Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сангарская гимназия»
Республики Саха (Якутия)
Педагогическое эссе
«Я - учитель»
Автор Стояногло Виолетта Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2016
Учительская… Разговоры, шутки, веселый смех. Но за всем чувствуется ожидание чего-то. И вот
звенит звонок на урок, и учительская пустеет.
Я иду на урок в пятый класс. Захожу и вижу на лицах детей нетерпение. Я чувствую себя
волшебницей. Сейчас они еще не знают, о чем мы будем говорить, а через несколько минут в их
головках уже поселится знание. Нужно очень бережно, чтобы не расплескать, заполнить эти
сосуды. А еще лучше, чтоб дети сами, конечно, с моей помощью, наполняли их. Мы только учимся
с ними воспринимать красоту слова, читаем сказки, пробуем на язык пословицы, поговорки. Они,
закрыв глаза, представляют волшебные страны, летают на ковре-самолете, примеряют сапоги-
скороходы. И вот задание: сочинить сказку. Они с энтузиазмом бросаются в сочинительство! И
вдруг – не получается! А почему? Есть зачин, концовка, а сюжет придумать не могут (им самим
нравится, что они уже знают такие замечательные слова). И детки начинают понимать, что
сочинительство – нелегкий труд. И они начинают уважать тех, кому это удается.
Я иду на урок в восьмой класс. Ох, и трудно же им порой бывает со мной! Им хочется говорить о
себе, о своих проблемах, в их организмах все перестраивается на взрослый лад, а тут я с
«Капитанской дочкой». Я не спорю с ними, что трудно окунуться в другой век, забыв о себе. И не
нужно забывать! Я предлагаю им (они же взрослые!) ненадолго стать Петрами Гриневыми и
Машами Мироновыми. Эта игра им нравится: честь, чувство долга, измена, предательство,
героизм, любовь – это уже не простые слова. И мы вместе с героями переживаем, радуемся,
страдаем и выходим победителями.
Я иду на урок в девятый класс и по глазам детей вижу, что они уже рвутся в бой. Что же будет? Они
представляют себя критиками и рассуждают о тупости Митрофанушки, о мудрости Стародума.
Они хохочут над господином Журденом. И я знаю, что и через пять, и через десять лет они будут
помнить наши уроки. Моя цель достигнута.
Я иду на урок в одиннадцатый класс и радуюсь, потому что мы будем говорить о Любви.
Несколько уроков нас волнует вопрос: что же такое любовь – величайшая трагедия или
величайшее счастье? Нам помогают произведения Бунина и Куприна. Много мнений, много слов
сказано. Конечно, все думают по-разному. Я потихоньку включаю сонату Бетховена и смотрю на
реакцию этих уже больших детей. Сначала они недоуменно переглядываются, но очень скоро
волшебные звуки музыки завораживают их. Я начинаю читать финальные строки «Гранатового
браслета». Мой голос дрожит от волнения, от восторга, от подступающих слез, но я не стыжусь
своих чувств, потому что вижу, как парни смущенно опускают глаза, а девушки, не стесняясь,
вытирают слезы. Я счастлива: они чувствуют Слово, они переживают и проживают жизнь героев,
они страдают вместе с ними, они Живут! И в этом есть и моя скромная заслуга. И я счастлива, что
я -- учитель!