Эссе «Учу творить».
« Учитель - это, прежде всего, человек,
который любит детей,
находит радость общения с ними».
В.А. Сухомлинский
Я родилась в многодетной семье, где родных семеро и шестеро
приемных детей. Это сейчас мы удивляемся, как такая молодая семья (28 лет
отцу, 23 - матери) смогла взять ответственность за судьбы детей, некоторые
из которых были не на много младше их самих. Но в 60-ые годы всем
одинаково было трудно. Да и считалось, если человек имеет хоть какое-то
образование, то он богат и уважаем и не может поступить иначе. Так все мы
выросли в семье, где, с утра и до ночи, не умолкал детский лепет, не
переставала возня между старшими и младшими.
С ранних лет, чтобы занять своих младших сестер и братьев, мне
приходилось придумывать такие дела, что заинтересовало бы их всех, а
дальше по сценарию – вовлеченные в одну общую игру, они незаметно для
себя творили, открывали для себя новую истину, становились активными
помощниками друг другу, союзниками. Поскольку село у нас маленькое,
детвора от мала до велика вместе проводили свое свободное время. Со
временем и ребята постарше меня просили придумывать разные
«развлекалки». Чувство радости, увлеченности, сплоченности переполняли
нас в такие минуты, пробуждая в нас самые лучшие черты характера –
ответственность, сочувствие, сострадание, честность, открытость,
благородство и честь. Мне уже тогда нравилась роль лидера, роль учителя,
который руководит группой детей, сплоченных общей игрой, общим делом.
Я не представляла себя без детей, которые окружали меня каждый день,
которые всегда были рядом со мной, и выбор профессии после окончания
школы был однозначен, я – учитель.
Окончив педучилище в городе Иссык в Казахстане, начала свою
педагогическую деятельность в родной школе.
Изучая работу учителя черчения и рисования, кандидата
педагогических наук, заслуженного учителя РСФСР И.П. Волкова «Учим
творчеству», радостно осознавала, насколько близка и понятна мне созданная
им концепция развития творчества учащихся. Взяв за основу своей
педагогической концепции слова известного педагога И.П.Волкова:
«Обучающая творческая деятельность рассматривается нами, в первую
очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса
качеств творческой личности: умственной активности; быстрой
обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания,
необходимые для выполнения конкретной практической работы;
самостоятельности в выборе и решения задачи; трудолюбия;
cпособности
видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т. д.»,
я начала работу по методической теме «Развитие творческих способностей
учащихся младших классов - залог успеха в учебе».
Одним из главных условий для развития любого общества является
воспитание творческой личности. Каждый ребенок интересен своей
уникальностью, и я, как педагог, стараюсь:
- сберечь эту уникальность;
- вырастить самоценную личность;
- развить склонности и таланты;
- расширить возможности каждого «Я».
И больше всего убеждаюсь в том, что главное - увидеть
индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои
силы. Поэтому перед собой я поставила задачу, так организовать и управлять
учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся полностью проявить свои
способности.
Создание условий для развития способностей ребенка предполагают
создание развивающей образовательной среды способствующих проявлению
и дальнейшему развитию задатков, способностей личности стимулирующих
разнообразную творческую деятельность.
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и
материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы
наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для
творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Главная задача образовательного учреждения – обеспечить развитие
личности на более высоком уровне, где источниками полноценного развития
выступают два вида деятельности:
учебная, которая направлена на овладение учеником знаниями и
умениями, необходимыми для жизни в обществе;
внеурочная, направленная на то, чтобы любой ребенок в процессе
развития мог реализовать свои возможности.
Умелое совмещение учебной и внеурочной деятельности учащихся,
кропотливый системный труд может привести к ожидаемым результатам.
Основные направления развития творческих способностей:
игровая деятельность,
творческое сочинительство,
сочинения и диктанты,
сюжетные и тематические циклы уроков, уроки панорамы,
интеллектуальные игры.
Первое направление – игра. Простое речевое творчество легко
проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность,
требующая речевых действий. Начинаем с театра, юмора, игры.
В первом классе мы ставим сценки, сатирические миниатюры,
постановки на анализ ситуаций с определенной нравственной позицией.
После чтения произведения идет обсуждение: ребята высказывают свои
мысли, суждения, чувства, отношения, начинает складываться общественное
мнение. Вырабатываем эталон поступка, нравственные критерии его оценки.
Затем идет поиск наиболее выразительной интонации, мимики, жестов – так
мы делали первый шаг на пути к развитию чувства меры.
В процессе увлекательной, творческой и трудной работы как-то само
собой налаживается и общение, и эмоции, и самоутверждение. Но, чтобы
познать себя, свои достоинства и недостатки, работать над ними требуется
еще много времени и средств. И в этом, на первый взгляд, трудном деле нам
помогают игры.
Только создав необходимые условия, которые помогли бы раскрыть и
использовать весь потенциал возможностей наших детей, можно полноценно
развивать творческие способности учащихся. Результатом такого обширного
и эффективного развития качеств, необходимых для творческой
деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт:
модель, макет, книга и т. п.
Важнейшее средство развития детей – организация их творческой
деятельности. Поэтому детям достаточно часто на уроках и дома
предлагается выполнять задания творческого характера. Они учатся творить,
сочинять. У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко
не у всех детей есть творческие способности, умение сочинять, придумывать.
Но, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать.