Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей
старшего дошкольного возраста
«Опасности вокруг нас»
Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей
старшего дошкольного возраста представлен в форме путешествия по тропе
безопасности. Содержание данной деятельности позволяет расширить знания
детей о правилах поведения и мерах безопасности в экстремальных
ситуациях. В ходе деятельности задания предлагаются в различных формах
взаимодействия детей и взрослых (игры, беседы, практические действия).
Образовательные области: социально – коммуникативная, познавательная.
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в экстремальных
ситуациях.
Задачи:
1. Учить определять опасные ситуации и находить пути их устранения.
2. Закрепить в словаре детей слова: опасность, знаки – символы, жезл,
фонендоскоп.
3. Воспитывать стремление беречь и защищать себя, своё здоровье, свою
жизнь.
Оборудование: декорация (ветка дерева, пеньки), рисунки, изображающие
опасные ситуации для человека в разные эпохи, карта – схема движения по
маршруту, набор карточек (01, 02, 03), бросовый материал, макет дома, кукла
в одежде пожарного, знаки – символы, аудиозапись детского плача, игрушки
(звери), аптечки с бинтами, листьями травы подорожника, медали «Юных
спасателей».
Ход познавательно-исследовательской деятельности:
Воспитатель идёт впереди детей, «цепляется» за низко висящую ветку.
- Что это? За что я зацепилась? (Ответы детей)
-Ребята, если ветка низко висит – это опасно? Почему? Что нужно
сделать?
(Ответы детей)
Придерживая ветку, педагог с детьми проходят дальше. Подходят к
битому
стеклу.
- Ой, а это ещё что такое? (Ответы детей).
- Это опасно? Чем опасно битое стекло? Что же надо с ним сделать?
(Ответы
детей).
- Давайте уберём стекло с помощью совка и веника, но не забывайте об
осторожности. (Убирают).
- Ребята, что же, по-вашему, означает слово «опасность»? (Ответы детей).
- А сейчас мы с вами на несколько минут перенесёмся в прошлое…
Опасности подстерегали человека давно. (Рассматривают рисунок:
опасности для первобытного человека) Что же угрожало первобытному
человеку? (Ответы детей).
- Шло время, человек развивался и для своего удобства изобрёл
различные
бытовые предметы и технику. Какую? (Рассматривают рисунок с бытовой
техникой).
- А могут ли быть опасными эти предметы? (Ответы детей).
- Оказывается, даже сам человек может быть источником опасности.
Посмотрите, что может с ним произойти, если он будет себя неправильно
вести (Рассматривают рисунок неосторожного обращения человека с
бытовыми приборами, обсуждают ситуации).
- Ребята, а вы хотите научиться себя правильно вести в опасных
ситуациях и
помогать другим? Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Тропе
безопасности». Но путь наш будет нелёгким. Нам нужно быть
внимательными, думать помогать друг другу и только тогда мы сможем
пройти этот путь и стать настоящими спасателями. А поможет нам в этом
карта пути. Вы готовы? И так, в путь!
- Смотрим карту. Здесь стрелки и точки. Стрелки показывают
направление, а точки – сколько нужно сделать шагов. А вот здесь мы
находимся. В каком направлении нам двигаться? (Ответы). А сколько шагов
нужно сделать? (Ответы).
- Мы попали на поляну. Смотрите сколько пеньков (расставлены пеньки
по количеству детей, на них лежат карточки: -01,-02,-03) присаживайтесь, а
карточки берите в руки, рассмотрите их. Кто догадался, что это за номера?
(Ответы детей).
А сейчас мы с ними поиграем. Я буду читать отрывки из художественных
произведений, а вы подумайте, о чём идёт речь и поднимите карточку с
нужным номером.
Тили – тили – тили бом…
Добрый доктор Айболит…
Дома я один остался…
Эта спичка – невеличка…
На прививку первый класс…
Чтоб вы справиться могли…(Дети выполняют задание).
Молодцы, ребята, задание выполнили правильно. Положите карточки на
пеньки, наш путь продолжается. Смотрим план пути.
Дети подходят к коробкам большого размера, на которых изображены
номера - 01, -02, -03. Рядом разбросаны предметы - жезл, огнетушитель,
фонендоскоп, бинт, свисток и др.
- Куда мы попали? Что здесь такое? Ничего не пойму: предметы
разбросаны, коробки с номерами. Как же навести здесь порядок? (Дети дают
свои объяснения). Правильно, нужно, чтобы каждый предмет был помещён в
свою коробку.
Я предлагаю вам выполнить это задание. (Воспитатель проверяет
выполнение задания, дети объясняют свой выбор).
Молодцы, и с этим заданием вы справились. Смотрим наш план
пути и идём дальше по плану. Дорога привела к домику. (В доме находится
кукла – пожарный, знаки – символы с правилами пожарной безопасности).
Ребята, давайте войдём в дом. Смотрите – пожарный! Он следит
за тем, чтобы не было пожара. А что это такое? (Педагог демонстрирует
знаки – символы с изображением правил пожарной безопасности).
- Это знаки – символы. Что же они означают? Давайте разберёмся. Берите
каждый по знаку. Кто догадался, что означает его знак? Расскажите нам о
нём. (Ответы детей).
- Как вы думаете, для чего пожарный оставил нам эти знаки? (Ответы
детей).
- Правильно, он их оставил, чтобы мы запомнили правила, которые нужно
соблюдать, чтобы не возникла пожароопасная ситуация. Давайте эти знаки –
символы прикрепим к домику и запомним эти правила навсегда.
-Что ж продолжим путь, смотрим карту. (Дети с педагогом идут по
маршруту.
Звучит аудиозапись детского плача. Дети находят «плачущего» зайца).
- Бедняжка Зайка, что случилось?
Заяц (озвучивает педагог): Я упал, и у меня очень болит ножка.
Ну – ка, покажи (рассматривают с детьми). Сейчас мы окажем тебе
первую медицинскую помощь. Ребята, что нужно сделать? Что нам для этого
понадобится? (Ответы детей). А чтобы ранка быстрее зажила, приложим
подорожник. Сейчас
я вам покажу, как правильно бинтовать ранки. (Показ с
объяснением).
- Ребята, а вы хотите тоже оказать первую медицинскую помощь?
Посмотрите,
сколько зверей у доктора Айболита в лесной больнице. Давайте окажем им
помощь. (Дети бинтуют ранки животным).
-Молодцы. Всем зверям помогли.
-Вот и закончился наш путь по «Тропе безопасности». Вам было
интересно? Чему вы научились? С чем было труднее справиться? Теперь я
точно знаю, что вы сможете справиться с опасными ситуациями и оказать
первую помощь, поэтому за ваши знания, находчивость и дружбу я принимаю
вас в отряд «Юных спасателей» и награждаю медалями.