Напоминание

"Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи"

Автор: Вахрушева Маргарита Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Кадетская школа №49"

Населённый пункт: город Набережные Челны

Наименование материала: родительское собрание

Тема: "Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи"

Описание:

Цели: выявить отношение родителей к школе, помочь им проанализировать свое родительское поведение, стать ближе друг к другу.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1211

Опубликовано 24.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа № 49» Родительское собрание в форме педагогической мастерской
«Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи»
(для учителей 1 классов) Составитель: Вахрушева Маргарита Анатольевна город Набережные Челны 2015 год

Родительское собрание в форме педагогической мастерской.

1 класс

Тема
«Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи»
Время проведения:
первая неделя сентября.
Цели:
выявить отношение родителей к школе, помочь им проанализировать свое родительское поведение, стать ближе друг к другу.
Подготовка к собранию.
Приглашение родителей. П р и г л а ш е н и е Уважаемые ___________________________________ На собрание приглашаем, К сотрудничеству призываем, Чтобы знали мы всегда: Школа, дом - одна семья. Начинаем ровно в шесть, Всех проблем не перечесть, Но важней всего одна – Школа, дом – одна семья. Классный руководитель____________________ Перед проведением родительского собрания парты в классе расставляются попарно: так, чтобы получилось четыре стола, за которым могут сесть 8-9 родителей. На каждом столе лежит один из четырех знаков: квадрат, круг, треугольник и волнистая линия, а также бейджики, листы бумаги, краски, кисточки, простые и цветные карандаши, ручки и конуры ладошек, вырезанные из бумаги. При входе в класс родители выбирают один из знаков и садятся за соответствующий стол. Когда они рассядутся, учитель прочитает характеристику каждого знака.
Ход родительского собрания.

I.
Вводная часть - Наше собрание будет не совсем обычным. Оно пройдет в форме педмастерской. Педагогическая мастерская – это способ организации совместной деятельности родителей и классного руководителя.
(Сначала поздравляю всех с началом первого (в жизни многих) учебного года их детей) Родителей с днем знаний поздравляю! И малышей - отличников Вам я желаю! Вы им немножечко учиться помогите, И от вопросов частых их не уходите. Чтоб были счастливы и вы, и ваши дети, Дарите им все лучшее на свете: Тепло души, любовь свою и ласку, Снимайте чаще строгости вы маску! Чтоб ваши дети больше вас любили, И с радостью домой всегда спешили! Успехов вам на ниве воспитанья, А деткам вашим – новых светлых знаний. Вы разделились на четыре группы в зависимости от выбранной геометрической фигуры. Оказывается, по тому, какую фигуру вы выбрали, можно судить о вашем характере. Послушайте несколько слов о себе.
II. Характеристика знаков.
Квадрат выбрали люди, которые удобнее всего чувствуют себя в стабильной обстановке, предпочитают четкие указания на то, что надо делать. Они консервативны и любят, чтобы все было упорядоченно и регулярно, когда им дают задание, они работают над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжелая работа в одиночку. За столом с изображением треугольника сидят родители, ориентированные на цель. Они получают удовольствие от планирования чего-то и достижения результата. Их побуждает к действиям то, чего они достигнут. Они часто обращают внимание на большие долгосрочные дела, но могут забывать о деталях. Когда им дают задание, то они устанавливают цель и разрабатывают план ее достижения. Выбравшие круг дружелюбны и общительны. Они справляются с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с людьми. Они делают все для того, чтобы сохранялась гармония. Когда им дают задание, они его обязательно с кем-то обсуждают. Родители, сидящие за столом с изображением волны, нестандартные творческие личности. Им удаются новые и разнообразные дела, быстро надоедает размеренность. Когда перед ними ставят задачу, то у них возникают блестящие идеи.
III.
Постановка цели собрания. - Начать разговор о наших детях, об их проблемах я хотела бы с притчи.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя, как дома. Для этого, прежде всего, учитель и родители должны действовать сообща и быть единым целым. Цель нашего сегодняшнего собрания – стать ближе друг другу.
IV.
Приветствие. Сегодня мы познакомимся друг с другом. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга особым образом. Сидящие за столом с изображением квадрата сделают это при помощи руки, треугольника – голоса, круга – мимики, волны – кивком головы.
V.
Знакомство Оно начинается с представления учителя. (Кроме имени, отчества и фамилии назвать свой возраст, образование, стаж работы в школе, заслуги. Родителям наших учеников интересна каждая черточка нашего характера, нашей жизни, они ждут от нас чуда, которое мы сотворим с их детьми, научив за полгода читать, писать, считать и многому такому, о чем они наслышаны, но пока не имеют представления. Подробное знакомство создаст более близкие отношения. После представления можно познакомить родителей друг с другом) Чтобы общение было более тесным, я предлагаю сказать всем свои имена. У нас на столах лежат бейджики. Запишите на них свое имя или имя и отчество (в зависимости от того, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались) и приколите бейджики.
VI.
Художники. - Я предлагаю каждой команде нарисовать коллективный рисунок. Рисовать можно что угодно: пейзаж, человека, животное и т.д. Одно условие: рисовать должен каждый. Напоминаю, у вас должны получиться не несколько разных рисунков на одном листе, а один общий рисунок. Посоветуйтесь, прежде чем начать рисовать. Эти рисунки станут подарком вашим детям. Какие замечательные рисунки у вас получились! Каждый внес свою лепту! Хочется пожелать, чтобы вот так же каждый из вас принимал участие в делах класса. Спасибо тем, кто постоянно будет откликаться на мой призыв о помощи. Однако хотелось бы, чтобы мы все делали сообща.
VII.
Ассоциации со словом школа
- Прошу вас на листке записать пять слов – ассоциаций, которые возникают у вас со словом школа. Это коллективное задание, каждая группа пишет свои ассоциации. Я попросила сделать то же самое и ваших детей. Вот какие ассоциации возникли у них.
Ассоциация

Процент

опрошенных, %
Уроки 89 Домашнее задание 53 Учитель 72 Одноклассники 24 Портфель 14 Перемена 54 Двойки 4 драки 2 Я очень рада, что у вас со школой не ассоциируются драки и двойки. Хотя реалии таковы, что без этого порой не обходится.  Беседа о возрастных психологических особенностях детей 7-летнего возраста. Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане . Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Вообще с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «Я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку:
а) принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками; б) подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п., несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные. Родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Но требование соблюдения правил и норм поведения вовсе не означает, что разговор о них должен обернуться перечнем запрещений и обязанностей. «Среди детей столько же хороших и плохих людей, сколько среди взрослых». «Знайте, все, что вы делаете, видят и по-своему оценивают дети!» (На этой мысли нужно особо заострить внимание родителей): требуйте от детей только разумного, не увлекайтесь ненужными запретами, необдуманными настойчивыми просьбами, приказами – подумайте прежде, так ли им нужно и важно то, чего вы добиваетесь от детей, особенно если они этому противятся. Несколько советов родителям заставят некоторых задуматься над своими отношениями с детьми. Вот некоторые советы родителям: - не создавайте в семье конфликтных ситуаций (это зависит только от вас); - почаще проводите свой досуг совместно с детьми; - не ставьте ультиматумов, не делайте посулов (например, обещание подарка за хорошее поведение или оценку); - не настаивайте там, где это не необходимо; обосновывайте свои требования; - не пользуйтесь своей властью без надобности; - уважайте личность ребенка; будьте в курсе дел своего ребенка; - общайтесь с друзьями своих детей; - принимайте участие в делах класса; - помните слова Ф.Дзержинского: «Ребенок умеет любить того, кто его любит, - и его можно воспитывать только любовью» Говоря о психологических особенностях важно также подчеркнуть мысль о том, что родители могут и должны помочь учителю выработать у ребенка правильное отношение к школе, к учению, к труду. Нужно постараться внушить ему мысль, что школа уже не игра, а серьезная работа. Однако здесь родителей подстерегает опасность запугать ребенка, отбить у него охоту к труду. Это происходит в первую
очередь от одной навязчивой привычки у родителей постоянно сравнивать своих детей с другими: «Посмотри, как Леша хорошо рисует, а ты …» Или: «Эх ты, Сережа уже читает, а ты еще и букв не знаешь! Плохо будешь учиться!» Только добрая помощь, только терпение дадут нужный результат. «Подожди, вот еще раз постараешься, будет лучше. В следующий раз все получится» - вот фразы, которые нужны ребенку, особенно в I классе. Другая категория родителей, а чаще это бабушки, склонна всегда лишь похваливать, лишь выделять своих среди других, опекать сверх меры: собирать ребенку вещи в портфель (да еще и нести его до школы), провожать без надобности и т.п. Эта опека оскорбляет ребенка, раздражает его. Дети в таких случаях либо мирятся со всем и становятся безвольными эгоистами, либо бунтуют, становятся дерзкими. И то и другое вредно отражается на учебе, на взаимоотношениях ребят в классе, на нравственном развитии ребенка. (Можно заранее подготовить выступления родителей в качестве обмена положительным опытом (по 2-3 мин), попросить их к следующему собранию подготовить свои вопросы к учителю. Это, безусловно, принесет свои хорошие плоды) После такой, можно сказать теоретической, части необходимо дать чисто практические рекомендации. Во-первых, неукоснительно соблюдать режим дня. (Дать его перечень по часам.) Кстати, не во всех семьях это легко осуществить, на это нужно особое внимание учителя. Часто родители идут по пути наименьшего сопротивления, как мы говорим: чтобы не испортить себе настроение, мирятся с капризами детей, и дети уже в раннем возрасте привыкают ложиться спать в одно время со взрослыми, участвуют в застольях и т.п. О времени, которое тратиться на выполнение домашних заданий – хотя первоклассники и не скоро будут их получать – нужно сказать особо: нельзя злоупотреблять им, чаще делать промежутки, включая физические упражнения, игры. Иные родители, с первых дней стремясь добиться наилучших результатов, заставляют детей переписывать свои работы, переделывать что-то. Дети утомляются, снижается работоспособность и интерес к учению. Первоклассникам хотя бы в течении первых месяцев рекомендуется даже дневной сон. И конечно, ограничение просмотра телепередач.
VIII.
Выпускник. - Представьте себе, что прошло почти десять лет, ваш ребенок заканчивает школу. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Запишите три характеристики.
После того как родители выполнять задание, учитель анализирует результаты. - Большинство родителей пишет: здоровым. Чтобы так случилось, уже сегодня мы должны думать об этом. Не надо требовать от ребенка того, что он не может вам дать. Не могут все быть отличниками. Ведь главное в жизни – знания, а не отметка. Я часто наблюдаю такую картину: ребенок, получив отметку ниже, чем он рассчитывал, или, точнее будет сказать, ниже, чем ждут от него родители, начинает переживать, а иногда и плакать. Он, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой. Это неправильно. Отметка, прежде всего, должна быть сигналом того, над чем вы с ребенком должны поработать. Знания даются всем одинаково, но получают все по-разному. Кому-то достаточно объяснения учителя, кому то нужна помощь родителей, а кому-то, в дальнейшем, помощь репетитора. На вопрос: «Чего вы ждете от школы?» родители, по данным статистики, отвечают: высокого уровня образования (82%); сохранения психологического и физического здоровья (79%); повышения культуры (34%) Мои задачи как классного руководителя совпадают с вашими желаниями, поэтому я жду от вас готовности к сотрудничеству. 1. Программа. Для родителей все сейчас ново, поэтому неплохо бы познакомить их с учебными предметами, с основными требованиями школы, сроками прохождения основных разделов программ. Программа непроста, есть и трудности, но дети ее усваивают, учитель сделает для этого все необходимое. Ваша же задача не в том, чтобы охать над трудной задачей, вселяя в ребенка страх и неуверенность, а помочь ему справиться с этими трудностями. Для этого, может быть, надо прийти на консультацию к учителю. Только не прибегайте к выдуманным вами и простым, на ваш взгляд, методам счета, решениям задач, способам письма и прочему, чтобы не принести непоправимый вред ребенку и учителю. Переучивать всегда тяжелее, чем учить. Перед вами, родители, стоит куда более сложная и важная задача: создать в семье нормальную для ребенка рабочую обстановку и обеспечить помощь, остальное – дело учителя. 2. Атрибуты урока. Атрибуты урока, которые каждый учитель по собственному выбору назовет родителям: кассы, пеналы, ручки – все, что вы считаете нужным иметь на уроке. Многие вещи лучше приобрести сообща, чтобы не нужно было самому в отдельности разыскивать по магазинам ручку, обложку, тетрадь. (Сразу привлеките к
работе наиболее активных родителей (их вы приметите на собрании). В этом одна из положительных сторон майских собраний.) 3-4 родителя получили задание приобрести все необходимое (вплоть до карандашей и тетрадей) на весь класс. В этом мы видим еще и частичку эстетического воспитания: у всех детей одинаковые обложки на книгах, одного цвета тетради: по математике, скажем синие, по русскому языку розовые и т.д. Класс в целом имеет приятный вид, легче поддержать порядок. К тому же мы делаем покупки с запасом, поэтому ребятам не приходится плакать из- за сломанного карандаша, забытой ручки: они получат замену из общего запаса. К слову, и о других предметах: альбомы для рисования мы храним в класс, а еще удобнее их разброшюровывать на каждый урок, так как рисовать на листке удобнее и правильнее; материалы по труду, инструменты мы храним в индивидуальных папках на каждого ученика. Этим мы достигаем целей: все необходимое под рукой (как часто дети забывают мелочи!) и портфель ученика намного легче, к тому же исключаются моменты, которые способны испортить настроение и учителю, ученику. В заключение можно сказать об учебниках. Они теперь выдаются бесплатно, на несколько лет, и не все родители знакомы с порядком их хранения и мерой ответственности за них (обложить, сделать закладки, бережное отношение к учебникам)
IX.
Наши планы. - Запишите на бумажных ладошках, что бы вы хотели, чтоб было в классе. Протяните мне руку помощи. Может быть, вы посоветуете мне, как: а) строить общение с вашим ребенком, потому что вы как родители знаете его лучше; б) бороться с какими-то вредными привычками учеников. А может быть, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.
X.
Подведение итога. - Итак, наше собрание подошло к концу. Стали ли мы хоть немного ближе друг к другу? Я надеюсь на это! Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, что бы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность. Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Вот так и формируется жизненная линия человека. Хорошо, когда родители и школа действуют сообща и двигаются в одном направлении. Желаю вам успеха, дорогие родители!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?», Дошкольное воспитание №5, 1994 г. 2. Горбунова Н.А. «Родительские собрания в начальной школе», «Учитель- АСТ», Волгоград, 2003. 3. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания в 1-11 классах», «Вербум-М», Москва, 2001. 4. Кавашкина О.Д. «Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка», ж. «Начальная школа» 5. Миллер В.С. «Как по-настоящему любить детей», ж. «Классный руководитель» 6. Первое родительское собрание, ж. «Начальная школа», № 7, 1981г. 7. Проблемы семьи, ж. «Начальная школа», № 1, 1994г. 8. Родительское собрание, ж. «Начальная школа», № 9, 2011г.


Яндекс.Метрика