Напоминание

"Духовно - нравственное воспитание детей и молодёжи"

Автор: Боровских Людмила Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ Панаевская школа-интернат

Населённый пункт: село Панаевск

Наименование материала: статья

Тема: "Духовно - нравственное воспитание детей и молодёжи"

Описание:

Большая роль в духовно-нравственном воспитании молодёжи отводится начальной школе. Именно начальная школа стоит у истоков формирования личности, даёт направление всему процессу её дальнейшего развития. Что может быть для нас, педагогов сложнее и ответственнее, чем воспитать в ребёнке Человека?

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1190

Опубликовано 23.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


V Епархиальные Рождественские образовательные чтения

«Традиции и новации: культура, общество, личность»
Православие и молодёжь Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи Боровских Людмила Владимировна, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Панаевская школа-интернат» Ямальский район с.Панаевск
Тезисы
На мой взгляд, духовность – это красота внутреннего мира человека Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в
человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности. Дети младшего школьного возраста стоят у истоков нравственного идеала. От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что заставило плакать и что возмутило, - от этого зависит, каким гражданином он будет. Большая роль в духовно-нравственном воспитании молодёжи отводится начальной школе. Именно начальная школа стоит у истоков формирования личности, даёт направление всему процессу её дальнейшего развития. Что может быть для нас, педагогов сложнее и ответственнее, чем воспитать в ребёнке Человека? Я считаю, что духовно – нравственное развитие не ограничивается информированием ребёнка о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Духовно- нравственное развитие становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Духовно-нравственное развитие становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Мы идём дорогой наших предков. Из поколения в поколение передаётся завет: «Людям нужны только те дороги, которые ведут к добру, правде, красоте и Истины». На мой взгляд, духовность – это красота внутреннего мира человека Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью,
реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на обнове морального выбора. При разучивании и исполнении малых фольклорных жанров я стараюсь подвести ребёнка к выводу, что если оставаться нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка. Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности» - считал В.А. Сухомлинский. Дети младшего школьного возраста стоят у истоков нравственного идеала. От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что заставило плакать и что возмутило, - от этого зависит, каким гражданином он будет. Чтобы заложить в годы детства основу человечности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Душа ребенка не должна быть холодным хранилищем истин. Большой порок – если ребенок равнодушен и бесстрашен. Человеческое равнодушие опасно и омерзительно, а детское же равнодушие – страшно. Большая роль в духовно-нравственном воспитании молодёжи отводится начальной школе. Именно начальная школа стоит у истоков формирования личности, даёт направление всему процессу её дальнейшего развития. Что может быть для нас, педагогов сложнее и ответственнее, чем воспитать в ребёнке Человека? Воспитание детей остается самой трудной деятельностью в мире. В наше время огромное влияние оказывают информационные технологии. Компьютер стал неотъемлемой часть жизни детей. Дети, играя в компьютерные игры, не общаются с живыми людьми, а ведь во все времена традиционные игры происходили между живыми людьми, по определенным правилам. Игра требовала от ребенка выполнения определённых правил, в том числе и моральных. Кода дети играют со своими сверстниками, они в процессе игры время от времени говорят друг другу: «Это нечестно» или «Ты играешь не по правилам». Дети, общаясь между собой, осваивают в игре моральные и нравственные нормы. Большую помощь в этом должна оказывать, прежде всего, семья. Семья должна быть основана на любви, взаимопонимании и поддержке. В детском возрасте особенно важно одушевлять ребёнка, активно принимать участие в его жизни. Многие родители просто не знают, что в детском возрасте происходит усвоение различных социальных норм и образцов поведения на основе подражания. Поэтому педагог должен помочь родителям понять, что в семье должны передаваться нравственные и духовные ценности, обычаи, созданные их предками, и что именно они ответственны за воспитание и будущее своих детей. Результатом нравственного воспитания также является появления у наших детей определенного набора нравственных качеств. И чем мы прочнее сформируем эти качества, тем меньше отклонений от принятых моральных устоев будет наблюдаться у детей. Я считаю, что духовно – нравственное развитие не ограничивается информированием ребёнка о тех или иных ценностях, но открывает перед ним
возможности для нравственного поступка. Духовно-нравственное развитие становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. При разучивании и исполнении фольклорных произведений, вникая в смысл действия, я стараюсь подвести ребёнка к выводу, что если оставаться нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. На уроках литературного краеведения я использую различные методы и приемы, знакомлю с различными малыми фольклорными жанрами, заинтересовываю инсценированием песен, сказок, художественных произведений, рассматриванием иллюстраций, детских рисунков. На уроках окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка. Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - вес на»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные». Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. На кружке «Истоки» изучаем такие темы: «Моя родословная», «Родной очаг», «Храм», «Икона». При изучении темы: Моя родословная» вместе с родителями и деть ми составляем родословное древо. Ставлю перед детьми такие вопросы: «Подумайте, чьи руки в вашей семье самые трудолюбивые?» Прошу родителей вместе с детьми поразмышлять: «Почему детям необходимо родительское благословление?», «Почему надо дорожить родительским благословлением?», «Какие благородные черты характера передались по наследству от бабушки и дедушки внукам?», «На кого в вашем роду похожи вы своей внешностью, характером , поведение?» Родители вместе с детьми активно участвуют в обсуждении этих вопросов, спорят, отстаивают свою точку зрения. При проведении праздников стараюсь составить так сценарий, чтобы раскрывать жизненный смысл праздника. Основные задачи при этом: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа, знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения. На родительских собраниях я не только знакомлю родителей с методами работы с детьми, но и продолжаем работу по педагогическому просвещению родителей. В родительских уголках всегда актуальные в соответствии с православным календарём консультации на темы: «Яблочный спас», «Как расписать яйца на Пасху». «День мамы», «День защитника Отечества», «Кто родителей почитает, тот во
веки не погибает», «Что разрушает семью, а что созидает». Доброжелательность, любовь – разлиты в хорошей семье в воздухе. Ребенок не может этого не чувствовать. Подводя итог, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит в которых ребенок живет и развивается (в семье и в школе). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание. Мы идём дорогой наших предков. Из поколения в поколение передаётся завет: «Людям нужны только те дороги, которые ведут к добру, правде, красоте и Истины».
Библиографический список:
1. История религиозной культуры / А.В. Бородина - 2011 2. Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9 3. Колесникова И.А. “Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен”.- Педагогика.- 2008 4. Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 5. Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” – Педагогика.- 2008 6. Основы духовно-нравственной культуры народов России – М.: Просвещение, 2012


Яндекс.Метрика