Напоминание

"Формирование информационной грамотности и читательских компетенций младших школьников"

Автор: Мифяхетдинова Эльмира Саяровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1554

Населённый пункт: город Москва

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование информационной грамотности и читательских компетенций младших школьников"

Описание:

В этой статье содержится материал из опыта работы по формированию читательских компетенций младших школьников на основе реализации стратегиального подхода к чтению.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1168

Опубликовано 22.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Формирование информационной грамотности и читательских компетенций младших школьников (из опыта работы учителя начальной школы ГБОУ Гимназия №1554 Мифтяхетдиновой Эльмиры Саяровны) Слово "информация" происходит от латинского"information" - разъяснение, изложение, ознакомление. Словари трактуют этот термин по- разному. В одних "информация" - это любые сведения, данные, сообщения, передаваемые человеку. В других - обмен сведениями между людьми, автоматом и человеком. В-третьих - единица знания. Так или иначе, информацией можно назвать все, что мы слышим, видим, можем передавать в устной, письменной, графической или символической форме. Человечество давно осознало необходимость информации. Сегодня вовремя поданая, полученная и переработанная информация напрямую влияет на формирование основ экономического, политического и социального устройства. Актуальность данного вопроса нашла свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах . Уже в начальной школе обязательными результатами обучения стали те, которые непосредственно связаны с формированием информационной грамотности и читательских компетенций. Ежегодно большое количество школ участвуют в независимой диагностике читательских умений. Эти мониторинги ориентированы, прежде всего, на международные требования к информации и чтению. Обратимся к результатам международных исследований PIRLS. Они позволяют получить и проанализировать широкую информацию об уровне сформированности читательских компетенций младших школьников. Это исследование многоаспектное и включает анализ образовательных условий в школе и в семье учащихся, влияние этих условий на формирование юного читателя. Анализ результатов выявил, что преимущественный вклад в достижения четвероклассников вносят характеристики семьи, а не школы и класса. При этом выделяется ряд школ, которым удается повысить достижения учащихся в чтении, несмотря на неблагополучный социальный и экономический контекст, отсутствие у детей читательских умений при поступлении в школу. Эти школы называются эффективными и достигают результатов за счет последовательной образовательной стратегии и профессионализма учителей. Такие школы отличаются:
-интенсивностью образовательного процесса и высокими ожиданиями -спокойной рабочей атмосферой -согласованностью действий учителей, учеников, родителей -учителя используют широкий спектр стратегий формирования читательской грамотности, создают условия для самостоятельной работы учащихся, обеспечивают регулярное и насыщенное обсуждение прочитанного. В данной статье будет освещен опыт работы по последнему направлению, связанному с применением стратегий формирования читательских умений. Знакомство с этим направлением началось с изучения книги "Стратегиальный подход к чтению" профессора МГУ, председателя Московской ассоциации чтения Сметанниковой Н.Н. Был определен ряд стратегий, которые возможно реализовать с обучающимися начальнойшколы. Эффективными, на мой взгляд, являются следующие:  Прогнозирование.  Чтение в кружок.  Чтение с остановками.  Где ответ?  Море вопросов.  Что новенького?  План .  Читательская конференция. Каждая стратегия– это, с одной стороны, инструмент для организации самостоятельной познавательной деятельности, с другой – возможность формирования универсального учебного действия, ведь в ходе такого обучения ребенок присваивает себе те стратегии и приемы, которые подходят при работе с текстом именно ему. Кому-то легче составить план, кому-то схему, кому-то подчеркнуть ключевые слова. Стратегии формируют умения внимательного отношению к тексту, развивают творчество, кругозор и любознательность. Примером формирования интереса к информации может служить стратегия «Что новенького?». Учитель на одном из уроков рассказывает детям, какую-нибудь интересную информацию, которую он услышал в передаче по радио, телевизору, прочитал в газете, журнале. Это должен быть краткий яркий удивительный факт. Так происходит несколько дней. В один
из дней учитель такую новую информацию не приносит. Обязательно найдутся ученики, которые поинтересуются, что нового расскажет им учитель сегодня. Тогда педагог предлагает детям самим приносить интересную информацию в класс. Младшие школьники начинают смотреть познавательные программы, слушать новостные программы и делиться услышанным с одноклассниками. Развивается целый спектр умений: выбирать из всей информации наиболее актуальную для одноклассников, передавать ее своими словами, отвечать на уточняющие вопросы или самому формулировать вопросы к услышанному. Воспитание любви к чтению, формирование понимания того, что чтение может быть приятным досугом – очень сложная задача на сегодня. В ее решении помогает стратегия читательской конференции «Моя любимая книга". Эта стратегия также разработана Сметанниковой Натальей Николаевной, но адаптировна к младшему школьному возрасту. Стратегия очень технологична, поэтому я опишу ее пошагово. Шаг 1 – информационный. Учитель сообщает о дате проведения конференции, раздает учащимся план презентации (представления) книги. Презентацию своей любимой книги дети готовят дома, время презентации -3-4 минуты. Шаг 2 – деление на группы. В день проведения конференции учащиеся делятся на группы по 5 человек; парты в классе расставляются так, чтобы учащиеся в группе сидели за одним столом. Шаг 3 – знакомство с порядком проведения читательской конференции. Каждый из участников группы представляет по плану свою любимую книгу. Время презентации – 3-4 минуты ( желательно выбрать в группе человека – хранителя времени). Во время презентации одного члена группы или сразу после нее другие заполняют оценочную таблицу. Шаг 4 – выбор книги в группе. После того, как все книги в группе будут представлены, учащиеся выбирают одну книгу для общеклассной презентации. Это происходит путем голосования, поэтому в группе должно быть нечетное количество учащихся. Голосовать можно только один раз. Учитель акцентирует внимание : «Надо выбрать такую книгу, рассказ о которой действительно вызывает желание ее прочитать, не откладывая. Возможно именно книга, выбранная вашей
группой, войдет в число книг-лидеров нашей читательской конференции». Об этом необходимо сказать, так как возможен выбор книг не по критериям, а на основе личностных симпатий. Шаг 5 – общеклассная презентация. На общеклассной презентации от группы представляется только одна книга, выбранная путем голосования. При представлении книг учитель записывает название и авторов на доске, а дети в своих таблицах. Таким образом, на общеклассной презентации заслушиваются рассказы о 5-6 книгах. Дети голосуют только за одну книгу, путем подсчета голосов выявляются 3 книги-лидера. Список книг-лидеров вывешивается на стенд. Обязательное условие: любой взрослый, участвующий в конференции, тоже представляет свою книгу ( она в голосовании может не участвовать). Желательно, чтобы в конце конференции выступил школьный библиотекарь с представлением 2-3 книжных новинок. В заключении необходимо заметить, что неоспоримо важную роль в формировании читательской компетенции играет начальная школа. Если в начальной школе ребенок испытывает проблемы с нахождением в тексте нужной информации, то можно ожидать усиление проблем в основной и старшей школе с ее предметным обучением. В связи с этим надо создавать такую атмосферу в классе, школе, семье, при которой человек читающий является авторитетным и уважаемым, а чтение становится приятным отдыхом и полезным времяпровождением.


Яндекс.Метрика