"Формирование информационной грамотности и читательских компетенций младших школьников"
Автор: Мифяхетдинова Эльмира Саяровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1554
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование информационной грамотности и читательских компетенций младших школьников"
Описание:
В этой статье содержится материал из опыта работы по формированию читательских компетенций младших школьников на основе реализации стратегиального подхода к чтению.
Формирование информационной грамотности и читательских
компетенций младших школьников
(из опыта работы учителя начальной школы ГБОУ Гимназия №1554
Мифтяхетдиновой Эльмиры Саяровны)
Слово "информация" происходит от латинского"information" -
разъяснение, изложение, ознакомление. Словари трактуют этот термин по-
разному. В одних "информация" - это любые сведения, данные, сообщения,
передаваемые человеку. В других - обмен сведениями между людьми,
автоматом и человеком. В-третьих - единица знания. Так или иначе,
информацией можно назвать все, что мы слышим, видим, можем передавать в
устной, письменной, графической или символической форме.
Человечество давно осознало необходимость информации. Сегодня
вовремя поданая, полученная и переработанная информация напрямую
влияет на формирование основ экономического, политического и
социального устройства.
Актуальность данного вопроса нашла свое отражение в Федеральных
государственных образовательных стандартах . Уже в начальной школе
обязательными результатами обучения стали те, которые непосредственно
связаны с формированием информационной грамотности и читательских
компетенций.
Ежегодно большое количество школ участвуют в независимой
диагностике читательских умений. Эти мониторинги ориентированы, прежде
всего, на международные требования к информации и чтению.
Обратимся к результатам международных исследований PIRLS. Они
позволяют получить и проанализировать широкую информацию об уровне
сформированности читательских компетенций младших школьников. Это
исследование многоаспектное и включает анализ образовательных условий в
школе и в семье учащихся, влияние этих условий на формирование юного
читателя. Анализ результатов выявил, что преимущественный вклад в
достижения четвероклассников вносят характеристики семьи, а не школы и
класса.
При этом выделяется ряд школ, которым удается повысить достижения
учащихся в чтении, несмотря на неблагополучный социальный и
экономический контекст, отсутствие у детей читательских умений при
поступлении в школу. Эти школы называются эффективными и достигают
результатов за счет последовательной образовательной стратегии и
профессионализма учителей.
Такие школы отличаются:
-интенсивностью образовательного процесса и высокими ожиданиями
-спокойной рабочей атмосферой
-согласованностью действий учителей, учеников, родителей
-учителя используют широкий спектр стратегий формирования читательской
грамотности, создают условия для самостоятельной работы учащихся,
обеспечивают регулярное и насыщенное обсуждение прочитанного.
В данной статье будет освещен опыт работы по последнему
направлению, связанному с применением стратегий формирования
читательских умений.
Знакомство с этим направлением началось с изучения книги
"Стратегиальный подход к чтению" профессора МГУ, председателя
Московской ассоциации чтения Сметанниковой Н.Н. Был определен ряд
стратегий, которые возможно реализовать с обучающимися начальнойшколы.
Эффективными, на мой взгляд, являются следующие:
Прогнозирование.
Чтение в кружок.
Чтение с остановками.
Где ответ?
Море вопросов.
Что новенького?
План .
Читательская конференция.
Каждая стратегия– это, с одной стороны, инструмент для организации
самостоятельной познавательной деятельности, с другой – возможность
формирования универсального учебного действия, ведь в ходе такого
обучения ребенок присваивает себе те стратегии и приемы, которые подходят
при работе с текстом именно ему. Кому-то легче составить план, кому-то
схему, кому-то подчеркнуть ключевые слова. Стратегии формируют умения
внимательного отношению к тексту, развивают творчество, кругозор и
любознательность.
Примером формирования интереса к информации может служить
стратегия «Что новенького?». Учитель на одном из уроков рассказывает
детям, какую-нибудь интересную информацию, которую он услышал в
передаче по радио, телевизору, прочитал в газете, журнале. Это должен быть
краткий яркий удивительный факт. Так происходит несколько дней. В один
из дней учитель такую новую информацию не приносит. Обязательно
найдутся ученики, которые поинтересуются, что нового расскажет им
учитель сегодня. Тогда педагог предлагает детям самим приносить
интересную информацию в класс. Младшие школьники начинают смотреть
познавательные программы, слушать новостные программы и делиться
услышанным с одноклассниками. Развивается целый спектр умений:
выбирать из всей информации наиболее актуальную для одноклассников,
передавать ее своими словами, отвечать на уточняющие вопросы или самому
формулировать вопросы к услышанному.
Воспитание любви к чтению, формирование понимания того, что
чтение может быть приятным досугом – очень сложная задача на сегодня. В
ее решении помогает стратегия читательской конференции «Моя любимая
книга". Эта стратегия также разработана Сметанниковой Натальей
Николаевной, но адаптировна к младшему школьному возрасту. Стратегия
очень технологична, поэтому я опишу ее пошагово.
Шаг 1 – информационный.
Учитель сообщает о дате проведения конференции, раздает учащимся
план презентации (представления) книги. Презентацию своей любимой книги
дети готовят дома, время презентации -3-4 минуты.
Шаг 2 – деление на группы.
В день проведения конференции учащиеся делятся на группы по 5
человек; парты в классе расставляются так, чтобы учащиеся в группе сидели
за одним столом.
Шаг 3 – знакомство с порядком проведения читательской конференции.
Каждый из участников группы представляет по плану свою любимую книгу.
Время презентации – 3-4 минуты ( желательно выбрать в группе человека –
хранителя времени). Во время презентации одного члена группы или сразу
после нее другие заполняют оценочную таблицу.
Шаг 4 – выбор книги в группе.
После того, как все книги в группе будут представлены, учащиеся
выбирают одну книгу для общеклассной презентации. Это происходит путем
голосования, поэтому в группе должно быть нечетное количество учащихся.
Голосовать можно только один раз. Учитель акцентирует внимание : «Надо
выбрать такую книгу, рассказ о которой действительно вызывает желание ее
прочитать, не откладывая. Возможно именно книга, выбранная вашей
группой, войдет в число книг-лидеров нашей читательской конференции». Об
этом необходимо сказать, так как возможен выбор книг не по критериям, а на
основе личностных симпатий.
Шаг 5 – общеклассная презентация.
На общеклассной презентации от группы представляется только одна
книга, выбранная путем голосования. При представлении книг учитель
записывает название и авторов на доске, а дети в своих таблицах. Таким
образом, на общеклассной презентации заслушиваются рассказы о 5-6
книгах. Дети голосуют только за одну книгу, путем подсчета голосов
выявляются 3 книги-лидера. Список книг-лидеров вывешивается на стенд.
Обязательное условие: любой взрослый, участвующий в конференции,
тоже представляет свою книгу ( она в голосовании может не участвовать).
Желательно, чтобы в конце конференции выступил школьный
библиотекарь с представлением 2-3 книжных новинок.
В заключении необходимо заметить, что неоспоримо важную
роль в формировании читательской компетенции играет начальная школа.
Если в начальной школе ребенок испытывает проблемы с нахождением в
тексте нужной информации, то можно ожидать усиление проблем в основной
и старшей школе с ее предметным обучением. В связи с этим надо создавать
такую атмосферу в классе, школе, семье, при которой человек читающий
является авторитетным и уважаемым, а чтение становится приятным
отдыхом и полезным времяпровождением.