Напоминание

"Воспитательная система 1-4 классов"

Автор: Кукшегорова Ольга Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Подпорожская СОШ №4 им. М. Горького"

Населённый пункт: г. Подпорожье

Наименование материала: статья

Тема: "Воспитательная система 1-4 классов"

Описание:

Представлены цели, задачи, механизм реализации воспитательной системы, выведена модель выпускника 4 класса, даны формы работы с родителями, структура родительского самоуправления, содержание деятельности совета активных родителей и мониторинг удовлетворенности качества оказанных услуг

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=493

Опубликовано 12.03.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подпорожская средняя общеобразовательная школа №4 им. М.Горького»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Кукшегоровой О.В.

(классный руководитель 4 «Б» класса)

за 2012-2016 года

г. Подпорожье

2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.
Информационная карта воспитательной системы
2.
Пояснительная записка
3.
Актуальность
4.
Аналитическая часть
5.
Психолого-педагогическая характеристика класса
6.
Концептуальная часть
7.
Приоритетные направления деятельности
8.
Механизм реализации
9.
Основная часть. Содержание деятельности
10.
Управление воспитательной системой
11.
Самоуправление
12.
Воспитательное пространство класса
13.
Содержание деятельности по организации партнерства с семьей
14.
Ожидаемые результаты
15.
Контрольная часть
16.
Нормативно - правовое обеспечение
17.
Литература 2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1.

Наименование

ВС
Воспитательная система класса «Полёт» (Ракета, Космос)
2.

Основание для

разработки ВС
Государственный заказ на формирование личности гражданина России, способного, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и на общечеловеческие ценности
3.

Разработчик

ВС
Классный руководитель 1 «Б» класса МБОУ «Подпорожская СОШ № 4 им. М.Горького» Кукшегорова Ольга Владимировна
4.

Цель и задачи

ВС

Цель
: формирование общей культуры личности обучающихся на основе освоения основных общеобразовательных программ, их социализация, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование духовно-нравственной и ведущей здоровый образ жизни личности.
Задачи:
1. Создание условий для развития личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленных на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания, воспитание любви к родной 3
школе, отчему краю; 2. Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни; 3. Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей; 4. Повышение социальной активности учащихся, развитие деятельности классного и ученического самоуправления; 5. Развитие системы работы с родителями и общественностью, привлечение родителей к организации воспитательного процесса в классе и школе. Формирование уважительного отношения к членам своей семьи, воспитание семьянина, любящего свою семью; 6. Выявление особенностей развития, обучения и воспитания учащихся, систематическая работа с одаренными детьми и детьми «группы риска».
5.

Основные

направления

воспитательной

системы
1. Гражданско – патриотическое 2. Нравственно – эстетическое 3. Спортивно – оздоровительное 4. Интеллектуально – познавательное 4
5. Трудовое 6. Органы ученического самоуправления 7. Работа с родителями
6.

Сроки

реализации
4 года
7.

Исполнители

ВС

1.
Классный руководитель Кукшегорова О.В.
2.
Учащиеся класса
3.
Совет активных родителей, родители учащихся
8.

Механизм

реализации ВС

I этап - поисково – теоретический «В добрый путь»

(2012-2013).
1. Разработка воспитательной системы класса. 2. Диагностика и мониторинг адаптации учащихся. 3. Поиск путей улучшения здоровья детей. 4. Статистическое планирование работы по оздоровлению учащихся. Создание банка данных их здоровья, на основании медицинских карт учащихся, результатов медицинских обследований. 5. Привлечение родителей к проведению классных мероприятий различного направления.
II этап – реализация воспитательной системы

класса «Один за всех и все за одного» (2013-2015).
1. Спортивно-оздоровительная деятельность. Организация работы с обучающимися и родителями, направленной на оздоровление ребенка, адаптации детей в критические периоды. 2. Проведение мероприятий по реализации цели и 5
задач воспитательной системы класса. 3. Организация взаимодействия классного коллектива с родителями, с внешними партнёрами. 4. Создание банка инновационных и здоровьесберегающих технологий. 5. Осуществление мониторинга воспитательной системы класса.
III этап – контрольно-оценочный «Я, ты, он, она -

вместе дружная семья» (2015-2016 г).
1. Анализ результативности основных направлений воспитательной системы класса. 2. Постановка новых целей и задач. 3. Выработка концептуальных идей на новый период развития. 4. Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов. 5. Диагностика и мониторинг успешности каждого члена ученического коллектива, условий обучения и воспитания учащихся. 6. Вклад класса в традиционные общешкольные мероприятия.
9.

Ожидаемый

результат
 Становление личности с социально активной жизненной позицией;  Приобщение учащихся к нравственным, 6
духовным ценностям современного мира;  Формирование патриотического и гражданского самосознания, толерантного отношения к окружающим;  Воспитание уважительного отношения к старшим, проявление заботы к младшим;  Создание представления о семье как о высшей ценности гражданского общества.
10.

Система

контроля

реализации ВС
Оценка эффективности воспитательной системы на каждом этапе по каждому направлению через систему диагностики и мониторинга. 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира. Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:  перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);  целостность направления;  система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;  просветительная работа среди родителей;  интегративность программ духовно-нравственного воспитания; 8
 духовно - нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни;  интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;  развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Пример увлеченного, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости, заботы в отношениях с учащимися укрепляют веру в детях в торжество морали. Учитель должен помнить, что воспитывает не само мероприятие, а пережитое ребенком эмоциональное состояние. Я, как классный руководитель, занимаю позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств. Моё главное предназначение заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно - нравственное развитие личности определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать ее основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, родителям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом». Под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогический процесс, способствующий становлению, в первую очередь, высоконравственного 9
гражданина Отечества: формированию нравственных представлений и понятий, усвоению базовых национальных ценностей, развитию нравственных чувств, принятию и освоению норм морали, формированию навыков нравственного поведения. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сделан акцент на следующих нравственных ценностях: 
патриотизм
– любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине; 
социальная солидарность:
личная свобода и права другого человека, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь и достоинство; 
гражданственность
– долг перед старшим поколением, семьей; закон и правопорядок; 
семья
– здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших; 
труд и творчество
– творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость; 
наука
– познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание; 
традиционные российские религии,
ценности, которые усваиваются в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; 
искусство и литература
– красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; 
природа
– жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля; 
человечество
– мир во всем мире, многообразие и равноправие.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучение социального статуса семьи:
10

Object 3

Object 5
11

Object 7

Object 9
12

Object 11

Object 13
13
В классе: полных семей – 23, неполных семей – 4, из них: матери – одиночки - 1, многодетных – 3 семьи, 1 – опекаемая семья. Все семьи проживают в городе, микрорайон проживания – улицы Комсомольская, Сосновая, Волкова, проспект Ленина и т.д. Все учащиеся из благополучных семей, имеющих средний уровень материального достатка. Дети имеют нормальные условия для учебных занятий. Возраст родителей 28 - 40 лет. Большинство родителей имеют высшее и среднее профессиональное образование. Большинство родителей – рабочие, служащие, ИТР, торговые работники. Родители класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме. Большинство родителей участвуют в учебно-воспитательном процессе.
Анкетирование родителей
По итогам первого месяца обучения учащихся было проведено анкетирование родителей. Все родители ответили, что дети идут в школу с удовольствием. Некоторые родители сожалеют, что у них мало времен остается для занятий с детьми дома. Часть родителей переживают, что их дети охотнее занимаются в школе и не хотят заниматься дома. Но есть родители, которые могут много времен уделять детям и у них нет пока никаких проблем. Родители считают, что для повышения результативности учебной деятельности надо приучать детей к самостоятельности, хвалить за успехи и больше внимания уделять своим детям. По результатам методики А.А. Андреева «Изучение уровня удовлетворенности родителей ОУ» было выявлено, что большинство родителей считают, что школа помогает поверить в свои силы, учит решать жизненные проблемы, правильно общаться со сверстниками и со взрослыми. Многие дети уже привыкли к новой для них обстановке, но еще есть ребята, которые испытывают некоторые трудности. Это дети, которые не посещали дошкольные занятия. Дети в классе неконфликтные, многие ходили в один детский сад, поэтому трудностей в общении нет. В свободное время дети любят 14
гулять, играть в компьютер, конструировать, общаться с друзьями, смотреть мультфильмы. Много детей в классе посещают кружки: карате, плавание, танцы.
Уровень воспитанности учащихся класса

на начало обучения и на начало 4 класса.

(Методика Н.П. Капустина.)

Object 16

Object 19
15

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В классе обучается 30 человек: 11 девочек и 19 мальчиков. Трое учеников из многодетных семей, 1 человек воспитывается опекуном. Четверо детей проживают с одной матерью. Остальные воспитываются в полных семьях, имеющих двоих детей. У всех детей класса созданы необходимые условия для учебы, большинство родителей уделяют большое внимание воспитанию своих детей, лишь у некоторых слабый контроль со стороны родителей. Классный руководитель работает в постоянном контакте с родителями. В результате совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития классного коллектива. У детей сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. Уровень знания в классе выше среднего. В классе одна отличница. 10 учеников являются хорошистами, легко справляются с учебной нагрузкой, иногда на уроках не внимательны, поэтому могут допускать ошибки, легко преодолевая трудности в учёбе, но не всегда уверены в правильности своих ответов. Данная группа детей отличается аккуратностью и старательностью. Большинство в классе умеет слушать и понимать учителя и друг друга. Дети любознательные и общительные. У ребят развиты навыки учебного труда. Они добросовестно относятся к дежурству в классе, поручениям, самообслуживанию, бережно сохраняют учебники, школьную мебель, принимают посильное участие в общественно- полезном труде. Понимают ценность труда. Ученики всегда добросовестно относятся к общественным работам. В классе присутствует чувство коллективизма и благоприятная обстановка. В целом, класс характеризуется взаимопониманием, поддержкой и уважением. Большинство детей адекватно реагируют на замечания учителя, дисциплина в классе хорошая. Отношение учителя к ученикам доверительное, построенное на понимании, уважении и помощи. 16
Большинство детей принимают активное участие в общешкольных и классных мероприятиях. Дети любят читать, рисовать, играть, петь, танцевать. Все ученики стремятся к новым знаниям.
Object 21
93 % учащихся заняты в системе дополнительного образования. Все учащиеся в классе имеют хороший уровень работоспособности, самостоятельности, требовательно относятся к собственному учению, аккуратны. Одно из положительных качеств учащихся это доброжелательное отношение друг к другу, уровень конфликтности невысок.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
17
В настоящий момент общество нуждается в подготовке не только образованной, но и высоконравственной, духовно богатой личности. Духовно - нравственное воспитание школьников на сегодняшнем этапе развития общества становится проблемой общегосударственной. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делают процесс воспитания еще более трудным. Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность
разработанной воспитательной системы, на мой взгляд, заключается в использовании метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно - нравственного развития.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

системы

принцип целостности учебно - воспитательного процесса
; 18

личностно - ориентированный подход
– предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия; 
принцип вариативности
– создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности; 
деятельностный подход
– включение детей в реально значимые и социально значимые проекты; 
принцип мотивации деятельности учащихся
– предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; 
принцип педагогического руководства
– организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Срок реализации системы - 4 года (1-4 класс)

Цель:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе освоения основных общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни, формирование духовно-нравственной личности.
Задачи:
1. Создание условий для развития личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленных на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания, воспитание любви к родной школе, отчему краю; 2. Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни; 19
3. Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей; 4. Повышение социальной активности учащихся, развитие деятельности классного и ученического самоуправления; 5. Развитие системы работы с родителями и общественностью, привлечение родителей к организации воспитательного процесса в классе и школе. Формирование уважительного отношения к членам своей семьи, воспитание семьянина, любящего свою семью; 6. Продолжение работы с детьми «группы риска».
Приоритетные направления деятельности

1.

Гражданско – патриотическое воспитание.

Задачи:
 Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.  Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.  Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.  Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.  Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.  Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.  Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Ожидаемые результаты:
20
 Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.  Учащиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2.

Нравственно-эстетическое воспитание

Задачи:
 Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.  Развитие художественных способностей.  Создать условия для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.  Использовать активные и нестандартные формы внеклассной деятельности учащихся, отвечающие их интересам и возможностям.  Развить способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.  Использовать досуговую деятельность как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Ожидаемые результаты:
 Учащиеся знакомятся с основными направлениями эстетической культуры.  Получают возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.
3. Спортивно-оздоровительное воспитание.

Задачи:
 Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.  Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом. 21
 Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.  Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.  Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Ожидаемые результаты:
 У учащихся формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры.  Учащиеся приучаются к здоровому образу жизни.


4. Интеллектуально-познавательное воспитание

Задачи:
 Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.  Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы.  Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.  Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.  Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.  Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Ожидаемые результаты:
 Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.  Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

22

5. Трудовое воспитание.

Задачи:
 Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
Ожидаемые результаты:
 Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.  Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
6.

Орган ученического самоуправления.

Задачи:
 Создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную коллективную деятельность;  Стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству,  Воспитание гражданина с высокой демократической культурой.  Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей.  Предоставление обучающимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс).  Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты.
 Развитие и сплочение классных ученических коллективов. 23
 Формирование чувства товарищества и взаимопомощи.
Модель выпускника

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1. Дополнительные занятия по математике, русскому языку (2 раза в неделю в I полугодии, затем по мере необходимости) 2. Дополнительные занятия по другим предметам (по мере необходимости) 3. Индивидуальная работа с родителями по вопросам обучения. 4. Оказание родителям методической помощи в вопросах воспитания и обучения. 5. Дополнительные занятия по математике, литературному чтению (2 раза в неделю в I полугодии, затем по мере необходимости)
модель

выпускника

4 класса
желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребность в культурном досуге стремление творить прекрасное в различных видах деятельности, поведении, в отношениях
Культурный

потенциал
способность к установлению межличностных отношений с педагогами, сверстниками, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем, достаточный уровень саморегуляции и самоконтроля, продуктивность в общении усвоение и понимание сущности духовно- нравственных и гражданско- патриотических ценностей, понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление доброты, честности, порядочности, вежливости высокий уровень активности и самостоятельности в познавательной деятельности, грамотность и богатый словарный запас устной речи, навыки логических операций стремление к физическому здоровью, желание активного досуга, знание подвижных игр
Нравственный

потенциал

Познавательный

потенциал

Физический

потенциал

Коммуникативный

потенциал
24
6. Дополнительные занятия по другим предметам (по мере необходимости) 7. Индивидуальная работа с родителями по вопросам обучения, воспитания. 8. Оказание родителям методической помощи в вопросах воспитания и обучения. 9. Посещение семьи на дому с целью изучения бытовых условий. 10. Рекомендации для обращения к специалистам «Центра диагностики и консультирования» и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья» родителям, испытывающим проблемы в обучении и воспитании детей.
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Направления деятельности

Актив

класса

Родительски

й совет

Классный

руководитель

Учителя -

предметники

Администраци

я школы
25

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ

Работа с родителями

Орган ученического самоуправления

Интеллектуально-познавательное воспитание

Спортивно-оздоровительное воспитание

Нравственно-эстетическое воспитание

Трудовое воспитание

Учащиеся класса

Слет космонавтов

Клуб активных космонавтов

станция

«Оформляйка»

станция

«Всезнайка»

станция

«Затейка»

Гражданско – патриотическое воспитание
26

Содержание деятельности клуба

Оформляйка -
отвечает за участие в конкурсе рисунков, стенгазет, обеспечивает оформление праздников, помогает в оформлении классного уголка
.

станция

«Здоровейка»

станция

«Чистюлька

»

Космонавт
27

Всезнайка
- контролирует успеваемость, отвечает за состояние учебников, оказывает помощь детям, отстающим в учебе.
Затейка
- организует участие детей в проведении культурных мероприятий, праздников, огоньков, принимает участие в организации конкурсов и поздравлении именинников.
Здоровейка -
обеспечивает участие в соревнованиях, спортивных праздниках, Днях здоровья.
Чистюлька
- осуществляет контроль за дежурством учащихся по классу, заботится о чистоте и уюте в классе, осуществляет уход за комнатными растениями.
Работа с родителями
Классный руководитель должен активно вовлекать родителей в учебно- воспитательный процесс, в управление школой, повышать их психолого- педагогические знания. Очень важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. 28
В моем классе возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы.
Приоритетные направления деятельности
Направления деятельности Содержание деятельности 1. Изучение семьи  обследование родительского контингента и анализ его состава;  составление социального паспорта класса;  изучение нравственного потенциала и воспитательных возможностей семей (стиль жизни, уклад, традиции, микроклимат);  наблюдение за родителями в процессе родительского всеобуча и на родительских собраниях;  тестирование;  анкетирование;  анализ детских сочинений, рассказов, рисунков о семье;  изучение личной документации (медицинские карты и личные дела учащихся);  индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи;  посещение семей на дому;  выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих проблемы 29
психологического характера 2. Организация психолого- педагогического просвещения родителей  проведение тематических лекций, семинаров, практикумов, конференций для родителей по актуальным вопросам воспитания детей;  индивидуальные консультирования родителей;  посещение родителями открытых уроков и классных мероприятий;  выпуск информационных бюллетеней для родителей 3. Вовлечение родительской общественности в учебно-воспитательный процесс  организация совместных коллективно-творческих дел, поездок, экскурсий и т.п., участие в конкурсах среди семей 4. Участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением  организация выполнения решений, принятых общешкольным родительским собранием;  участие в деятельности общешкольного совета родителей;  участие в разработке документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения и органов родительского самоуправления;  участие в организации работы по совершенствованию образовательного процесса;  участие в педагогических советах, родительских конференциях;  участие в общешкольных мероприятиях 5. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания  семинары по обобщению опыта;  пресс-конференции; 30
 семейные праздники;  родительские гостиные;  городские родительские конференции, чтения
Родительские

собрания

Общешкольные

родительские

конференции

Родительское

самоуправление

Семейные вечера,

гостиные,

совместные

праздники,

спортивные

Заседания совета

родителей

«Круглые столы»,

дискуссии,

практикумы

Анкетирования,

тестирования

Формы работы с

родителями
31

Индивидуальные

беседы, консультации

специалистов

Индивидуальные

консультации с

учителями-

предметниками

Семейные конкурсы
32

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
 Личность с социально активной жизненной позицией.  Приобщение учащихся к нравственным, духовным ценностям современного мира.  Сформированность патриотического и гражданского самосознания.  Уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим.  Эмпатическое и толерантное отношение к окружающим.  Представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.
Конституция Российской Федерации
2.
Закон РФ «Об образовании»
3.
Конвенция ООН «О правах ребенка»
4.
Всеобщая декларация прав человека
5.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
6.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
7.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
8.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации
9.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
10.
Семейный кодекс Российской Федерации
11.
Приказ министерства образования и науки РФ от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных 33
общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»
12.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 22.06.2002 №30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях»
13.
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей
14.
Методические рекомендации по использованию и изучению государственных символов России в образовательных учреждениях
15.
Педагогика детская, возрастная, социальная психология
16.
Теория и методика воспитательной работы
17.
Устав ОУ
18.
Должностная инструкция классного руководителя
19.
Положение ОУ «О деятельности классного руководителя»
20.
Программы ОУ
21.
Годовой план воспитательной работы школы 34

ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цель родительского самоуправления
– активное участие в управлении классом, оказание помощи классу в достижении высокого качества воспитания и обучения детей. Высшим органом самоуправления родителей является родительское собрание, созываемое по необходимости, но не реже двух раз в год. Высшим органом самоуправления родителей в период между родительскими собраниями является совет активных родителей, избираемый один раз в год. Из числа членов совета родителей выбираются председатель и его заместитель, остальные родители распределяются по отделам. За каждым направлением закреплен круг определенных обязанностей, которые утверждаются на классном родительском собрании.
Совет родителей:
 готовит и проводит классные родительские собрания и другие родительские мероприятия;  организует выполнение решений, принятых общешкольным родительским собранием;  изучает общественное мнение и потребности родителей;  планирует свою работу и организует выполнение намеченных планов;  создает родительский финансовый фонд и принимает решения об его использовании в интересах совершенствования деятельности школы и класса, оздоровления, обучения и воспитания учащихся;  формирует постоянные и временные комиссии (или иные рабочие органы) по отдельным направлениям деятельности;  информирует родителей о проведении родительских собраний и других мероприятиях;  обеспечивает участие родителей во внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми, в ремонте классного помещения, в улучшении условий жизни и учебы детей в школе и классе; 35
 организует обмен опытом семейного воспитания, поощряет родителей, ответственно относящихся к своим обязанностям
СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Родительское собрание

Совет Активных Родителей

«Во Славу

Отечества»

«Спорт и

здоровье»

«Досуг»

«Литература

»

«Быт»

Родители класса
36

Содержание деятельности совета активных родителей

1. Направление «Во славу Отечества»
Формы работы: - Помощь в подготовке встреч с ветеранами. - Участие в проведении патриотических акций. - Участие в школьных и районных конкурсах патриотического направления.
2. Направление «Спорт и здоровье»
Формы работы: - Организация спортивных праздников и мероприятий. - Участие в школьных и районных соревнованиях. - Подготовка и проведение совместных мероприятий по укреплению здоровья. - Проведение тематических бесед по профилактике вредных привычек с привлечением родителей – специалистов.
3. Направление «Досуг»
Формы работы: - Музыкальное оформление праздников. - Организация, проведение мероприятий и дискотек. 37
- Помощь в оформлении мероприятий. - Помощь в создании классных газет. - Помощь в подготовке костюмов и пошив костюмов. - Помощь в разработке сценариев.
4. Направление «Литература»
Формы работы: - Организация экскурсий, поездок в театр, в кино, в цирк. - Проведение фоторепортажа праздников, мероприятий. - Проведение фотовыставок и создание фотопрезентаций.
5. Направление «Быт»
Формы работы: - Ремонт школьной мебели. - Помощь в подготовке школьного кабинета к началу учебного года. - Помощь в уборке учебного кабинета в течение года. - Помощь в изготовлении информационных стендов. 38

Родители

Библиотека

школы

ЦСОН «Отрада»

Подпорожский

центр диагностики

и консультирования

Исторические

места района,

города, области

Подпорожская

центральная

районная

библиотека

Подпорожская

школа искусств

Отдел по

культуре, спорту,

туризму и

молодежной

политике АМО

«Подпорожский

муниципальный

район»

Кинотеатр

«Вертикаль»

Музеи района,

города, области

ФОК

«Свирь»

Подпорожский

центр детского

творчества

Подпорожский

КДК

Другие

классы

ГБУЗ ЛО

«Подпорожская МБ»,

фельдшер

школы

Учителя

-предметник

и

Классный

руководитель

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КЛАССА
39

Циклограмма работы классного руководителя.
 Ежедневно 1. Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия учащихся. 2. Организация питания учащихся. 3. Организация дежурства в классном кабинете. 4. Индивидуальная работа с учащимися. 5. Оформление журнала классного руководителя.  Еженедельно 1. Проверка дневников учащихся. 2. Проведение мероприятий в классе (по плану). 3. Работа с родителями (по ситуации). 4. Работа с учителями предметниками (по ситуации).  Один раз в четверть 1. Оформление классного журнала по итогам четверти. 2. Участие в работе МО классных руководителей. 3. Отчёт по воспитательной работе за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть. 4. Проведение родительского собрания.  Один раз в год 1. Оформление личных дел учащихся. 2. Оформление журнала. 3. Анализ и составление плана работы класса. 40
4. Самоанализ воспитательной работы за год. 5. Проведение открытого внеклассного мероприятия.
Работа с преподавателями, работающими в классе

Посещение различных

уроков (дата, ФИО

учителя, предмет)

Приглашение учителей

на родительские

собрания (ФИО)

Приглашение учителей на

беседы с родителями

отдельных учащихся (ФИО

учителя, ФИ ученика)
41

Дневник классного руководителя в датах

Сентябрь

1 сентября
- День знаний.
8 сентября
- Международный день грамотности; День воинской славы России.
11 сентября
— День воинской славы России.
16 сентября
- День работников леса.
21 сентября
- Международный день мира.
26 сентября
- Всемирный день моря.
27 сентября
- Всемирный день туризма.
30 сентября
— День машиностроителя.
Октябрь

1 октября
- Международный день пожилых людей; Междуна - родный день музыки.
4 октября
- День космических войск.
5 октября
- Всемирный день учителя.
9 октября
- Всемирный день почты.
14 октября
- День работников сельского хозяйства.
16 октября
- Всемирный день продовольствия.
17 октября
- Всемирный день борьбы за ликвидацию нищеты.
20 октября
- День моряков- подводников России.
21 октября
- День работников дорожного хозяйства.
23 октября
- День работников рекламы.
25 октября
- Международный день борьбы женщин за мир.
30 октября
- День памяти жертв политических репрессий.
Ноябрь

4 ноября
- День народного единства.
10 ноября
- День полиции.
13 ноября
- Международный день слепых людей.
16 ноября
- Международный день толерантности.
18 ноября
- День ракетных войск и артиллерии.
20 ноября
- Всемирный день ребенка
21 ноября
- Всемирный день телевидения
25 ноября
- День матери.
27 ноября
- День морской пехоты
Декабрь

1 декабря
— Всемирный день борьбы со СПИДом.
3 декабря
- Международный день инвалидов.
11 декабря
- Всемирный день детского телевещания; Всемирный день гор.
12 декабря
- День Конституции Российской Федерации.
17 декабря
- День ракетных войск России.
27 декабря
- День спасателя России.
31 декабря
- Новый год.
Январь
42

1 января
- Всемирный день мира.
7 января
- Рождество Христово.
13 января
- День Российской печати
25 января
- День Российского студенчества.
28 января
- Международный день мобилизации против ядерной войны.
Февраль

8 февраля
- День Российской науки.
14 февраля
- День святого Валентина.
21 февраля
- Международный день родного языка.
23 февраля
- День защитников Отечества.
Март

3 марта
- Всемирный день писателя.
8 марта
- Международный день борьбы за права женщин и ме ждународный мир.
10 марта
- День архивов.
19 марта
- День моряка- подводника.
21 марта
- Всемирный день поэзии; Всемирный день земли; Между народный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.
22 марта
- Всемирный день водных ресурсов.
23 марта
- Всемирный метеорологический день.
27 марта
- Всемирный день театра.
Апрель

1 апреля
- Международный день смеха; День птиц; День геолога.
2 апреля
- Международный день детской книги; День единения народов.
7 апреля
- День здоровья; Благовещение.
8 апреля
- Пасха.
11 апреля
— Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
12 апреля
- День космонавтики.
18 апреля
- Международный день памятников и исторических мест.
23 апреля
- Всемирный день книг.
24 апреля
- Международный день солидарности молодежи; Всемирный день породненных городов.
26 апреля
— День погибших в радиационных авариях и катастрофах.
29 апреля
- Всемирный день танца.
30 апреля
— День пожарной охраны.
Май

1 мая
- Праздник Весны и Труда.
3 мая
- Всемирный день свободы печати.
7 мая
- День радио; Праздник работников связи.
8 мая
- Международный день Красного Креста и Красного Полумесяца.
9 мая
- День Победы.
15 мая
- Международный день семей. 43

18 мая
- Международный день музеев.
21 мая
- Международный день космоса.
24 мая
- День славянской письменности и культуры.
27 мая
- Общероссийский день библиотек.
31 мая
- Всемирный день без табака.
Анализ воспитательной работы за 2012-2016 гг.
В 2012 – 16 учебных годах вся воспитательная работа была направлена на достижение главной
цели
– построение воспитательной системы класса на развитии индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе, вовлечение родителей в воспитательный процесс. Для достижения данной цели решались
воспитательные задачи:
 содействие формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной сферы для развития детей;  воспитание сознательной культуры и поведения;  вовлечение родителей в воспитательный процесс. Воспитательная работа в классе велась на основе системно-деятельностного подхода. Планировалась и осуществлялась работа по семи направлениям. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, экскурсии, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все учащиеся с привлечением родителей. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем и активными родителями, т.к. ребята еще не в состоянии самостоятельно создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение. В классе есть дети с высоким уровнем воспитанности – это Маргелова М., Маргелова Мария, Дельмухаметов Владимир, Заулова Мария и Анастасия, Турилова Соня, Быков Юрий, Позняков Гордей, Билецкий Иван, Бужинская Александра, Ермошкин Кирилл, Елесин Арсений. Общественную активность ребят можно считать высокой. Дети активно и с удовольствием принимают участие во всех районных, школьных и классных мероприятиях. Хорошо выполняют свои поручения: Фарисеев Егор, Быков Юрий, 44
Елесин Арснний, Школаберда Анна, Заулова Мария, Заулова Настя, Соколова Дарья. Сплочению классного коллектива в значительной мере способствовали такие формы как: совместные с родителями праздники, совместное участие в конкурсах, совместные с родителями экскурсии и походы. В соответствии с воспитательными целями и задачами школы, а также особенностями развития классного коллектива были проведены классные часы: «Я – гражданин России», «Права и обязанности школьника», «Питаемся вкусно и правильно», «Бухенвальдский набат». Внеклассные мероприятия, «Новогодний огонек», экскурсия в Санкт-Петербург, спортивный праздник совместно с родителями, праздник "День защитника Отечества», конкурс рисунков "День космонавтики", праздник «70 лет со дня Победы», экологические разведки весенних и осенних примет и другие. Во многих классных мероприятиях дети участвовали вместе с родителями: «Новогодний огонек», «Окончание года!» и др. Это способствовало формированию у учащихся уважительного отношения к членам своей семьи, воспитанию дружеского отношения к окружающим, расширению кругозора и повышения общей культуры учащихся. Анализ занятости учеников класса во внешкольных кружках, секциях, творческих объединениях показал, что занятость в классе составляет 93%. 45

Сравнительный анализ удовлетворенности обучением в данном классном

коллективе и созданием комфортных условий для обучения и воспитания

классным руководителем.
Опрос в 3 классе (2014/2015 уч. год) = 30 чел. Опрос в 4 классе (2015-2016 уч. год) = 30 чел.
1.

С каким настроением ты чаще всего идешь в школу?

Object 24

2.

Какую роль, по-твоему, исполняет твой классный руководитель?
46

Object 26

3.

Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

Object 28
47

4.

Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

Object 30

5.

Ты считаешь, что твой класс

Object 33
48

Индивидуальная работа с учащимися
№ п\ п Фамилия Имя ребенка Дата Цель индивидуальной работы Результат проделанной работы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 49
15. 16. 17. 18. 19.
Диагностическая работа с классом

Лист посещения семей
№ п\п Фамилия Имя ребенка Дата Цель посещения Результат 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 50
13 14 15
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., Москва «Просвещение»,2009г 2. Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.;Российский фонд школы;- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010. 4. Цветкова И. В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. – М., 2003. 5. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/Под ред. Е. Н. Степанова. - М.,ТЦ Сфера, 2005. 6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И. С. Артюховой. – М., ВАКО, 2005 7. Рожков М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:ГИЦ Владос, 2001. 8. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями / авт.-сост. О. А. Ещеркина. – Волгоград: Учитель, 2007. 9. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №5, 2008. 10. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №3, 2003. 11. Александрова Л. Н. Использование проектной методики в начальной школе. 51
12.Общешкольный проект «С чего начинается Родина». // festival.1septemberarticles/411013/ 13. Волявко Н. Н. «Мы будущее России!» (программа патриотического воспитания). //festival.1septemberarticles/531949/ 14. Воспитание гражданина – основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации. // jourclub6/112 15. Образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Я рожден в России». // festival.1septemberarticles/518222/ 52

КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ



п/

п

Предмет

мониторинга

Показатели и критерии эффективности

воспитательной системы

Методы исследования

(автор, название методики)
1. Личность школьника - ценностно-смысловые ориентиры и нравственные качества учащихся - сформированность гражданских навыков - здоровье учащихся - творческие способности - Уровень воспитанности учащихся методика Н.П. Капустина - Методика «Проблема изучения школьной мотивации учащихся» - Анализ состояния физического здоровья учащихся - Анкетирование учащихся и родителей по вопросам здоровьесбережения - Диагностика «Карта интересов» (Е.А.Климов; О.П. Мешковская) - Портфолио учащихся 2. Психолого- педагогическая культура родителей учащихся - уровень знаний и умений родителей в сфере детско-родительских отношений - Анкета для родителей «Выявление педагогической культуры родителей» - Анкета для родителей «Изучение взаимоотношений «ребенок – родитель» 3. Детский коллектив - уровень сформированности классного - Диагностическая проектная методика
как условие развития личности коллектива «Изучение детского коллектива» (1, 2 класс) - М.И.Рожков «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (3, 4 класс) 4. Удовлетворенность жизнедеятельностью класса всех участников образовательного процесса - удовлетворенность учащихся, учителей и родителей организацией воспитательной работы в классе - методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А. А. Андреев); - Анкета для родителей «Изучение отношений родителей к школе»;
Приложение 3
Анкета для учащихся
1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу?  с радостью;  спокойно  с нежеланием 2. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?  контролер за успеваемостью и дисциплиной;  «вторая мама»;  организатор досуга;  помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;  если меня кто-то обижает, я всегда могу обратиться за помощью к своему учителю; 3. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?  хвалить;  подбадривать;  делать замечания;  ругать;  организовывать для участия в школьных и классных мероприятиях  жаловаться родителям; 4. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?  великодушный характер  манеру поведения;  умение хорошо выглядеть;  разносторонние знания; 5. Ты считаешь, что твой класс:
 сплочен и дружен;  разбит на группы;  каждый живет сам по себе.


Яндекс.Метрика