Я – учитель!
Я – учитель! Это звучит гордо. И окружающие смотрят на Вас с почтением и
уважением. Я – учитель! И Вам уступают дорогу и искренне улыбаются при встрече
ученики и родители. Я – учитель! И все понимают ценность Вашей работы, как для
каждого человека в отдельности, так и для общества в целом…
Ведь это так, именно так и обстоит? Или что-то происходит по-другому? И Ваши
ученики отворачиваются, увидев Вас на улице? И Вы стесняетесь признаться, что
работаете в школе? И знакомые соболезнуют Вам, влачащему жалкое и бесполезное
существование?
Я надеюсь, что Вам повезло, и Вы относитесь к группе счастливчиков, которые с
гордостью выполняют свой профессиональный долг. Но не удивлюсь, если Вы попали
в группу неудачников и сетуете на свою судьбу.
От чего это зависит? От того, насколько верно Вы выбрали свою профессию? От того,
любите ли вы детей? От того, есть ли у Вас педагогический талант? От такого, каков
тип Вашей личности? Несомненно. Но не только.
К сожалению, в наше время образование стало услугой. И учителя, выполняя свои
должностные обязанности, предоставляют обществу образовательные услуги. А
общество оценивает эти услуги и вознаграждает за них учителей как материально, так
и морально. Размер этого вознаграждения как раз таки и показывает нам то, как
высоко (или низко) ценятся в нашем государстве образовательные услуги. И можно ли
годиться своей профессией, работая в сфере образовательных услуг? Невооружённым
взглядом видно, что ценность эта не очень-то высока. И, наверное, в том числе,
поэтому качество этих услуг не всегда является высоким. Обидно, очень обидно!
А ведь когда-то учителя служили обществу, а не оказывали ему услуги. И это,
согласитесь, совершенно разные вещи. Очень разные. Я думаю, никто в здравом уме
не захочет, чтобы наши солдаты и офицеры вдруг перестали служить Отечеству, а
стали оказывать ему услуги по защите и обороне? А разве труд учителя не столь же
важен, как и защита Родины? Разве не от образования, воспитания, развития новых
членов общества зависит его будущее? Тогда почему к будущему такое странное
отношение? Потребительское! И почему для большинства школьников теперь ценным
стал труд не учителя, а репетитора? (В моём детстве репетитора было иметь стыдно.)
И почему у нынешних выпускников при достаточном знании профильных предметов
зачастую отсутствует то, что принято считать образованием (не путать с аттестатом).
Учителя виноваты? Или система?
Системы приходят и уходят. Сословное образование, всеобщее образование. Царская
Россия, советское государство. Кажется, что над нашим образованием продолжается
какой-то непрерывный эксперимент. Системы сменяют друг друга. Но учителя
остаются! И, несмотря на нищенскую зарплату, непрекращающиеся реформы и
специфические социальные запросы, продолжают свой бескорыстный труд на благо
Отечеству, служат ему! Во имя любви к детям, нашим детям, во имя их светлого
будущего. Слава Богу, что таких людей ещё много!
И какие бы инновационные педагогические технологи не создавались, какие бы
прогрессивные и высокоэффективные образовательные методы не придумывались,
какие бы задачи не ставило перед педагогами постоянно развивающееся общество,
неизменным остаётся одно. Огромная роль учителя в жизни отдельного человека и
общества в целом, его личный вклад в социализацию каждого, а через неё и в общее
будущее, его любовь к своей профессии, а это значит любовь к детям, его стремление
донести до всех свет знаний, как высшее достижение человеческой культуры.
Низкий поклон всем труженикам, которые работают на ниве настоящего образования,
привнося всё самое лучшее в дело созидания будущего нашей страны, наших детей. И
пока в Вашем классе есть несколько пар искренних, заинтересованных, широко
открытых для знаний (а не для баллов) глаз, учителя не зря будут вести свой
ежедневны бой с невежеством и смогут гордо заявить всему миру: «Я – Учитель!»