- 1 -
МОУ «Архангельская СОШ»
Размышления на пути к педагогической концепции.
Тема: «Через творчество к развитию личности»
Работу выполнила
учитель начальных классов 1 КК
Менкова Марина Дмитриевна.
Моя педагогическая философия:
«Через творчество к развитию
личности»
«В каждом человеке – солнце.
Так дайте же ему светить!»
Сократ
Если посмотреть на синее небо в ясный день, то можно увидеть там, где-то
высоко маленький самолётик, за которым тянется по всей синеве белый,
переливающийся шлейф. Подобно этому самолёту есть люди на земле, которые
оставляют след доброй памяти. Имя этому человеку – учитель!
Всю систему работы я строю, опираясь на педагогический опыт своей семьи. Да и
как иначе, если в моей семье сложилась династия педагогов – учителей начальных
классов и труд учителя ценится очень высоко.
Сейчас, проработав почти два десятка лет в школе, считаю, что «самым важным
явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для
ученика» является учитель.
На протяжении всей своей педагогической деятельности думаю: чему учить?
Писать? Считать? Постепенно пришла к мысли: да, это, безусловно, важно, но не
только. Главное – протоптать тропинку, по которой к детским сердцам будут идти
остальные учителя, ведь я – первый учитель. А учитель – это строитель. «Строитель
должен созидать, он не может жить без строительства. Строитель слагает основание
твердынь, храмов, не ослабляя себя мыслью, кто и когда завершит кровлю» (Н.
Рерих)
«Каждый ученик – личность». И для меня, как для учителя, истинное
предназначение – закладывать основу знаний, доброты, порядочности. Учить
учеников творить, созидать собственную личность, раскрывать себя, свои таланты,
- 2 -
через творчество.
Поскольку под понятием творчества в начальной школе мы
подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам
процесс. И если цель обучения – развитие личности, её самосознание,
самореализация, то школьная программа - лишь средства развития.
Обучая детей, постепенно пришла к мысли, что суть обучения сегодня – не
делать за человека, не указывать ему что делать, не решать за него проблемы, а
разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал
выбор, принимал решения и отвечал за них, шёл по дороге знаний, ибо «дорогу
осилит только идущий».
Часто задумываюсь: каким вырастет ребёнок? Добрым? Отзывчивым? Творческим?
Это во многом зависит от учителя, от меня. Есть у Бориса Пастернака такая строка:
«О детство! Ковш душевной глуби….» чем наполнится этот ковш, таким и вырастет
ребёнок. И сколько мелочей, песчинок, нужно не просмотреть, не упустить.
Мелочей, которые в нашей учительской работе становятся высокими горами.
Мои педагогические аксиомы просты:
- Если я хочу, чтобы ребёнок любил учиться, надо сделать учение весёлым и
радостным, используя современные технологии;
- если я хочу, чтобы ребёнок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать
его уникальность, беречь «неповторимую прелесть индивидуальности»,
поддерживать в любых делах и начинаниях, находить то лучшее, что есть в нём с
помощью творчества;
- если я хочу, чтобы ребёнок вырос успешным, необходимо на каждом уроке
сравнивать достижения каждого, опираясь на его индивидуальный уровень развития.
В психолого-педагогической литературе часто отмечается, что желание учиться
возрастает, когда учение идёт успешно и гаснет из-за неудач. Поэтому каждый
ребёнок должен уходить домой с победой, с верой в свои силы, в свой успех. А как
это много для ребёнка – пережить успех: «Ура! Я смог! У меня получилось! Меня
услышат и поймут! И не страшно говорить, даже если неправильно!»
- 3 -
Успех – самый лучший воспитатель, путь развития личности, ведь он даёт
уверенность в собственных силах, в самом себе. Именно успешность обучаемого
выступает основным результатом развития творческой личности.
Всю свою систему работы я строю в соответствии с принципами развития
социально-значимых качеств личности.
Творческое начало играет огромную роль для достижения эффективного
результата в делах, в образованности. Там, где появляется творчество, будь то урок
математики или русского языка, технологии или музыки, повышается результат.
Своих учеников учу «не зубрить» материал, а здраво и логически мыслить,
рассуждать, самим делать выводы, творчески подходить к решению проблем, через
применение элементов технологии проблемного обучения.
Согласно принципам личностно-ориентированного подхода все выполняемые
творческие задания заканчиваются значимыми и доступными для младших
школьников практическими видами деятельности. На уроках литературного чтения
чаще даю детям возможность говорить о том, что они думали, чувствовали,
переживали во время чтения. Предлагаю задания, ориентированные на познание.
Познание (по Платону) начинается с удивления, любопытства и любознательности.
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть
перед ним открывается чудесный мир …в сказке, игре, в собственном творчестве».
(В.А.Сухомлинский)
В развитии творческих способностей личности неоценима роль игры, поэтому
использую в работе элементы игровой технологии. Начиная с первых шагов в
первом классе, ежедневно включаю в учебный процесс систему творческих заданий
и упражнений, часто в игровой форме: составь загадку, описание, сравнение,
фантастический сюжет, придумай и реши познавательную или занимательную
задачу. Одним из способов развития творчества считаю «сказкотерапию». Мои
ученики любят придумывать, инсценировать сказки, воспроизводить их с помощью
картинок, рассказывать о персонаже, характеризуя его.
Межличностная система взаимоотношений ярко проявляется в процессе
подготовки коллективных творческих дел. Включение в такую работу активизирует
детей, что выражается в самостоятельности суждений, развивает стремление самому
- 4 -
контролировать свои действия и поступки, дети реализуют свои скрытые
возможности, у них повышается интерес к учебной деятельности, раскрываются их
личные качества, развивается самостоятельность и ответственность за конечный
результат, положительная самооценка, исполнительность. Примером такой работы
является проектная деятельность. Поэтому я стараюсь формировать у своих
учеников опыт проектно – исследовательской работы, как опыт собственного
творчества, учу их разрабатывать коллективные и индивидуальные проекты. Со
своими учениками мы работали над творческими проектами: готовили пьесу и шили
кукол для кукольного спектакля, лепили дымковские игрушки, проектировали и
создавали книжки-самоделки, придумывали и готовили компьютерные презентации
к школьным праздникам и урокам, выращивали комнатные растения. Такая работа
даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, самому
выполнить оформление и презентацию. Такая деятельность проходит под девизом:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, но
сами…» (Г.Э.Лессинг).
Для развития информационной компетентности своих учеников применяю
информационные компьютерные технологии на всех учебных предметах и во
внеурочной деятельности. Это развивает самостоятельность, познавательную
активность личности, творчество. Учу детей выполнять творческие задания на
персональном компьютере, что способствует постепенному «наращиванию»
персонального опыта, который проявляется в умении добывать нужные знания и
применять их в жизненных ситуациях. Мои ученики с интересом и творчески
подходят к оформлению индивидуальных творческих работ: нарисуй компьютерную
заставку, которая передаёт твои чувства во время урока; изобрази своё видение
источника или приёмника информации.
Ещё одна форма свободного творческого проявления личности ребёнка, его
интересов и склонностей присутствует на моих уроках. Это ведение «Личного
дневника», где дети отражают свои размышления, суждения, приходят к выводу.
Проявить себя, своё творчество они могут в рассказах, стихах, рисунках. Вспомните
слова Б. Окуджавы:
- 5 -
….. Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить………
Именно так происходит процесс творчества моих учеников.
Глубоко убеждена, что научить ребёнка, развить его творчество, социально –
значимые качества личности можно лишь только тогда, когда имеешь с ним
душевный контакт. До сих пор повзрослевшие ученики вспоминают экскурсии в
зимний лес, катания с гор, совместные поездки классом в музей, зоосад, в детский
оздоровительный санаторий, проведённые праздники. Такие формы работы
помогают развивать очень важные качества личности: воспитанность, честность,
ответственность, исполнительность, заботливость и, конечно, творческое начало
каждого ученика.
По сути, вся система моей работы может быть определена как созидание через
творчество, и созидание, прежде всего себя, своего внутреннего мира через
разнообразные формы и методы перечисленных выше технологий обучения. Верно
утверждение: «Сущность души - есть творчество». Я стараюсь предоставить
каждому ученику возможность реализовать себя. Ведь полученные в результате
знания, умения, навыки помогают детям успешно учиться в старших классах, что
видно по результатам мониторинга, чувствовать себя личностью, уверенным и
сильным. А значит, быть счастливым.
Добрые улыбки сияют на лицах моих учеников. Это ли не награда за мой труд?
Что может быть лучше, чем «нести детям свет, сеять добро, дарить любовь?»