Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д.ст.Клявлино СП "Детский сад "Аленушка"
Населённый пункт: ст.Клявлино, Самарская область
Наименование материала: непосредственно-образовательная деятельность
Тема: "Фотосинтез. К.А.Тимирязев
Описание:
открытие дошкольнику экологических представлений из разных наук, называемых "избыточной информацией", которая и приводит выпускника детского сада к осознанию необходимости и потребности продолжать открытие наук, овладевая для этого умением читать и потребностью идти учиться в школу.
ознакомление детей со знаменитыми людьми России, которые прославили человечество своими делами, развитие чувства любви к своей Родине;
ГБОУ СОШ№2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино
СП «Детский сад «Аленушка»
муниципального района Клявлинский Самарской области
Конспект познавательной деятельности в подготовительной
группе
«Фотосинтез. К.А. Тимирязев»
Подготовила
воспитатель I категории
Поляева Н.С.
Клявлино 2015
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных направлений: «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие».
Цель:
содействовать обогащению всестороннего, энциклопедического развития детей.
Программные задачи:
Содействовать:
обогащению развитию познавательных интересов (от «неясных знаний к ясным» и
обратно к «неясным» для расширения кругозора и становления целостной картины
мира, открываемой ребенком как системы систем — Н.Н. Поддьяков);
обогащению развития сенсорного, логического и ассоциативного мышления, и
интеллектуальному развитию;
овладению им практико-познавательной деятельностью;
открытию дошкольником экологических представлений из разных наук,
называемых «избыточной информацией», которая и приводит выпускника детского
сада к осознанию необходимости и потребности продолжать открытие наук,
овладевая для этого умением читать и потребностью идти учиться в школу.
ознакомление детей со знаменитыми людьми России, которые прославили
человечество своими делами, развитию чувства любви к своей Родине;
содействие экологическому воспитанию детей.
формирование информационной и социально-коммуникативной компетентностей
детей.
Логика НОД
Давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я бросаю мяч и говорю: «Живое» или
«Неживое», тот кто поймает мяч, должен назвать. Принимаю любое точное знание. Но
правило: не повторяться. Молодцы, правильно ответили. Природа – это то, что нас
окружает и появилась она без помощи человека. Природа делится на две части: живую и
неживую. ЖИВЫМ мы называем то, что ДЫШИТ, ПИТАЕТСЯ, РАСТЕТ, ДВИГАЕТСЯ,
РАЗМНОЖАЕТСЯ! Это растения, животные и конечно, человек. А вся остальная
окружающая нас природа – это НЕЖИВОЕ. Это звезды, горы, вода, воздух и т.д.
Ребята, а вы удивляться любите, умеете? Ведь удивительно: монетка из металла тонет, а
большой металлический корабль плывет. Почему? Листья деревьев весной зеленые, а
осенью разноцветные: у одних желтые, у других красные, у третьих коричневые. Почему?
И опять мы думаем над тем, что нас поразило. Послушайте, к чему призывает поэт Вадим
Шефнер?
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
Так к чему же призывает поэт? Вот удивительно! У вас в группе ЖИВОЕ и НЕЖИВОЕ
рядом! А нужно ли НЕЖИВОЕ ЖИВОМУ, а ЖИВОЕ НЕЖИВОМУ? И как ЖИВОЕ
получается из НЕЖИВОГО? У нас в России жил ученый, который ответил на эти вопросы,
связал два понятия ЖИВОЕ и НЕЖИВОЕ. Его знают во всем мире. (
слайд 1 ) Звали его
Климент Аркадьевич Тимирязев.
Вы удивились? Да, ученого К.А. Тимирязева знают все образованные люди. (
слайд 2 )
Однажды его пригласили с докладом в Англию, в ее столицу –Лондон. Каждый год
королевское общество Лондона приглашает ученого, который сделал самое важное
открытие о тайне природы и предлагают ему рассказать об этом. ( слайд3 ) К.А. Тимирязев
всю свою жизнь разгадывал тайну зеленого листа и в своем докладе рассказал о
превращении НЕЖИВОГО в ЖИВОЕ. Это превращение происходит ежеминутно в
веществе зеленого листа. ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ – это фабрика! Тимирязев открыл, что внутри
ЗЕЛЕНЫХ растений из минералов образуется ЖИВОЕ вещество. Какие минералы вы уже
знаете? (Камни, вода, песок, соль, глина...) Интересно, какие же минералы превращаются в
зеленом листе в ЖИВОЕ? А если мы посмотрим на лист, может быть увидим эту фабрику
и как она работает? Ну, подойдите к растениям и посмотрите на зеленые листья, может вы
отгадаете эту тайну? (Дети проходят, смотрят)
Что-нибудь заметили? Тайну фабрики открыли? Садитесь. Я покажу вам как работает
«фабрика зеленого листа». Как она работает объяснил Тимирязев. Послушайте.
( слайд 4 ) Тысячи лет люди любуются растениями, (
слайд 5 ) из многих готовят пищу, и
никто не догадывался, ( слайд 6 ) что ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ – одно из чудес природы. ( слайд 7 )
Долго считали, что листья и растения служат для того, чтобы было красиво на Земле. А
оказывается: все живое на Земле существует только благодаря волшебной работе зеленого
листа растения. Вы знаете, чем дышит человек и животные, каким газом? (
слайд 8 ) Да,
кислородом. Если человеку душно, он задыхается, значит ему не хватает для дыхания
кислорода. Ну, а выдыхает человек уже другой газ – углекислый.
Вдохните воздух,
выдохните. Нужный нам кислород мы впитали, а ненужный углекислый выдохнули.
( слайд 9 ) Ученые давно пытались понять, почему в воздухе запасы кислорода не
заканчиваются, ведь все мы дышим только им? И вот наш ученый Тимирязев открыл
тайну. ( слайд 10 ) Оказывается, на нижней стороне листа есть маленькие отверстия –
устьица. ( слайд 11 ) Через них растение впитывает в себя из воздуха углекислый газ. А
корни подают из почвы воду листу. Так вот из воды и углекислого газа при солнечном
свете в зеленом листе образуется кислород! Вот оно открытие! Тимирязев открыл, что в
этом процессе выделяется не только кислород, а еще сахар и крахмал – важнейшие
питательные вещества, без которых опять- таки была бы невозможна жизнь на Земле! Этот
процесс образования из углекислого газа и воды при солнечном свете кислорода и сахара с
крахмалом Тимирязев назвал фотосинтезом.
А давайте теперь посмотрим на растения, может мы увидим те вещества, которые образует
зеленый лист. Хочу вас познакомить с растением, которое называется бальзамин. Бабушки
называют его «мокрым Ванькой» из-за того, что он очень любит влагу. Так вот на этом
бальзамине очень хорошо виден продукт «фабрики зеленого листа» - сахар. Посмотрите
внимательно, на листочках есть белые маленькие кристаллы, они на вкус сладкие, значит
это что? Да, сахар. Бальзамин неядовитое растение, поэтому можно попробовать. А теперь
попрошу посмотреть на эти вот листья. Это листья какого растения? Посмотрите, есть ли
на них сахар? Нет? А попробуйте на вкус. Сладкие? Значит, сахар внутри листьев
образовался! Но при фотосинтезе образуется еще одно вещество – крахмал. Я предлагаю
найти его в картофеле. Для этого разрежем плод пополам. Есть ли здесь крахмал?
Невидно. Крахмал ученые – химики научились определять с помощью йода, если капнуть
на него, то он посинеет. Вы все знакомы с этим препаратом? Нужно капнуть капелькой
йода на разрезанную часть картофеля, и если он посинеет, то значит там есть вещество
крахмал. Ну, нашли крахмал? Да! Мы молодцы.
Садитесь пожалуйста.
( слайд 12 ) Что же вырабатывает зеленый лист, поглощая углекислый газ и воду? Да,
кислород, сахар и крахмал. Ребята, удивительная фабрика зеленого листа работает только
днем, когда на нее падает свет солнца. Нет солнца – «фабрика» останавливается, как и
обычные фабрики, когда нет топлива.
Фотосинтез идет на свету круглый год
Из простых минеральных веществ.
Солнце свет свой прольет, луч на лист упадет,
Чтобы всем подарить кислород.
И никак не поймет наш упрямый народ,
Что он дышит, ест и живет,
Потому, что с утра, лишь приходит пора
Фотосинтез производит листва!
Вы согласны, что зеленый лист – это чудо? Так почему же его надо беречь? Да, растения
не только радуют нас красотой своего наряда, они дают нам жизнь! В лесу, где много
деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам,
чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за
растениями, не рвать их). Совершенно верно. Ну, а сейчас хочу вернуться к вопросу
почему осенью у деревьев листья разных цветов. У березы какие? У рябины ? У дуба?
Ребята, оказывается цвет листа зависит от того, сколько в нем сахара и крахмала.
А сейчас, я всех приглашаю потанцевать, «превратиться» в растения и порадоваться
веселому солнышку! (Танец «Веселая песенка
»)