Учебное заведение: МОУ "СОШ №1"г.Дно филиал детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: г.Дно Псковская область
Наименование материала: программа
Тема: "Я люблю свою родину малую"
Описание:
Собственная разработка программы по
ознакомление детей дошкольного возраста
с историей и культурой родного края
с использованием регионального компонента
с использованием регионального компонента
Разработчик программы:
старший воспитатель
КУЗЬМИНА Е.Н.
2015 год
ВВЕДЕНИЕ
Вариативная часть. Региональный компонент.
Содержание регионального компонента направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к
родному краю через:
- формирование представлений о народных обычаях и традициях;
- воспитание любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
- расширение знаний и представлений об окружающей природной среде (природных и водных ресурсах, растительном и животном
мире Псковской области);
-формирование общих представлений о прошлом и истории г. Дно и Псковского края, о знаменитых и известных земляках;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к традициям и природе своего края.
Цель программы : ознакомление дошкольников с окружающим миром на примере ближнего природного и социального окружения,
осознание своего места в нем.
Задачи:
Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края, чувства сопричастности к ней;
Расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностям города и области, социальным
навыкам;
Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного,
патриотического воспитания подрастающего поколения;
Знакомство с проблемами экологии и охраны природы, памятников истории и культуры;
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.
Формы организации . Материал представлен в виде блочного планирования - БЛОК: ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ, БЛОК:
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО, БЛОК: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ, БЛОК: ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРИКЛАДНОЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ по три месяца на учебный год. Проведение мероприятий может
варьироваться в зависимости от возраста детей, целей, условий и места проведения. Это могут быть:
фронтальные занятия;
индивидуальные занятия;
беседы;
совместная деятельность воспитателя с детьми;
совместная деятельность родителей с детьми;
самостоятельная деятельность детей в группе и дома;
праздники и развлечения
Режим проведения: планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:
Проведение познавательных и этических бесед, чтение русских народных сказок, драматизаций сказок, сюжетно-ролевые
игры планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
Дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в совместной деятельности воспитателя с детьми, рекомендуются
родителям для занятий с детьми дома;
Экскурсии и экологические акции проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной
программы и за счет времени отведенного на прогулку;
Музыкальные часы, музыкальные видео – путешествия, развлечения, народные праздники организуются совместно
музыкальным руководителем, воспитателями и родителями;
Выставки, тематические мини - музеи, проекты организуются во взаимодействии с детской библиотекой и домом культуры.
Русские народные и хороводные игры проводятся во всех видах детской деятельности: на прогулках, образовательной и
свободной деятельности.
Реализация программы предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности
и в образовательные области:
- «Познавательное развитие» (история, культура Псковской области, растительный и животный мир);
- «Речевое развитие» ( произведения устного народного творчества, сказки, былины);
- «Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность, организация выставок рисунков, мастер - классы);
- «Физическое развитие» (русские народные игры)
Содержание для включения в основную общеобразовательную программу ДОУ:
БЛОК ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ включает в себя: знакомство с русским народным фольклором, с народными и
сезонными праздниками, играми, сказками, проведение в ДОУ сезонных праздников и развлечений, связанных с народным календарем
– Осенины, Рождество, Масленица.
БЛОК МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
включает познавательные беседы о г.Дно, экскурсии по улицам города и его
достопримечательностям, к памятникам героев ВОВ
, сюжетно-ролевые игры, работу в уголке народного творчества и в центре развития
речи, работу с родителями, взаимосвязь с социумом: школа, библиотека, пожарная часть, совместные с взрослыми выставки рисунков,
поделок и фотовыставки, проектную деятельность.
В
БЛОК ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ
входят познавательные беседы о растениях, животных, птицах,
водных объектах Псковской области, видео - и фото - путешествия по достопримечательностям и историческому прошлому Пскова и
области, экологические акции, знакомство с псковскими писателями и поэтами.
В БЛОКЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
представлены: познавательные часы о псковских традициях и ремеслах, видеопросмотры и презентации мастер – классов по
изготовлению изделий из травы, глины, бересты, музыкальные путешествия со знаменитыми земляками Псковского края, совместная
продуктивная деятельность взрослых и детей.
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЛАДШАЯ ГРУППА
Сентябрь - ноябрь
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое
мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Знакомство с колыбельными песнями,
заучивание потешек: «Как у нашего кота»,
«Водичка, водичка», «Идет коза рогатая»;
Знакомство со сказками: «Репка», «Колобок»,
«Волк и семеро козлят»;
Русские народные игры: «Гуси - гуси», «У
медведя во бору», «Ходит Ваня», «Карусель»,
«кошки –мышки», «Салки- догонялки»
дети
воспитатели
родители
открытый показ ОД
по развитию речи
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Создание в группе уголка народного
творчества;
Обзорные экскурсии на участки других групп,
вокруг детского сада « Осенняя краса»
педагоги
родители
дети
воспитатели
выставки:
для ДОУ
«Мозаика осени»,
в группе
«Осенний букет»
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Познавательные беседы о растительном мире
(деревья, кустарники, растущие на участках
детского сада);
Беседы - рассказы о насекомых (бабочки,
комары, пчелы)
дети
воспитатели
оформление альбома
для уголка природы
«Познаем мир»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ
И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривание иллюстраций, картин о
сезонных явлениях в природе;
Слушание, исполнение народных песен
различных жанров: колыбельная, пестушка,
потешка, прибаутка, закличка, игровая и
плясовая песня, учить эмоционально отзываться
на них;
Знакомство с русскими народными
инструментами – дудочка, ложки;
Пополнение коллекции уголка народного
творчества народными игрушками – матрешка.
Познавательная беседа «Веселые матрешки».
Рисование «Украсим платочек для матрешки»;
дети
воспитатели
родители
Совместная выставка
в уголке народного
творчества
«Веселые матрешки»
Развлечение
«Что у осени в
корзинке»
Декабрь - февраль
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Знакомство со сказками: «Снегурушка и
лиса», «Три медведя», «Маша и
медведь»; Заучивание потешки «Наша-то
хозяюшка сметлива была»;
Знакомство детей с Рождеством «Пришла
Коляда – отворяй ворота»;
Народные игры: «Жмурки», «Бабка –
ежка», «Салки», «Колпачок».
дети
воспитатели
родители
Драматизация сказки
«Три медведя»
просмотр праздника народного
календаря «Гуляют ребятки в
рождественские святки» с
детьми старшего дошкольного
возраста
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Дидактическая игра «Оденем куклу на
прогулку», загадывание загадок о зиме,
зимней одежде.
Обзорные экскурсии на участки других
групп, вокруг детского сада «Уж, ты,
зимушка - зима»
дети
воспитатели
выставки:
для ДОУ
« Вот какой он – Дед Мороз»,
в группе фотовыставка: «Мы
любим зиму»
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Знакомство детей с самоваром
Дидактическая игра «Напоим куклу
чаем»;
Познавательные беседы о животных и
дети
воспитатели
пополнение новыми
материалами альбома для
уголка природы
«Познаем мир»
их детенышах (волк, лиса, заяц, медведь)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ -
ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривание иллюстраций, картин о
сезонных явлениях в природе;
Слушание, исполнение народных песен
различных жанров: колыбельная,
пестушка, потешка, прибаутка, закличка,
игровая и плясовая песня, учить
эмоционально отзываться на них.
Знакомство с русскими народными
инструментами - ложки, гармошка;
Знакомство детей с медведем Мишуткой.
Лепка посуды, выставка в уголке
народного творчества
дети
воспитатели
музыкальный
руководитель
совместная выставка в уголке
народного творчества
«Забавные медвежата»
новогодний праздник
Март – май
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Знакомство с Масленицей «Масленица
годовая – наша гостьюшка дорогая»;
Разучивание закличек: «Весна, весна,
красная!», потешек про солнышко;
Знакомство со сказками «Заюшкина
избушка», «Кот, петух и лиса»,
«Теремок»;
Народные игры: «Солнышко-ведрышко»,
«Веснянка», «Летал, летал воробей».
дети
воспитатели
родители
Просмотр развлечения –
праздника народного календаря
«Широкая Масленица» с детьми
старшего дошкольного возраста
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Этическая познавательная беседа «Моя
любимая мама»;
Обзорные экскурсии на участки других
групп, вокруг детского сада «Весна,
весна на улице»
дети
воспитатели
выставка детских рисунков и
поделок «Подарок маме»
коллаж « Весенние цветы»
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Знакомство с предметами обихода –
глиняным горшком;
Познавательные беседы о растениях
(травы, цветы);
Знакомство с птицами своей местности.
дети
воспитатели
пополнение новыми
материалами альбома для
уголка природы
«Познаем мир»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ -
ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дидактическая игра «Чудесный
сундучок»;
Слушание, исполнение народных
песен различных жанров: колыбельная,
пестушка, потешка, прибаутка, закличка,
игровая и плясовая песня, учить
эмоционально отзываться на них.
Слушание колыбельных Римского –
Корсакова
Знакомство с русскими народными
инструментами – ложки, дудочка;
Рассматривание иллюстраций, картин о
сезонных явлениях в природе
Выставка в уголке народного творчества
дети
воспитатели
музыкальный
руководитель
Совместная выставка в уголке
народного творчества
«Дымковские игрушки»
Развлечение «Весенняя сказка»
игрушек, рисунков дымковской игрушки
Мониторинг детей младшего дошкольного возраста
БЛОК
«
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Знать несколько потешек, колыбельных песенок, закличек;
Узнавать знакомые сказки по отрывкам, иллюстрациям, предметам;
Играть в русские народные игры;
Проявлять эмоциональную отзывчивость.
БЛОК
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО »
Знать название своего города;
Знать членов своей семьи, их имена;
Играть в сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад».
БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ»
Называть 3-4 дерева или кустарника, 3-4 растения, произрастающие на территории детского сада;
Знать название птиц своего края;
Знать и называть животных Псковского края;
Называть 4-5 насекомых и место их обитания.
БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Знать русские народные инструменты: дудочка, ложки, гармошка;
Знать и различать народные игрушки - матрешка, дымковская игрушка,
Слушать и эмоционально отзываться на музыку Римского-Корсакова
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Сентябрь - ноябрь
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое
мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Разучивание потешек «Наш козел», «А
тари- тари – тари», русских народных
загадок, потешек, попевок о домашних
животных;
Знакомство со сказками: «Бычок –
смоляной бочок», «Золотое веретено»,
«Лисичка со скалочкой», «Петушок и
бобовое зернышко»;
Русские народные игры: «Летал воробей»,
«Капуста», «Золотые ворота», «У
дядюшки Трифона»
дети
воспитатели
родители
инсценировка
сказки по выбору
воспитателей;
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Обновление и пополнение предметно-
развивающей среды – уголка народного
творчества;
Экскурсия по улице, на которой находится
детский сад;
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,
«Детский сад» (расширение и
обогащение сюжетов)
дети
воспитатели
родители
участие в выставках
группы и сада на
осеннюю тематику
оформление
фотоальбома для ЦРР
«Мы гуляем»
Познавательные беседы: «Животные
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Псковской области» (заяц-русак, белка,
ондатра, лесная куница);
Беседа: «Край родной – частица России»
дети
воспитатели
оформление групповых
выставок рисунков на
данные темы
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ
И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Познавательная беседа: «Чудо – глина»;
Игра на русских народных инструментах –
ложки, дудочка.
дети
воспитатели
музыкальный
руководитель
продуктивная
деятельность – лепка
глиняных игрушек
выступление на осеннем
утреннике с номером
«Ложкари»
Декабрь - февраль
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое
мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Разучивание русской народной песенки:
«Как на тоненький ледок», заклички «Мороз,
мороз, не морозь мой нос», рождественских
колядок.
Знакомство и пересказ сказок: «Зимовье
зверей», «Заюшкина избущка», «Лисичка –
сестричка и серый волк»
Народные игры: «Два Мороза», «Новогодняя
хороводная», «Зимний хоровод»,
«Обыкновенные жмурки», «Бабка – ежка»
дети,
воспитатели,
родители,
музыкальный
руководитель
новогодний утренник
участие в выставке ДОУ
на зимнюю тематику
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Работа в центрах развития речи:
рассматривание открыток, фотографий об
улицах и объектах города;
Закрепление правил поведения на улице и в
общественных местах;
Беседа о водных объектах Дновского района
(река Полонка и Шелонь)
дети,
воспитатели
создание коллажа:
«Я и улица моя»
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Беседа: «Наши пернатые друзья» (о птицах
Псковского края»;
Псковские писатели – детям: стихи Ирены
Панченко («Радуга», «Отважный цветок»)
дети,
воспитатели
Совместная
продуктивная
деятельность
«Кормушка для птиц»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ
И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Познавательная беседа – видеопрезентация:
«Псковская керамика»;
Музыкальные путешествия: «Псковские
гусельные наигрыши»
дети,
воспитатели,
родители,
музыкальный
руководитель
оформление выставки в
уголке народного
творчества:
« Псковская керамика»
Март - май
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Отгадывание загадок и заучивание
закличек о весне, знакомство с потешным
фольклором – дразнилками,
скороговорками, разучивание и
самостоятельное придумывание небылиц;
Узнавание знакомых сказок по отрывкам
из них, иллюстрациям, предметам.
Самостоятельное творческое развитие
сюжета сказки «Колобок», «Курочка –
ряба»;
Знакомство с русским народными
праздникоми – Масленицей, разучивание
песенок про блины; Пасха.
Народные игры: «Земелюшка –
чернозем», «Веснянка», «Классы»,
«Пастух и стадо», «Пчелка и ласточки»,
«Солнышко – ведрышко», «Верба-
вербочка»
дети,
воспитатели,
родители,
музыкальный
руководитель
Просмотр развлечения –
праздника народного календаря
«Широкая Масленица» с детьми
старшего дошкольного возраста
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Беседа «Я люблю свой детский сад»,
продуктивная совместная деятельность с
воспитателем: создание коллажа на
данную тему;
Работа с родителями: создание мини -
музея в группе: «Животный и
растительный мир Дновского района»
дети,
воспитатели,
родители
групповая фотовыставка
«Мой дом, моя улица»
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Беседа: «Растения - первоцветы
Псковской области, занесенные в
Красную книгу»;
Чтение сказок А.С. Пушкина, беседа о
его творчестве
дети,
воспитатели,
родители
выставка в ЦРР:
«Сказки А.С. Пушкина»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ -
Мастер - класс: «Шелонские традиции –
плетение из болотных трав» -
дети,
выставка:
ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
видеоэкскурсия
Музыкальный час: «Русские песенные
традиции – фольклорная псковская певица
Сергеева О.Ф. (Усвятский район)
воспитатели.
музыкальный
руководитель
«Чудесное превращение »
Мониторинг детей среднего дошкольного возраста
БЛОК «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Знать несколько потешек, прибауток, закличек, рассказывать их;
Уметь отгадывать загадки, проговаривать скороговорки;
Знать и пересказывать русские народные сказки, знать их героев и персонажей;
Знать название 3-4 русских народных игр, играть в них;
Называть несколько народных праздников.
БЛОК «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО »
Знать название своего города, адрес проживания;
Рассказывать о себе, своей семье;
Знать название 4-5 улиц родного города, уметь находить их на фотографиях;
Называть представителей растительного и животного мира Дновского района;
Самостоятельно выбирать сюжет и играть в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Библиотека»;
БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ»
Знать названия своего края;
Называть 5-6 животных Псковской области, рассказывать о местах их обитания;
Называть 3-4 растения, занесенные в Красную книгу;
Называть водные объекты Дновского района и рассказывать о них;
Называть имена псковских писателей и поэтов.
БЛОК
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Знать русские народные инструменты: дудочка, ложки, гармошка;
Знать и различать народные игрушки - матрешка, дымковская игрушка,
Слушать и эмоционально отзываться на музыку Римского-Корсакова
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь - ноябрь
Блок
Развернутое содержание
работы
Категория
участников
Итоговое
мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Знакомство с пословицами,
поговорками, прибаутками о русском
народном быте, гостеприимстве;
Беседа о народных обычаях и
праздниках (Покров, Сергиев день);
Беседы об осени с использованием
народных примет, песенок, пословиц;
Чтение и рассказывание сказок:
«Мужик и медведь», «У страха глаза
велики», «Заяц-хваста», «Крылатый,
мохнатый да масляный»;
Русские народные игры: «Капуста»,
«Урожайная», «Гуси летят»,
« Хороводная – огородная»
дети,
воспитатели,
родители,
музыкальный
руководитель
осеннее развлечение
«Капустник»
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Пополнение уголков народного
творчества материалами и предметами
народного быта;
дети,
воспитатели,
изготовление альбома
Экскурсия «По улицам родного
города»;
Обогащение сюжетов, изготовление
атрибутов к сюжетно-ролевым играм
«Семья», «Детский сад», «Магазин»,
«Библиотека»;
Подбор материала для альбома
«Природа нашего края»
родители,
музыкальный
руководитель
«Природа нашего края»
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Беседа: «Лекарственные растения
Псковской области» (ромашка, мята,
мать - и – мачеха);
Слайд – путешествие «Славный город
на реке»
дети,
воспитатели,
старший воспитатель
добавление
иллюстрационного
материала в альбом
«Природа нашего края»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ
И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Познавательная беседа: «Псковская
глиняная игрушка»;
Музыкальное видео - путешествие:
«Н.А. Римский-Корсаков (музейно-
усадебный комплекс Любенск -Вечанша
Плюсский район)»
дети,
воспитатели,
старший
воспитатель,
музыкальный
руководитель
выставка глиняных
игрушек в уголке
народного творчества
Декабрь - февраль
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое
мероприятие
Разучивание закличек, загадок о зиме, о
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
православных праздниках (Рождество,
Святки) и колядовании, разучивание
заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»;
Знакомство со сказкой Ушинского «Проказы
старухи зимы», чтение сказки «Морозко»,
«Два Мороза»;
Русские народные игры: «Обыкновенные
жмурки», «Иголка, нитка, узелок», «Два
Мороза», «Горелки», «Зимний хоровод»
дети
воспитатели
музыкальный
руководитель
Участие в развлечении
«Гуляют ребятки в
рождественские Святки»
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Работа в центре развития речи: беседы о
достопримечательностях города,
рассматривание иллюстраций, фотографий о
родном городе;
Экскурсия в литературную гостиную
Дновской детской библиотеки;
Беседа: «Мир природы города Дно и района»
Дети,
воспитатели,
специалисты
Дновской детской
библиотеки
Литературная гостиная
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Животные Псковской области, занесенные в
Красную книгу;
Защитники земли Псковской: князь
Александр Невский, Довмонт Тимофей,
Всеволод Гавриил.
дети,
воспитатели,
старший
воспитатель
участие в спортивных
соревнованиях,
посвященных Дню
защитника Отечества
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ -
ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Гармошечный наигрыш скобаря» -
музыкальный час;
«Дело мастера боится» - познавательная
беседа о псковских мастерах
дети
воспитатели
пополнение уголка
народного творчества
новыми материалами
Март - май
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое
мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Разучивание закличек, песенок, пословиц о
весне; пение частушек;
Знакомство с русскими народными небылицами;
рассказ воспитателя о праздновании
Масленицы, Вербного воскресенья, о вербе; о
традициях народных гуляний на Пасхальной
неделе;
Чтение сказки Н. Павловой «Под кустом», р.н. с.
«Каша из топора». Словесные игры.
Русские народные игры: «Горелки»,
«Пятнашки», «Салки», «Пастух и стадо»,
«Ручеек», «Пошла млада за водой», «Во поле
береза стояла»
дети,
воспитатели,
старший
воспитатель
участие в развлечении
«Широкая
Масленица»
весеннее развлечение
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Беседа: «Профессии моих родителей»;
Совместная выставка рисунков детей и
родителей: «Моя малая родина»;
Экскурсия в церковь Михаила Архангела (в
рамках работы кружка по духовно-
нравственному воспитанию «Доброе сердечко»)
Дети.
воспитатели,
родители
создание альбома
«Профессии»;
совместная выставка
рисунков детей и
родителей:
«Моя малая родина»
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Ирена Панченко – писатель и художник.
Чтение стихотворения «Прогулка по Пскову»;
ПСКОВЩИНЫ
Экологическая акция «Первоцвет» (сохранение в
природе весенних цветов)
дети,
воспитатели
посадка и наблюдение
за ростом растений
в «Огороде на окне»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ
И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Музыкальные путешествия: М.П. Мусорский
«Картинки с выставки»;
«Масленица широкая» - развлечение (беседы,
продуктивная деятельность, разучивание
песенок-закличек)
дети,
воспитатели,
музыкальный
руководитель
участие в развлечении
«Масленица
широкая»
Мониторинг детей старшего дошкольного возраста
БЛОК «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Знать пословицы, поговорки, заклички по временам года, самостоятельно придумывать небылицы и загадки;
Самостоятельно организовывать и играть в русские народные игры, знать их названия;
Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра;
Называть народные праздники, время их проведения, обычаи и традиции народных гуляний;
БЛОК «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
»
Знать название своего города, его историю;
Уметь рассказывать о гербе города Дно;
Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье, рассказывать их;
Участвовать в совместной деятельности с воспитателями и родителями в разработке проекта «Моя малая Родина»;
Называть достопримечательности города Дно, знать, где они находятся;
Самостоятельно выбирать и обогащать сюжет в ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «Школа»,
«Пожарная часть».
БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ»
Иметь представление об истории области и района, рассказывать о гербе г. Пскова;
Рассказывать о животном мире Псковской области, его особенностях, знать животных, занесенных в Красную книгу;
Называть имена защитников земли Псковской;
Знать имена и произведения псковских писателей и поэтов;
Иметь представление о некоторых интересных местах Псковщины (заповедник Полистовский, Михайловское, музейно-
усадебный комплекс Любенск -Вечанша Плюсский район );
Знать и называть ремесла Псковщины: валяние валенок, каменное зодчество, кузнечное и гончарное дело.
Участвовать в экологических акциях, проводимых в ДОУ.
БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Знать и рассказывать о псковской глиняной игрушке;
Знать псковские ремесла: кузнечное дело - художественная ковка, валяние валенок, вышивка, конструирование народного костюма,
изготовление сувениров;
Уметь подыгрывать мелодии на русских народных инструментах: трещотка, погремушка, ложках;
Знать и называть композиторов Псковщины: Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусорский, Н.П. Яхонтов;
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Сентябрь - ноябрь
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое
мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Беседы об осенних месяцах, народных праздниках
осени: Семенов день, Покров, Синичкин день,
Кузьминки. Повторение закличек, поговорок,
пословиц об осени, труде, природе;
Знакомство с русской народной вышивкой,
традицией совместного труда рукодельниц на
посиделках;
Русские народные игры: « Ворота», Карусель», «В
углы», «Муха», «У рябинушки», «Круговая лапта»,
«На горе – то калинушка», «Иголка, нитка, узелок».
дети,
воспитатели,
музыкальный
руководитель
развлечение
«Осенние посиделки»
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Разработка проекта «Моя малая Родина»;
Работа в уголке народного творчества (расширение
и обогащение материалов), выставка работ
местных мастеров «Золотые руки наших
земляков»;
Изготовление атрибутов (на ОД по
конструированию в свободной деятельности),
дети
воспитатели
родители
выставка работ
местных мастеров
«Золотые руки наших
земляков»;
обогащение сюжетов в сюжетно-ролевых играх
«Семья», «Детский сад», «Больница»,
«Библиотека», «Школа», «Пожарная часть»;
Экскурсия «Достопримечательности нашего
города»
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Беседа: «Герб города Пскова»;
Видеоэкскурсия: «Заповедник Полистовский
(Бежаницкий район)»
дети,
воспитатели,
старший
воспитатель
Создание альбома:
«Познай свой край
родной»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ -
ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Псковские ремесла: кузнечное дело
-художественная ковка ( видеопрезентация);
Разучивание и подыгрывание мелодий на русских
народных инструментах: трещотка, погремушка,
ложки.
дети,
воспитатели,
старший
воспитатель
Развлечение:
«Осенние посиделки»
Декабрь - февраль
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Беседы о характерных особенностях зимы, о
рождественских праздниках, святочных
гаданиях;
Повторение пословиц о труде и мастерстве;
Чтение и рассказывание сказок:
«Снегурочка», «Семь Симеонов», «Мороз
Иванович»; рассказов, былин о русских
богатырях;
Народные игры: «Горшки», «Гори-гори
дети
воспитатели
музыкальный
руководитель
развлечение
«Рождественские колядки»
ясно!», «Звонарь», «Колечко», «Третий –
лишний».
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Работа по проекту «Моя малая Родина»;
Работа в центре развития речи: чтение
познавательной литературы, рассматривание
фотоиллюстраций о Дновском районе и его
достопримечательностях;
Беседа о гербе г.Дно;
Работа с родителями: составление
генеалогического дерева семьи;
Видеоэкскурсия «Святые места Дновского
района».
дети,
воспитатели,
родители,
ст. воспитатель
Выставка:
«Моя семья»
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Растения и животные Псковской области,
занесенные в Красную книгу;
Слайд - путешествие «Княгиня Ольга -
основательница Пскова»
дети.
воспитатели,
ст. воспитатель
Пополнение альбома
«Познай свой край родной»
новыми материалами
(детские рисунки,
фотографии)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ -
ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Музыкальные путешествия: знаменитые
земляки - Николай Петрович Яхонтов;
Познавательный час: «Центрально –
псковские традиции – валяние валенок»
дети,
воспитатели,
ст. воспитатель
Развлечение «Рождественские
колядки»
Март - май
Блок
Развернутое содержание работы
Категория
участников
Итоговое мероприятие
ФОЛЬКЛОР,
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Этические беседы о маме с включением
народных пословиц и поговорок; рассказ
воспитателя о праздновании вербного
воскресенья, Пасхи; беседы о народном
костюме и русской избе;
Беседы о русских обычаях встречи весны,
пение песен и закличек о весне;
Народный юмор: (докучные сказки,
скороговорки, дразнилки);
Рассказ о матрешке, разучивание
частушек и стихов о матрешках;
Беседа о русской народной песне,
Знакомство с пословицами и поговорками
о песне;
Народные игры: «Лапта», «Жмурки»,
«Горелки», «Бабка- ежка», словесные
народные игры: «Садовник», «Бирюльки»,
«Путаница»
дети
воспитатели
музыкальный
руководитель
Утренник, посвященный
международному женскому дню
8 марта
Участие в праздновании
масленичной неделе
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
Работа по проекту «Моя малая Родина»;
Экскурсия в пожарную часть, участие в
неделе ОБЖей-ка»;
Беседа: «Они сражались за родину» (О
земляках, героях ВОВ);
Экскурсия в парк к памятникам воинам –
освободителям г.Дно
дети,
воспитатели,
родители,
ст. воспитатель
Открытый показ НОД
Фотовыставка:
«Художники и поэты
Дновщины»;
Групповая выставка детских
рисунков: «Мой город Дно»;
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ПСКОВЩИНЫ
Экологическая акция: «Аллея
выпускников» (посадка кустарников на
участках детского сада»;
Архитектурная мозаика: «Каменное
зодчество древнего Пскова» (видео
презентация)
дети,
воспитатели,
родители,
ст. воспитатель
посадка выпускниками и
родителями кустарников на
участках детского сада
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ -
ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Познавательная беседа:
«Псковские масленичные традиции в
народной речи»;
Музыкальный час: видеопросмотр
«Усадьба семьи Мусорских, пос.Карево,
Псковской области»;
Беседа – показ: «Псковские женские
ремесла (вышивка, конструирование
народного костюма, сувениры)
дети
воспитатели
музыкальный
руководитель
Участие в развлечении
«Масленица широкая» -
(беседы, продуктивная
деятельность, разучивание
песенок-закличек);
Пополнение альбома «Познай
свой край родной» новыми
материалами (детские рисунки,
фотографии)
Мониторинг детей старшего дошкольного возраста
БЛОК «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Знать пословицы, поговорки, заклички по временам года, самостоятельно придумывать небылицы и загадки;
Самостоятельно организовывать и играть в русские народные игры, знать их названия;
Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра;
Называть народные праздники, время их проведения, обычаи и традиции народных гуляний;
БЛОК «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО
»
Знать название своего города, его историю;
Уметь рассказывать о гербе города Дно;
Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье, рассказывать их;
Участвовать в совместной деятельности с воспитателями и родителями в разработке проекта «Моя малая Родина»;
Называть достопримечательности города Дно, знать, где они находятся;
Самостоятельно выбирать и обогащать сюжет в ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «Школа»,
«Пожарная часть».
БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ»
Иметь представление об истории области и района, рассказывать о гербе г. Пскова;
Рассказывать о животном мире Псковской области, его особенностях, знать животных, занесенных в Красную книгу;
Называть имена защитников земли Псковской;
Знать имена и произведения псковских писателей и поэтов;
Иметь представление о некоторых интересных местах Псковщины (заповедник Полистовский, Михайловское, музейно-
усадебный комплекс Любенск -Вечанша Плюсский район );
Знать и называть ремесла Псковщины: валяние валенок, каменное зодчество, кузнечное и гончарное дело.
Участвовать в экологических акциях, проводимых в ДОУ.
БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Знать и рассказывать о псковской глиняной игрушке;
Знать псковские ремесла: кузнечное дело - художественная ковка, валяние валенок, вышивка, конструирование народного костюма,
изготовление сувениров;
Уметь подыгрывать мелодии на русских народных инструментах: трещотка, погремушка, ложках;
Знать и называть композиторов Псковщины: Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусорский, Н.П. Яхонтов;