Петрова Светлана Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы МОУ ООШ № 3 г. Камешково Владимирской области.
Информация о себе: Победитель муниципального конкурса «Учитель года – 2009».Лауреат областного конкурса
«Учитель года Владимирской области – 2010».Люблю свою профессию. Верю, что высшим достоинством
человечества станут учителя..
«Простой учитель на Земле…»
«Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда–нибудь учителя…..», -
невольно вспоминая эти строки из послания Р.Рождественского «Школьным учителям», в
очередной раз убеждаюсь, что учитель – человек необычный, избранный, «вечный» оптимист,
мудрый философ, «сеятель» добра и света. Как бы высокопарно не звучали эти слова, но это – правда.
Случайные люди в школе не задерживаются.
В каком измерении я живу?
Коллеги говорят, что в ином, потому что успеваю вести уроки,
элективные курсы, факультатив, являюсь руководителем школьного научного общества «ЖиРаФа»
(живи, радуйся, фантазируй) по русскому языку, вместе с учащимися стараемся не пропускать ни
одного школьного и районного конкурса, в том числе спортивных, уже два с половиной года -
заместитель директора по учебной работе……
Для меня быть учителем – ответственное и нелёгкое дело. Слова «учитель» и «ученик»
образованы от одного корня. Считаю возможным трактовать данный корень по-своему, дополнив эту
цепочку словом «учитывать» - учитывать то, что каждый ученик неповторим, индивидуален,
талантлив. Нужно только своевременно разглядеть искорку, направить, разжечь её. Ведь это так
важно.
Я – молодой педагог, стаж работы исчисляется пятью годами. И все эти годы со стороны
знакомых слышу одну и ту же фразу: «Уходи, беги из школы….. Это же топкое болото…..». И все
пять лет отвечаю: «Мне нравится здесь, я чувствую себя «царевной-лягушкой».
Да, затянуло, и поверьте, для меня нет места лучше. Каждый день находиться среди «цветов
жизни» (кувшинок или, может быть, водяных лилий) - это ли не радость человеческого общения,
которая так нужна человеку? В школе я отдыхаю душой, уча – учусь сама»: учусь творить, учусь
мечтать, учусь постигать науки вместе с детьми. Поэтому считаю себя на своём месте, занимаюсь
делом, которое люблю, ни разу не пожалела о сделанном когда-то выборе в пользу педагогического
университета и ставшего родным филологического факультета.
До сих пор с благодарностью вспоминаю учителя биологии своей школы, которая еще тогда
помогла зажечь искорку желания стать педагогом. Ее умение заинтриговать самыми обыденными
вещами всегда вызывало во мне восхищение, а так доступно объяснять самые сложные
биологические процессы….Как это получалось? Не могу сказать. Прошло много времени. Я –
учитель-словесник, но внутреннее строение лягушки помню до сих пор.
И пусть это были уроки биологии, но они стали для меня уроками жизни.
Мой первый урок………Сколько глаз – синих, зеленых, карих, серых –сливаются в одно
радужное соцветие жизни. Кажется, ничего в мире нет, кроме этих умных, внимательных, искренних
и доверчивых глаз. А в них вопрос: «Какой ты, наш новый учитель? Для чего пришел к нам?» Думала
ли я, входя с трепещущим сердцем и дрожащими коленками в свой «первый» класс, что каждый
новый день будет приносить мне нечто большее, чем просто удовлетворение от хорошего урока?!
Вглядываясь в лица пятиклассников, я познавала свое учительское «Я». Крикуны, шалуны, забияки и
скромники. Все они такие разные и такие хорошие. Я учила их, они учили меня.
Очень хочу «сеять вечное, мудрое, доброе». Хочу творить! Да, несомненно, учитель – творец, он
сам всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и
удовольствие от своего труда. Работая в школе, вывела для себя формулу успешности:
Информированность
Методическое мастерство
Творчество
× любовь к детям = УСПЕХ
Увлечённость
Именно информированность позволяет держать себя в ритме сегодняшней жизни, быть в курсе
изменений, происходящих в сфере образования в целом и педагогике, методике преподавания таких
значимых предметов, как русский язык и литература. Моё кредо: «Информации не может быть
слишком много, нужно уметь вовремя выбрать нужное»
Именно методическое мастерство является важнейшей составляющей успеха, и я считаю, что
хороший учитель может научить других тому, чего сам не умеет.
Именно творчество позволяет любое дело делать так, словно это твоя «лебединая песня»: не
повторяться, иметь свой стиль, смело уходить от шаблонов, никого не копировать, предлагать новые
решения, быть мобильным в быстро меняющихся социальных условиях.
Именно увлечённость учителя ведет ребят к вершинам творчества и самосовершенствованию,
своим примером учитель «заряжает» детей.
Все эти составляющие ничего не значат без любви к детям, о чем в своё время говорил историк
В.О.Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и
любить тех, кому преподаешь».
Эта формула не является идеальной, но она актуальна для меня сегодня.
О чем я мечтаю? Я очень хочу, чтобы мои ученики нашли своё место в жизни, и я буду очень
рада, если именно мои уроки, моё общение с ребятами внесут свой вклад в их самоопределение, в
выбор будущей профессии и помогут шагать по жизни с высоко поднятой головой.
Меняется время, меняются люди, но нетленной остается роль учителя в обществе. Жизнь дает
все новые и новые вопросы. И незаконченный диалог с собой хочется продолжить словами
Р.Рождественского «Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать,
учителем надо будет родиться. И только после этого стать!»
Удачи в ваших начинаниях!
учитель русского языка и литературы
МОУ основная общеобразовательная школа №3
г.Камешково Владимирской области
Петрова Светлана Евгеньевна