Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
город Ухта Республика Коми
Захарова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Мой дом. Моя судьба. Моя надежда.
Это эмблема 10 школы. Мы вложили в неё глубокий смысл: школа
должна стать родным домом для учащихся, будущая судьба ребят начинает
складываться тоже в школе, выпускники школы – это наша надежда на
будущее. Но и для меня эти слова – суть моего отношения к детям, к школе, к
профессии. Я в этой школе уже 36 лет. Сначала я была в ней ученицей, потом
мамой, которая привела сюда сына, и вот уже 15 лет я учитель в своей родной
школе. Школа стала для меня и домом, и судьбой, и с ней связаны мои
надежды.
Школа – это моя судьба. В жизни всё имеет начало и конец. Мой путь в
школу тоже имеет свое начало. Еще в детстве у меня была мечта стать
учителем. Я рано стала задумываться над тем, кем буду, когда вырасту.
Но сначала я, как и моя мама, хотела стать бухгалтером. В своих
детских играх я как бы «примеряла» эту профессию на себя. Счёты, первые
калькуляторы – это же волшебные приборы! Я даже пробовала считать всё,
что окружает меня: деревья, звёзды, машины, и мне казалось, что это у меня
неплохо получается.
Рядом была старшая сестра, которая часто играла со мной в школу. Но
мне больше нравилось в этих играх быть учителем: самой задавать задачки и
примеры, объяснять новую тему, проверять домашнее задание, учить красиво
и правильно писать. Со временем вся «бухгалтерия» отодвинулось на задний
план, и я поняла, что «школа» стала очень много значить для меня.
А настоящий глубокий интерес к учительству мне привила моя
любимая первая учительница Кобец Анна Михайловна…1979 год… Первый
класс…42 ученика... Среди них одна маленькая, но упрямая девочка – левша.
Урок письма, чернильная ручка не хочет быть в правой руке, упрямо и
настойчиво перебирается в левую руку. Подходит Анна Михайловна, твёрдо,
но ласково напоминает о правой руке, показывает мне грязную левую руку,
размазанные буквы в прописи. Тихо пробую написать что-то правой рукой,
неровно, некрасиво, ещё пробую, ещё…. Анна Михайловна терпеливо ждёт.
И вот она – красивая буква! Анна Михайловна хвалит на весь класс, просит
показать эту красоту на доске. Получилось!
Следующий день – и опять всё
сначала. Левая рука борется с правой – на письме побеждает правая, но всё
остальное делает левая. Спокойно, но настойчиво Анна Михайловна помогла
мне справиться с этой трудностью. А с каким вниманием и интересом
слушала я её на всех уроках. Именно Анна Михайловна помогла мне найти
ответы на многие вопросы, именно она первая увидела во мне задатки
учителя. Уже тогда я понимала, что быть учителем непросто. Сколько труда и
терпения нужно, чтобы из маленьких озорников выросли вдумчивые,
стремящиеся к своей цели люди. Но я не боялась трудностей.
Моя мечта крепла. Я взрослела, и в моей судьбе появились другие
учителя. Мне повезло: они были не просто хорошими педагогами,
способными увлечь и повести за собой ученика в удивительный мир знаний,
не просто отзывчивыми, добрыми, мягкими, интеллигентными людьми – они
очень любили детей и верили в то, что каждый ребенок может стать
настоящим человеком. Заканчивая школу, я не сомневалась, что школа – моя
судьба.
Школа – это мой дом.
Мне всегда было в нём тепло и уютно. Я
чувствовала поддержку учителей, видела, как они справляются с трудностями
нашего переходного возраста, как доверяют нам и спрашивают с нас, как со
взрослых. Школа стала настолько родным домом, что я не могла себе
представить жизнь без неё. И я решила – вернусь, вернусь учителем. Но
прежде чем учителем, я вернулась в родной дом мамой первоклассника.
Передо мной не стоял вопрос о том, в какую школу вести сына – конечно же,
в родную, десятую. И для моего сына, его одноклассников и их родителей,
как и для меня, наша школа стала вторым домом.
Шли годы… И вот я уже с дипломом учителя начальных классов
пришла работать в школу. Как сейчас я помню свой первый день и первый
свой урок.
Золочёные стрелки время мнут,
До начала урока десять минут.
Сколько вновь передумано:
Нужного, верного,
До начала урока, до самого первого.
Через десять минут открываются
книжки.
И встают из-за парт озорные
мальчишки.
И смешные девчонки встают у стола.
Вот такою когда- то сама я была…
Я войду к ним сейчас,
Я так много мечтала,
Чтобы встреча со мною,
Дороже им стала.
Чтобы новые страны открыла я им,
Чтобы множество мы покорили
вершин.
Золочёные стрелки время мнут,
До начала урока десять минут.
И вот уже 36 лет, с далёкого 79-го года, я хожу одной и той же дорогой
в СВОЙ ДОМ. Дом, в котором я почувствовала себя учителем. Дом, где меня
ждут открытые светлые лица детей, искренние, доверчивые глаза. Дом,
который каждый день приносит что-то новое, заставляет искать, пробовать,
не переставать учиться. Дом, в котором я чувствую признание и поддержку
коллег и друзей. Мой дом!
Моя школа – моя надежда.
Школа – это каждодневный, иногда
утомительный труд. Что даёт мне силы? Надежда! Надежда на то, что дети,
так же как и я когда-то, откроют для себя чудесный мир русского языка, силу
математики, красоту искусства и музыки, познакомятся с выдающимися
произведениями русской и зарубежной литературы, что они сумеют
адаптироваться в сложном современном мире с помощью изучения таких
предметов, как «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык». А
всеми любимая физкультура приобщит их к здоровому образу жизни и
привьёт любовь к спорту. Ведь сегодня важно не столько дать ребенку как
можно больший багаж знаний, сколько необходимо обеспечить его
общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким
важным умением, как умение учиться. А ещё я надеюсь, что стану для своих
учеников учителем, который сможет вдохновить на выбор учительской
профессии.
Так что же значит – быть учителем?
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ –
ЗНАЧИТ ОТДАВАТЬ ЧАСТИЧКУ СВОЕЙ ДУШИ ДЕТЯМ
И расставаясь в конце дня, с каждым ребёнком обязательно встретиться
глазами, устанавливая невидимую тонкую нить взаимного притяжения,
взаимопонимания.
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ –
ЗНАЧИТ БЫТЬ ИСКРОЙ, ОТ КОТОРОЙ ВСПЫХИВАЕТ ИНТЕРЕС К
ЗНАНИЯМ
И если есть искорки в глазах учителя, то они появятся и в глазах ребёнка.
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ –
ЗНАЧИТ БЫТЬ НА ОДНОЙ ВОЛНЕ С РЕБЕНКОМ
И уважать маленького человека, и слышать, и понимать каждого, и увлекать
мечтой, и помогать воплощать её и быть рядом с ним.
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ –
ЗНАЧИТ БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМ И ТОЛЕРАНТНЫМ
И ведь каждый человек – индивидуальность, а ребёнок особенно. Школьная
жизнь должна быть радостной, полезной, успешной для каждого ребёнка и в
целом для класса, школы и семьи.
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ –
ЗНАЧИТ САМОМУ ПОСТОЯНО УЧИТЬСЯ
И в этом состоит процесс творчества.
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества».
(Максим Горький)
25-й год я работаю в школе. Но это не означает, что моя работа
превратилась в рутину. Напротив, она перешла в творчество: каждый день у
меня новые идеи, планы, которые я реализую, используя весь свой
педагогический опыт. Сегодня я имею возможность идти в ногу со временем.
Оно изменилось, дети стали другими. Другие «волшебные приборы». Вот и я
стараюсь не отставать: прошла курсы по ФГОС, по интерактивным средствам
обучения, по робототехнике. Открытые уроки, обмен опытом с коллегами,
наставничество. Участие в конкурсах, конференциях, форумах. Разговоры по
душам с учителями. Всё это учит, развивает, даёт опыт и помогает понять,
что ещё много не знаю, многому ещё нужно учиться и искать новые
направления в работе. В последние годы я занялась организацией проектной
и исследовательской деятельности младших школьников,
легоконструированием и робототехникой.
И еще…
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ –
ЗНАЧИТ БЫТЬ АДЕКВАТНЫМ ОПТИМИСТОМ
День начинается в 7-20, а заканчивается …., как получится. Дома:
20.00. Электронная почта. Ого! Сегодня 15 сообщений. Что ж, это интересно!
Пожалуй, загляну на парочку любимых сайтов. Что ни говори, а рыбак
рыбака, то есть учитель учителя видит издалека: на форумах, в блогах
работников образования всегда оживленно, интересно, хотя говорим не
только о школе. Заканчиваем на позитиве. Мечты, мечты…
Платон сказал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё
собственное». Счастлив человек, который видит результат своего труда. Я
вижу успехи моих учеников. Я вижу, как они меняются, как начинают
трудиться, как побеждают в олимпиадах и конкурсах, как они уверенно, без
зазнайства входят во взрослую жизнь, для меня это и есть счастье - видеть
результат своего труда.
Врач дает клятву Гиппократа. Солдат принимает присягу. А учитель?
Что говорит он, выбирая свой путь? - «Служить детям!»
А проблемы? Ну, куда от них денешься? Давно известно, что жить в
обществе и быть свободным от общества нельзя. Главное изменение в
обществе – это ускорение темпов развития, при котором школа должна
готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Сегодняшние дети – это сплав научного прогресса, детской
непосредственности и вечной занятости родителей. Роль школы и учителя –
это суметь понять каждого ребёнка и направить его в нужное русло жизни.
Этой цели должен служить каждый урок.
А что для учителя означает урок? Это короткий отрезок времени, за
который нужно успеть сделать много важных дел, которые нельзя отложить
на потом. Вот поэтому и нужно сегодня использовать рационально каждую
минуту урока для того, чтобы завтра к каждому из моих воспитанников
пришел успех. Как сказал Жан Жак Руссо: «Хорошее употребление времени
делает время ещё более драгоценным».
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной.
Сделать ее такой – задача современного учителя. Я стараюсь воспитывать в
своих ребятах любознательность и целеустремленность. Приветствую в них
независимость взглядов и индивидуальность. Каждый день я переступаю
порог школы для того, чтобы отдать частицу себя детям, помочь им стать
успешными.
Я – счастливый учитель, так как нахожу единомышленников среди
родителей, среди бабушек и дедушек, которые являются активными
соучастниками образовательного процесса. И мне повезло, что меня
окружают хорошие люди, настоящие педагоги. Они служат мне примером
творческого отношения к профессии.
Я – свободный учитель, так как могу использовать все возможности
школы в образовательном процессе.
Я – современный учитель, так как нахожусь в постоянном поиске,
стараюсь соответствовать требованиям, которые время предъявляет
образованию.
Я знаю: педагогом быть непросто,
Непросто душу детскую понять.
Средь тысячи заданий и вопросов
Нам путь к ребёнку нужно отыскать!