Статья по теме: « Безопасное поведение на дороге».
Цель: создание условий для формирования у воспитанников устойчивых навыков безопасного
поведения дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
Создавать условия для обучения детей правилам дорожного движения.
Развивать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения,
способствовать адаптации воспитанников к транспортной среде в местах постоянного жительства.
Формировать у родителей интерес к безопасности детей как участников дорожного движения,
привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Повышать культуру безопасного поведения участников образовательного процесса на дорогах.
В современном мире одной из важнейших социально-общественных проблем является проблема
травматизма детей в окружающей среде и, в первую очередь, в сфере дорожного движения.
Согласно данным международной статистики, подавляющее число дорожно- транспортных
происшествий возникает из-за ошибок самих пострадавших (водителей или пешеходов)
Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей.
Часто в результате дорожно-транспортных происшествий страдают дети и не всегда только по
вине водителей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и
правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за
воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при
несравнимо большей интенсивности автомобильного движения. Вследствие этого, необходимо в
каждом учебном учреждении предусмотреть комплекс разнообразных мероприятий по
формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Актуальность
Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на
формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования
системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых
форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в
практическом обучении своих детей.
Изучение ПДД в современном детском саду
В современном дошкольном учреждении педагоги изучают и используют разнообразные
технологии работы по обучению детей Правилам дорожного движения, цель которых -
формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Для её достижения решаются
следующие задачи:
Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и
методы работы, так как ПДД написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам
дорожного движения. Это беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, экскурсии, целевые
прогулки, рассматривание иллюстраций ,книг альбомов, чтение художественной литературы,
заучивание пословиц, поговорок, подвижные игры, настольные и дидактические игры, праздники,
досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения.
Беседа – доступная форма работы по ознакомлению детей с ПДД
Беседа является одним из словесных методов в работе педагога. Их использование позволяет
педагогу решать ряд задач. С помощью бесед конкретизируются, пополняются уточняются знания
детей о правилах поведения на улице. Исходя из дидактических задач выделяют два вида бесед :
предварительную и итоговую.
Цель предварительной беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь с
имеющими знаниями.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных знаний, их
конкретизацию, закрепление и уточнение.
Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа – это итог
проведённой с ними работы. Беседовать можно только о том, о чём есть у детей конкретные
представления.
К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований: вопросы предлагаются всей
группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми
детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна
содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы , требующие односложных ответов: «да». «нет».
Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Педагог во время
беседы должен позаботиться о том, чтобы дети сформулировали выводы, обобщения, а не
повторяли за ним готовые.
Во время бесед необходимо использовать разнообразный наглядный материал, который
поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того можно
использовать загадки, стихотворения, отрывки из литературных произведений. Это создаст у
детей положительный настрой.
Таким образом, беседа как одна из наиболее результативных форм работы по ознакомлению
детей с ПДД даёт возможность сформировать знания и навыки безопасного поведения
дошкольников на улице.
Работа с родителями
Большое внимание следует уделять работе с родителями. Родители для ребенка являются
образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда
взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него
откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. .
Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример
собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительной работы и среди
родителей. Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом
каникул и сразу после них. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются
педагогические рекомендации родителям.
Работа с родителями может принимать разнообразные формы:
1.
Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный
пешеход».
2.
Консультации : «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге»,
«Особенности поведения детей на дороге».
3.
Создание памяток, буклетов на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу»,
«Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Типичные ошибки в
поведении детей на улицах и дорогах».
4.
Анкетирование.
5.
Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; макетов,
светофоров.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успешное
усвоение детьми навыков безопасного поведения. Это позволит детям обеспечить
собственную безопасность, а также не создавать опасных для других ситуаций. Важно чтобы
взрослые были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
Детство наших детей должно быть без травм.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят.
Ведь правила движения едины-
Для взрослых и ребят.