"Духовно - нравственное воспитание детей и молодёжи"
Автор: Боровских Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Панаевская школа-интернат
Населённый пункт: село Панаевск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно - нравственное воспитание детей и молодёжи"
Описание:
Большая роль в духовно-нравственном воспитании молодёжи отводится начальной школе. Именно начальная школа стоит у истоков формирования личности, даёт направление всему процессу её дальнейшего развития. Что может быть для нас, педагогов сложнее и ответственнее, чем воспитать в ребёнке Человека?
V Епархиальные Рождественские образовательные чтения
«Традиции и новации: культура, общество, личность»
Православие и молодёжь
Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи
Боровских Людмила Владимировна,
Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Ямальский район
с.Панаевск
Тезисы
На мой взгляд, духовность – это красота внутреннего мира человека Сегодня актуальной
проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека можно предположить,
основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в
человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к
тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности.
Дети младшего школьного возраста стоят у истоков нравственного идеала. От того, что открылось
ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что заставило плакать и что
возмутило, - от этого зависит, каким гражданином он будет.
Большая роль в духовно-нравственном воспитании молодёжи отводится начальной школе. Именно
начальная школа стоит у истоков формирования личности, даёт направление всему процессу её
дальнейшего развития. Что может быть для нас, педагогов сложнее и ответственнее, чем воспитать в
ребёнке Человека?
Я считаю, что духовно – нравственное развитие не ограничивается
информированием ребёнка о
тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Духовно-
нравственное развитие становится актуальным для самого ребёнка, когда
соединяется с жизнью,
реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Духовно-нравственное развитие становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с
жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального
выбора. Мы идём дорогой наших предков. Из поколения в поколение передаётся завет: «Людям нужны
только те дороги, которые ведут к добру, правде, красоте и Истины».
На мой взгляд, духовность – это красота внутреннего мира человека Сегодня актуальной
проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека можно предположить,
основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в
человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к
тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности. Ныне материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской
преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное развитие достигает
содержательной полноты и становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью,
реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на обнове морального выбора. При
разучивании и исполнении малых фольклорных жанров я стараюсь подвести ребёнка к выводу, что если
оставаться нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения
знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный
подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это
истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности» - считал В.А.
Сухомлинский.
Дети младшего школьного возраста стоят у истоков нравственного идеала. От того, что открылось
ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что заставило плакать и что
возмутило, - от этого зависит, каким гражданином он будет.
Чтобы заложить в годы детства основу человечности, надо дать ребенку правильное видение добра
и зла. Душа ребенка не должна быть холодным хранилищем истин. Большой порок – если ребенок
равнодушен и бесстрашен. Человеческое равнодушие опасно и омерзительно, а детское же равнодушие –
страшно.
Большая роль в духовно-нравственном воспитании молодёжи отводится начальной школе. Именно
начальная школа стоит у истоков формирования личности, даёт направление всему процессу её
дальнейшего развития. Что может быть для нас, педагогов сложнее и ответственнее, чем воспитать в
ребёнке Человека?
Воспитание детей остается самой трудной деятельностью в мире. В наше время огромное влияние
оказывают информационные технологии. Компьютер стал неотъемлемой часть жизни детей. Дети, играя в
компьютерные игры, не общаются с живыми людьми, а ведь во все времена традиционные игры
происходили между живыми людьми, по определенным правилам. Игра требовала от ребенка выполнения
определённых правил, в том числе и моральных. Кода дети играют со своими сверстниками, они в
процессе игры время от времени говорят друг другу: «Это нечестно» или «Ты играешь не по правилам».
Дети, общаясь между собой, осваивают в игре моральные и нравственные нормы. Большую помощь в
этом должна оказывать, прежде всего, семья. Семья должна быть основана на любви, взаимопонимании и
поддержке. В детском возрасте особенно важно одушевлять ребёнка, активно принимать участие в его
жизни. Многие родители просто не знают, что в детском возрасте происходит усвоение различных
социальных норм и образцов поведения на основе подражания. Поэтому педагог должен помочь
родителям понять, что в семье должны передаваться нравственные и духовные ценности, обычаи,
созданные их предками, и что именно они ответственны за воспитание и будущее своих детей.
Результатом нравственного воспитания также является появления у наших детей определенного набора
нравственных качеств. И чем мы прочнее сформируем эти качества, тем меньше отклонений от принятых
моральных устоев будет наблюдаться у детей. Я считаю, что духовно – нравственное развитие не
ограничивается информированием ребёнка о тех или иных ценностях, но открывает перед ним
возможности для нравственного поступка. Духовно-нравственное развитие становится актуальным для
самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо
решать на основе морального выбора. При разучивании и исполнении фольклорных произведений, вникая
в смысл действия, я стараюсь подвести ребёнка к выводу, что если оставаться нравственнее, добрее, чище
– значит сделать таким мир вокруг себя.
На уроках литературного краеведения я использую различные
методы и приемы, знакомлю с различными малыми фольклорными жанрами, заинтересовываю
инсценированием песен, сказок, художественных произведений, рассматриванием иллюстраций, детских
рисунков.
На уроках окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и
разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного);
понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как
единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.
Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»;
«Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна
вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье,
болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - вес на»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»;
«Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком
вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
На кружке «Истоки» изучаем такие темы: «Моя родословная», «Родной очаг», «Храм», «Икона».
При изучении темы: Моя родословная» вместе с родителями и деть ми составляем родословное древо.
Ставлю перед детьми такие вопросы: «Подумайте, чьи руки в вашей семье самые трудолюбивые?»
Прошу родителей вместе с детьми поразмышлять: «Почему детям необходимо родительское
благословление?», «Почему надо дорожить родительским благословлением?», «Какие благородные черты
характера передались по наследству от бабушки и дедушки внукам?», «На кого в вашем роду похожи вы
своей внешностью, характером , поведение?» Родители вместе с детьми активно участвуют в обсуждении
этих вопросов, спорят, отстаивают свою точку зрения. При проведении праздников стараюсь составить
так сценарий, чтобы раскрывать жизненный смысл праздника. Основные задачи при этом: привить
уважение и любовь к православным традициям своего народа, знакомить с духовно-нравственными
традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды
русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и
проведением праздничных дней,
воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним,
формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах;
ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
На родительских собраниях я не только знакомлю родителей с методами работы с детьми, но и
продолжаем работу по педагогическому просвещению родителей. В родительских уголках всегда
актуальные в соответствии с православным календарём консультации на темы: «Яблочный спас», «Как
расписать яйца на Пасху». «День мамы», «День защитника Отечества», «Кто родителей почитает, тот во
веки не погибает», «Что разрушает семью, а что созидает». Доброжелательность, любовь – разлиты в
хорошей семье в воздухе. Ребенок не может этого не чувствовать.
Подводя итог, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит в
которых ребенок живет и развивается (в семье и в школе). Духовно-нравственное развитие и воспитание
детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и
праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного
воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое,
интеллектуальное воспитание.
Мы идём дорогой наших предков. Из поколения в поколение передаётся завет: «Людям нужны
только те дороги, которые ведут к добру, правде, красоте и Истины».
Библиографический список:
1.
История религиозной культуры / А.В. Бородина - 2011
2.
Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9
3.
Колесникова И.А. “Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных
перемен”.- Педагогика.- 2008
4.
Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных
государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9
5.
Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” –
Педагогика.- 2008
6.
Основы духовно-нравственной культуры народов России – М.: Просвещение, 2012