Напоминание

"Формирование умения учиться на основе игры в условиях перехода из дошкольного учреждения в начальную школу"

Автор: Ядреева Зинаида Артёмовна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ Намская начальная общеобразовательная школа

Населённый пункт: с.Намцы Намского улуса Республика Саха (Якутия)

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование умения учиться на основе игры в условиях перехода из дошкольного учреждения в начальную школу"

Описание:

В статье приводятся игровые упражнения, используемые на уроках русского языка, формирующие интеллектуальное развитие обучающихся.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1064

Опубликовано 16.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование умения учиться на основе игры

в условиях перехода из дошкольного учреждения в начальную школу
Одним из эффективных методов развития интеллекта является игра. Необходимость ее использования в начальной школе очевидна, поскольку обучение детей начинается с раннего детства. При поступлении в школу дети оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной – все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. В настоящее время на усиление преемственности дошкольного и начального образования направлены следующие практические меры (В.Т. Кудрявцев, 2000): – определены разделы содержания подготовительной базы начального обучения; – выделены критерии психологической и других видов готовности ребенка к обучению в школе, и в соответствии с ними разрабатывается программа развивающих занятий в дошкольном учреждении; – определена система диагностических методов, необходимых для обследования ребенка дошкольного возраста, поступающего в 1 класс; – создана сеть специальных центров по подготовке детей к начальному этапу школьного обучения; – первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста. Общеизвестно, что одним из главных элементов ведущей деятельности дошкольника является игра. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Играя в развивающие игры, ребенок может достичь многого: быстро и легко выполнить самые трудные логические задания, развить способность
анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать, что так востребовано в условиях формирования компонентов учебной деятельности, а это, в свою очередь, приведет к умению учиться. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Предлагаем игровые упражнения, используемые на уроках русского языка, формирующие интеллектуальное развитие. Игра « Зашифрованное слово ». Из каждого слова берется только первый, второй, последний слог и записывается полученное слово. Например, предлог, логово, железо, низина, енот . Из первых слогов дети должны составить слово « предложение». Пуговица, молоток, лава – из вторых слогов - слово «голова». Колесо, село, панама – из последних слогов – «солома». Впоследствии можно предложить детям самим составлять зашифрованные слова и даже сопровождать рисунками. Игра «Волшебный ряд букв». Дается любой ряд букв, с которым можно выполнить несколько заданий. На первых порах задания предлагаются более сильным ученикам. Например: а,б,о,и,к,л,э,п,т. Во-первых, дети делят ряд на группы гласных и согласных букв, во-вторых, составляют существительные или глаголы, в-третьих, записывают данные буквы в алфавитном порядке, в-четвертых, составляют предложения или текст, где слова начинаются с этих букв. Игра «Выбывание слов». Ученики должны найти слово, которое отличается от остальных, объяснить, почему оно лишнее. Например, гонит – исключение (гнать), ловили – во множественном числе, бросил – в прошедшем времени, нагревает – в настоящем времени, с приставкой на-, встречает – в настоящем времени. Как видно, есть общность и различия и, если ученик докажет, то лишним может быть любое слово. Данные виды игр, направлены не только на развитие интеллекта, но и на развитие мыслительных процессов. Помимо этого, они дают возможность
ученикам работать по предмету с интересом, выполнять сложные творческие задания, усовершенствовать свои знания по фонетике, морфологии, лексике. Если работа проводится по группам, то дети учатся работать в коллективе, уважать мнение других, учатся друг у друга. Следующие игры на развитие способности устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, сравнивать, создавать новые целостные образы из предметов, выражать свои и чужие мысли. Игра «Составление предложений». Даем несколько, не связанных лексически, слов: собака, река, ручка. Ученики должны составить из данного набора слов связные предложения, типа «Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки», «Собака схватила ручку и побежала к реке» и т.п. Игра «Поиск общих свойств». Для этой игры даются два слова, не связанных лексически. Дети должны назвать как можно больше общих признаков для этих слов. Например, «шкаф» и «лодка». Дети говорят: « Это имена существительные», «Предметы, сделанные человеком», «Бывают из дерева», «В них что-то можно положить». Любое предположение может быть правильным, если ученик докажет общее. Игра «Составь цепочку». Учитель пишет два слова « лес»-«пирог», «доска»-«синица». Дети должны составить цепочку от одного понятия к другому. Например: лес-земляника-начинка-пирог, доска-кормушка-семечки- синица. Учащиеся сами могут предлагать слова для составления цепочки, дополнять ответы рисунками. Игра «Вырази мысль». Ученикам предлагается несложная фраза : «Птицы полетели на юг». Учащиеся должны по-другому выразить эту же мысль. «Пернатые друзья отправились в дальние страны», «Журавли спешат в теплые края», «Вороны собрались на юг». Игра «Несогласные рассуждалки ». Учитель предлагает ребятам послушать любое утверждение или вопрос, на который необходимо ответить в форме рассуждения. Все рыбы плавают? (Нет. Не все. Есть нарисованные, жареные. Существует такое созвездие). Машина всегда обгонит пешехода?
(Нет. Она может стоять на обочине, тогда пешеход её обгонит). Днем всегда светло? (Нет. Не всегда. Темно во время грозы или солнечного затмения. Или можно находиться в комнате без окон). Предложенные игры отличаются тем, что задания по мере усложняются и охватывают все разделы русского языка. Учащиеся, сами не подразумевая, получают богатый материал для интеллектуального развития.


Яндекс.Метрика