Наименование материала: методическая разработка совместной деятельности с детьми
Тема: "Игра-путешествие по Санкт-Петербургу"
Описание:
Данная методическая разработка позволяет в доступной игровой форме познакомить детей с задержкой психического развития с самыми красивыми местами родного города.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми
старшего возраста в группе компенсирующей направленности
на тему « Игра-путешествие по Санкт-Петербургу»
Педагог: Панфилова И.Н.
Инновационные технологии
: презентация (использование ИКТ)
Образовательная область
: познавательное развитие
Интеграция: художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально-
коммуникативное развитие)
Цель игры-путешествия:
Расширять представления детей о родном городе,(Санкт- Петербург), через знакомство с
достопримечательностями Великого города.
Задачи :
1.образовательные
-расширять представления и конкретизировать знания детей о родном городе,
2.развивающие
- развивать зрительную и двигательную память, внимание, способность устанавливать
связи между реальными предметами и их символами
- развивать умение работать со схемами последовательности рассказывания;
-развивать логическое мышление, любознательность, воображение;
-развивать микромоторику рук.
3.воспитательные
-поддерживать интерес детей к истории, культуре, традициям родного города;
- воспитывать желание узнавать новое о родном городе;
- воспитывать умение работать в коллективе сверстников.
-воспитывать культуру общения детей (со сверстниками, взрослыми),
доброжелательность, стремление помочь в трудной ситуации.
- воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.
-формирование навыков сотрудничества, инициативности, взаимопонимания.
-способствовать формированию правил поведения петербуржца.
-довести до понимания детей, что главное богатство нашего города – петербуржцы,
которые преумножают и создают богатства нашего города.
4.-речевые задачи :
- развивать речь детей (обогащать словарь прилагательными);
-закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением,
-активизировать словарь по теме «петербурговедение»; упражнять в употреблении в речи
согласование имён существительных с именами прилагательными;
Используемый материал:
Видеоролик ; презентация с видами города, аудиозапись с музыкой ; пазлы .
Оборудование : ноутбук, экран, проектор.
Предварительная работа :
просмотр презентации «Символы города» с видами Санкт-Петербурга;
экскурсии детей с родителями по предложенному маршруту; заучивание стихов о городе;
прослушивание песен о России; рассматривание иллюстаций и
макета, рисунков, коллажей по теме ;
беседы с родителями с показом презентации «Что я расскажу ребенку о Санкт-
Петербурге»;
создание в группе музея «Петербург в миниатюре»;
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Дети сидят на стульчиках полукругом напротив проектора,
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Россия!
Воспитатель: У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран
на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна- потому
что она - наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной. Россия, ребята, - самая
большая страна в мире.
А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой родине. Ребята, у каждого человека
есть Родина - место, где он родился и живет. А как называется город, в котором мы с вами
живем?
Дети: Санкт-Петербург!
Воспитатель:
Мой милый край – земля, где я родился,
Где первые тропинки протоптал.
С тобою сердцем с детства я сроднился,
Тебя я малой Родиной назвал.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? А сегодня мы отправимся с вами в новое
путешествие по нашему родному городу, по нашей малой Родине Оно будет проходить по
нашим с вами любимым местам, где вы гуляли вместе с родителями и о которых
рассказывали.
(Идет показ видеоролика (голос за кадром рассказывает):
За горами, за долами,
За широкими морями,
На болотах средь лесов
Был построен град Петров.
Много лет тому назад был построен этот град
В те далекие века
Катерина там жила.
Батюшка очень ее любил, а матушка – подарила ей зеркальце волшебное.
Но за ее доброту и ум невзлюбила ее злая ведьма и заколдовала. Девочка уснула и
проспала много-много лет.
Воспитатель : Ребятки, давайте закроим глаза и представим, что бы было, если бы девочка
из другого времени оказалась в нашем городе?
(ответы детей).
Воспитатель: Да…верно, она бы ничего не узнала. Со времени своего основания наш
город очень сильно изменился. Он стал современным. Послушайте, а кто же к нам
стучится?
Из-за ширмы появляется девочка (образ героини повествования сказки)
Катерина : Здравствуйте, дети. Я к вам пришла из старой сказки. А что бы отправиться
домой, мне нужно разгадать загадки, тогда зеркальце, что мне матушка дала, станет
волшебным, и поможет мне вернуться домой! Ой, разбилось! (из рук падает бумажное
зеркало и рассыпается на части)
Воспитатель : Катерина, не огорчайся, мы с ребятами тебе поможем. А зеркало, правда,
волшебное, посмотрите, на нем загадки и задания! Ребята садимся на автобус, нам пора в
путешествие!
Дети : Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофёр педаль нажал,
И автобус побежал.
(Дети ритмично покачиваются. Шофёр «крутит руль».)
Воспитатель :Стоп! Машинам красный свет!
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание перед вами?
Отвечайте быстро сами.
1.«Петропавловская крепость» ( изображение проектируем)
Дети, а кто скажет, с чего началось строительство нашего города? Наша первая остановка
на Заячьем острове.
Почему Заячий остров называется Заячьим?(Ответы детей). Посмотрите ребята на
картинки и попробуйте найти нужный нам остров. (Ответы детей, после просмотра 4
изображений) Раньше на месте города было болото, и много людей потрудилось, чтобы
выстроить такой красивый город. Первой построили Петропавловскую крепость на
Заячьем острове, а потом уже и весь город с прекрасными дворцами и парками.
Катерина: Молодцы ребята, а сейчас мы с вами поиграем, вставайте в кружок!
По
болоту Петр шел…»
Дети встают в круг. Идут по кругу и говорят:
- По болоту Петр шел, остров Заячий нашел. Он собрал рабочий люд и построил
крепость тут.
Останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Руками показывают лесенку и
говорят:
- Крепость над рекой стоит. Пушками врагу грозит.
Заранее выбранный ребенок, который стоял в центре круга, идет по кругу, бьет в
барабан или бубен и говорит:
- Бам, бам, бам, бам! Не осталось зайцев там!
Дети жестикулируют руками и отвечают:
- Зайцы пушек испугались, за кусточки разбежались!
Далее есть два варианта игры: дети садятся на корточки и замирают, ребенок
изображающий Петра выбирает того, кто не шевелился
Воспитатель : Подходите скорее ко мне мы продолжим путешествие на автобусе .(дети
садятся на стульчики)
Дети : Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофёр педаль нажал,
И автобус побежал.
(Дети ритмично покачиваются. Шофёр «крутит руль».)
Воспитатель :Стоп! Машинам красный свет!
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что возникло перед вами?
Отвечайте быстро сами.
2.(Кораблик)
«Адмиралтейство»
На каком здании нашего города можно его увидеть? (здании Адмиралтейства)
Найдите на картинке, где кораблик плывет налево: (картинки с изображением 5, 6
корабликов). Ответы детей.
Давайте, дети расскажем Катерине, что вы знаете о здании Адмиралтейства. Рассказы
детей с помощью алгоритма последовательности. (Это здание Адмиралтейства,
Построенное по приказу царя Петра. Здание было предназначено для строительства
кораблей. На шпиле Адмиралтейства находится золотой кораблик - это флюгер. Флюгер,
нам помогает определить направление ветра в городе).
Воспитатель : Правильно, а какие стихи о золотом кораблике вы знаете?
1.«Маленький кораблик в городе огромном
В небе над Невою синем и просторном.
Маленький кораблик высоко плывет.
Это - символ города! Здесь родился флот!»
Катерина: Молодцы ребята, а сейчас мы с вами поиграем, вставайте в кружок!
Дидактическая игра «К кому кораблик приплывет – красиво город назовет».
Воспитатель: Молодцы, ребятки, продолжаем путешествие!
Дети : Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофёр педаль нажал,
И автобус побежал.
(Дети ритмично покачиваются. Шофёр «крутит руль».)
Воспитател ь : Стоп !Машинам красный свет!
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за площадь перед вами?
Отвечайте быстро сами.
(Показ слайдов презентации)
Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады,
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты.
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.
Хотя она и старая,
Но выглядит, как новая,
Площадь наша главная
По имени …
3.(Дворцовая)
А сейчас нам пора отдохнуть и мы отправимся в любимое место отдыха всех
петербуржцев.
А куда бы нам отправиться?
Катерина:
Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
4. Летний сад
Ребята, как здесь красиво! Давайте Катерине расскажем стихотворение «Здравствуй мир»
Здравствуй мир!
Это-я!
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
А земля у ног лежит.
Там-леса!
Здесь-поля!
А вокруг-мои друзья!
4 Стражи Санкт- Петербурга.
Воспитатель: Посмотрите мы вышли с вами из Летнего сада и оказались на набережной
Невы. У гранитного спуска к Неве на высоких постаментах лежат удивительные каменные
существа.
Да, правильно, мы видим сказочное существо сфинкса. А что значит, сказочное? (Ответы
детей). Правильно, несуществующее, необычное. Посмотрите внимательно, а что же в нем
необычного?
( у этого сфинкса тело льва, а голова человека).
Эти сфинксы находятся на набережной Невы. А еще их называют «стражами» нашего
города. Существует миф (сказка) о том, что когда наступает ночь, то они охраняют наш
город от бед и неприятностей. А каких еще «стражей» нашего города вы знаете? (ответы
детей)
А сейчас мы поиграем с вами. Игра средней подвижности «Сфинкс».
Посмотрите, дети, мы с вами рисовали стражей нашего города, но не успели закончить их.
Давайте представим, что они побывали сегодня у нас в группе. Понравилось им, как мы
путешествуем, рассказываем о городе? Давайте закроем глаза и представим, что они
чувствуют? Радуются? Удивлены? Им весело или они грустят?
Дети заканчивают рисунки под музыку. И подходят к воспитателю.
Воспитатель: ну вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня, вы назвали столько
своих любимых мест в нашем городе . Давайте Катерине поможем собрать разбившееся
зеркало, что бы отправится домой. Посмотрите, пожалуйста, что же у нас получилось? Что
вы видите? (это все то, чем наш город богат) Да, дети - Санкт- Петербург очень богатый
город: своей историей, культурой, своими традициями. А кто же мне скажет, почему здесь
изображены люди? Правильно, люди-это самое главное богатство нашего города, потому
что они создают это богатство и его берегут!
Катерина: Ребята, спасибо вам! Я очень рада, что вы столько знаете о нашем городе и его
любите! Поэтому, мне вам хочется подарить на память о нашем путешествии «Памятку
настоящего петербуржца»!
Воспитатель : Катерина, нам тоже было с тобой интересно путешествовать. Спасибо,
приходи к нам еще! До свидание!