Напоминание

Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей дошкольников через изобразительную деятельность "Умелые ручки"

Автор: Ерохова Ольга Геннадьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ д/с "Огонек"

Населённый пункт: Новосибирская область, р.п. Линево

Наименование материала: Дополнительная образовательная программа

Тема: Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей дошкольников через изобразительную деятельность "Умелые ручки"

Описание:

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников через продуктивные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, художественный труд и аппликация, Может быть использована и для младших школьни ков.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_vospitatelei/index?nomer_publ=545

Опубликовано 27.06.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Искитимского района Новосибирской области детский сад «Огонёк» р.п. Линево
Автор:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Ерохова Ольга

Геннадьевна
2015 г Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей дошкольников через изобразительную деятельность «Умелые ручки»

Пояснительная записка
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Дошкольный возраст сензитивен для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопрос о формировании и развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальной и концептуальной проблемой педагогики, т.к. большинство инновационных программ, технологий, методик концентрируется на развитии познавательной сферы ребёнка. Отечественными психологами и педагогами (Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, А.С.Выготский, Т.С.Комарова, Н.А.Ветлугина, В.А.Сухомлинский и др.) признано; знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и приобщение их к изобразительному творчеству один из самых эффективных путей формирования личности и развития её творческого потенциала. Б.М.Теплов писал: «Искусство, а изобразительная деятельность является его неотъемлемой частью, обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – его ум, сердце, чувства и мысли». В.И.Савенков считает, что «интеллектуально-творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребёнка со средой, и роль отводится особая искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество». Особую роль развития детского творчества отмечал и В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, ручейки, которые питают источник творческой мысли». Таким образом, занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Программа «Умелые ручки» является интегрированным курсом, который включает в себя четыре вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку и ручной труд. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и дополняют друг друга в течение всего учебного года.
Цель
: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
Задачи
:  Познакомить детей с разнообразием материалов, используемых в рисовании, лепке, аппликации, ручном труде; заинтересовать;
 Совершенствовать навыки и умения детей в данных видах деятельности;  Научить детей творчески преображать реальные образы в сказочные;  Воспитывать художественно - эстетическое восприятие окружающего мира;  Воспитывать организованность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, дружеское и деловое общение. Работа по развитию творческих способностей через изобразительную деятельность представляет собой систему поэтапного обучения. Обучения с постепенным наростанием сложности и объёма знаний, с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей развития ребёнка.
1 этап. Начальный (младший дошкольный возраст).
На этапе работы с детьми 4 года жизни основная задача работы - повышение интереса к рисованию, лепке, аппликации, ручному труду и разнообразию изобразительных материалов. Формирование у детей простейших образно- выразительных умений через игровую деятельность, что обеспечивает эмоционально положительное самочувствие детей. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска маленькие кусочки; делать отпечатки деталями конструктора, пальцами, ладошками, палочкой, шишкой; «начинять тесто», выкладывать рисунок семенами, камешками, бусинами, и т.д. Практика показывает, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребёнка механизмы обучения и формирования творческой личности.
2 этап. Развивающий (средний дошкольный возраст).
В средней группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с разнообразием способов практических действий в рисовании, лепке, аппликации, ручном труде и способами оформления готовых произведений. Основной задачей - формирование у детей системы умений и навыков, необходимых для осуществления творческого потенциала, через различные игровые творческие упражнения и задания, способствующие активации процессов воображения и мышления. Например: «Слепи что хочешь», «Укрась медальон», «Чудища», «Пищащий комочек» и т.д.
3 этап. Творческий (старшие и подготовительные группы).
На данном этапе основная задача - поощрение творческие проявлений, инициативы, оригинальности, независимости, изобретательности в процессе продуктивной деятельности. Предоставление детям полной свободы в выборе материала, способов изображения при передаче художественных образов. Для активизации процессов творческого воображения и мышления использование творческих заданий, проблемных ситуации, игр-экспериментов и др. Например: «Пришельцы с другой планеты»; «В пещере горного короля», «Чудо – цветок»; «Птица счастья»; «Сказочное дерево» и т.д. В самостоятельной художественной деятельности поощрение порывов детей к творчеству. Интеграция заданий познавательного и преобразовательного характера позволит сформировать у детей умение решать задачи, как на фантазийном, так и на реальном уровне, что способствует развитию творческих способностей. Срок реализации программы – 3 года.
Первый год обучения – младшие дошкольники 3-4 года. Второй год обучения – средние дошкольники 4-5 лет. Третий год обучения – старшие дошкольники 5-7 лет. Для реализации данной программы на базе нашего детского сада функционирует специальное помещение – изостудия «Солнышко», которое активно используется для проведения кружковых занятий, где дети свободно располагаются и передвигаются. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Их длительность не превышает: для младших дошкольников 15 минут; для средних дошкольников 20 минут; для старших дошкольников 25-30 минут. Для успешного проведения работы составлено календарно-тематическое планирование по возрастам. Так как в этом учебном году набрана группа старших дошкольников, поэтому и план представлен по соответственной группе.
Календарно-тематическое планирование

третьего года обучения
МЕСЯЦ № ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ ОКТЯБРЬ 1 Лепка (цветное тесто). Подсвечники с фруктами Лепка образов бытовых предметов по мотивам народного декоративно- прикладного искусства. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать художественный вкус (№ 7, стр.142) 2 Рисование (акварель+восковые мелки). Осенний лес Учить рисовать образы разных деревьев и составлять из них композицию. Побуждать к поиску способов изображения кроны деревьев (тычок, примакивание) (№ 3, стр.12) 3 Аппликация (цветная бумага). Цветик-разноцветик» Учить детей вырезать детали из бумаги без рисования контурной линии, развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе (№ 7, стр.40) 4 Ручной труд (Цветная бумага, нитки). Летающая пчелка Развитие творческих способностей. Создание игрушки путем преобразования обыкновенной цветной бумаги (№ 1, стр.68) НОЯБРЬ 5 Лепка (пластилин и природный материал). Лебединое озеро Учить детей создавать выразительный образ птиц из пластилина и природного материала. Развивать способности к формообразованию композиции (№ 11) 6 Рисование + аппликация (фломастеры, цветные карандаши и бумага) Идет кошка по дорожке Экспериментирование с разными материалами и инструментами. Освоить умение получать изображение графическими и аппликативными способами (№ 3, стр.122) 7 Аппликация (осенние листья). Научить детей создавать задуманный образ
«Сказочные птицы» из засушенных листьев, воспитывая бережное отношение к природе и желание сохранять ее красоту (№ 7, стр.16) 8 Ручной труд (цветной картон и бумага). Игрушка – сюрприз Освоить умение получать образ из цветной бумаги способом «оригами». Вызвать интерес к оживлению полученных форм. Развивать творческое воображение (№ 1, стр.104) ДЕКАБРЬ 9 Лепка (пластилин). Символ нового года. Знакомство с традициями разных стран. Лепка пластилиновой скульптуры (№ 8, стр.78) 10 Рисование + аппликация (гуашь + цветная бумага). Снеговики Экспериментирование с разными материалами и инструментами. Освоить умение получать изображение способом «принт» (печать) (№ 12, стр.164) 11 Аппликация (цветная бумага). Новогодняя открытка Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объемными элементами (№ 3, стр.102) 12 Ручной труд (белая бумага). Вырезывание снежинок Освоение таких способов работы с бумагой как сгибание и складывание для выполнения снежинок (№2, стр.36) Январь 13 Аппликация + рисование (цветная бумага + гуашь). Зимняя сказка Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, применяя разные техники аппликации (№ 3, стр.112) 14 Лепка (цветное тесто + природный материал). Медальон с птичкой Знакомство с украшениями. Лепка медальона и декорирование его семенами. Развитие художественного вкуса через эстетическое восприятие (№ 7, стр.133) ФЕВРАЛЬ 15 Лепка (цветное тесто). Подарок другу к дню Святого Валентина Продолжать учить детей лепить из солёного теста. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами (№ 7, стр.129) 16 Рисование + аппликация (гуашь, маркеры). Мой папа…. Учить рисовать мужской портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида (№3, стр.139) 17 Ручной труд (одноразовые тарелки, пайетки, маркеры, гуашь, цветная бумага). Рыбки. Развитие фантазии и совершенствование эстетического вкуса. Выполнение рыбки из бросового материала в сочетании с другими. (№ 4, стр.55) 18 Лепка (цветное тесто). Сердечко с голубками. Лепка рельефных картин в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Учить работать с шаблонами и декорировать с помощью стеки (№ 7, стр.136) МАРТ 19 Ручной труд (изделия из теста, гофрированная бумага, сухоцветы). Панно для мамы. Развитие воображения, фантазии через творческое оформление панно в подарок маме. (№ 6, стр. 18) 20 Рисование (акварельные карандаши). Мы с мамой улыбаемся. Учить рисовать женский и детский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида (№3, стр.139)
21 Лепка (пластилин). Избушка на курьих ножках Знакомство с плоскостной лепкой на картонной основе. Развитие фантазии и совершенствование эстетического вкуса (№ 8, стр. 75) 22 Аппликация (цветная бумага). Забавные зверята. Учить создавать выразительный образ зверят из цветной бумаги. Развивать способности к формообразованию композиции (№ 10) АПРЕЛЬ 23 Лепка (пластилин + бросовый материал). Пришельцы из космоса Создание оригинальных образов космических объектов по замыслу, развитие навыков сотворчества (№ 12, стр.126) 24 Рисование (восковые мелки + акварель). Космический сон Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения (№ 12, стр.134) 25- 26 Аппликация (семена). Декоративная тарелка. Учить детей выполнять аппликацию из природного материала. Развитие внимания, усидчивости, эстетического вкуса (№ 5, стр.14) МАЙ 27 Лепка (соленое тесто, семена). Птица счастья. Лепка птицы с использованием шаблона и декорирование ее семенами. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. (№ 6, стр.17) 28 Рисование (гуашь). Любимая игрушка. Научить изображать мягкую игрушку, используя прием тычка полусухой жесткой кистью. (№ 13) 29 Ручной труд (гофрированная бумага, самоклеющая пленка). Оформление панно «Птица счастья» Развитие творческого воображения, эстетического вкуса через оформительскую деятельность. (№ 6, стр.17)
Необходимые условия реализации программы:

1.

Инструктаж.
Приучать ребят к правильной организации труда. Проводить инструктаж по технике безопасности, по сохранению рабочего порядка на столе. Следить за осанкой, сменой видов деятельности.
2.

Оборудование и материалы.
Оборудование: стеки, формочки, кисти, ножницы, пластилин, карандаши, темперные краски, акварель, гуашь, восковые мелки, бумага белая и цветная, палитры, скалки, чеснокодавилки, расчески, насадки от кулинарного шприца, розетки, салфетки, клей, металлическое сито, зубочистки, клей, пищевая фольга. Природный материал: сухоцветы, мох, колоски, веточки, шишки; семена бобовых, зерновых и пряностей и др.
Бросовый материал: одноразовые тарелки, потолочная плитка, бусинки, колпачки от фломастеров, дезодорантов или шампуни; трубочки для коктейлей; емкости от киндер- сюрпризов и т.д. Для теста: соль, мука, клей, пищевые красители, порошок какао.
3.

Учебные пособия.
Иллюстрации, открытки, альбомы, раскраски, игрушки, образцы, муляжи, художественная литература, технологические карты.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

1.

Наглядные:
 экскурсии в лес, булочную, художественную школу;  наблюдения на прогулке, в экологическом кабинете;  рассматривание изделий из теста, из глины, из бумаги, муляжей, игрушек, иллюстраций, фотографий, репродукций;  демонстрация способов и приемов лепки, рисования, вырезывания, оформления.
2.

Словесные:
 малые формы фольклора – хороводы, потешки, песенки, сказки, пословицы;  беседы, чтение художественной литературы, пение песен.
3.

Игровые:
 дидактические игры;  игры малой подвижности;  игры-драматизации;  театрализованные игры.
4.

Практические:
 освоение технологии работы с разнообразными изобразительными материалами, развитие навыков и умений в декоративно-прикладной деятельности;  комбинирование разнофактурных материалов – тесто, бросовый и природный;  знакомство с оформительской деятельностью;  моделирование по технологической карте.
5.

Постановка проблемы.

Формы организации детей на занятия:
* обучающее занятие; * игра с перевоплощением в кондитеров, скульпторов и др.; * экскурсии в булочную, художественную школу, в лес и т.д.;
* совместная деятельность – коллективные работы, организация выставок как с детьми так и с родителями; *самостоятельная деятельность детей как на занятии (творческие занятия) так и в групповом уголке изобразительной деятельности, дома.
Формы подведения итогов:
а) выставки в детском саду к праздникам, к родительской конференции, на день открытых дверей; б) контрольные работы в форме акций: «Осенние дары», «Рождественские сувениры», «Валентинки всем друзьям», «Для любимой мамочки», «Пасхальные сувениры» в) участие в поселковых и районных выставках; г) участие во всероссийских и международных конкурсах.
Ожидаемые результаты
К концу третьего года дети должны:  правильно пользоваться оборудованием и изобразительными материалами (стеки, ножницы, палитра, шаблоны, тесто и др.);  самостоятельно создавать образы из теста, пластилина, бумаги и на бумаге (предметы, игрушки), декорировать их;  проявлять фантазию, творчество, оригинальность в использовании средств выразительности.
Список литературы.
1. Дыбина О.Б. «Творим, изменяем, преобразуем» 2. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги» 3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» 4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» 5. Ольга Петрова «Лепим из пластилина» 6. Изольда Кискальт «Соленое тесто» 7. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» 8. Агапова И., Давыдова М. «114 игрушек и поделок из всякой всячины» 9. Шляхова И. из серии «Аппликации» «Машинки» 10. Шляхова И. из серии «Аппликации» «Забавные зверята» 11. Лыкова И.А. из серии «Мастерилка» «Конструируем игрушки из природного материала» 12. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия» 13. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 14.Кравцова Е.Е. «Разбудите в ребенке волшебника»
15. Выготский Л.С. «Воображение и творчество»


Яндекс.Метрика