"Система взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами ДОО и родителями в коррекционно-образовательной деятельности".
Автор: Косова Наталья Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 92
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Система взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами ДОО и родителями в коррекционно-образовательной деятельности".
Описание:
При осуществлении коррекционно-развивающей деятельности в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ особое значение уделяется организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями и в значительной степени обуславливает эффективность компенсации его проблем.
МБДОУ д/с № 92
учитель-дефектолог Н.И.Косова,
г.Таганрог
(из опыта работы)
Система взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами ДОО и
родителями в коррекционно-образовательной деятельности.
При осуществлении коррекционно-развивающей деятельности в
образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ особое значение уделяется
организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей.
Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную
взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком
с особыми образовательными потребностями и в значительной степени
обуславливает эффективность компенсации его проблем.
Одним из направлений работы нашего МБДОУ стала выработка системы
комплексного взаимодействия между специалистами–участниками
сопровождения ребёнка с ЗПР: учитель-дефектолог, учитель-логопед,
педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по
физкультуре, старшая медицинская сестра.
Заведующий, заместитель заведующего по воспитательно-
методической работе :
осуществляют тесное взаимодействие педагогических и
медицинских работников;
создают оптимальные условия для организации преемственности в
работе сотрудников педагогического коллектива;
оказывают методическую помощь педагогам;
привлекают родителей к активному участию в коррекционно-
педагогическом процессе;
оценивают качество и устойчивость результатов коррекционно–
развивающей работы и эффективности проводимых коррекционных
воздействий;
способствуют повышению профессионального уровня педагогов.
В реализации коррекционно-развивающей работы в МБДОУ мы
эффективно используем следующие формы взаимодействия учителя-
дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по
физ. воспитанию и воспитателей группы компенсирующей направленности:
взаимообмен данными диагностики, координированное планирование
совместной деятельности, выполнение воспитателем заданий учителя-
дефектолога и учителя- логопеда, взаимопосещение занятий, планирование и
проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы,
реализация совместных проектов.
Ведущим специалистом, координатором всего образовательного процесса
и коррекционно-развивающей работы, в частности, у нас в детском саду
является учитель-дефектолог. Это обусловлено нашей специализацией: мы
работаем с детьми с задержкой психического развития.
Схема взаимодействия специалистов в коррекционно-
развивающей работе образовательного процесса МБДОУ д/с №92
- учитель-дефектолог, учитель-логопед
- зам. зав. по ВиМР
- воспитатели
- педагог - психолог
- музыкальный руководитель
- инструктор по физ. культуре
- медицинская сестра
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
в коррекционно-развивающей деятельности
учителя-дефектолога с педагогами и родителями МБДОУ
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед Педагог-психолог
Воспитатели
Инструктор по
Мед.сестра
физ. воспитанию
Музыкальный
Родители
руководитель
Направления совместной коррекционно-развивающей деятельности
учителя-дефектолога и:
воспитателей:
1.Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно-
развивающей помощи для каждого ребенка.
2.Создание психологического и эмоционального комфорта для каждого
ребенка.
3.Создание творческой атмосферы для развития познавательного интереса,
креативности.
4.Развитие умственной и речевой активности.
5.Совершенствование двигательной сферы ребенка.
6.Развитие внимания, памяти, мыслительных операций.
7.Расширение и активизация словаря на основе углубления и конкретизации
представлений об окружающем.
8.Развитие способности применять сформированные умения и навыки
связной речи в различных ситуациях общения.
9.Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков
правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры,
грамматического оформления речи.
10.Совершенствование мелкой моторики.
11.Формирование механизмов саморегуляции у детей.
педагога-психолога:
1.Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно-
развивающей помощи для каждого ребенка.
2.Изучение и коррекция личностных особенностей детей (невротические и
неврозоподобные расстройства, нарушения поведения, аутичные
проявления, эмоциональная незрелость и т.д.).
3.Изучение и коррекция игровой деятельности.
4.Дозировка нервно-психической нагрузки для каждого ребенка.
5.Совместная работа по созданию положительного эмоционально-
психологического климата.
6.Развитие механизмовсаморегуляции деятельности и поведения, коррекция
отклонений в эмоционально-волевой и личностной сферах.
музыкального руководителя:
1.Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно-
развивающей помощи для каждого ребенка.
2.Создание психологического комфорта и эмоционального подъема для
каждого ребенка.
3.Создание творческой атмосферы для развития познавательного интереса,
креативности.
4.Повышение умственной и речевой активности.
5.Совершенствование координации двигательной и речевой сферы под
музыку, развитие чувства темпа и ритма.
6.Развитие дыхания.
7.Развитие голоса как главного компонента просодики речи.
8.Развитие тонкой, мимической и речевой моторики.
9.Развитие фонематического слуха.
10.Развитие внимания и памяти.
11.Развитие пространственных представлений и ориентировки.
12.Развитие механизмов саморегуляции.
инструктора по физическому воспитанию:
1.Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно-
развивающей помощи для каждого ребенка.
2.Дозирование двигательной нагрузки с учетом соматического состояния
ребенка.
3.Развитие общих двигательных навыков.
4.Совершенствование координации движений, их силы и точности
переключения с одного движения на другое с постепенным усложнением
задания.
5.Развитие мелкой моторики и мимических мышц.
6.Развитие дыхания.
7.Развитие внимания, двигательной памяти.
8.Развитие пространственных представлений и ориентировки.
9.Индивидуализация заданий в работе с детьми.
10.Формирование механизмов саморегуляции у детей.
старшей мед.сестры
1.
Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно-
развивающей помощи для каждого ребенка.
2.
Дозировка учебной и двигательной нагрузки с учетом соматического
состояния ребенка и его ЦНС.
3.
Закаливание детей, профилактика соматических заболеваний и нервно-
психических расстройств.
4.
Предупреждение учебных перегрузок и совместный контроль за
соблюдением санитарно-гигиенических требований к образовательному
процессу.
Коррекционная работа
невозможна без активного участия в ней
родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами
и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её
эффективность. Основная
цель полноценного взаимодействия –
активизация родителей, привлечение их внимания к коррекционной
работе, проводимой в ДОУ.
С учётом этого основными
задачам и
взаимодействия являются:
объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции
нарушений развития ребёнка;
вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс,
соблюдение единых требований к ребёнку;
повышение интереса родителей к коррекционной и воспитательной
работе;
установление открытых, доверительных отношений в системе
«педагоги – дети – родители».
Эти задачи находят решение в активных формах взаимодействия с
родителями: индивидуальные встречи, беседы, консультации, семинары-
практикумы, детско-родительские проекты, фотовыставки, Дни открытых
дверей, праздники. «Гость группы». Широко использую наглядные формы
работы: оформление стендов «С утра до вечера», «Дела семейные», выпуск
газет, буклетов, листовок для родителей с практическими советами.
Данная модель построения коррекционно-развивающего процесса
проверена на практике, способствует результативным изменениям в
развитии детей, а также позволяет повышать компетентность педагогов,
родителей в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей
с задержкой психического развития.
Литература:
1.
Волкова Л.С. Нарушения детской речи и их устранения. – М., 1989.
2.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
3.
Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах
для детей с нарушениями речи. – М., 1995.
4.
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушение речи у детей. – М., 1985.
5.
Филичева Т.Б., Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием
фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе); Учебное
пособие – М., 1978.
6.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), -
М., 1993.
7.
Ульенкова, У. В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших
дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-
коррекционных групп в дошкольном учреждении / У. В. Ульенкова, Е.
Н.Васильева // Дефектология. — 2001. — № 5. — С. 35—43.
Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции
в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой
психического развития / У. В. Ульенкова, Е. Н.Васильева // Дефектология. —
2001. — № 1. — С. 26—33