Напоминание

"Учебно - тематический план по предмету якутский язык как государственный"

Автор: Борисова Раиса Николаевна

Должность: учитель якутского языка как государственного

Учебное заведение: Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Мархинская средняя общеобразовательная школа №2

Населённый пункт: город Якутск

Наименование материала: методические разработки

Тема: "Учебно - тематический план по предмету якутский язык как государственный"

Описание:

Данная программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 урок в неделю, для второго года обучения учащихся русскоязычных школ разговорному якутскому языку.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=597

Опубликовано 28.01.2017




Перейти в превью




Текстовая часть публикации

Пояснительная записка. Данная программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 урок в неделю, для второго года обучения учащихся русскоязычных школ разговорному якутскому языку. Целью второго года обучения якутскому языку является формирование у учащихся умения 1) понимать основное содержание повседневного разговора на нем, 2) отвечать типичными фразами на знакомые вопросы, 3) вести простейший диалог из 5-6 реплик на основе изученной лексики, 4) понимать тему и содержание небольшой письменной информации (объявления, записки, заготовка статей в газете и т.п.). Исходя из этого, в основу программы первого года обучения положен ситуативно-коммуникативный принцип, т.е. учебный материал дает школьникам возможность осуществлять элементарное речевое общение на якутском языке в типичных ситуациях жизни, например, что-то узнать, спросить, кого-то попросить, пригласить, поздравить, кому-то что-то предложить, сообщить и т.д. На каждом уроке с учетом реальных затруднений детей продолжается отработка специфических звуков якутского языка. Таким путем у учащихся развиваются произносительные и интонационные навыки, закрепляется умение общаться на этом языке в стандартных речевых ситуациях. В основу программы первого года обучения положен тематический принцип. Учебный материал распределен по нескольким разделом: часть 1. «Темы для повседневного общения», часть 2 «Стихи для чтения и запоминания», часть 3 «Тексты для чтения». На уроке учащиеся:  Запоминают определенное количество новых слов и фраз;  Учатся правильно произносить слова и интонировать предложения;  Усваивают модели предложений с той или иной грамматической формой;  Составляют свои предложения, заменяя слова в типовой модели;  Упражняются понимать звучащую речь учителя в умеренном темпе;  Отвечают на вопросы, а также задают вопросы своим товарищам. Эти направления работы составляют и основные этапы урока, притом новый вариант типовой модели вводится после закрепления предыдущего варианта. № Наименование тем, под Колич Цели и задачи Планируемый результат Практическая Домашнее Дата
п/п тем. . Часов работа задание Пров. 1 Знакомство Билсиьии.
Лексический

минимум:
аатым, быраатым, убайы, кылааьы, олоробут, уорэнэбит, сааьым, собулуубун, бутэрдим, лаа5ыр . приветствия, прощение (кэпсэтиисиэринтылларынкы ттабилиьиннэрии). Уч-ся знакомятся с часто употребляемыми словами приветствие, знакомство, прощение.
Аудирование
. Понимание в устной речи новых слов, употребление глаголов в настоящем времени. Совершенствование навыков правильного произношения якутских звуков на примере спряжения глаголов умение правильноотвечать на задаваемые вопросы и составлять 2-3 связных предложения по данной теме
Говорение.
Диал ог, разговор. Обращая внимания на интонацию. Чтение. Изучающее чтение кратких печатных и письменных текстов на языке саха по данной теме с соблюдением правильного произношения якутских звуков и интонирования предложений. Выучить слова. Письмо. Формирование навыков письма на языке саха через списывание слов и предложений по теме урока. Якутский речевой этикет «Моя семья» Формы обращения.грамматическая конструкция. Что делаешь? тугу гына5ын? Спряжение глаголов по лицам в настоящем времени, составление словосочетаний и предложений по схеме подлежащее местоимение+обстоятельство место+ сказуемое_глаголвнастоящег Уметь вставлять глаголы в форме настоящего времени. Совершенствование навыков правильного произношения якутских звуков на примере спряжения глаголов умение правильноотвечать на задаваемые вопросы и составлять 2-3 связных Задание №1 чтение повторение
о времени. предложения по данной теме. . - Разговорные частицы - -ли,-смягчение,- жа,- оказывается, было, наверно, было,говорят, -ка - Правильно произносить и запоминать слова. -в тексте найти и определить разговорные частицы. Задание №2 Таблица №5 С газеты найти 4 слово. Формы выражения Согласие и несогласия. Радости, огорчения и т д побуждения к общению. Умение -Читать текст. - работать в команде. С помощью словаря заполняют таблицу №4 «Мой четвероногий друг». Вопросительные слова. «Семья –ячейка общества».именное сказуемое с аффиксом- лаах. Совершенствование навыков правильного произношения якутских звуков на примере новых слов; умение правильно отвечать на задаваемые вопросы и составлять не менее 2-3 связных предложений по данной теме с соблюдением Запоминают аффикс-лаах примыкает к именным основам и выражает значение обладания. Говорение. Зад.№1,5,6 Чтение кратких текстов. Рассказ о своей семье.
норм интонирования якутского языка. О звуках якутского языка - 8 гласных звуков, 8 долгих гласных, 4 дифтонга, закон гармонии гласных, 5 звуков. Записывают, запоминают. Задание 1 Стих «Чороон» Задание №7 Повторение Работа над ошибками. Темы для повседневного общения. Дальнейшее развития и обогащение разговорного языка, словарного состава у уч-ся с помощью формы выражения: согласия и несогласия. Запоминать слова, отвечают на вопросы Задать вопросы. Заполняют таблицу №3. повторение Что это? есть ли?, нет ли? Дальнейшее развития и обогащение разговорного языка, словарного состава у уч-ся Устно находят ответы и читают чтение повторение Туохбаарый? Ханна баарый? развития и обогащение разговорного языка, словарного состава у уч-ся Чтение. повторение Кимиэхэбаарый? Кимиэхэ суо5уй? Дифтонги. Переписать текст Диалог.Читают текст. Мой.твой Н-ц эн кинигэц, эн суумкац Самостоятельно переписать данный текст на якутском языке. Написать -аффиксы Хайдах? Диалог. По содержанию прочитанного текста отвечать на вопросы. Отвечают на вопросы. Составляют диалог «какой» Кинотеатры нашего города. Сколько? Порядковые и количественные числительные Запоминают порядк.иколич. числительные. По учебнику зад.1,2,3, Задание №8 Сколько стоит? 1. Из данного текста Должны правильно
По картинке

дети находят количественные числительные. 2. переписать предложения в пропущенных местах. Должны знать наиболее употребляемые падежи. составляют рассказ. Мой кумир - Научить сочетать слова. - Вести диалог из 5-6 слов. - провести произносительную работу. - составить предложения. - кроссворд. Составить предложения. Правильно вставить Пропущенные слова. Составить кроссворд Задание №1,2,3, №7 В парке Связь с повседневной жизнью. Запоминают что неопределенные и отрицательные местоимения образуются в результате сочетания частиц
эрэ, эмэ, да
Задание №2,5 Рассказ «Я с друзьями в парке». Цирк «Мамонтенок» Имя числительное. Количественные и порядковые… Научить правильно написать цифры прописью. Читают текст, запоминают порядковые числительные и умеют написать прописью. Читают текст и переводят. «Диалог с другом» «Они были в цирке» рассказ хобби Знакомятся с аффиксом – ьыт. Запоминают существительные с аффиксом – ьытобозначают постоянное или временное занятие человека. Задание №3, 4,1 Задание №7 Новый год – семейный праздник. Дальнейшее развития и обогащение разговорного языка. Союзы, винительный падеж Запоминают в якутском языке имеются сочинительные и подчинительные союзы. Задании е 1,3 №2 новогодняя открытка с поздравления ми. Повторение пройденного. Закрепление пройденных тем. Запоминают вопросы и дают полный ответ на По карточке.
вопрос Работа над ошибками Времена года Лексический минимум. Дьылкэмэ, куьун, саас, сайын, сацадьыл, сотуолуубун, тыа, айыл5а, отон, хону, ардах, тэллэйдиибин, хайыьардыыбын, хацкылыыбын. Грамматическая конструкция: кимниин?хаьан?Наречие. Лексика. Текст. Слушание и понимание в устной речи слов, включенных в лексический минимум.Запоминают определенное количество новых слов и фраз; Учатся правильно произносить слова и интонировать предложения; Работа по учебнику. №2,5письмо.чте ние. Задание №7 Сохраним родную природу. Повелительная форма глагола. Чтения текста «Природа». Словарная работа. Запоминают: повелительная форма 2 лица множественного числа образуется от основы глагола с помощью аффикса –Ц (ЫЦ). Составляют 5 предложений. Задание «2 Задание №5 Достопримечательные места Якутии. Вспоминают интересные места нашей Якутии. Из текста выделяют глаголы изъявительного наклонения . Умеют читать текст и выделять глаголы изъявительного наклонения. Задание №1, №4,5 «Загадочная земля» составить маленький рассказ Богатства Якутии. Форма принадлежности является особой категорией тюркских языков, широко употребляется в Запоминают определенное количество новых слов и фраз; Умеют находить из текста слова в форме притяжательного имени. Задание №5,. «Мирный – столица алмазного края».
якутском языке. Повторение Повторение пройденного, закрепление знаний и умений по данной теме. Ребята запоминают. Разыгрывают диалог. Работа по тексту. Работа над ошибками. Посуда ( Иьит–хомуос) Якутские традиционные посуды из бересты,и дерево. Отрицательная форма глагола 3 –лица настоящего времени образуется от основы глагола с помощью аффикса –бат. Запоминают определенное количество новых слов и фраз; Переписывают текст ставя сказуемое в отрицательной форме. Задание №5,2,4 повторение Якутская одежда С помощью видеоматериала описать внешний вид одежды 18 века. Исходный падеж. Словарная работа Запоминают определенное количество новых слов. Читают текст и переводят. Зад.№2 Задание №8 Современная якутская одежда Особенности современной одежды.словарная работа. прочитать текст, перевод. Показ видеоматериала. Запоминают определенное количество новых слов и фраз. Сравнивают с традиционной одеждой современность. Пересказ. Основная идея текста. Нарисовать современную одежду в якутском стиле. Якутская национальная блюда Разновидности якутских блюд. Название блюд. Показ видеоматериала. Читают текст и переводят.. Перевод. Ответы на вопросы Приготовить одно блюдо Якутия – моя Родина Герб и флаг Республики. Гимн. Переписать текст, цифры прописью. Умеют описать герб и флаг Республики. Выразительно читать стихотворение С.Данилова «Сахамсирэ» Переписывают текст. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Задание №6 Якутск. Рассказ о Якутске. Словарная Умеют составить рассказ, Составляют Повторение.
работа. используя однородные члены предложения. рассказ «Мой Якутск». Задание №6. Контрольно- обобщающий урок. Закрепление всех пройденных тем. Словарная работа. Умеют читать якутский текст и вопросы к тексту. Написать стих о зиме. Работа над ошибками Ожидаемый результат. Учащиеся за второй год обучения якутскому языку должны овладеть элементарными сведениями из фонетики, правильно произносить якутские звуки; уметь пользоваться кратким грамматическим справочником, тематическим русско-якутским словарем; уметь выделять главные члены предложения, определять основную мысль речи, составить 5-6 предложений на якутском языке. Использовать полученные информации в своей речевой практике. Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на 34 часов , т.е. 1урок в неделю, для первого года обучения учащихся русскоязычных школ разговорному якутскому языку. Целью второго года обучения якутскому языку является формирование у учащихся умения 1) понимать основное содержание повседневного разговора на нем, 2) отвечать типичными фразами на знакомые вопросы, 3) вести простейший диалог из 2-3 реплик на основе изученной лексики, 4) понимать тему и содержание небольшой письменной информации (объявления, записки, заготовка статей в газете и т.п.). Программа учебного предмета «Язык саха как государственный» определяет обязательный минимум содержания обучения и требования к уровню подготовки учащихся с учетом междисциплинарных связей(опора на родной (русский) язык), возрастных особенностей. Содержание курса построено на основе принципов коммуникативного обучения неродному, второму языку. Темы обучения подобраны с учетом типичных ситуаций, реально происходящих в жизни учащихся. Лексический и грамматический материал вводится на основе продуктивных синтаксических конструкций якутского языка. Произносительные и интонационные навыки отрабатываются в процессе речевой деятельности. Развитие речевой деятельности на языке саха охватывает все его виды, такие как аудирование, говорение, чтение, письмо. Вместе с тем, учитывая ограниченное количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета. Обучение письменной речи организовывается на уровне списывания, обеспечивающего понимание письменного текста, и выполнения письменных упражнений. Количество контрольных работ – 2 Повторений -5 Темы Дата проведения Тема 1.
Моя Родина. Мин дойдум.

Лексический минимум
: Саха сирэ, киинкуорат, Дьокуускай, сахалыы, нуучча тыла, олоробут, иллээхтик.
Аудирование:
Стихотворения и песни о России, Москве, Якутии, Якутске на языке саха.
Говорение
: Ознакомление с артикуляцией якутских звуков, правильное произношение первых якутских слов – Саха сирэ, Дьокуускай, саха тыла, нуучча тыла. Тема 2.
Якутские звуки и буквы.
Звуки якутской речи. Якутские гласные и согласные звуки.Правила артикуляции якутских звуков. Алфавит якутского языка. Тема 3.
Якутские гласные звуки
.Сахалыы аьа5ас дор5ооннор. Краткие и долгие гласные. Характеристика гласных по месту и способу образования .Гармония гласных. Правила
произношения якутских гласных звуков. Тема 4. Дифтонги. Особые якутские гласные звуки. Характеристика их образования. Правила произношения дифтонгов. Тема 5. Якутские согласные звуки. Согласные звуки и их особенности. Характеристика согласных звуков якутского языка, отсутствующих в русском языке-5, ь,Ц, особенности звука дь. Тема6. Удвоенные согласные. Удвоенные согласные, характеристика их образования. Правильное произношение якутских согласных звуков. Повторение Контрольная работа Работа над ошибками Тема 7. Знакомство. Лексический минимум: аатым, сааьым, бииргэ, оонньуу, аа5абыт, ийэм, коробун, сахалыы, уол, кыыс, кэпсиир. Грамматическая конструкция: Кто?Это кто? Составление простых предложений. Аудирование: слушание и понимание в речи учителя и учащихся новых слов, задаваемых вопросов, простых предложений из 2-3 слов по данной теме. Говорение. Формирование навыков произношения якутских звуков на примере правильного проговаривания слов, используемых в данной теме; умение задавать вопросы и отвечать на вопросы по данной теме. Чтение. Формирование навыков смыслового чтения на языке саха через чтение словосочетаний, предложений, диалога, краткого текста по теме урока с соблюдением правильного произношения звуков и интонирования предложений. Письмо. Формирование навыков написания якутских букв. Тема 8. Имена моих друзей. Лексический минимум. До5ор, дьуогэ, табаарыс, якутские имена, имена взрослых. Грамматическая конструкция Кто? Это кто? Аудирование. Слушание и понимание в речи учителя и учащихся исконно якутских имен девочек и мальчиков, различение якутских и русских вариантов произношения взаимствованных русских имен. Говорение. Совершенствование правильного произношения звуков на примере якутских имен; умение правильно называть якутские имена друзей. Чтение. Выразительное чтение стихотворения о дружбе на языке саха с соблюдением правильного произношения якутских звуков и соответствующего интонирования. Письмо. Совершенствование навыков написания ыкутских букв, отсутствующих в русском языке. Тема 9. Адрес.Аадырыс. Аадырыс, уулусса, дьиэ, олорор, уорэнэр, хана, сахалыыахсаан.
Образование порядковых числительных. Составление словосочетаний и предложений с использованием порядковых числительных. Слушание и понимание в речи учителя и учащихся порядковых числительных, задаваемых вопросов по данной теме. Совершенствование навыков правильного произношения якутских звуков на примере порядковых числительных; умение правильно отвечать на задаваемые вопросы по теме урока; участие в диалоге по данной теме. Чтение. Отработка навыков смыслового чтения печатного и письменного текста на языке саха с соблюдением правильного произношения якутских звуков и интонирования предложений. Письмо. Формирование навыков письма на языке саха через списывание слов по теме урока. Повторение Работа над ошибками Тема 10. Вместе играем. Солбуйараат (мин, эн, кини, биьиги, эьиги, кинилэр). Местоимение, единственное и множественное число, спряжение глагола по лицам. Слушание предложений и кратких текстов по данной теме и понимание в речи учителя и учащихся местоимений на языке саха и изучаемых глаголов в спрягаемых вариантах (ылабын-ыл, биэрэ5ин-биэр). Говорение. Совершенствование навыков правильного произношения якутских звуков на примере местоимений якутского языка; умение правильно отвечать на задаваемые вопросы по теме урока; участие в диалоге по данной теме. Чтение. Чтение кратких печатных и письменных текстов на языке саха по данной теме с учетом лексического минимума и соблюдением правильного произношения якутских звуков и интонирования предложений. Письмо. Формирование навыков письма на языке саха через списывание слов по теме урока. Тема 11 В школе. Лексический минимум. Дуоска, остуол, устуул, туннук, ыскаап, а5ыйах, сотору, кыра, эргэ, ыраас, кирдээх. Грамматическая конструкция. Какой?хайдах?Ханнык? составление словосочетаний и предложений с использованием слов, отвечающих на вопрос какой? Аудирование. Слушание и понимание в речи учителя и учащихся словосочетаний, предложений и кратких текстов с использованием новых слов Говорение. Совершенствование навыков правильного произношения якутских звуков на примере новых слов; умение правильно отвечать на задаваемые вопросы и составлять 2-3 связных предложения по теме урока; участие в диалоге по данной теме. Чтение. Смысловое чтение кратких печатных и письменных текстов на языке саха по данной теме с учетом лексического минимума и соблюдением правильного произношения якутских звуков и интонирования предложений. Письмо. Формирование навыков письма на языке саха через списывание слов и предложений по теме урока.
Повторение Работа над ошибками Тема12. Семья. Лексический минимум: миэнэ, эйиэнэ,ийэм, а5ам, эдьиийим, убайым, быраатым, балтым, сууйабын, олорор, улэлиир, сынньанар, утуйар, оонньуур. Грамм.конст. притяжательные формы существительных (на примере слов, обозначающих родственные связи и местоимений), аффикс принадлежности; составление словосчетаний и предложений с использованием слов лексич.мин. в притяжательной форме. Аудирование. Слушание и понимание в речи учителя и учащихся местоимений слов, обозначающих родственные связи, в притяжательной форме; Говорение. Совершенствование навыков правильного произношения якутских звуков на примере новых слов; умение правильно отвечать на задаваемые вопросы и составлять 2-3 связных предложения по теме урока. Чтение. Смысловое чтение кратких печатных и письменных текстов на языке саха по данной теме с соблюдением правильного произношения якутских звуков и интонирования предложений. Письмо. Формирование навыков письма на языке саха через списывание слов предложений по теме урока Повторение Работа над ошибками Тема 13. Времена года. Лексич. Миним. Кыьын, саас, куьун, сайын, тыгар, кыратык, тымныы, сылаас, соруун, буттэ, кэллэ, таптыыбын, сотору, таьырдьа, Грамм.констр.: когда? Хаьан?составление словосочетаний и предложений с использованием новых слов, отвечающих на вопрос когда? Аудирование. Слушание и понимание в речи учителя и учащихся словосочетаний, предложений и кратких текстов по теме урока. Говорение. Совершенствование навыков правильного произношения якутских звуков на примере слов, умение правильно отвечать на задаваемые вопросы и составлять 2-3 связных предложения по теме урока, участие в диалоге по данной теме. Чтение. Смысловое чтение кратких печатных и письменных текстов на языке саха по данной теме с соблюдением правильного произношения якутских звуков и интонирования предложений. Письмо. Формирование навыков письма на языке саха через списывание слов и предложений по теме урока. Повторение Обобщающий урок.Контрольная. Заключительный урок
В конце учебного года учащиеся должны владеть: участвовать в беседе, дискуссии, делать сообщения знакомой по теме, кратко передавать содержание полученной информации, рассказывать о себе, своем окружении. Использовать полученные знание в своей речевой практике.


Яндекс.Метрика