Напоминание

Тема занятия: • 2 кл. "Окончание и основа слова". • 4 кл. "Предложения с однородными членами. Закрепление".

Автор: Долматова Светлана Валентиновна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ Васильковская ООШ

Населённый пункт: с. Васильково

Наименование материала: конспект урока

Тема: Тема занятия: • 2 кл. "Окончание и основа слова". • 4 кл. "Предложения с однородными членами. Закрепление".

Описание:

Конспект урока по русскому языку во 2-4 классе малокомплектной школы УМК "Школа России".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1223

Опубликовано 25.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Тема занятия:
 2 кл. «Окончание и основа слова».  4 кл. «Предложения с однородными членами. Закрепление».
Образовательные задачи:
 учить детей находить и выделять в слове окончание, показать его значение в предложении – 2 класс;  повторить правописание предлогов – 2 класс;  совершенствовать умения учащихся находить однородные члены предложения;  учить детей работать в разновозрастных парах.
Развивающие задачи:
 развитие устной и письменной речи учащихся;  развитие фонематического слуха, памяти, внимания и мышления;  развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;  развитие у учащихся коммуникативных умений;  формирование навыков грамотного письма.
Воспитательные задачи:
 воспитывать аккуратность и любознательность;  воспитывать чувство доброжелательности и уважения к своим товарищам;  воспитывать у учащихся 4 класса умение выступать в роли «учителя»;  воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование занятия:
 карточки с заданиями для 2 класса;  карточки с заданиями для 4 класса;  карточки для работы в разновозрастных парах;  карточки для проверки самостоятельной работы;  карточки для проведения рефлексии;  компьютер;  фотовыставка «Берёзы».
Тип занятия:
комбинированный.
Формы работы на занятии:
разновозрастные пары постоянного состава.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Жили-были старик со старухой, были у них дочка и сыночек. Перед уходом на работу старуха наказывала дочке смотреть за братиком, одного не оставлять. Старшие ушли, а девочка посадила братца на траву, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Пришла девочка, а братца нет нигде. Побежала она его искать. Долго ей пришлось бегать по полям да бродить по лесу. К счастью попался еж, хотела девочка толкнуть его, но побоялась наколоться и спрашивает: “Ежик, ежик, не видел ли ты, куда гуси-лебеди полетели?” А ежик отвечает: “Сними
с
меня листочки, тогда скажу”. (Выходит девочка, снимает листочки и просит ребят помочь ей выполнить задание по чистописанию) (Рис. 1) Рис. 1
II. Минутка каллиграфии.
Дети пишут слоги: рё, за, бе. В каждой строке по одному слогу. - Составьте из данных слогов слово. - Какое слово получилось? (берёза) - Запишите его в следующей строке .
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и задач занятия.
Ежик показал дорогу, и девочка побежала за братцем. Вдруг она увидела избушку на курьих ножках, а рядом на лавочке под березой сидит братец, играет золотыми яблочками. Хотела девочка схватить братца, а березка не
дает и просит девочку подарить ей ленточку, чтобы веточки подвязать. (Рис . 2) Рис. 2 Но чтобы подарить ленточку, береза хочет проверить ваши знания о себе. - Что вы можете сказать о слове берёза? Слово БЕРЁЗА обозначает название дерева; является именем существительным, которое отвечает на вопрос ЧТО?; имеет женский род, находится в единственном числе; в слове 6 букв, 6 звуков, 3 слога, ударная гласная Ё, непроверяемая безударная гласная Е. Это слово нужно запомнить или посмотреть его написание в словарике. Берёза так была бела, Что буква Е из слова «белый» К ней незаметно перешла И уходить не захотела. - Составьте предложения с этим словом . -
А знаете ли вы, что
слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает «апрель». Другое значение этого слова – «что-то блестящее, белеющее». - Как вы думаете, почему?
Рассматривание фотовыставки «Берёзы».

-
А теперь прочитаем предложения, которые придумал братец Иванушка с данным словом.
Слова напечатаны на мониторе компьютера:

Берёза называют символом России о ней сочиняют стихи и песни. Под берёза в траве лежит колючий ёжик. В нашем лесу много берёза. - На что вы обратили внимание? Всё ли в этих предложениях правильно?
Тема занятия для учащихся 4 класса: «Предложения с однородными

членами». Мы с вами будем совершенствовать умения находить

однородные члены в предложениях.
- А сейчас исправьте ошибки, допущенные Иванушкой в данных предложениях.
Учащиеся 4 класса исправляют ошибки в окончании слова

берёза и

вставляют пропущенную запятую.
- Что вы изменили в слове берёза? (Окончание).
Тема, над которой мы будем работать с учащимися 2 класса: «Окончание

и основа слова». Вы научитесь находить и выделять в слове окончание и

его основу, узнаете, какое значение оно имеет в предложении.

IV. Работа в разновозрастных парах.
- Выпишите из предложений существительное берёза вместе с предлогами (где они есть) и выделите в них окончание и основу. Учащиеся 4 класса помогут второклассникам выполнить это задание и расскажут им, что такое окончание и для чего оно служит в предложении.
На карточках написано определение:

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для

связи слов в предложении.

Основа – это часть слова без окончания.
1. После записи слов в тетради, учащиеся 4 класса рассказывают второклассникам об окончании и основе, показывают, как их выделить в словах (в своей тетради). 2. Второклассники читают определение на карточке. 3. Выделяют окончание и основу в своих тетрадях под контролем четвероклассников.

V.Самостоятельная работа.
Березка позволила девочке взять братца. Схватила девочка братца и побежала, а гуси-лебеди за нею в погоню, нагоняют. Видит девочка речку и просит спрятать ее, а речка и говорит: “Выполни мое задание, тогда спрячу”. (Рис .3) Рис. 3
Вопрос для учащихся 2 класса:
- Почему, в предложениях, которые составил Иванушка, нарушена связь между словами? . (Неправильно написаны окончания в слове берёза). - Сделайте вывод, для чего нужно правильно писать и произносить окончания. (Для связи слов в предложении ).
VI. Работа на карточках для учащихся 2 класса:

Задание –
прочитайте предложения. Выпишите слово, которое употребляется во всех предложениях. Выделите в них основу и окончание. Воздух в комнате должен быть свежим. В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое.
VII. Учащиеся 4 класса в это время выполняют следующее задание :

Из предложений, напечатанных на мониторе компьютера, выписать выделенное тёмным шрифтом. Найти и подчеркнуть грамматическую основу и однородные члены предложения. Рано утром дети в нашей речке поймали щуку, карася и окуня.
VIII.Проверка самостоятельной работы. Игра «Кто быстрее».
Спрятала речка девочку. Гуси-лебеди покружились и улетели, Вышла девочка, поблагодарила речку и побежала с братцем дальше. А гуси- лебеди воротились и опять нагоняют. Что делать? Беда. Но впереди стоит яблоня. Девочка просит яблоню спрятать её. Яблоня предлагает скушать яблочко и выполнить ее задание.( Рис. 4) Рис. 4 Учащиеся 4 класса проверяют работу, выполненную второклассниками. Исправляют ошибки, если они есть, оценивают. Затем выполняют самопроверку своей работы. (На карточках). В это время с учащимися 2 класса проводится игра «Кто быстрее?». Дети берут со стола карточку с заданием и выполняют это задание на доске.
Задание:

Измени существительное, используя предлоги – У, НА, ЗА. Напиши

слова столбиком, выдели в них окончания и основу.

1 карточка – ШКОЛА.
(У школы, на школе, за школой).
2 карточка – ПАРТА.
(У парты, на парте, за партой).
3 карточка – ДОСКА.
( У доски, на доске, за доской).

4 карточка – КНИГА.
( У книги, на книге, за книгой).
IX. Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале… Вправо, влево повернись, Наклонись и подтянись. На прогулку в лес пошли, Под берёзкой гриб нашли. Раз грибок, два грибок, Полезай-ка в кузовок!.
X. Работа в разновозрастных парах. Восстановление деформированного

текста.
Яблоня прикрыла ее веточками. Гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка из-за яблоньки и опять побежала с братцем. А гуси-лебеди вновь догоняют, вот-вот схватят. К счастью на дороге встретилась печка. Просит девочка печку спрятать ее с братцем. А печка отвечает: “Съешь моего ржаного пирожка и выполни задание”. (Рис. 5) Рис. 5
Вопрос учащимся 4 класса:

-
При помощи чего, кроме окончаний могут быть связаны слова в предложении?

Задание на карточке:

Иванушка ещё раз попробовал составить предложения, но у него

получились только группы слов.

Составьте и запишите предложения.

Выделите окончания и основу имён существительных .

4 класс – подчеркнуть главные члены предложения и дополнить

предложения однородными членами.
в, сад, цвести, липа бабочки, летать, над, цветы весело, петь, птицы стрекотать, в, траве, кузнечики
XI. Самопроверка и оценивание выполненной работы.

XII. Подведение итогов занятия. Рефлексия.


Давайте расскажем Аленушке и Иванушке, что мы сегодня узнали на занятии:
XIII. Рефлексия:
Детям предлагается карточка с изображением двух берёзовых листьев. - От какого дерева эти листья? - Как вы думаете, почему именно листья берёзы мы будем с вами раскрашивать?
Задание:

Сначала мы будем раскрашивать листок, который расположен слева.
 если вам понравилось наше занятие, и вы узнали много нового и интересного – раскрасьте этот листок зелёным карандашом;  если вам было очень трудно и непонятно на занятии – используйте жёлтый карандаш;  если же вам совсем ничего не понравилось, то раскрасьте лист красным цветом.
Сейчас вы оцените свою работу на занятии. Будем раскрашивать

лист справа.

 если вы считаете, что хорошо работали на занятии , были активны и заслуживаете оценку 5 – раскрасьте листик зелёным карандашом;  если вы считаете, что заслуживаете оценку 4 – раскрашивайте листик жёлтым цветом; а если вы заслужили оценку 3, то лист вам нужно закрасить красным карандашом


Яндекс.Метрика