Напоминание

"Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся"

Автор: Иванова Мария Петровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ "Батамайская ООШ"

Населённый пункт: Батамай

Наименование материала: статья

Тема: "Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся"

Описание:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что "предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1012

Опубликовано 14.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений

обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…» Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними
система оценки должна
:
1.

Фиксировать цели оценочной деятельности
:  духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),  формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),  освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы

представления её результатов
.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки
. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, являющихся одним из важнейших механизмов реализации требований Федерального государственного стандарта, предполагает комплексный подход к их оценке. Это позволяет вести оценку достижения обучающимися всех трех групп образования: личностных, метапредметных, и предметных. Прежде всего нужно
изменить инструментарий – формы и методы оценки
. Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития . Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику. Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО. Мониторинг качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических методов по этапам: стартовая диагностика (1класс), входная диагностика, текущая диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика (4 класс) В своем выступлении я поделюсь опытом работы нашей школы по оценке
сформированности предметных , метапредметных и личностных достижений обучающихся. Из различных источников собраны все необходимые материалы для проведения комплексной диагностики с 1-го по 4-ый классы с целью определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зона ближайшего развития ребенка. Для обеспечения системности учителями начальных классов разработана циклограмма проведения диагностики с указанием всех методик и сроков. Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет «Таблицы образовательных и личностных результатов». Комплексная диагностика включает в себя диагностические работы, позволяющие выявить уровень готовности детей к школе, их способности, стартовый и конечный уровни сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД ребенка, уровень обученности. Диагностика ведется по семи направлениям:
I. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению.
В начале учебного года для 1-х классов поводится педагогическая диагностика готовности детей к бучению по методике А.Л. Венгера, выявляются способности детей по тест- анкете американских психологов А.де Хаана, Г. Кафа, затем по результатам анкетирования – родительское собрание, где проводится беседа для родителей по материалам курса Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь»
II. Стартовая диагностика: показатели дидактические и раздаточные

материалы (адаптационный период).
В первые десять дней школьников жизни первоклассников даются тесты для диагностики уровня готовности к обучения. Предметная стартовая диагностика проводится с целью: -выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; -выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
III.Личностные развитие обучающегося с 1-4 классы – тесты выявления

развития обучающегося проводятся по методике А.Фридмана.

IV. Физическое развитие.

V. Диагностика сформированности УУД.

V.I.Диагностика личностных УУД.

V.II. Диагностика регулятивных УУД.

V.III. Диагностика познавательных УУД

V.IVДиагностика коммуникативных УУД.

VI. Интегрированные проверочные работы.

VII. Предметные проверочные работы.


Все эти средства, формы и методы должны
обеспечить самое главное –

комплексную оценку результатов
. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов . Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.


Яндекс.Метрика