Напоминание

"Система взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами ДОО и родителями в коррекционно-образовательной деятельности".

Автор: Косова Наталья Ивановна

Должность: учитель-дефектолог

Учебное заведение: МБДОУ д/с № 92

Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область

Наименование материала: Статья

Тема: "Система взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами ДОО и родителями в коррекционно-образовательной деятельности".

Описание:

При осуществлении коррекционно-развивающей деятельности в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ особое значение уделяется организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями и в значительной степени обуславливает эффективность компенсации его проблем.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_vospitatelei/index?nomer_publ=521

Опубликовано 23.04.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации

МБДОУ д/с № 92 учитель-дефектолог Н.И.Косова, г.Таганрог (из опыта работы)
Система взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами ДОО и

родителями в коррекционно-образовательной деятельности.
При осуществлении коррекционно-развивающей деятельности в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ особое значение уделяется организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей.
Система взаимодействия
наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями и в значительной степени обуславливает эффективность компенсации его проблем. Одним из направлений работы нашего МБДОУ стала выработка системы комплексного взаимодействия между специалистами–участниками сопровождения ребёнка с ЗПР: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, старшая медицинская сестра.
Заведующий, заместитель заведующего по воспитательно-

методической работе
:  осуществляют тесное взаимодействие педагогических и медицинских работников;  создают оптимальные условия для организации преемственности в работе сотрудников педагогического коллектива;  оказывают методическую помощь педагогам;  привлекают родителей к активному участию в коррекционно- педагогическом процессе;  оценивают качество и устойчивость результатов коррекционно– развивающей работы и эффективности проводимых коррекционных воздействий;  способствуют повышению профессионального уровня педагогов. В реализации коррекционно-развивающей работы в МБДОУ мы эффективно используем следующие формы взаимодействия учителя- дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физ. воспитанию и воспитателей группы компенсирующей направленности: взаимообмен данными диагностики, координированное планирование совместной деятельности, выполнение воспитателем заданий учителя- дефектолога и учителя- логопеда, взаимопосещение занятий, планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы, реализация совместных проектов. Ведущим специалистом, координатором всего образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы, в частности, у нас в детском саду
является учитель-дефектолог. Это обусловлено нашей специализацией: мы работаем с детьми с задержкой психического развития.
Схема взаимодействия специалистов в коррекционно-

развивающей работе образовательного процесса МБДОУ д/с №92

- учитель-дефектолог, учитель-логопед

- зам. зав. по ВиМР

- воспитатели

- педагог - психолог

- музыкальный руководитель

- инструктор по физ. культуре

- медицинская сестра


СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

в коррекционно-развивающей деятельности

учителя-дефектолога с педагогами и родителями МБДОУ
Учитель-дефектолог Учитель-логопед Педагог-психолог Воспитатели Инструктор по Мед.сестра физ. воспитанию Музыкальный Родители руководитель
Направления совместной коррекционно-развивающей деятельности

учителя-дефектолога и:

воспитателей:
1.Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно- развивающей помощи для каждого ребенка. 2.Создание психологического и эмоционального комфорта для каждого ребенка. 3.Создание творческой атмосферы для развития познавательного интереса, креативности. 4.Развитие умственной и речевой активности. 5.Совершенствование двигательной сферы ребенка. 6.Развитие внимания, памяти, мыслительных операций. 7.Расширение и активизация словаря на основе углубления и конкретизации представлений об окружающем. 8.Развитие способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.
9.Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры, грамматического оформления речи. 10.Совершенствование мелкой моторики. 11.Формирование механизмов саморегуляции у детей. 
педагога-психолога:
1.Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно- развивающей помощи для каждого ребенка. 2.Изучение и коррекция личностных особенностей детей (невротические и неврозоподобные расстройства, нарушения поведения, аутичные проявления, эмоциональная незрелость и т.д.). 3.Изучение и коррекция игровой деятельности. 4.Дозировка нервно-психической нагрузки для каждого ребенка. 5.Совместная работа по созданию положительного эмоционально- психологического климата. 6.Развитие механизмовсаморегуляции деятельности и поведения, коррекция отклонений в эмоционально-волевой и личностной сферах. 
музыкального руководителя:
1.Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно- развивающей помощи для каждого ребенка. 2.Создание психологического комфорта и эмоционального подъема для каждого ребенка. 3.Создание творческой атмосферы для развития познавательного интереса, креативности. 4.Повышение умственной и речевой активности. 5.Совершенствование координации двигательной и речевой сферы под музыку, развитие чувства темпа и ритма. 6.Развитие дыхания. 7.Развитие голоса как главного компонента просодики речи. 8.Развитие тонкой, мимической и речевой моторики. 9.Развитие фонематического слуха. 10.Развитие внимания и памяти. 11.Развитие пространственных представлений и ориентировки. 12.Развитие механизмов саморегуляции. 
инструктора по физическому воспитанию:
1.Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно- развивающей помощи для каждого ребенка. 2.Дозирование двигательной нагрузки с учетом соматического состояния ребенка. 3.Развитие общих двигательных навыков. 4.Совершенствование координации движений, их силы и точности переключения с одного движения на другое с постепенным усложнением задания. 5.Развитие мелкой моторики и мимических мышц. 6.Развитие дыхания.
7.Развитие внимания, двигательной памяти. 8.Развитие пространственных представлений и ориентировки. 9.Индивидуализация заданий в работе с детьми. 10.Формирование механизмов саморегуляции у детей. 
старшей мед.сестры
1. Составление индивидуальной программы комплексной коррекционно- развивающей помощи для каждого ребенка. 2. Дозировка учебной и двигательной нагрузки с учетом соматического состояния ребенка и его ЦНС. 3. Закаливание детей, профилактика соматических заболеваний и нервно- психических расстройств. 4. Предупреждение учебных перегрузок и совместный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к образовательному процессу. Коррекционная работа
невозможна без активного участия в ней

родителей
воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность. Основная
цель полноценного взаимодействия –

активизация родителей, привлечение их внимания к коррекционной

работе, проводимой в ДОУ.
С учётом этого основными
задачам и
взаимодействия являются:  объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребёнка;  вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, соблюдение единых требований к ребёнку;  повышение интереса родителей к коррекционной и воспитательной работе;  установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги – дети – родители». Эти задачи находят решение в активных формах взаимодействия с родителями: индивидуальные встречи, беседы, консультации, семинары- практикумы, детско-родительские проекты, фотовыставки, Дни открытых дверей, праздники. «Гость группы». Широко использую наглядные формы работы: оформление стендов «С утра до вечера», «Дела семейные», выпуск газет, буклетов, листовок для родителей с практическими советами.
Данная модель построения коррекционно-развивающего процесса

проверена на практике, способствует результативным изменениям в

развитии детей, а также позволяет повышать компетентность педагогов,

родителей в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей

с задержкой психического развития.

Литература: 1. Волкова Л.С. Нарушения детской речи и их устранения. – М., 1989. 2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. 3. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М., 1995. 4. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушение речи у детей. – М., 1985. 5. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе); Учебное пособие – М., 1978. 6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), - М., 1993. 7. Ульенкова, У. В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико- коррекционных групп в дошкольном учреждении / У. В. Ульенкова, Е. Н.Васильева // Дефектология. — 2001. — № 5. — С. 35—43. Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова, Е. Н.Васильева // Дефектология. — 2001. — № 1. — С. 26—33


Яндекс.Метрика