Напоминание

"РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "ДВА МОРОЗА". ПЕРСОНАЖИ, ПРИЕМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ"

Автор: Акшина Ольга Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 77

Населённый пункт: г.Пенза

Наименование материала: конспект урока по литературному чтению

Тема: "РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "ДВА МОРОЗА". ПЕРСОНАЖИ, ПРИЕМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ"

Описание:

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "ДВА МОРОЗА". ПЕРСОНАЖИ, ПРИЕМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Цели: дать понятие "волшебная сказка"; познакомить с русской народной сказкой "Два Мороза"; совершенствовать технику чтения; развивать речь; пополнять словарный запас; развивать умение выделять главное в прочитанном; прививать любовь к устному народному творчеству.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1287

Опубликовано 31.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ДВА МОРОЗА».

ПЕРСОНАЖИ, ПРИЕМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Цел и:
дать понятие «волшебная сказка»; познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; совершенствовать технику чтения; развивать речь; пополнять словарный запас; развивать умение выделять главное в прочитанном; прививать любовь к устному народному творчеству.
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа в парах. Чтение выразительно.

2. Беседа.
– Послушайте стихотворение. Что можно сказать об этом мальчике? Хочу, чтоб в мире было много света, Хочу, чтоб в мире было много лета, В котором – солнце, птичьи голоса И на траве – зеленая роса. Хочу, чтоб в мире было меньше плача, А больше смеха, радости, удачи, Улыбок детских, как цветенье, зыбких, Цветов, сравнимых с детскою улыбкой. – Похож этот мальчик на Петю из стихотворения Б. Заходера? Почему вы так думаете?
III. Постановка целей урока.
Учитель читает стихотворения.
1. Чтение стихотворения А. Пушкина:
(отрывок) …Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы… Из романа «Евгений Онегин» – Когда можно считать, что наступила настоящая зима?
2. Чтение стихотворения С. Дрожжина.

Вьюга злится за окном, Белая береза Вся окутана кругом Инеем мороза. В покачнувшейся избе Огонек мерцает, Горькой жалобой в трубе Ветер завывает… – Поэт говорит о зиме, вьюге, морозе, как о живых существах. Пока не придет крепкий мороз – зима не наступит. Явится он – мосты на реках построит; в лесу кружева развесит. Берегитесь, лесные жители! Суров и грозен Мороз. Станет ходить Мороз и по дворам, ледяные узоры на окнах рисовать, да и про человека не забудет. Недаром говорят: «Мороз невелик, а стоять не велит». «Силен Мороз!» А два Мороза – великая сила, о них сказка наша.
IV. Изучение нового материала.

1.Знакомство со сказкой
.
2. Словарная работа
(проводится по ходу чтения).
Багровый
– красный, густого, темного оттенка.
Коль
(коли) – что если…
Бор
– сосновый лес.
Тешатся
– забавляются, развлекаются.
Унижут
– покроют сплошь.
Бубенчик
– металлический шарик с куском металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Судить да рядить
– обсуждать, толковать.
Покамест
– то же, что и пока.
Намаялся
– очень устал.
Авось
– может быть.
Пуще
– сильнее.
Инда
– даже.
Язвить
– причинять боль.
Дровосек
- человек, рубящий дрова.
Барин
– богатый человек, владелец лавки или магазина.
Крестьянин
- живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден.
Физкультминутка

3. Беседа по содержанию сказки.
Сопровождается выборочным чтением текста. – Как решили потешиться два Мороза? – Куда едет барин? Крестьянин? (в город, в лес) -Как одет барин и бедный крестьянин?(найди и прочитай)
4. Работа по учебнику
– Какие слова помогают описать барина? (Ленивый…) – Какие слова помогают описать крестьянина? (Трудолюбивый…) – Что в сказке выдуманное, фантастическое? (Морозы-братья, ведут себя как люди.)
Сказки, в которых все необычно: люди, земли, реки, вещи, сказочные существа (например два Мороза), – называются
волшебными
.
5. Словесное рисование. Практическое задание
– Представьте, что вы художники. Какими вы нарисовали бы братьев Морозов? Почему?
V. Работа с пословицами (РАБОТА В ГРУППАХ)
Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии простых людей. В сказках много фантастического, вымышленного, наряду с фантазией заложена глубокая правда. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». (Пословица записана на доске.) – Какие пословицы можно подобрать к сказке? («Топор лучше шубы греет»; «Труд все побеждает» и др.)
VI. Подведение итогов урока.
– Сказка обязательно чему-то учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. – Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке? (Над ленью купца, над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.) – Что поучительного хотел передать народ своим детям? (Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями.) – Как вы понимаете это изречение? (В сказке много выдумки, но она всегда учит нас чему-то хорошему.)
Домашнее задание:
выразительно читать сказку; подготовиться к инсценировке; выполнить задание 4 в учебнике (с. 88).


Яндекс.Метрика