Напоминание

"Моя малая Родина – Волгоград"

Автор: Калинина Марина Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МОУ д/с № 310

Населённый пункт: город Волгоград

Наименование материала: методическое пособие

Тема: "Моя малая Родина – Волгоград"

Описание:

Методическое пособие "Моя малая Родина – Волгоград" могут использовать в своей работе по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) педагоги дошкольных образовательных учреждений: старшие воспитатели, воспитатели, учителя логопеды, инструкторы по физической культуре.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_vospitatelei/index?nomer_publ=379

Опубликовано 04.02.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 310 Ворошиловского района г. Волгограда
«Моя малая Родина – Волгоград»
Методическое пособие
Авторы
: М.Н. Калинина, О.Ю. Корнева, О.Н. Фадеева Волгоград 2016

Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград»

Аннотация:
Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград» могут использовать в своей работе по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) педагоги дошкольных образовательных учреждений: старшие воспитатели, воспитатели, учителя логопеды, инструкторы по физической культуре.
Цель:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о родном городе, районе, улице (история, символика, достопримечательности, промышленные объекты). 2. Познакомить с именами и жизнью тех, кто основал и прославил наш город. 3. Познакомить с историей создания детских садов в Волгограде, с положением (состоянием) детских садов во время Великой отечественной войны. 4. Воспитывать интерес к истории, чувство гордости за свой город. 5. Воспитывать гуманное, заботливое отношение к ветеранам Великой отечественной войны, пожилым людям. Прививать чувство гордости за тех, кто защищал наше будущее от врагов. 6. Формировать чувство уважения к профессиям и труду взрослых. 7. Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где родились. 8. Прививать чувство дружбы и толерантное отношение к представителям других национальностей. Расширять знания о культуре и традициях народностей нашего края. 9. Прививать здоровый образ жизни. 10. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
Формы и методы реализации:
 Игровые.  Проектные.  Интегрированные.  ИКТ (ресурсы сети Интернет, авторские фильмы и презентации).  Совместная деятельность с партнерскими организациями.
Результаты проведенной работы:
 Повышение уровня знаний у дошкольников об истории родного города, известных людях, улицах, памятных местах Волгограда.  Сформированность системы понятий духовных, семейных ценностей
 Уважительное отношение к ветеранам, пожилым людям.  Повышение роста познавательной активности детей путем участия в проектной деятельности.  Повышение уровня социализации дошкольников, интереса к совместной творческой деятельности.  Возрастание заинтересованности родителей в успехах своих детей.  Повышение эффективности патриотического воспитания, через использования новых форм и методов работы.  Повышение профессиональной компетентности и реализации творческого потенциала педагогов в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
Содержательная часть:
В течение последних трех лет наш педагогический коллектив уделял большое внимание формированию у дошкольников нравственных качеств личности. Почему мы выбрали тему нравственно-патриотического воспитания? Мы считаем, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в политических процессах, а в разрушении личности. В наше время материальные ценности все более доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, терпимости, гражданственности, патриотизме. Дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими знаний о своей малой Родине – родном городе, своей семье. Быть патриотом – значит ощущать себя полноценным членом общества, быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с другими людьми, уважать их права, мнение, быть терпимым к различиям между людьми. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве и являются составляющими гражданского воспитания. В основу работы легли следующие принципы: 1. Принцип историзма 2. Принцип гуманизма 3. Принцип дифференцированного подхода к каждому воспитаннику 4. Принцип интегративности 5. Принцип наглядности 6. Принцип развивающего обучения
Работа велась по следующим направлениям:
 Волгоград – уникальный.  Волгоград – труженик.  Волгоград – город памяти.  Волгоград – многообразный.
При этом использовались разнообразные приемы и методы работы, некоторые из них были для нас достаточно новыми: проектная деятельность, использование ресурсов сети интернет, авторские дидактические и интерактивные игры, презентации, фильмы, совместные мероприятия с музеями, библиотеками, гимназией, семьями воспитанников. Именно эти методы стали наиболее эффективными. Был разработан перспективный помесячный план по направлениям, отражающим различные формы работы с дошкольниками, их родителями, ветеранами Великой отечественной войны, партнерскими организациями и учреждениями города (приложение 1.) В начале своей деятельности столкнулись с проблемой неохотного участия родителей в мероприятиях. Многие из них мотивировали это занятостью на работе, отсутствием свободного времени. Однако заинтересованность детей не оставила родителей равнодушными и они уже сам стали предлагать свою помощь, проявляли инициативу в организации экскурсий, прогулок, изготовление поделок. Заметив, что дети не всегда логично и полно составляют рассказы об увиденном, мы стали использовать больше наглядности, а так же приемы мнемотехники и моделирования.
Полученные результаты проведенной работы:
1. У дошкольников повысился уровень знаний о родном городе, его истории, народностях населяющих наш город, достопримечательностях и известных людях города Волгограда. 2. Формировалось чувство уважения и любви к своей малой Родине, к родной семье, к ветеранам Великой отечественной войны, чувство дружбы и уважения к другим народностям, проживающим в нашем городе. 3. Активизировались творческие способности педагогов, были использованы и наработаны инновационные методы и технологии в решении задач нравственно-патриотического воспитания. 4. Расширены рамки партнерства с образовательными учреждениями города, музеями, библиотеками, промышленными предприятиями. 5. Возросла заинтересованность родителей в повседневной деятельности ребенка в детском саду. 6. На базе сада создан мини-музей «Уголок памяти».

Литература
1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.: УЦ «Перспектива», 2011; 2. Н.А. Виноградова, Е.П Панкова «Образовательные проекты в детском саду» АИРИС –пресс 2008; 3. Е.С. Евдокимова, Н.В. Езубова, Н.В. Додокина, И.В. Сластенова «Игры детей Поволжья: традиции и современность». Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004 4. Н.Г. Зеленова , Л.Е. Осипова «Мы живем в России» . М. 2007; 5. Л.А. Кондрикинский «С чего начинается Родина?» М. 2005; 6. М.Ю. Нолвицкая «Патриотическое воспитание в детском саду», М., 2003; 7. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических заданий и сценарии мероприятий Волгограда: Учитель, 2007; 8. О.Г. Тихонова «Дошкольники о музейной культуре». М. АРКТИ. 2006;
Приложение № 1
Перспективный помесячный план
Мероприятие Дата
Волгоград – уникальный
Презентация «С чего начинается Родина?» сентябрь Мастер- класс для родителей «Что такое патриотизм?» Анкетирование родителей «Знает ли ваш ребенок город?» Просмотр фильма совместно с родителями «Волгоград – уникальный» Презентация «Мой город» и викторина «Узнай достопримечательность» Презентация «Мой любимый Ворошиловский район» октябрь Конкурс рисунков и макетов «Родная улица моя» Этическая беседа «Моя семья» Выставка стенгазеты «Вместе с мамой, вместе с папой» Проект «Мое семейное древо» Изготовление настольной игры «Путешествие по Волгограду» ноябрь Коллективная работа «Составление схемы – плана нашего района» Совместная работа с родителями: изготовление схемы – карты «Безопасный маршрут от дома до детского сада» Оформление семейного альбома «Я горжусь своими предками»
Волгоград – труженик
Просмотр фильма Волгоград – труженик декабрь Проект «Профессии всякие важны» Использование авторской дидактической игры З.Н. Никифоровой «Детский сад» Беседы «История детских садов Волгограда» с показом архивных документов и презентации «Без прошлого нет будущего» Ярмарка сувениров продукции предприятий Волгограда Презентация «Элеватор во время Великой отечественной войной» январь Экскурсия на элеватор Беседа «От зернышка к хлебушку» Аукцион рождественских угощений «Милости просим – выпечка на столе» Экскурсия в пожарную часть № 20 Ворошиловского района
Физкультурно-музыкальное развлечение совместное с родителями «Веселые пожарные» Презентация «Течет река Волга» Творческая интерактивная игра «Путешествие по Волге»
Волгоград – город памяти
Просмотр фильма «Волгоград – город памяти» февраль Дети Сталинграда. Рассказы взрослых Экскурсия в музей боевой славы гимназии № 4 Конкурс среди воспитателей детского сада на лучший буклет «Памятники Великой отечественной войны нашего района» Встречи с ветеранами Великой отечественной войны Изготовление подарков для ветеранов Конкурс чтецов (стихи посвященные Сталинграду и Волгограду) Коллаж совместно с родителями «Битва за Сталинград» Спортивный праздник «Спасибо дедам за победу» Фотосессия «Я был на Мамаевом кургане» март Совместная акция детского сада и музеев Волгограда: семейная экскурсия и викторина «Узнай свой край за 7 дней» Оформление альбома «Наши земляки герои» Проект «Прописан в Волгограде навечно» Совместная акция с детской областной библиотекой «Читаем книги о войне» Конкурс плакатов «Защитники отечества» Целевые прогулки с родителями «Мой город, дороже которого нет» Составление рассказов о родном городе с использованием мнемотехники и моделирования апрель Конкурс фоторепортажей о посещении музеев или памятных мест Волгограда (совместно с родителями)
Волгоград – многообразный
Просмотр фильма «Волгоград – многообразный» апрель Выступление фольклорной группы, на праздновании Дня города, района. Аппликация «Герб и флаг Волгограда» Беседа о народностях, проживающих в Волгограде май Подвижные игры народов Поволжья
Круглый стол для родителей «Встреча поколений» Презентация мини-музея детского сада «Уголок памяти» Праздничный концерт для ветеранов ВОВ и детей Сталинграда «Этот день Победы!» Ярмарка игрушек народов Поволжья «Игрушка своими руками» День открытых дверей «Волгоград – многонациональный» с дегустацией национальных блюд «Бабушкины рецепты» Приложение 2
Анкета для родителей

1. Посещаете ли Вы с ребенком исторические места Волгограда? 2. Посещали ли Вы музей Волгограда с ребенком? 3. Нужно ли знакомить ребенка с историей основания нашего города? 4. Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольника с Великой отечественной войной? 5. Есть ли в Вашей семье родственники, прошедшие Великую отечественную войну? 6. Храните ли Вы фото, письма, награды и другие реликвии, связанные с Великой отечественной войной? 7. Имеется ли в Вашей семье генеалогическое древо? Если нет, хотите ли Вы его создать?


Яндекс.Метрика