Колесникова Наталья Трофимовна, учитель начальных классов МОБУ СОШ
№3 р.п.Октябрьский Чунского района Иркутской области.
Разработка урока окружающего мира в 1 классе
по программе «Школа России»
Тема: Зачем люди осваивают космос?
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель предметная:
Расширить знания детей о космонавтике, выяснить
причины полетов человека в космос, познакомить с искусственными
спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
выявлять и корректировать причины своего
затруднения.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог, работать в
парах, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебе и своим
знаниям.
Регулятивные УУД: учиться определять тему урока и ставить цель с помощью
учителя, планировать и контролировать свою работу и своих товарищей.
Ход урока
Оргмомент
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
Актуализация знаний и мотивация
- С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чем только не
отправлялись они в небеса. Сначала поднимались в небо на
воздушном
шаре , которым нельзя было управлять. Куда подует ветер - туда и летит шар.
Потом придумали
дирижабль – управляемый воздушный шар, потом
появились
аэропланы . Им на смену пришли быстроходные
самолеты и
вертолеты .
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
- А сейчас выполните
задание в парах
: возьмите конверт и соберите
картинку.
Постановка учебной задачи, выявление и фиксация затруднения
- Что изображено на картинке? (космонавт)
- Ориентируясь на это задание, определите тему сегодняшнего урока.
(Космос)
- Расскажите, что космонавт делает в космосе?
- Что-то мало рассказали, как вы думаете, почему? В чем затруднение? (мало
знаем о космосе и причинах полета человека в космос)
- Кто сформулирует цель нашего урока? О чем мы должны узнать? (Должны
выяснить, зачем люди осваивают космос)
- Совершенно верно, а помогут нам сегодня наши друзья – муравьишка
Вопросик и Мудрая Черепаха.
«Открытие» детьми нового знания
Маркированное чтение.
Наша Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересные тексты о
космосе. Каждый из вас получил лист с текстом. Вам нужно тексты
внимательно прочитать и отметить знаком «+» то, что вы уже знали раньше и
знаком «!» новую информацию.
- Кто был первым человеком, полетевшим в космос?
Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин.
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в
космосе! Русский!». Первый полет в космос был совершен на космическом
корабле «Восток». Больше часа 108 минут длился первый полет. За это время
корабль облетел весь Земной шар и опустился на Землю. Гагарин вернулся
на землю живым и здоровым.
- Что испытал Гагарин на корабле? Что он увидел в иллюминаторы?
(воспоминания космонавта)
- Как называется современный космический дом космонавтов ?
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Он называется орбитальная
космическая станция. Здесь космонавты живут и работают.
- На что похож космический дом?
Космический дом похож на птицу, которая раскинула крылья и летит над
землей. Но крылья нужны не для полета – это «домашняя электростанция».
Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в
электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и
отапливает.
- Как работают космонавты?
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один
экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами,
Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и
животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом,
проводят много научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из
Центра управления.
- Как называется естественный спутник Земли? Почему он естественный?
- Как вы понимаете слова «искусственный спутник Земли»?
4 октября 1957 года у нашей страны появился первый искусственный спутник,
который создали наши ученые. Спутники следят за движением облаков – это
помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в
океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры,
передачи телевидения, изучают звезды и планеты. Спутники фотографируют
Землю для составления карт. Есть спутники – разведчики.
- Зачем они нужны?
- Как называется одежда космонавтов?
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце
припекает, а в тени все замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нем температура, как в
комнате, и дышится легко. Если солнце светит ярко, то можно в шлеме
опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать
с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта
кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Первичное закрепление
А теперь наш Муравьишка будет задавать вопросы, на которые вам нужно
ответить. Работа со слайдами. Ребята отвечают на вопросы Муравьишки,
комментируют изображения на слайдах.
физминутка космический танец
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в рабочей тетради №1 стр. 50
Проверка №1 стр.50
Включение в систему знаний и повторение
- №2 стр. 50. Оденьте мальчика в скафандр космонавта, вырезав детали из
приложения.
Рефлексия
- Давайте закроем глаза, представим, что наш мальчик – настоящий
космонавт и отправим его в космос. Для чего?
- Сегодня вы открыли много нового для себя. И благодаря вам в небе
зажглась новая звезда. Если вам на уроке было интересно, прикрепите свои
маленькие звездочки к нашей большой звезде. Если сегодня вечером небо
будет звездное, то вы сможете разглядеть на нем нашу красивую звезду.