Напоминание

"ПОНЯТИЕ О МЕСТОИМЕНИИ. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ"

Автор: Зуйкова Наталья Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУСОШ №3

Населённый пункт: город Арзамас

Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: "ПОНЯТИЕ О МЕСТОИМЕНИИ. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ"

Описание:

Цель: знакомство детей с местоимением как частью речи. Задачи: Образовательные: 1)формировать умения правильно употреблять местоимения в речи; 2)знакомить с местоимениями первого, второго и третьего лица; Развивающие: 1) развивать логическое мышление, интерес к русскому языку; 2) развивать устную и письменную речь; 3)развивать способности к обобщению, систематизации полученных знаний; Воспитательные: 1)воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи; 2)формировать умения работать в коллективе; Здоровьесберегающие: 1)проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности; 2) поддерживать атмосферу психологического благополучия и учебной успешности

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1321

Опубликовано 02.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Зуйкова Н.А., учитель начальных классов МОУ СОШ №3им. В.П.Чкалова
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

«ПОНЯТИЕ О МЕСТОИМЕНИИ. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Цель:
знакомство детей с местоимением как частью речи.
Задачи:

Образовательные:
1)формировать умения правильно употреблять местоимения в речи; 2)знакомить с местоимениями первого, второго и третьего лица;
Развивающие:
1) развивать логическое мышление, интерес к русскому языку; 2) развивать устную и письменную речь; 3)развивать способности к обобщению, систематизации полученных знаний;
Воспитательные:
1)воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи; 2)формировать умения работать в коллективе;
Здоровьесберегающие:
1)проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности; 2) поддерживать атмосферу психологического благополучия и учебной успешности
Оборудование:
-картинки с изображением цветов; -картинки с изображением учеников; -картинки с маленькими цветами; -карточки с заданием; -карточки со словами; -таблица местоимений; -учебник, тетрадь.
Структура урока
1. Организационный момент 2 минуты 2. Минутка чистописания 3 минуты 3. Повторение пройденного материала 7 минут 4. Физкультминутка 3 минуты 5. Сообщение темы урока 3 минуты 6. Работа по новой теме 6 минут 7. Физкультминутка 3 минуты 8. Продолжение работы по новой теме 7 минут 9. Закрепление 6 минут 10. Подведение итогов 3 минуты 11. Инструктаж выполнения домашнего задания 2 минуты 154
Ход урока
Организационный момент
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Что больше всего не хватает людям зимой? (ответы) - А кто любит цветы? - В цветах и красота, и теплота, и нежность… - Мне очень хочется, чтобы сегодня именно цветы не только украсили урок, но и уничтожили холод, скуку. - Вот здесь расцветет «Букет Знаний», я очень надеюсь. (повесить на доску) - Ваша активная работа будет оцениваться цветами. Вот они (показать) - В руках у меня цветы-оценки (маленькие цветы, показать) - Ваш грамотный ответ – цветок. - В конце урока, я надеюсь и очень желаю, чтобы они превратились в большой букет – «Букет Знаний». - И вы сможете, придя домой сказать: у меня сегодня «5», а для тебя мама – я заработал весенний букет.
Минутка чистописания.
- А начнем мы, как всегда, с минутки чистописания. - Ответить на вопрос, какую букву будем сегодня писать, вам поможет грамматическая загадка:
Что посреди земли стоит?
(буква «м») - Запишем 1 строчку (М м) - Было предложено задание ученикам одного класса дать характеристику звуку, обозначенному буквой «М» - Вот как они его выполнили. Прокомментируйте. - Какой ответ можно оценить цветком?
1) согласный, твердый, звонкий, непарный.

2) согласный, бывает твердый, бывает мягкий, звонкий,

непарный

3) согласный, бывает твердый, бывает мягкий, звонкий, парный


(ответы) - Запишите, продолжив закономерность. (Мм Ммм Мммм…) - Появляется первый цветок в нашем букете. 155

Повторение пройденного материала
- Сегодня в течение урока будем работать с текстом, выполняя разные задания. Текст перед вами на партах. Прочитайте его. (у детей карточки с текстом)
Что вы знаете о фиалках? Фиалки – цветы маленькие, но

любимые многими. Они первыми расцветают в лесу после зимнего

периода. С их появлением наступает весна. Мы восхищаемся их

нежностью.
- А теперь выразительно. - Давайте попробуем составить грамматическую загадку, пользуясь текстом. Я первая.
-Эта часть речи – самая представительная, ведущая. Изучая ее.

Мы впервые познакомились с понятиями рода, числа, падежа,

склонения.


(имя существительное) - А какую Маша приготовила загадку?
- Найдите в тексте существительное в мр, в Пп, в ед ч и запишите

это слово с большой буквы.


( в лесу) - А вот загадка опять от меня:
- Часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на

вопрос что делать? называется?


(глагол) -Женя, твоя загадка
- Найдите в тексте глагол, отвечающий на вопрос что делают? И

запишите его рядом с уже записанным словом.


(расцветают) -Вот опять мое задание
-Эта часть речи обозначает признак предмета, отвечает на вопрос

какой?, изменяется по родам, числам, падежам. Придает тексту более

красивый вид.


(имя прилагательное) -Какую Дима приготовил загадку?
-Найдите имена прилагательные, стоящие в Ип, во мн ч и

запишите.


(маленькие, любимые) - А теперь найдите главное, ключевое слово, без которого этот текст не существовал бы. Запишите и поставьте точку. (фиалки) - Поднимите руку те, кто хочет показать что за предложение получилось. Получите цветы. - Какое у вас получилось предложение? (В лесу расцветают маленькие любимые фиалки.) - Назовите грамматическую основу 156

(
фиалки расцветают) - А теперь – словосочетания ( фиалки любимые фиалки маленькие расцветают в лесу)
Физкультминутка.
Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.
Сообщение темы и целей урока.
-Прочитайте второе и третье предложения в тексте Фиалки – цветы маленькие, но любимые многими. Они первыми расцветают в лесу после зимнего периода. -Каким словом в 3 предложении заменили слово «фиалки» (они) - Место какой части речи заняло это слово? (место имени существительного) (На доске карточки)
МЕСТО ИМЕНИ
- С сегодняшнего дня мы начинаем изучать новую часть речи – местоимение (карточки сдвигаются)
МЕСТОИМЕНИЕ
- По частоте употребления местоимения в русском языке занимают третье место, после существительных и глаголов.
Работа по новой теме.
(открывается наш текст, но деформированный)
Что вы знаете о фиалках? Фиалки – цветы маленькие, но

любимые многими. Фиалки первыми расцветают в лесу после зимнего

периода. С появлением фиалок наступает весна. Мы восхищаемся

нежностью фиалок.
- Чем данный текст отличается от того, который перед вами? (повторяется слово «фиалки») - А какой из текстов, на ваш взгляд более грамотный и почему? (первый, нет повторов) - Какое слово в тексте обедняет речь? (фиалки) - Да, повтор одного и того же слова – речевая ошибка. 157
- Давайте исправим ошибки, заменим повторяющиеся слова подходящими местоимениями и запишем текст. (листы с оригиналом перевернуты) - Какое слово вы вставили в 3 предложение? (они) -А какое из двух слов обозначает предмет? (фиалки) - Какое лишь указывает на него? (они) -
Какой же вывод можно сделать?
(местоимения указывают на предметы, но не называют их) Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимения. - Вернемся к нашему тексту. - Прочитайте 2 предложение (Фиалки – цветы маленькие, но любимые многими.) - На какой вопрос отвечает слово «фиалки» (что) - А местоимение его заменившее? (на тот же) - Сделайте вывод
(Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имя



существительное)

Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре (Работают руками) Зажмурили глаза Резко открыли 5 раз Посмотрели вправо до упора – влево 5 раз Обвели восьмерку по часовой стрелке – против 2раза
Продолжение работы по новой теме
(идет работа над заполнением таблицы 1.2,3 лица с картинками учеников) - Ребята, к нам на урок пришла девочка-отличница. - Как ее зовут? (Лена) - Как она сама себя может назвать? ( Я – это местоимение первого лица ) - Это местоимение первого лица. (записывается в таблицу рядом с девочкой) - Посмотрите, вот еще одна девочка-отличница. Как ее зовут? (Юля) - Как они вместе скажут о себе? ( Мы – это тоже местоимение первого лица, в таблицу) - Появился мальчик-отличник. Давайте и его как-нибудь назовем. (Сережа) - Какое местоимение девочкам следует употребить, чтобы обратиться к Сереже? (ты – это местоимение второго лица, в таблицу) - Появился еще один мальчик-отличник. Саша. 158
- Какое местоимение девочкам следует употребить, чтобы обратиться сразу к Сереже и Саше? (вы – это тоже местоимение второго лица) - Но иногда местоимение
Вы
употребляется при обращении к одному человеку. Когда это бывает? (когда обращаются ко взрослому человеку) - Сережа пришел в класс. Как сказать о Сереже, используя местоимение? (он) - Это местоимение третьего лица.(в таблицу)
(аналогично – она)
- Как сказать о Сереже и Лене, используя местоимение? (они) - Это тоже местоимения третьего лица – в таблицу.
-Все эти местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), которые мы

используем для указания лиц, называются личными.

-
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. Бывают 1,2,3 лица)
Закрепление.
- Откройте учебник на стр. 50, упр №375 - Подумайте, какие предложения надо редактировать и почему. 1 ряд – 1 абзац 2 ряд – 2 абзац 3 ряд – 3 абзац - Проверяем. Стал ли текст лучше после замены? (стал) - Какова роль местоимения в тексте? (заменить существительное, чтобы не было повторов) - Без местоимений обойтись нельзя. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные. - Местоимения создают нам речевое удобство, экономят пространство и время.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? (новую часть речи; местоимения бывают личными; есть лицо) - Посмотрите, как расцвел наш «Букет Знаний».Это ваши знания сделали его таким. - Давайте посмотрим, кто собрал самое большое количество маленьких цветов. Молодцы. Вы получаете «5». -А ваш весенний букет подарите маме на 8 марта. 159


Яндекс.Метрика