной войны,
партнерскими организациями и учреждениями города (приложение 1.)
В начале своей деятельности столкнулись с проблемой неохотного
участия родителей в мероприятиях. Многие из них мотивировали это
занятостью на работе, отсутствием свободного времени. Однако
заинтересованность детей не оставила родителей равнодушными и они уже
сам стали предлагать свою помощь, проявляли инициативу в организации
экскурсий, прогулок, изготовление поделок.
Заметив, что дети не всегда логично и полно составляют рассказы об
увиденном, мы стали использовать больше наглядности, а так же приемы
мнемотехники и моделирования.
Полученные результаты проведенной работы:
1.
У дошкольников повысился уровень знаний о родном городе, его
истории, народностях населяющих наш город, достопримечательностях
и известных людях города Волгограда.
2.
Формировалось чувство уважения и любви к своей малой Родине, к
родной семье, к ветеранам Великой отечественной войны, чувство
дружбы и уважения к другим народностям, проживающим в нашем
городе.
3.
Активизировались творческие способности педагогов, были
использованы и наработаны инновационные методы и технологии в
решении задач нравственно-патриотического воспитания.
4.
Расширены рамки партнерства с образовательными учреждениями
города, музеями, библиотеками, промышленными предприятиями.
5.
Возросла заинтересованность родителей в повседневной деятельности
ребенка в детском саду.
6.
На базе сада создан мини-музей «Уголок памяти».
Литература
1.
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.: УЦ
«Перспектива», 2011;
2.
Н.А. Виноградова, Е.П Панкова «Образовательные проекты в детском
саду» АИРИС –пресс 2008;
3.
Е.С. Евдокимова, Н.В. Езубова, Н.В. Додокина, И.В. Сластенова «Игры
детей Поволжья: традиции и современность». Волгоград-Саратов:
ЦОП, 2004
4.
Н.Г. Зеленова , Л.Е. Осипова «Мы живем в России» . М. 2007;
5.
Л.А. Кондрикинский «С чего начинается Родина?» М. 2005;
6.
М.Ю. Нолвицкая «Патриотическое воспитание в детском саду», М.,
2003;
7.
Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование,
педагогические проекты, разработки тематических заданий и сценарии
мероприятий Волгограда: Учитель, 2007;
8.
О.Г. Тихонова «Дошкольники о музейной культуре». М. АРКТИ. 2006;
Приложение № 1
Перспективный помесячный план
Мероприятие
Дата
Волгоград – уникальный
Презентация «С чего начинается Родина?»
сентябрь
Мастер- класс для родителей «Что такое патриотизм?»
Анкетирование родителей «Знает ли ваш ребенок город?»
Просмотр фильма совместно с родителями «Волгоград –
уникальный»
Презентация «Мой город» и викторина «Узнай
достопримечательность»
Презентация «Мой любимый Ворошиловский район»
октябрь
Конкурс рисунков и макетов «Родная улица моя»
Этическая беседа «Моя семья»
Выставка стенгазеты «Вместе с мамой, вместе с папой»
Проект «Мое семейное древо»
Изготовление настольной игры «Путешествие по
Волгограду»
ноябрь
Коллективная работа «Составление схемы – плана нашего
района»
Совместная работа с родителями: изготовление схемы –
карты «Безопасный маршрут от дома до детского сада»
Оформление семейного альбома «Я горжусь своими
предками»
Волгоград – труженик
Просмотр фильма Волгоград – труженик
декабрь
Проект «Профессии всякие важны»
Использование авторской дидактической игры З.Н.
Никифоровой «Детский сад»
Беседы «История детских садов Волгограда» с показом
архивных документов и презентации «Без прошлого нет
будущего»
Ярмарка сувениров продукции предприятий Волгограда
Презентация «Элеватор во время Великой отечественной
войной»
январь
Экскурсия на элеватор
Беседа «От зернышка к хлебушку»
Аукцион рождественских угощений «Милости просим –
выпечка на столе»
Экскурсия в пожарную часть № 20 Ворошиловского района
Физкультурно-музыкальное развлечение совместное с
родителями «Веселые пожарные»
Презентация «Течет река Волга»
Творческая интерактивная игра «Путешествие по Волге»
Волгоград – город памяти
Просмотр фильма «Волгоград – город памяти»
февраль
Дети Сталинграда. Рассказы взрослых
Экскурсия в музей боевой славы гимназии № 4
Конкурс среди воспитателей детского сада на лучший
буклет «Памятники Великой отечественной войны нашего
района»
Встречи с ветеранами Великой отечественной войны
Изготовление подарков для ветеранов
Конкурс чтецов (стихи посвященные Сталинграду и
Волгограду)
Коллаж совместно с родителями «Битва за Сталинград»
Спортивный праздник «Спасибо дедам за победу»
Фотосессия «Я был на Мамаевом кургане»
март
Совместная акция детского сада и музеев Волгограда:
семейная экскурсия и викторина «Узнай свой край за 7
дней»
Оформление альбома «Наши земляки герои»
Проект «Прописан в Волгограде навечно»
Совместная акция с детской областной библиотекой
«Читаем книги о войне»
Конкурс плакатов «Защитники отечества»
Целевые прогулки с родителями «Мой город, дороже
которого нет»
Составление рассказов о родном городе с использованием
мнемотехники и моделирования
апрель
Конкурс фоторепортажей о посещении музеев или
памятных мест Волгограда (совместно с родителями)
Волгоград – многообразный
Просмотр фильма «Волгоград – многообразный»
апрель
Выступление фольклорной группы, на праздновании Дня
города, района.
Аппликация «Герб и флаг Волгограда»
Беседа о народностях, проживающих в Волгограде
май
Подвижные игры народов Поволжья
Круглый стол для родителей «Встреча поколений»
Презентация мини-музея детского сада «Уголок памяти»
Праздничный концерт для ветеранов ВОВ и детей
Сталинграда «Этот день Победы!»
Ярмарка игрушек народов Поволжья «Игрушка своими
руками»
День открытых дверей «Волгоград – многонациональный» с
дегустацией национальных блюд «Бабушкины рецепты»
Приложение 2
Анкета для родителей
1.
Посещаете ли Вы с ребенком исторические места Волгограда?
2.
Посещали ли Вы музей Волгограда с ребенком?
3.
Нужно ли знакомить ребенка с историей основания нашего города?
4.
Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольника с Великой
отечественной войной?
5.
Есть ли в Вашей семье родственники, прошедшие Великую
отечественную войну?
6.
Храните ли Вы фото, письма, награды и другие реликвии, связанные с
Великой отечественной войной?
7.
Имеется ли в Вашей семье генеалогическое древо? Если нет, хотите ли
Вы его создать?