Преподаватель фортепиано: Мельниченко Ирина Ивановна.
Онежская детская школа искусств
***
Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,
И звездною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных,
Тогда священна ты, - ты не одна из нас,
А ты, как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поет в тебе одна струна –
Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты - как луна,
Когда вскипит волна, но падает, как пена.
В 1979 г. я закончила в г. Архангельске музыкальное училище. По
распределению поехала в свой родной город Онегу. В музыкальной школе, где я
училась 7 лет, я стала преподавателем фортепиано. 36 лет я отдаю свое сердце
детям, я стараюсь все свои знания и умения вложить в каждого ребенка. Целью
своей педагогической деятельности
я считаю развитие творческой
индивидуальности учащихся с разными способностями через приобщение их к
миру музыкального искусства. Я стараюсь использовать внутренние силы и
возможности учащихся для эффективного обучения игре на фортепиано,
создавать в классе творческую атмосферу, воспитывать у ученика желание
сделать больше, чем он на данный момент способен, учить его видеть
перспективу своего развития.
Я получаю огромное удовольствие от работы, когда вижу, как ребенок
впитывает все, что стараешься до него донести. К каждому ученику я стараюсь
найти индивидуальный подход. На мой взгляд, главное – это нужно стать для
ребенка не только хорошим, добрым и справедливым преподавателем, но и
другом. Без любви к ребенку, без терпения и понимания очень сложно
достигать хороших результатов. На каком эмоциональном подъеме проходят
уроки, где ребенок понимает тебя и выполняет все, о чем ты его просишь; когда
видишь с каким интересом и желанием он трудиться на уроке, рассказывает, что
он представляет, когда играет свое произведение; делиться своими эмоциями,
задает вопросы, если что-то ему непонятно. Такие уроки проходят на одном
дыхании.
Очень важно постоянно развивать фантазию детей. Для этого я предлагаю
им выполнять самые разнообразные задания: рисовать то, что навевает образ
пьесы, сочинять стихи-подтекстовки, сочинять сказку или рассказ к
исполняемому произведению, делать поделки из подручных материалов. Чтобы
игра гамм приносила удовольствие, мы каждую гамму «окрашиваем» в
определенный цвет, придаем ей форму, играем разными способами, придумывая
различные художественные образы.
Важной составляющей в моей работе с детьми, в приобщении их к музыке
является и работа с родителями. Как правило, с удовольствием занимаются те
дети, родители которых принимают участие в их учебном процессе. Если
родители постоянно интересуются результатами, помогают своим детям
составить режим дня, находят время проследить за домашней подготовкой
ребенка, приходят на классные концерты, ходят вместе с детьми на разные
мероприятия, то и у ребенка появляется желание сделать всё как можно лучше.
Такой ребенок с удовольствием принимает участие в разных концертах,
фестивалях, конкурсах. Такие дети становятся дипломатами, лауреатами
различных конкурсов.
Не все родители в наше время, к сожалению, до конца понимают то,
насколько важна их роль в обучении ребенка. Каждый ребенок должен
чувствовать поддержку взрослых родных людей, заинтересованность во всех его
успехах или неудачах. Это укрепит в нем желание прилежно обучаться музыке.
Родителям необходимо лично участвовать в создании музыкально-
воспитательной обстановки дома.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил видный
пианист и педагог Г. Нейгауз, имея в виду то, что самые лучшие педагоги будут
бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию
своих детей. Именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к
музыке, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, правильно
организовать музыкальные занятия. Таким образом, родители могут стать
единомышленниками педагога-музыканта ДМШ в деле приобщения ребенка к
музыке.
Именно поэтому я считаю необходимым поддерживать тесную связь со
всеми родителями, проводить беседы, приглашать на уроки, когда у ребенка
возникают проблемы, объяснять, как надо заниматься дома. Присутствие
родителей на моих уроках положительно сказывается на занятиях ребенка.
Замечательно когда родители слушают музыку вместе с детьми. Ведь
общеизвестно, что музыка является самым благоприятным фоном, на котором
возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт
между взрослым и ребенком.
Музыка облагораживает, делает людей сердечнее,
добрее. Меня очень радует, когда родители моих учеников находят время и
возможность свозить своих детей на концерты классической музыки, где они
могут увидеть и послушать различные музыкальные инструменты, так как в
нашем городе такой возможности нет.
В классе каждого преподавателя (в том числе и в моем), есть дети с разной
подготовкой и с разными музыкальными способностями. Дети менее способные
не принимают участие в конкурсах различных уровней, в отчетных концертах
школы, в городских концертах. Поэтому, для того, чтобы каждый ребенок мог
принимать участие в концертной деятельности, я провожу конкурсы в своем
классе. Со всеми учащимися класса мы готовим концерты для родителей, в
которых дети исполняют пьесы на фортепиано и читают стихи. Я со своими
учениками постоянно даю концерты в детских садах и в начальных классах
общеобразовательных школ. Всем учащимся нравиться выступать перед
маленькими детьми. Репертуар для таких выступлений берем несложный,
интересный – это и мелодии из знакомых мультфильмов, и пьесы про животных,
про времена года. Я стараюсь делать для своих учеников несложные
переложения, чтобы каждый мог справиться с этими пьесами.
Особое место в работе я отвожу и слушанию музыки. Это необходимый
компонент для полноценного, гармоничного развития ребенка. Со своими
учениками я стараюсь слушать как можно больше музыки. Мы находим в
интернете пьесы из репертуара, слушаем их в разных исполнениях, делимся
своим мнением – что понравилось, что нет.
Стоит отметить то, что в нашей работе очень важно, чтоб преподаватель
сам хорошо владел инструментом, с увлечением занимался исполнительством.
Учитель личным примером должен «заражать», воодушевлять учеников на
творчество. Участие педагога в музыкальных гостиных, концертах, творческих
вечерах, не может не оказать положительного влияния на взаимоотношения с
детьми, будет стимулом в дальнейшей совместной работе. С преподавателями
нашей школы мы организовали инструментальный ансамбль «Вдохновение». В
него вошли два пианиста, баянист и домрист. Мы часто выступаем на разных
площадках города перед взрослыми и детьми. Стараемся подготовить
концертные программы к разным праздникам (ко дню Победы, ко дню
влюбленных, к 8 марта и т. д.). Сами пишем сценарии, сами проводим концерты.
Своим примером мы стараемся показать детям, что выступление должно
приносить радость себе и зрителям, что от выступления можно получать
удовольствие.
Разумеется, не каждый ученик в будущем свяжет свою жизнь с музыкой в
профессиональном плане, но мне хочется верить в то, что занятия музыкой
оставят свой положительный след и в их жизни всегда будет место для музыки.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует
полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему…
Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего
возвышенного».Платон.