"Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов"
Автор: Боровских Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Панаевская школа-интернат
Населённый пункт: село Панаевск
Наименование материала: доклад
Тема: "Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов"
Описание:
Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.
Боровских Людмила Владимировна ,учитель начальных классов
МКОУ «Панаевская школа – интернат»
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые
образовательные технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических
технологий ведущее место занимает проектная деятельность.
Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их
познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо
направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное
овладение знаниями, творческий подход в обучении. Необходимость решать эту проблему
в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода
обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить
эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему
теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому
раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место
выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении
полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода
проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и
самостоятельно конструировать свои знания.
Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной
деятельности (УД). Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным и
инициативным, стремимся к формированию у него полезных привычек, разносторонних
познавательных потребностей, наклонностей. Главный признак самостоятельной
деятельности — это управление этой деятельностью со стороны ученика. Доведение его до
самостоятельного целеполагания в процессе учебной деятельности возможно только при
правильной оценке факторов, от которых зависят интересы сегодняшнего школьника. В
школьном детстве ребенок больше всего хочет общаться, говорить о себе, творить,
подражать.
Начальное звено имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте
складывается и проявляется до 70% личностных качеств. Всем известно, что личность
рождается в процессе самопознания, самовоспитания, самооценки, самокритики.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной
деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной
практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической
деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием
учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти
можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Проектная деятельность не является новшеством. Она связана с именами американского
психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика.
Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с
американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого
работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года.
Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют
решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с
обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение
какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных
методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки.
Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению . В основе каждого
учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной
деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности,
направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов
решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в
определенных условиях.
Основные требования к проекту.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской,
информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,
иными словами – с проектирования самого проекта , в частности – с определения вида
продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой
указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации ,
которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт .
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям
общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое
средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –
Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио , папка, в которой собраны все рабочие материалы
проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.
Важное правило : каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный
продукт!
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов
и разновидностей.
Классификация проектов по целям и задачам:
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы,
микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для
кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить
реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную
проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования,
обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных
результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный
эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с
целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта могут быть сообщения, доклады, рефераты, лекции. Результатом
такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к
оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры,
произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и
т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в
нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей,
выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
По комплексности (по предметно – содержательной области) можно выделить два
типа проектов:
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области
знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под
руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
Они могут быть : внутриклассными; внутришкольными; региональными;
межрегиональными; международными.
Классификация проектов по продолжительности:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда
как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке
презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии
руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь
годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во
внеурочное время.
Презентация проектов .
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта
является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более
сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм
презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии.
Виды презентационных проектов :
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных
технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Доклад.
- Сообщение.
- Игра с залом.
- Компьютерная презентация.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской работы.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный
самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать
свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и
индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень
важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом
демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена
значительная часть времени, показывается результат практической реализации и
воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной
демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует
использования определённых знаний и умений по технологии его изготовления. Вид
продукта определяет форму проведения презентации.
Этапы проектной деятельности, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный
мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта,
формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки
результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с
максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и
другими источниками, непосредственно выполняют проект;
учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным
источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном
обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют
устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной
оценочной деятельности).
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте
ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от
их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это
деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои
знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в
виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения
проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что
весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее
обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа
решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при
рассмотрении ее в определенной ситуации.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и
зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно
вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует
использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения».
В учебном процессе и во внеурочной деятельности я использую различные виды проектов
в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико -
ориентируемые, информационные, игровые, учебные.
Вот какие проекты мы создали с учащимися за два года:
Групповые проекты:
«Приглашение в сказку» - чтение, 1 класс.
«Почему вымерли динозавры» - окружающий мир, 1 класс.
«Зимние забавы» - интеграция уроков, 2 класс.
Проект « Волшебные правила здоровья» - интеграция уроков, 2 класс.
Театрализованное представление сказки К. Чуковского «Айболит» - интеграция уроков, 2
класс.
Индивидуальные проекты:
«Муравей - защитник леса».
«Фонтаны мира».
«Я изучаю грибы».
«Откуда берутся бабочки».
«Подводный мир».
«Безногие рептилии – змеи».
«Как комнатные растения влияют на нашу жизнь».
Отношение ребенка к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными
ценностями. Нами замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью
совпадают в первом классе и абсолютно расходятся к четвертому. От класса к классу
возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается
тенденция переоценивать себя. Только наличие положительной оценки создает у детей
переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для
нормального формирования личности.
Безусловно, осознание процесса учебной деятельности каждым учеником происходит
индивидуально. Некоторые учащиеся приходят к этому легко и незаметно для себя и
учителя еще во 2-З классе, некоторые лишь к концу 4 класса только начинают понимать
важность осмысления своей учебной деятельности, каждый учебный год продолжается
поиском различных путей для развития учебной мотивации детей.
Применяя инновационные технологии мы пришли к выводу, что вырос уровень нашей
педагогической техники, появилась потребность в овладении современными
развивающими методиками, инновационной деятельностью, установился и новый тип
отношений, который сделал ученика истинным субъектом учебной деятельности.
Все это позволило превратить приобретение знаний во внутреннемотивированный и
радостный процесс и привело в конечном итоге к качественным преобразованиям в
педагогическом процессе.
Следовательно, залог успешности обучения младших школьников — это наличие
устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в
себе жизнеутверждающее начало, радость и успех!