Напоминание

"Приемы активизации познавательного интереса на уроке математики в начальной школе"

Автор: Горбунова Елена Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ СОШ с. Апалиха

Населённый пункт: с.Апалиха

Наименование материала: статья

Тема: "Приемы активизации познавательного интереса на уроке математики в начальной школе"

Описание:

Для многих учащихся начальная школа – это первый этап на длинном пути приобретения знаний. Руководителем и гидом на этом пути становится учитель начальной школы. Именно поэтому перед нами, учителями начальной школы, стоит множество проблем, от решения которых зависит дальнейшее обучение ученика, а впоследствии и выбор им профессии.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1260

Опубликовано 28.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

- 3 -




«…для обогащения интеллекта учащихся

математическими знаниями необходимо,

чтобы учащийся испытывал живые

эмоции интереса и удовольствия как по

поводу удовлетворения этого интереса,

так и по поводу движения работы вперёд

и преодоления её трудностей»



С.И. Шохор - Троцкий

- 4 -
ВСТУПЛЕНИЕ
Для многих учащихся начальная школа – это первый этап на длинном пути приобретения знаний. Руководителем и гидом на этом пути становится учитель начальной школы. Именно поэтому перед нами, учителями начальной школы, стоит множество проблем, от решения которых зависит дальнейшее обучение ученика, а впоследствии и выбор им профессии. Учитывая возрастные особенности учеников, я считаю, что каждый учитель начальной школы должен поставить перед собой цель – активизировать деятельность учащихся на уроках. Это относится ко всем учебным предметам. Каждый учитель выбирает свои методы и приемы для активизации деятельности учащихся. В своей творческой работе я попытаюсь рассказать о тех приемах активизации, которые использую на уроках математики. Эти приемы позволяют решать мне следующие задачи: 1. Приобретение прочных знаний, умений и навыков по математике. 2. Углубление и развитие интереса учащихся к изучению математики. 3. Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. 4. Формирование
творческой
активности учащихся. Прав был Константин Ушинский, сказав: «Ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь».* * Ушинский К.Д. Избр. пед. произведения – М., 1968.
- 5 - 5. Выявление одаренных учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы. Каждый урок, на мой взгляд, должен базироваться на следующих принципах, именно тогда он станет полноценным и поможет учащимся в приобретении знаний:
Принцип последовательности и систематичности в изложении материала.
Материал на уроке должен раскрываться в определенной системе.
Принцип связи теории с практикой.
Эта связь предполагает умение школьников применять научные знания в общественно-полезной деятельности.
Принцип доступности преподносимого материала.
Отобранный для работы на уроках материал ни в коем случае не должен превышать возрастные возможности детей.
Принцип дифференцированности обучения.
На уроке необходимо учитывать возможности всех групп учащихся: сильных и слабых. Нельзя ориентироваться на «среднего» ученика, ведь это снизит интерес учащихся к предмету, т.к. сильные слишком быстро будут овладевать материалом, а слабые потеряют интерес в силу его недоступности. Данный принцип актуален на уроках закрепления пройденного материала.
Принцип занимательности.
Данный принцип находит свое выражение в разнообразии типов уроков, методов и приемов работы. Следуя вышеназванным принципам, учитель, безусловно, придет к решению поставленных задач.



- 6 -

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Устный счет «Арифметическая минутка».
Урок начали с зарядки для ума. На магнитной доске набраны примеры. При правильных вычислениях ответы должны соответствовать годам жизни великого математика. 2·8 ; 3·3 ; 59-53 ; 89-72 ; 19+20. Ответы : 16, 6, 9, 17, 39./ 1669-1739/ Затем я сообщаю, что это годы жизни известного русского математика Л.Ф. Магницкого. Показываю портрет и рассказываю элементы биографии Магницкого, обращаю внимание на высказывание, подобранное мною к уроку: « Не тот арифметик, А в долях ничтоже Кто в целых ответчик, Отвечать возможе» На следующем этапе урока предлагаю решить задачи, которые решал сам Магницкий в начальной школе. 1. «Некий человек продал 2 вещи. За одну взял 170 рублей, за другую аж 130. Сколько стало у него рублей?» 2. «Другой человек собрал 3 мешка денег из купечества своего. В первый мешок – 100 рублей, во второй – 120 рублей, а в третий – 80. Сколько у него получилось денег?»* Детям это кажется увлекательно, они пытаются померяться силами с самим Магницким. И сколько радости испытывают дети, когда им это удается. Подобные элементы урока могу предложить о К.Г. Гауссе.(Приложение 1) *Тарасова О.В. «Врата учености» для многих поколений. Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого – первый русский печатный учебник. // Нач. школа. – 2004. № 6. С. 65.
- 7 - Включение исторических сведений в урок, способствует не только укреплению познавательных интересов к математике, но и углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры. Форма сообщения сведений может быть различной: 1.Краткая беседа: « История линейки»; «Из истории часов»: «Как люди научились записывать числа» и т.д.* 2. Разъяснение рисунка: «Из истории дробей», «примеры записи дробей»**. (Приложение 2)
Занимательные задачи с нестандартным содержанием.
Поддерживать интерес на уроке математики помогают мне занимательные задачи с нестандартным содержанием. Основой подобных задач может стать художественное произведение. Так, мною составлена задача на основе содержания басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Детям интересно уже то, что любимые герои басни Крылова могут стать героями задачи: «В течение суток Попрыгунья стрекоза занималась различными делами: 12 часов она спала, 8 часов она танцевала и 4 часа пела. Все остальное время она посвятила подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?» В качестве домашнего задания я прошу детей составить задачу, героями которой будут их любимые литературные персонажи. Если дети ________________________ * Ефимов В.Ф. Использование исторических сведений на уроках математики. // Нач.школа. – 2004. - №5. С. 74. ** Энциклопедия для детей. Математика. М.: Аванта, 2004. С.175.
- 8 - затрудняются, то к этому заданию я возвращаюсь на уроке чтения, где мы совместно выбираем героев для задач (Приложение 3). Для задач можно использовать фольклорный материал. Так на уроках я предлагаю работу на перфокартах, в которых я использую пословицы. (Приложение 4). В век высоких технологий работа с сильными учащимися становится все более актуальной, так как эта категория детей часто не получает достаточного материала для развития своих способностей и теряет интерес к предмету. Работа на перфокартах помогает мне активизировать деятельность сильных учеников.
Использование фактического материала.
Развитию интереса к предмету способствует использование увлекательного фактического материала. Например, «Масса дыни, арбуза и тыквы вместе 16 кг; масса дыни и арбуза 8 кг; масса арбуза и тыквы 13 кг. Найди массу дыни, арбуза и тыквы в отдельности. Даже детей, проживающих в сельской местности, поражают масштабы привычных для них овощей и фруктов. Часто после таких уроков дети приносят свои задачи, где используют параметры овощей, выращенных на своих огородах. (Приложение 5).
Дидактическая игра.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить - 9 -
учебный материал. При включении детей в ситуацию дидактической игры, интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. На уроке математики можно провести такую игру, как «Помоги Рексу попасть в конуру », «Какой путь у мышки короче?». (Приложение 6). Интересной мне кажется игра «Иду в гости». Ее можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но дает представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. Содержание игры заключается в следующем. Весь класс разделен на две команды «гости» и «хозяева». Деление добровольное: те ученики, которые выбрали красные фишки, становятся «гостями», а те, которые выбрали желтые – «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя» и т.д. (Приложение 7). Детям эта игра нравится, так как не только развивает математические способности, но и знакомит с правилами этикета. Таким образом, дидактическая игра помогает учителю оживить уроки математики, способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

- 10 -

Занимательные задачи в рифмованной форме.
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме, например: 1. «У Аленки в гостях 2. Три бельчонка маму-белку Два цыпленка в лаптях, Ждали около дупла. Петушок в сапожках, Им на завтрак мама-белка Курочка в сережках, Девять шишек принесла Селезень в кафтане, Разделила на троих. Утка в сарафане, Сколько каждому из них А корова в юбке В теплом полушубке. Сколько всего гостей? Если эти задачи не вызывают затруднение, привлекаю задачи на смекалку. Например: 1 «У одной девочки 5 яблок. Она съела все, кроме трех. Сколько яблок у нее осталось?» (3). 2 .«У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?» (4)
Работа с учебником и наглядными пособиями.
Традиционная работа с учебником может стать увлекательной. Только не надо избегать заданий на полях учебника (Моро М.И., Бантова М.А. Математика. Учебник для 4 класса начальной школы. М., 2010 г.) Здесь можно найти ребусы, головоломки, которые привлекают внимание учащихся и вызывают большой интерес. (Приложение 8) - 11 -
По опыту скажу, что дети 7-10 лет более воспринимают материал, если он оформлен наглядно. Поэтому использование на уроках наглядности считаю необходимым. На уроке по теме: «Сравнение долей» (3 класс) я использовала сюжетные картинки с изображением сказочных героев. Дети должны продолжить начатую мной сказку. «У Пятачка был день рождения. И вот в свой день рождения он ждет гостей, но кто именно придет, он не знает. Первым пришел Винни-Пух. Пятачок подумал, что торт придется делить на две части – тогда каждый получит ½, но тут появился…» (Приложение 9) Но самым интересным становится для детей самостоятельное составление сюжетных картинок «Компот», «Улыбка». Эти картинки мы с ребятами готовим на уроках технологии и рисования. (Приложение 10) В настоящее время есть готовый материал, который можно использовать. Так я успешно применяю игру «Ромашка», «Математическое лото» (Тема урока: «Табличные случаи умножения») и «Телефон-справочник» (Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 20». (Приложение 11). Большой интерес для совершенствования навыков устных вычислений и развития внимания представляют собой числовые лабиринты, где я предлагаю учащимся пройти путь от вершины к ее основанию. Переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под нею, ребенок должен набрать в итоге сумму 35. Это задание дети выполняют методом проб. (Приложение 12). В море новейших разработок легко утонуть. В настоящее время перед - 12 -
учителем стоит задача, не где взять материал для работы, а как из огромного потока методической литературы выбрать нужный, что удовлетворит и потребности самого учителя и интерес современного ребенка. Работая с методической литературой, меня привлекла игра Puzzle.* (Приложение 13). Мышке необходимо помочь в составлении примера. Выбор у детей огромный: кто-то составит пример, лишь мысленно вращая фигуры, кому-то это будет недостаточно и придется вырезать их, чтобы найти верное решение. В любом случае развивается воображение и аккуратность. В ходе такой работы ребенок чертит, рисует, фантазирует, логически размышляет, опытно усваивая целый ряд важных геометрических знаний. Детей привлекает новизна и необычность заданий, а значит формируется познавательный интерес к нему, стремление выполнить хорошо и красиво, тем более, что есть право самостоятельного выбора задания и приветствуется оригинальность исполнения. *Поленичко В.В. Интегрированный курс «Дизайн» в начальной школе. //Нач. школа. – 2005. - №1. С. - 13 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Труд учителя начальной школы нередко незаслуженно занижается. Многим кажется, что научить ребенка читать, писать, решать не так уж и сложно. При этом забывается тот факт, что ребенок, переступающий школьный порог, делает все по принципу «хочу – не хочу, нравится – не нравится». Это психологическая особенность детей 6 – 7 лет. Это уже потом ученик начинает понимать, что учиться надо, потому что от этого зависит его дальнейшая судьба, в том числе и выбор профессии. А в тот момент, когда он садится за школьную парту, он будет слушать учителя и запоминать информацию лишь тогда, когда ему интересно. Поэтому учитель начальной школы должен сделать урок увлекательным, запоминающимся. На мой взгляд, мне это удается. По окончании четвертого класса среди учащихся была проведена анкета, где дети должны были ответить на следующие вопросы: 1. Какой предмет является твоим любимым предметом? 2.Почему этот предмет стал для тебя любимым? Большинство детей назвали своим любимым предметом математику, отметив, что им было очень интересно на уроках. Положительным результатом я считаю интересные сочинения детей о любимом предмете. Так ученица 4 класса Притулено Ирина пишет: «На уроках математики мы решаем, считаем, играем, отвечаем на вопросы, каждая задача – как загадка, разгадаем и узнаем что-то новое». А её одноклассник, Миронов Андрей,
- 14 - пишет так: «…тетрадь в клетку – это как шахматное поле, а по полю ходят цифры. Каждая цифра знает свое место». А Лукьянова Танюша пишет так: «В математике так много геометрических фигур, из которых можно построить на клетчатой бумаге дом, кораблик, ракету. Иногда получится такое, что никто не догадается, да и сама не знаешь, что получилось». Интерес к математике у моих учеников не угасает и тогда, когда они переходят в среднее звено. Об этом свидетельствуют не только оценки, но и отзывы учителя математики. Учитель Гаджимурадова Н.М. говорит о том, что на уроках математики дети творчески подходят к заданиям. Они с интересом решают усложненные задачи и примеры. Принимают участие в районных математических олимпиадах. Останавливаться на достигнутом, конечно, не собираюсь. В настоящее время думаю о переходе на новый учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века». Он сочетает в себе достоинства системы развивающего обучения . Преимущество этого комплекта вижу в том, что он направлен на формирование у учащихся приёмов умственных действий, предлагает опору на активное включение детей в поисковую учебно-познавательную деятельность. Это означает, что знания не должны даваться в готовом виде. Они должны быть получены ребёнком в совместной деятельности с другими детьми и учителем как организатором и соучастником процесса обучения


Яндекс.Метрика