Населённый пункт: село Кулешовка Азовского района Ростовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Страна, в которой мы живем"
Описание:
Итоговое интегрированное мероприятие для детей подготовительной к школе группы. Показывает знания детей по таким темам: "Государственные знаки и символы", "Устройство русской избы", "Животный мир родного края", "Народы и население". Это мероприятие отражает все компоненты патриотического воспитания: и содержательный (представления ребёнка об окружающем мире), и эмоционально - побудительный (эмоционально - положительное отношение к окружающему миру), и деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности).
«Страна, в которой мы живем»
Интегрированное мероприятие
для детей подготовительной к школе группы.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Левченко С.В.
Цель. Формирование основ патриотизма юных граждан России.
Задачи.
Способствовать воспитанию чувства патриотизма и начал
гражданственности – осознанию ребёнком себя как гражданина своей
страны, Донского края, уважительно с гордостью относящегося к
символике РФ и родного края, к Москве как главному городу нашей
страны.
Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей,
проживающих на Дону; уважение к традициям и обычаям русского
народа; любовь к родной донской природе.
Развивать познавательный интерес к историческим событиям, жизни
людей в прошлом; умение наблюдать, описывать и строить
предложения по поводу исторического содержания.
Развивать представления об устройстве человеческого жилья,
предметах домашнего обихода, познавать их практическое назначение.
Развивать монологическую и диалогическую речь детей, обогащая их
словарный запас новыми словами.
Расширить знания детей о других странах мира, об их национальных
символах и традициях.
Развивать конструктивные навыки у детей; умение складывать бумагу
путём оригами.
Средствами поэтического слова способствовать более глубокому
осознанию своей причастности к большой стране.
Создать для детей условия положительного психоэмоционального
комфорта.
Материалы и оборудование. Музыкальный зал: экран, DVD проектор,
ноутбук, флешкарта с презентациями «Россия – Родина моя» и
«Национальные символы Кореи», диски с записями песен о Родине;
политическая карта мира, макет «Крепостной вал и ворота. Город Азов»;
поднос, накрытый рушником, хлеб-соль; русские народные костюмы для
мальчика и девочки, шарфики трёх цветов (белый, синий, красный) на
каждого ребёнка; пазлы герба РФ; воздушные шары белого, синего,
красного цвета для украшения зала.
Познавательная комната: выставка «Природа Донского края» (чучела
птиц и животных из личной коллекции Зотова А.В.); макет «Уголок
Донского края»; коробка с мелкими игрушками животных; листы белой
бумаги для оригами.
Гостиная комната: мини-музей «Русская горница»; на тарелке
национальное блюдо кимчи; корзина с пекинской капустой.
Звучит песня В.Кудряшова на стихи Н.Майера «Спасибо, Россия» (диск «Поём
вместе»), в зал входят дети вместе с воспитателем.
Воспитатель.
Ребята, вы знаете, что у нас на Дону живет много людей разных
национальностей. Подскажите мне, какие народы проживают у нас? (русские, турки,
украинцы, корейцы, цыгане и многие другие).
Да, всё верно. Эти народы у нас живут мирно, уважают друг друга, знакомятся,
ходят друг к другу в гости. Вот и сегодня мы ждём гостей.
А вот и они, встречайте.
В зал входят гости в национальных корейских костюмах.
Воспитатель и дети (мальчик, девочка в русских народных костюмах) с
подносом, на котором рушник и хлеб-соль, встречают гостей.
Девочка Мир вам гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.
Мальчик Хлебосольством да радушьем
Знаменит родной наш край.
Здесь для вас обряды русские
И медовый каравай.
Воспитатель. По старому русскому обычаю примите от нас хлеб-соль.
Дети поют песню «К нам гости пришли».
Воспитатель. Ой, Вы, гости – господа, вы откуда и куда?
Расскажите нам о себе.
Рассказ гостей.
Здравствуйте, ребята. Мы представители корейского народа, живущего на
Дону. В Ростовской области мы живём уже давно, но не забываем свои корни.
Помним, откуда на Дон приехали наши предки. Мы чтим все традиции нашего
корейского народа и хотим немного рассказать вам о них.
Родом мы из страны
Корея. Находится она на Корейском полуострове в Азии. У вас есть карта?
Мы вам покажем.
Гости на карте показывают местонахождение своей страны.
Дети подходят к карте и рассматривают.
Гости. Мы любим заводить новых друзей. Вот решили посетить ваш детский сад,
познакомиться и подружиться с вами. Мы вам расскажем о стране Корея. А
вы нам о России, о своём крае.
Воспитатель.
Я предлагаю, для начала, стать в круг, взяться за руки, чтобы
почувствовать тепло друг друга. Сказать вместе такие слова:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ну, а теперь расскажите, пожалуйста, нам немного о стране Корея.
Гости продолжают свой рассказ с показом слайдов.
- Вот это наш национальный флаг Кореи. На белом фоне, который является
национальным цветом, разделённый на две части, круг – по-корейски «тхэгык».
Поэтому флаг получил название – «Тхэкки». Верхняя половина круга красная,
нижняя синяя. По углам расположены вот такие знаки, называются иероглифы,
которые обозначают (от верхней части древка по часовой стрелке): небо, юг, лето и
воздух; Луну, запад, осень и воду; Земля-планета, север, зима и земля-почва; солнце,
восток, весну и огонь. Черный цвет иероглифов означает бдительность, стойкость,
справедливость.
У нас есть и свои национальные символы. Вот это цветок гибискус. По-корейски
называется «Мугунхва». Несмотря на то, что цветки гибискуса быстро вянут и
осыпаются, на кусте тут же появляются новые. Поэтому куст гибискуса
символизирует бесконечное процветание. Мы, корейцы, очень любим этот цветок,
надеемся на то, что солнце вечно будет цвести в Корее, как бесконечно цветёт
гибискус.
- Ребята, а вы узнаёте эту птицу?
Это наша национальная птица – сорока.
- Скажите, а это кто? (Тигр).
Правильно, это уссурийский тигр. Он тоже наш национальный символ.
Тигр обозначает силу и отвагу.
Воспитатель Спасибо, Вам, за интересный рассказ. А теперь, ребята Вам
расскажут о своей стране и о родном крае.
- Так, как же называется страна, в которой мы живём? (Россия).
Покажите её на карте.
- Если мы живём с вами в России, то мы кто? (Россияне).
- Как ещё в старину называли людей живущих в России? (Россичи, росы).
- Скажите, а кто является главой нашего государства? (Президент).
Вот его портрет.
- Ребята, как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович
Путин).
- Какой главный город нашей страны? (г. Москва).
Правильно, Москва – столица нашего государства.
Ребёнок. Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах.
Столько храмов, столько башен
На семи твоих холмах!
Воспитатель.
У нас есть фотографии с изображением разных уголков города
Москвы. Давайте назовём их. Наши гости с нами совершат путешествие по
Москве.
Дидактическое упражнение «Главный город».
(Воспитатель показывает слайды, дети узнают и называют их).
-Посмотрите, пожалуйста, ещё на слайды. Что изображено здесь?
(Герб).
- Кто может рассказать о нашем гербе?
Рассказ ребенка о гербе России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой
Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развивается плащ,
в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона, означает
победу добра над злом. В правой лапе у орла – скипетр, в левой - держава –
это символы власти и управления государством.
Мы герб этот видим на важной бумаге,
На нашем большом государственном флаге,
Когда бы и где бы о нём не спросили,
Скажи: «Это герб дорогой нам России».
Воспитатель. Всё правильно рассказано. Вот здесь есть пазлы с изображением
нашего герба. Давайте разделимся на три команды и соберём их. Гости могут
присоединиться к нам.
Дидактическое упражнение «Собери герб России».
Воспитатель обращает внимание детей на следующий слайд.
- Кто нам подскажет, что это за символ? (Это флаг России).
Ребенок. Флаг России – великое знамя,
Гордо три цвета реют над нами.
Белый цвет – цвет чистоты,
Синий – неба синевы,
Третий – ярко красный,
Что рассвет прекрасный.
Флаг наш – символ доблести
И народной гордости.
Воспитатель. Посмотрите, вот у меня есть шарфики. Они похожи на полосы
Российского флага. Давайте составим из них наш флаг.
Танцевальное упражнение «Наш флаг».
- А какой ещё есть символ у нашего государства?
Ребёнок. Есть торжественный гимн у России.
Прославляет он Родины силу,
Славит доблесть, заслуги людей
Вдохновенною песней своей.
- Ребята, что мы называем Родиной, как вы думаете?
(Место, где мы родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши мамы
и папы, наша страна).
- Всё правильно вы сказали. Место, где мы родились тоже наша Родина.
Обратите внимание, на слайде появились какие-то символы и знаки. Как вы
думаете, что они обозначают?
(Это флаг и герб Ростовской области, и флаг, и герб Азовского района).
- Как вы думаете, почему они у нас на слайдах?
(Потому что, мы живём в Азовском районе Ростовской области).
-Как ещё называют нашу Ростовскую область? (Донской край).
-Почему ёе так называют? (Потому что главная река нашего края
Дон, и она дважды пересекает нашу область).
- А у нас в области, какой главный город? (г. Ростов-на-Дону).
- Как называется село, в котором мы живём? (с. Кулешовка).
- Посмотрите на эти фотографии, вы узнаёте этот город?
Мини фото-викторина «Узнай место».
- А что интересного вы можете рассказать о городе Азове?
Поможет вам в этом этот макет. Что представлено на нём?
(Крепостной вал с остатками крепостных стен и крепостные ворота).
- Кто нам и нашим гостям расскажет?
Сегодня Саша будет экскурсоводом, и мы окунёмся в прошлое города Азова.
Рассказ ребёнка.
Азов самый древний город Донского края. Азов – это город крепость. Когда-то
очень давно, город назывался Азуп, так звали половецкого князя, убитого в этих
краях, но по-русски это звучало как Азов. Когда город захватили монголы, его стали
называть Азак. Через город проходил знаменитый великий торговый путь в Китай.
Потом город захватили турки. Азов превратился в крупную военную базу. Город
освободили от турков, но до сих пор сохранились земляные валы, крепостные
ворота и остатки каменных стен.
Воспитатель. А теперь давайте расскажем нашим гостям, как жили в старину на
Руси. Пройдём в наш мини - музей. Проходите гости, присаживайтесь. Вот
мельница, колодец, плетень. А вот тут уголок русской избы.
1-й ребёнок. Особое место в избе занимала печь. Вот она (показывает). Её называли
«кормилица», «матушка». В ней пекли хлеб, варили кашу, щи,
картошку.
2-й ребёнок.
Возле русской печи стояли глиняные горшочки, в которых готовили
еду (рассказ ребёнок сопровождает показом); ухват, чтобы
доставать горшки из печи; кочерга – ею ворошили угли.
Воспитатель. Гостей было принято встречать в горнице
3-й ребёнок
Слово «горница» произошло от древнерусского слова «горнее»,
что значит особо торжественное место. Горница всегда была чисто
прибрана и готова к приёму гостей.
Воспитатель.
А давайте спросим у наших гостей: «Если у них своё
национальное блюдо и как оно называется?»
Гости. Есть. У нас национальное блюдо – « кимчи». Это приправленные,
квашеные овощи, в первую очередь – пекинская капуста. Мы
сейчас угостим вас этим блюдом. (Вносят на тарелке квашеную
пекинскую капусту, и свежую капусту в корзинке. Показывают
детям). Без кимчи не обходится ни один приём пищи.
Воспитатель. А мы знакомы уже с этой капустой. У нас была выставка капусты,
мы её там рассматривали. Спасибо большое, а попробуем мы чуть
позже.
4-й ребёнок.
Вещи хранили в сундуках (показывает). Чай пили из самовара
(показывает).
Воспитатель. Русский народ очень любит петь и слушать песни. А вы любите
петь?
Гости. Да, у нас тоже много национальных песен. Сейчас мы исполним
для вас песню на нашем национальном языке.
Песня. Поют гости.
Воспитатель. Спасибо вам за песню. Что-то мы засиделись. Давайте все вместе
поиграем в русскую народную игру.
Подвижная игра «Арина».
По считалке выбирается Арина. Считалка:
«Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас!»
Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети
идут по кругу, поют хором:
Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чьё имя – укажи.
Дети бегут по кругу. Кого Арина поймает – того должна узнать,
назвать имя.
Воспитатель. Мы живем на Донской земле богатой не только своей историей,
но и природой. Давайте покажем нашим гостям удивительную мини-выставку
животного мира нашего края. Пройдемте в познавательную комнату. Посмотрите на
выставку животных, обитающих в нашей местности. Гости, а Вы, случайно, не
знаете кто это?
Ребята сейчас Вам расскажут. А давайте сделаем так: ребята
опишут птицу, Вы найдете ее, и мы скажем, как она называется.
Дети дают описательные рассказы.
1.
Спина черновато-серая, голова и шея чёрные, на лбу голая белая «бляшка»,
как будто шапочка. Гнездо строит на мелководье в зарослях камыша.
(Лысуха).
2.
Оперение серовато-песочное с бурыми, коричневыми пестринками.
Встречается на полях, заросших травой, гнездо устраивает на земле.
(Куропатка).
3.
Перелётная водоплавающая птица. Каштаново-красное горлышко, серовато
белые щеки и чёрная шапочка на голове. Гнездо плавает на воде.
(Серощёкая поганка).
4.
Птица серопесчаного цвета, с длинными тонкими ногами, большие глаза.
Может ходить по грязи, по болоту. Быстро бегает, даже по грязи. Гнездо-ямка в
земле. (Кулик).
Воспитатель. А вот здесь у нас макет небольшого уголка Донской природы. Но
посмотрите, здесь нет ни одного животного. Давайте заселим этот уголок
животными, живущими в Донском крае.
Дидактическая игра «Засели животными».
(В коробке разные животные, нужно выбрать только тех, кто живет у нас на Дону).
Воспитатель. Огромная наша планета Земля. На ней очень много разных стран.
Все страны мира по-своему интересны и замечательны. У каждой страны есть свои
символы, но есть такие, которые едины для всех стран. Один из таких символов -
белый голубь - символ чистоты, доброты и мира. Я предлагаю Вам, ребята, сделать
из бумаги голубей и подарить их нашим гостям.
Оригами голубь.
Под музыку дети дарят голубей всем гостям.
Воспитатель. Вот и настала пора расставанья, давайте же скажем простые слова:
« Друзья, до свидания».