Тема занятия:
2 кл. «Окончание и основа слова».
4 кл. «Предложения с однородными членами. Закрепление».
Образовательные задачи:
учить детей находить и выделять в слове окончание, показать его значение в
предложении – 2 класс;
повторить правописание предлогов – 2 класс;
совершенствовать умения учащихся находить однородные члены
предложения;
учить детей работать в разновозрастных парах.
Развивающие задачи:
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие фонематического слуха, памяти, внимания и мышления;
развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
развитие у учащихся коммуникативных умений;
формирование навыков грамотного письма.
Воспитательные задачи:
воспитывать аккуратность и любознательность;
воспитывать чувство доброжелательности и уважения к своим товарищам;
воспитывать у учащихся 4 класса умение выступать в роли «учителя»;
воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование занятия:
карточки с заданиями для 2 класса;
карточки с заданиями для 4 класса;
карточки для работы в разновозрастных парах;
карточки для проверки самостоятельной работы;
карточки для проведения рефлексии;
компьютер;
фотовыставка «Берёзы».
Тип занятия: комбинированный.
Формы работы на занятии: разновозрастные пары постоянного состава.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Жили-были старик со старухой, были у них
дочка и сыночек. Перед уходом на работу старуха наказывала дочке смотреть
за братиком, одного не оставлять. Старшие ушли, а девочка посадила братца
на траву, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси-лебеди и
унесли мальчика. Пришла девочка, а братца нет нигде. Побежала она его
искать. Долго ей пришлось бегать по полям да бродить по лесу. К счастью
попался еж, хотела девочка толкнуть его, но побоялась наколоться и
спрашивает: “Ежик, ежик, не видел ли ты, куда гуси-лебеди полетели?” А
ежик отвечает: “Сними с меня листочки, тогда скажу”. (Выходит девочка,
снимает листочки и просит ребят помочь ей выполнить задание по
чистописанию) (Рис. 1)
Рис. 1
II. Минутка каллиграфии.
Дети пишут слоги: рё, за, бе. В каждой строке по одному слогу.
- Составьте из данных слогов слово.
- Какое слово получилось? (берёза)
- Запишите его в следующей строке .
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и задач занятия.
Ежик показал дорогу, и девочка побежала за братцем. Вдруг она увидела
избушку на курьих ножках, а рядом на лавочке под березой сидит братец,
играет золотыми яблочками. Хотела девочка схватить братца, а березка не
дает и просит девочку подарить ей ленточку, чтобы веточки подвязать. (Рис .
2)
Рис. 2
Но чтобы подарить ленточку, береза хочет проверить ваши знания о себе.
- Что вы можете сказать о слове берёза?
Слово БЕРЁЗА обозначает название дерева; является именем
существительным, которое отвечает на вопрос ЧТО?; имеет женский род,
находится в единственном числе; в слове 6 букв, 6 звуков, 3 слога, ударная
гласная Ё, непроверяемая безударная гласная Е. Это слово нужно
запомнить или посмотреть его написание в словарике.
Берёза так была бела,
Что буква Е из слова «белый»
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.
- Составьте предложения с этим словом .
- А знаете ли вы, что
слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка
означает «апрель». Другое значение этого слова – «что-то блестящее,
белеющее».
- Как вы думаете, почему?
Рассматривание фотовыставки «Берёзы».
- А теперь прочитаем предложения, которые придумал братец Иванушка с
данным словом.
Слова напечатаны на мониторе компьютера:
Берёза называют символом России о ней сочиняют стихи и
песни. Под берёза в траве лежит колючий ёжик. В нашем
лесу много берёза.
- На что вы обратили внимание? Всё ли в этих предложениях правильно?
Тема занятия для учащихся 4 класса: «Предложения с однородными
членами». Мы с вами будем совершенствовать умения находить
однородные члены в предложениях.
- А сейчас исправьте ошибки, допущенные Иванушкой в данных
предложениях.
Учащиеся 4 класса исправляют ошибки в окончании слова
берёза и
вставляют пропущенную запятую.
- Что вы изменили в слове берёза? (Окончание).
Тема, над которой мы будем работать с учащимися 2 класса: «Окончание
и основа слова». Вы научитесь находить и выделять в слове окончание и
его основу, узнаете, какое значение оно имеет в предложении.
IV. Работа в разновозрастных парах.
- Выпишите из предложений существительное
берёза вместе с предлогами
(где они есть) и выделите в них окончание и основу.
Учащиеся 4 класса помогут второклассникам выполнить это задание и
расскажут им, что такое окончание и для чего оно служит в предложении.
На карточках написано определение:
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для
связи слов в предложении.
Основа – это часть слова без окончания.
1.
После записи слов в тетради, учащиеся 4 класса рассказывают
второклассникам об окончании и основе, показывают, как их выделить
в словах (в своей тетради).
2.
Второклассники читают определение на карточке.
3.
Выделяют окончание и основу в своих тетрадях под контролем
четвероклассников.
V.Самостоятельная работа.
Березка позволила девочке взять братца. Схватила девочка братца и
побежала, а гуси-лебеди за нею в погоню, нагоняют.
Видит девочка речку и просит спрятать ее, а речка и говорит: “Выполни мое
задание, тогда спрячу”. (Рис .3)
Рис. 3
Вопрос для учащихся 2 класса:
- Почему, в предложениях, которые составил Иванушка, нарушена связь
между словами? . (Неправильно написаны окончания в слове берёза).
- Сделайте вывод, для чего нужно правильно писать и произносить
окончания. (Для связи слов в предложении ).
VI. Работа на карточках для учащихся 2 класса:
Задание –
прочитайте предложения. Выпишите слово, которое
употребляется во всех предложениях. Выделите в них основу и окончание.
Воздух в комнате должен быть свежим. В воздухе кружился
тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на
Земле погибнет всё живое.
VII. Учащиеся 4 класса в это время выполняют следующее задание :
Из предложений, напечатанных на мониторе компьютера, выписать
выделенное тёмным шрифтом. Найти и подчеркнуть грамматическую основу
и однородные члены предложения.
Рано утром дети в нашей речке поймали щуку, карася и окуня.
VIII.Проверка самостоятельной работы. Игра «Кто быстрее».
Спрятала речка девочку. Гуси-лебеди покружились и улетели, Вышла
девочка, поблагодарила речку и побежала с братцем дальше. А гуси- лебеди
воротились и опять нагоняют. Что делать? Беда. Но впереди стоит яблоня.
Девочка просит яблоню спрятать её. Яблоня предлагает скушать яблочко и
выполнить ее задание.( Рис. 4)
Рис. 4
Учащиеся 4 класса проверяют работу, выполненную второклассниками.
Исправляют ошибки, если они есть, оценивают.
Затем выполняют самопроверку своей работы. (На карточках).
В это время с учащимися 2 класса проводится игра «Кто быстрее?».
Дети берут со стола карточку с заданием и выполняют это задание на доске.
Задание:
Измени существительное, используя предлоги – У, НА, ЗА. Напиши
слова столбиком, выдели в них окончания и основу.
1 карточка – ШКОЛА. (У школы, на школе, за школой).
2 карточка – ПАРТА. (У парты, на парте, за партой).
3 карточка – ДОСКА. ( У доски, на доске, за доской).
4 карточка – КНИГА. ( У книги, на книге, за книгой).
IX. Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и подтянись.
На прогулку в лес пошли,
Под берёзкой гриб нашли.
Раз грибок, два грибок,
Полезай-ка в кузовок!.
X. Работа в разновозрастных парах. Восстановление деформированного
текста.
Яблоня прикрыла ее веточками. Гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка
из-за яблоньки и опять побежала с братцем. А гуси-лебеди вновь догоняют,
вот-вот схватят. К счастью на дороге встретилась печка. Просит девочка
печку спрятать ее с братцем. А печка отвечает: “Съешь моего ржаного
пирожка и выполни задание”. (Рис. 5)
Рис. 5
Вопрос учащимся 4 класса:
- При помощи чего, кроме окончаний могут быть связаны слова в
предложении?
Задание на карточке:
Иванушка ещё раз попробовал составить предложения, но у него
получились только группы слов.
Составьте и запишите предложения.
Выделите окончания и основу имён существительных .
4 класс – подчеркнуть главные члены предложения и дополнить
предложения однородными членами.
в, сад, цвести, липа
бабочки, летать, над, цветы
весело, петь, птицы
стрекотать, в, траве, кузнечики
XI. Самопроверка и оценивание выполненной работы.
XII. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Давайте расскажем Аленушке и Иванушке, что мы сегодня узнали на
занятии:
XIII. Рефлексия:
Детям предлагается карточка с изображением двух берёзовых листьев.
- От какого дерева эти листья?
- Как вы думаете, почему именно листья берёзы мы будем с вами
раскрашивать?
Задание:
Сначала мы будем раскрашивать листок, который расположен слева.
если вам понравилось наше занятие, и вы узнали много нового и
интересного – раскрасьте этот листок зелёным карандашом;
если вам было очень трудно и непонятно на занятии – используйте
жёлтый карандаш;
если же вам совсем ничего не понравилось, то раскрасьте лист
красным цветом.
Сейчас вы оцените свою работу на занятии. Будем раскрашивать
лист справа.
если вы считаете, что хорошо работали на занятии , были активны и
заслуживаете оценку 5 – раскрасьте листик зелёным карандашом;
если вы считаете, что заслуживаете оценку 4 – раскрашивайте
листик жёлтым цветом;
а если вы заслужили оценку 3, то лист вам нужно закрасить красным
карандашом