Напоминание

"Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов"

Автор: Боровских Людмила Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ Панаевская школа-интернат

Населённый пункт: село Панаевск

Наименование материала: доклад

Тема: "Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов"

Описание:

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1281

Опубликовано 31.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.
Боровских Людмила Владимировна ,учитель начальных классов МКОУ «Панаевская школа – интернат» Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности (УД). Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным и инициативным, стремимся к формированию у него полезных привычек, разносторонних познавательных потребностей, наклонностей. Главный признак самостоятельной деятельности — это управление этой деятельностью со стороны ученика. Доведение его до самостоятельного целеполагания в процессе учебной деятельности возможно только при правильной оценке факторов, от которых зависят интересы сегодняшнего школьника. В школьном детстве ребенок больше всего хочет общаться, говорить о себе, творить, подражать. Начальное звено имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств. Всем известно, что личность рождается в процессе самопознания, самовоспитания, самооценки, самокритики.
В основу метода проектов
положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат
можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат
– опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности. На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Проектная деятельность не является новшеством. Она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика. Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года.
Проект
— это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов
— совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки.
Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению
. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Основные требования к проекту.
1.Необходимо наличие социально
значимой задачи (проблемы)
–исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с
проектирования самого проекта
, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности –
поиск информации
, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является
продукт
. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –

Презентация.
Шестое “П” проекта – его
Портфолио
, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др. Важное правило
: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный

продукт!
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Классификация проектов по целям и задачам:

Практико – ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект
по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект
направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта могут быть сообщения, доклады, рефераты, лекции. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект
предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
По комплексности (по предметно – содержательной области) можно выделить два

типа проектов:
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. 2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
Они могут быть
:
внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.
Классификация проектов по продолжительности:

Мини – проекты
могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты
требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты
выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты
могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Презентация проектов
. Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является
презентация.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии.
Виды презентационных проектов
: - Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). - Деловая игра. - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий. - Диалог исторических или литературных персонажей. - Доклад. - Сообщение. - Игра с залом. - Компьютерная презентация. - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… - Инсценировка реального или вымышленного исторического события. - Научная конференция. - Отчет исследовательской работы. - Пресс-конференция. - Путешествие. - Реклама. - Ролевая игра. - Соревнования. - Спектакль. - Спортивная игра. - Телепередача. - Экскурсия. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определённых знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Этапы проектной деятельности, соответствующие учебной деятельности:
-
мотивационный
(учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
-
планирующий – подготовительный
(определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный
(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); -
рефлексивно-оценочный
(ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Учебный проект с точки зрения учащегося
– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя
– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения». В учебном процессе и во внеурочной деятельности я использую различные виды проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико - ориентируемые, информационные, игровые, учебные.
Вот какие проекты мы создали с учащимися за два года:

Групповые проекты:
«Приглашение в сказку» - чтение, 1 класс. «Почему вымерли динозавры» - окружающий мир, 1 класс. «Зимние забавы» - интеграция уроков, 2 класс. Проект « Волшебные правила здоровья» - интеграция уроков, 2 класс. Театрализованное представление сказки К. Чуковского «Айболит» - интеграция уроков, 2 класс.

Индивидуальные проекты:
«Муравей - защитник леса». «Фонтаны мира». «Я изучаю грибы». «Откуда берутся бабочки». «Подводный мир». «Безногие рептилии – змеи». «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь». Отношение ребенка к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. Нами замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и абсолютно расходятся к четвертому. От класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя. Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Безусловно, осознание процесса учебной деятельности каждым учеником происходит индивидуально. Некоторые учащиеся приходят к этому легко и незаметно для себя и учителя еще во 2-З классе, некоторые лишь к концу 4 класса только начинают понимать важность осмысления своей учебной деятельности, каждый учебный год продолжается поиском различных путей для развития учебной мотивации детей. Применяя инновационные технологии мы пришли к выводу, что вырос уровень нашей педагогической техники, появилась потребность в овладении современными развивающими методиками, инновационной деятельностью, установился и новый тип отношений, который сделал ученика истинным субъектом учебной деятельности. Все это позволило превратить приобретение знаний во внутреннемотивированный и радостный процесс и привело в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе. Следовательно, залог успешности обучения младших школьников — это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех!



Яндекс.Метрика