Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ангарская средняя общеобразовательная школа»
ЭССЕ « Я – УЧИТЕЛЬ»
Выполнил: Крюкова Ольга Дмитриевна
Учитель истории и обществознания.
c.Ангарский.
2015г
Эссе «Я – учитель»
Всё в жизни имеет начало и конец. Моя дорога в школу тоже имеет своё
начало. Я выбрала профессию, о которой мечтала. Вопрос о том какую
профессию выбрать для меня был решён слишком рано, возможно не вполне
осознанно . Моя первая учительница Ф.П.И. Не смогу забыть её добрых глаз,
требовательный, но ласковый голос, доброжелательное отношение к нам
своим ученикам. И сегодня я ощущаю радость, вспоминая минуты, когда мы
начали только читать первые слова. Совместные прогулки, экскурсии,
праздники , мороженное в день рождения – всё это сохранилось в моей
памяти. Мечта : стать учителем всё больше захватывала сердце .Шло время.
Интерес к истории мне привил мой любимый учитель Мантыков Николай
Николаевич. – ветеран Великой Отечественной войны. С каким вниманием и
восхищением слушала я его уроки. Именно он помог мне найти ответы на
многие вопросы, именно он первый увидел во мне учителя.
Моей мечте суждено было сбыться в 1987 году, когда я после окончания
педагогического института, пришла работать в школу. Я была уверена, что
выбрала самую замечательную, благородную профессию. За годы учёбы я ни
разу не усомнилась в правильности своего выбора. Ведь все начинается с
учителя… Учитель стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека.
Я представляла себя стоящей у доски, вдохновенно и увлечённо излагающей
свой любимый предмет детям. Помня о крыловской мудрости: «Берись за то,
к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец…», я
приступила к своему любимому делу, став учителем истории. Мне вновь
очень повезло я встретила хорошего учителя и просто человека с большой
буквы – Гаврилова Максима Лаврентьевича. Который меня многому научил.
Я понимала, что быть учителем непросто. Сколько труда и терпения нужно,
чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые,
стремящиеся к своей цели молодые люди. Но именно это и привлекало. Но
суровая школьная действительность очень скоро рассеяла мои мечты. Это
был своеобразный экзамен на прочность. Это проверка профессиональных,
деловых качеств учителя учениками. Только настоящий учитель сумеет в
этой битве не победить, а выйти из неё с достоинством, заслужив доверие,
уважение, любовь учеников.
Педагогическая деятельность сложна и многообразна. В ней неизбежны
трудности, а подчас и разочарования. Только по прошествии нескольких лет
пришло понимание , что плакать от собственной боли не трудно, трудней
плакать от боли чужой, что истинный педагог начинается тогда когда в центре
всех событий видишь ребёнка, а не себя. По истечении нескольких лет
пришло, и осознание того, что педагогом нельзя родиться, им надо стать в
процессе деятельности, самовоспитания и самообразования. Профессия
учителя особенная, не сравнимая ни с каким другим делом. Мы имеем дело с
самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни – с
человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости,
зависит жизнь ребёнка , его место и роль в жизни. Конечный результат
педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через
продолжительное время. Учитель по отношению к детям выступает в роли
информатора , друга, советчика, вдохновителя, наставника. В разных
ситуациях роль педагога меняется: учитель может быть актёром, творцом,
исследователем, организатором, путеводителем и даже родителем. Наверное,
нет родителей, которые не мечтали бы о том, что их дети станут успешнее,
чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-
то способности проявляются раньше, у кого- то позже. Профессия учителя
особенная не сравнимая ни с каким другим делом. Учитель является творцом
духовных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он
достигает в своей педагогической деятельности. Показателем педагогической
культуры является интеллигентность, развитый интеллект, гармония
нравственного , физического и умственного развития, гуманность,
общительность, педагогический такт, широкий кругозор, способность к
творчеству.
А учитель истории – это человек, который рассказывает о прошлом, об
узнанном. Цель которого – соединить прошлое с настоящим. И вот уже 28 лет
каждый день я переступаю порог школы, для того, чтобы передать знания
детям. Я стараюсь воспитывать в своих питомцах честность, порядочность,
целеустремлённость. Приветствую в них независимость взглядов,
индивидуальность. Стараюсь, чтобы эти чувства были искренними, желания
– добрыми, а сердце – отзывчивым. Собираясь на урок, я преследую цель:
должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден , нужно
прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным
учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен
постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов,
находиться «в состоянии успеха». С чего начинается мой школьный день? С
уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый
круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно
заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами –
интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами,
нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением,
шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством,
совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря
моей любимой профессии. Мне некогда скучать.
Иногда кажется, что я чего-
то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю…
Непосредственные, эмоциональные,, не умеющие сдерживать гнев и радость
дети часто кажутся старшим избалованными, беспечными,
легкомысленными, а заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети
воспринимают как сухость и чёрствость, придирчивость и назойливость.
Поэтому родители не должны быть в стороне от школы, они должны
проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребёнка, создавать
благоприятный климат в семье.
Необходимо иметь связь друг с другом, то есть, родителя и классного
руководителя, а также учителей – предметников для того, чтобы совместно
способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми.
Профессия
учителя одна из самых массовых. Говорят, трудно быть изюминкой в ящике с
изюмом. Но, я искренне хочу и стремлюсь быть неповторимым, уникальным,
мастером своего профессионального педагогического труда. Я люблю свою
профессию, верю в свои силы и возможности. Я хочу, чтобы меня любили
мои ученики!
У каждого учителя складывается своя педагогическая
философия и система мировоззрения, ко
торую они стараются привить
ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому
ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к
саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым
учеником и не подавлять в нём инициативу –
такова цель моего общения с
детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой
дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к
нему уважения как к старшему и как к педагогу.
Это мои принципы, которые помогают мне в работе.
Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому
уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих
учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.
Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд.
Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться
творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к
самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми
должен стремиться педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в
ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.
Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек:
у меня любимая профессия….
Есть счастье общения, ведь я – учитель,
помогающий ученикам познать себя и мир вокруг в прошлом и настоящем,
поверить в свои силы. Это счастье быть нужным!