Напоминание

"Через творчество к развитию личности"

Автор: Менкова Марина Дмитриевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ "Архангельская СОШ"

Населённый пункт: Воронежская область Аннинский район, с. Архангельское

Наименование материала: статья

Тема: "Через творчество к развитию личности"

Описание:

В статье излагаются размышления о роли учителя в развитии и становлении личности ребёнка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=481

Опубликовано 04.03.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации

- 1 - МОУ «Архангельская СОШ» Размышления на пути к педагогической концепции. Тема:
«Через творчество к развитию личности»
Работу выполнила учитель начальных классов 1 КК Менкова Марина Дмитриевна. Моя педагогическая философия:
«Через творчество к развитию

личности»




«В каждом человеке – солнце. Так дайте же ему светить!» Сократ Если посмотреть на синее небо в ясный день, то можно увидеть там, где-то высоко маленький самолётик, за которым тянется по всей синеве белый, переливающийся шлейф. Подобно этому самолёту есть люди на земле, которые оставляют след доброй памяти. Имя этому человеку – учитель! Всю систему работы я строю, опираясь на педагогический опыт своей семьи. Да и как иначе, если в моей семье сложилась династия педагогов – учителей начальных классов и труд учителя ценится очень высоко. Сейчас, проработав почти два десятка лет в школе, считаю, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика» является учитель. На протяжении всей своей педагогической деятельности думаю: чему учить? Писать? Считать? Постепенно пришла к мысли: да, это, безусловно, важно, но не только. Главное – протоптать тропинку, по которой к детским сердцам будут идти остальные учителя, ведь я – первый учитель. А учитель – это строитель. «Строитель должен созидать, он не может жить без строительства. Строитель слагает основание твердынь, храмов, не ослабляя себя мыслью, кто и когда завершит кровлю» (Н. Рерих) «Каждый ученик – личность». И для меня, как для учителя, истинное предназначение – закладывать основу знаний, доброты, порядочности. Учить учеников творить, созидать собственную личность, раскрывать себя, свои таланты,
- 2 - через творчество. Поскольку под понятием творчества в начальной школе мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс. И если цель обучения – развитие личности, её самосознание, самореализация, то школьная программа - лишь средства развития. Обучая детей, постепенно пришла к мысли, что суть обучения сегодня – не делать за человека, не указывать ему что делать, не решать за него проблемы, а разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них, шёл по дороге знаний, ибо «дорогу осилит только идущий». Часто задумываюсь: каким вырастет ребёнок? Добрым? Отзывчивым? Творческим? Это во многом зависит от учителя, от меня. Есть у Бориса Пастернака такая строка: «О детство! Ковш душевной глуби….» чем наполнится этот ковш, таким и вырастет ребёнок. И сколько мелочей, песчинок, нужно не просмотреть, не упустить. Мелочей, которые в нашей учительской работе становятся высокими горами. Мои педагогические аксиомы просты: - Если я хочу, чтобы ребёнок любил учиться, надо сделать учение весёлым и радостным, используя современные технологии; - если я хочу, чтобы ребёнок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать его уникальность, беречь «неповторимую прелесть индивидуальности», поддерживать в любых делах и начинаниях, находить то лучшее, что есть в нём с помощью творчества; - если я хочу, чтобы ребёнок вырос успешным, необходимо на каждом уроке сравнивать достижения каждого, опираясь на его индивидуальный уровень развития. В психолого-педагогической литературе часто отмечается, что желание учиться возрастает, когда учение идёт успешно и гаснет из-за неудач. Поэтому каждый ребёнок должен уходить домой с победой, с верой в свои силы, в свой успех. А как это много для ребёнка – пережить успех: «Ура! Я смог! У меня получилось! Меня услышат и поймут! И не страшно говорить, даже если неправильно!»
- 3 - Успех – самый лучший воспитатель, путь развития личности, ведь он даёт уверенность в собственных силах, в самом себе. Именно успешность обучаемого выступает основным результатом развития творческой личности. Всю свою систему работы я строю в соответствии с принципами развития социально-значимых качеств личности. Творческое начало играет огромную роль для достижения эффективного результата в делах, в образованности. Там, где появляется творчество, будь то урок математики или русского языка, технологии или музыки, повышается результат. Своих учеников учу «не зубрить» материал, а здраво и логически мыслить, рассуждать, самим делать выводы, творчески подходить к решению проблем, через применение элементов технологии проблемного обучения. Согласно принципам личностно-ориентированного подхода все выполняемые творческие задания заканчиваются значимыми и доступными для младших школьников практическими видами деятельности. На уроках литературного чтения чаще даю детям возможность говорить о том, что они думали, чувствовали, переживали во время чтения. Предлагаю задания, ориентированные на познание. Познание (по Платону) начинается с удивления, любопытства и любознательности. «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир …в сказке, игре, в собственном творчестве». (В.А.Сухомлинский) В развитии творческих способностей личности неоценима роль игры, поэтому использую в работе элементы игровой технологии. Начиная с первых шагов в первом классе, ежедневно включаю в учебный процесс систему творческих заданий и упражнений, часто в игровой форме: составь загадку, описание, сравнение, фантастический сюжет, придумай и реши познавательную или занимательную задачу. Одним из способов развития творчества считаю «сказкотерапию». Мои ученики любят придумывать, инсценировать сказки, воспроизводить их с помощью картинок, рассказывать о персонаже, характеризуя его. Межличностная система взаимоотношений ярко проявляется в процессе подготовки коллективных творческих дел. Включение в такую работу активизирует детей, что выражается в самостоятельности суждений, развивает стремление самому
- 4 - контролировать свои действия и поступки, дети реализуют свои скрытые возможности, у них повышается интерес к учебной деятельности, раскрываются их личные качества, развивается самостоятельность и ответственность за конечный результат, положительная самооценка, исполнительность. Примером такой работы является проектная деятельность. Поэтому я стараюсь формировать у своих учеников опыт проектно – исследовательской работы, как опыт собственного творчества, учу их разрабатывать коллективные и индивидуальные проекты. Со своими учениками мы работали над творческими проектами: готовили пьесу и шили кукол для кукольного спектакля, лепили дымковские игрушки, проектировали и создавали книжки-самоделки, придумывали и готовили компьютерные презентации к школьным праздникам и урокам, выращивали комнатные растения. Такая работа даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, самому выполнить оформление и презентацию. Такая деятельность проходит под девизом: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, но сами…» (Г.Э.Лессинг). Для развития информационной компетентности своих учеников применяю информационные компьютерные технологии на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности. Это развивает самостоятельность, познавательную активность личности, творчество. Учу детей выполнять творческие задания на персональном компьютере, что способствует постепенному «наращиванию» персонального опыта, который проявляется в умении добывать нужные знания и применять их в жизненных ситуациях. Мои ученики с интересом и творчески подходят к оформлению индивидуальных творческих работ: нарисуй компьютерную заставку, которая передаёт твои чувства во время урока; изобрази своё видение источника или приёмника информации. Ещё одна форма свободного творческого проявления личности ребёнка, его интересов и склонностей присутствует на моих уроках. Это ведение «Личного дневника», где дети отражают свои размышления, суждения, приходят к выводу. Проявить себя, своё творчество они могут в рассказах, стихах, рисунках. Вспомните слова Б. Окуджавы:
- 5 - ….. Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить……… Именно так происходит процесс творчества моих учеников. Глубоко убеждена, что научить ребёнка, развить его творчество, социально – значимые качества личности можно лишь только тогда, когда имеешь с ним душевный контакт. До сих пор повзрослевшие ученики вспоминают экскурсии в зимний лес, катания с гор, совместные поездки классом в музей, зоосад, в детский оздоровительный санаторий, проведённые праздники. Такие формы работы помогают развивать очень важные качества личности: воспитанность, честность, ответственность, исполнительность, заботливость и, конечно, творческое начало каждого ученика. По сути, вся система моей работы может быть определена как созидание через творчество, и созидание, прежде всего себя, своего внутреннего мира через разнообразные формы и методы перечисленных выше технологий обучения. Верно утверждение: «Сущность души - есть творчество». Я стараюсь предоставить каждому ученику возможность реализовать себя. Ведь полученные в результате знания, умения, навыки помогают детям успешно учиться в старших классах, что видно по результатам мониторинга, чувствовать себя личностью, уверенным и сильным. А значит, быть счастливым. Добрые улыбки сияют на лицах моих учеников. Это ли не награда за мой труд? Что может быть лучше, чем «нести детям свет, сеять добро, дарить любовь?»




Яндекс.Метрика