Напоминание

"Школа как центр гражданского становления личности школьника в условиях сельского социума"

Автор: Потягова Наталья Сергеевна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ Капыревщинская СШ

Населённый пункт: д.Капыревщина

Наименование материала: статья

Тема: "Школа как центр гражданского становления личности школьника в условиях сельского социума"

Описание:

Описание опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в сельской школе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1059

Опубликовано 16.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Школа как центр гражданского становления личности школьника в

условиях сельского социума»
В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, задача формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. В этих условиях перед Россией стоит задача при сохранении своей целостности продолжить существование как своеобразной евразийской цивилизации Государственная политика в области образования ориентирована на формирование человека образованного, нравственного, инициативного, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Таким образом, система образования призвана стать важнейшим институтом формирования жизненных установок личности, воспитания российского гражданина Общеобразовательные организации должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности обучающихся общеобразовательных школ. У подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения. Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность. Проблема формирования гражданской позиции личности актуальна, социально значима и является отражением новой парадигмы образования. Поэтому тема инновационной деятельности нашей школы была определена как «
Школа как центр становления гражданской позиции личности

обучающегося в условиях сельского социума».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
: Определить педагогические условия формирования гражданской позиции личности обучающегося в условиях сельского социума у детей 8-10 лет, развития у детей 11-17 лет.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
: сельский социум и его возможности в формировании гражданской позиции личности обучающихся.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
: процесс формирования гражданской позиции личности обучающегося в условиях сельского социума в начальном общем, основном общем и среднем общем образовании.
Гипотеза
:
становлению гражданской позиции личности обучающегося в условиях

сельского социума будет способствовать:
создание в сельской школе особой образовательной среды, организационно- управленческих и методических условий позволяющих определить единство подходов к урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, направленной на формирование гражданской позиции личности обучающегося; создание организационно-управленческие и методические условия для включения компонентов гражданского образования в образовательный процесс. Предполагается разработать общую модель становления гражданской позиции личности обучающегося в условиях сельского социума, которая станет ориентиром для создания моделей в каждой школе.
Воспитание гражданской позиции будет включать в себя следующие

составляющие
: - воспитание творческого и ответственного отношения к труду на благо других людей, своей малой родины; - формирование культуры межнационального общения, толерантности; - формирование правовой и нравственной культуры гражданина; - приобщение к социально значимой, созидательной деятельности; - сознательное самоопределение личности как основу гражданственности. Главное при выборе подходов к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своего времени, это возможность достойно жить и работать по специальности в родной Смоленщине. Становление гражданской позиции – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогов и школьников по формированию у учащихся свойств, присущих гражданину, патриоту своей страны.
При определении подходов к воспитанию гражданской позиции сельских

школьников
прежде всего, следует опираться на подходы, указанные в документах ФГОС общего образования, где указываются следующие подходы:  индивидуально-ориентированный;  системно-деятельностный;  аксиологический;  интегративный;  развивающий;  вариативный.
В школе на сегодняшний день определены приоритетные направления деятельности, которые реализуются через социально значимые проекты и ориентированы на непосредственное приобщение обучающихся к жизни в обществе, формирование их гражданской позиции. Многие проекты носят комплексный характер, то есть решают комплекс воспитательных и образовательных задач, предусматривают участие детей в различных видах деятельности. Собственными силами и совместно с сельским социумом мы реализуем несколько проектов. В условиях сельской школы важным комплексным средством воспитания гражданской позиции является школьный музей, который призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, позволяет интегрировать средства учебной и внеучебной деятельности учащихся. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. В нашей школе создан музей в 1998году. Экспозиции отражают богатые традиции и местные ценности села, военная тематика, история развития нашей школы. В музее проводятся экскурсии и занятия по различным предметам, в том числе с приглашением родителей, жителей села, специалистов. Библиотекарь проводит занятия на знание истории родного края, экскурсии. Большую ценность имеют встречи с интересными жителями, умельцами, творческими людьми. Примером служили ежегодные встречи с писателем-земляком В.Сальковским, которые переросли во встречи с писателями Смоленской области, поэтами – учителями школы, выставки художника – земляка В.Дубовика. Традиционные митинги и встречи с ветеранами-земляками участниками ВОВ у памятника погибшим воинам – землякам воспитывают чувство патриотизма и гордости за свою страну. В рамках работы школьного музея проходят ставшие уже традиционными встречи с Прием гостей – учащихся школ № 279 им Твардовского, Использование сельского социума как базы для проведения исследовательской и проектной работы. Особенно привлекательны для учащихся проекты с краеведческим содержанием. Мы привлекаем детей к исследованию современных проблем села. Для этого совместно со специалистами хозяйства выделяем наиболее важные проблемы окружающей среды нашего поселения. «Влияние на урожайность картофеля внесения различных доз органических удобрений», «Экологическое состояние водоемов Смоленской области на примере реки Вопь».
На факультативных занятиях по краеведению (занятия проводятся за счет часов школьного компонента, по 1 часу в 5-7 классах) учащиеся знакомятся с историей совхоза, возникновением деревень, историей возникновения названия деревни и памятников воинам – односельчанам, погибшим в годы ВОВ. Руководствуясь желанием благоустроить территорию около памятников, учащиеся 8-11 кл. на уроках технологии разработали проект «Озеленение памятника в д.Миролюбово» и как результат 24 сентября прошло открытие памятника . Учащийся 9 класса нашей школы представлял свой «Проект благоустройства школьной территории» на районном конкурсе «Лидер», который проходил в марте 2014г. Ученицей нашей школы проведена исследовательская работа по теме «Деревня без церкви, что дом без иконы»,которая на районной научно-исследовательской конференции «Старт в науку» заняла 1 место и таких примеров много. Подобные виды деятельности способствуют не только усилению практической направленности УП, но и развивают мотивацию учения, включают учащихся в решение актуальных проблем села, местного производства, способствуют выявлению и развитию профессиональных интересов. Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории. 3. Использование базы хозяйства и предприятий села . Расширение связей учащихся с окружающим миром позволяет использовать возможности прежде всего самой школы, изменив структуру организации УВП. Учителя биологии, географии, физики, начальных классов преодолевая ограниченность учебного процесса рамками класса, проводят занятия за пределами школы. ( экскурсия на Ярцевский льнозавод, пекарня, почта, СХПК «Заря») Специалисты хозяйств заинтересованы в подрастающей смене, которые возможно, пополнят ряды работников сельского хозяйства. Поэтому с удовольствием приходят и проводят уроки и внеклассные занятия. Для организации занятий во внеурочное время при школе совместно с местным Храмом по воскресеньям организована работа Воскресной школы, которую посещают до 20 ребят. Организовано тесное взаимодействие Казачьим хуторским обществом «Хутор Капыревщинский». Представители казачьего общества проводят беседы и занятия со школьниками. Большая работа по взаимодействию с родителями ведется в рамках физкультурно-оздоровительнй работы. Вот уже на протяжении 3 лет в День матери проходит спортивный праздник Семейных команд Организация взаимодействия учащихся разных школ. Встречи с обучающимися разных школ – это, как правило, яркое событие для наших педагогов и детей. Традиционно проходят встречи с учащимися школ – округа №3. В рамках этих встреч организуются спортивные мероприятия,
посвященные памяти погибшим воинам-землякам в годы ВОВ, воинам – афганцам, совместные исследовательские проекты, фольклорные праздники. Таким образом, реализация вышеизложенных идей и способов использования ресурсов сельского социума в УП позволяет успешно решать ряд важнейших образовательных и воспитательных задач: Результаты инновационной деятельности должны отслеживаются с помощью ряда конкретных методик. Осуществлять диагностику сформированности гражданской позиции необходимо для того, чтобы целенаправленно планировать и организовывать учебную и внеучебную деятельность детей в школе по воспитанию данного качества. Определение динамики сформированности этого качества позволяет установить эффективность педагогической деятельности по решению данной проблемы. В свете ФГОС попытаемся также определить личностные, метапредметные и предметные результаты, позволяющие оценить эффективность педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности сельских школьников В создавшихся условиях проблема воспитания гражданской позиции школьников приобретает актуальность и становится важным направлением многоаспектных научных исследований. При всей несомненной значимости теоретических исследований и практического опыта воспитание гражданской позиции школьников остается педаогической проблемой современности, что обуславливает актуальность нашей работы


Яндекс.Метрика