Наименование материала: программа краеведческого кружка
Тема: "Путешествие по Малоярославецкой земле"
Описание:
рабочая программа по краеведению для начальной школы. Узнать как можно больше о своей родной земле, о её прошлом, настоящем и будущем – должно быть естественным желанием каждого юного малоярославчанина. Удовлетворение этой потребности школьников, и есть основная задача предлагаемой программы "Путешествие по Малоярославецкой земле". В нёй рассказывается о природе малоярославецкого края и проблемах её охраны, о городе – Воинской Славы и людях прославивших его, о событиях, оставивших след в истории не только Калужского края, но и нашей родине в целом. Я надеюсь, что курс поможет каждому ученику стать настоящим патриотом своего края, позовёт его в походы и путешествия и вызовет стремление своим трудом способствовать дальнейшему расцвету этого прекрасного уголка русской земли.
Программу разработала:
учитель начальных классов
высшей категории
Морозова Ольга Михайловна
Введение.
Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить
гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она
даётся один раз и навсегда.
История земли Малоярославецкой – часть истории нашей великой Родины – России.
Изучая историю своей малой Родины, мы изучаем историю России. В наше
непростое время глобальных перемен это особенно важно. История
малоярославецкого края хранит память о ратных и трудовых подвигах жителей
города в годы военного лихолетия и мирного созидания. Здесь родились люди,
сделавшие славу России: В.Баженов, Третьяковы, Куликовы, А. Сабанеев,
четырежды Герой Советского Союза Маршал Г.К.Жуков, Герой Советского Союза В.
Петров. С нашим краем связали судьбы такие достойные люди России, как
А.Радищев, В. Брюсов, Б. Пастернак, И. Шмелёв, Е. Чернявская. Много славных
страниц вписано её сыновьями и дочерьми в историю Отечества. Не раз принимала
она на себя вражеские удары, нацеленные прямо в сердце России - Москву. В
Отечественной войне 1812 года Малоярославцу суждено было стать известным не
только в русской, но и во всемирной истории. Уже стала давним прошлым и другая -
Великая Отечественная – война: тяжёлые, жесточайшие бои 1941-1942 годов на
нашей малоярославецкой земле. Прибавились на ней новые памятники связанные с
разными событиями – это огромное богатство, историческое наследие, которое
необходимо сберечь. Именно оно дало полное право называться городу : городом
Воинской Славы. Поколения уходят, а память и памятники остаются – живая нить,
связующая прошлое с настоящем.
Узнать как можно больше о своей родной земле, о её прошлом, настоящем и
будущем – должно быть естественным желанием каждого юного
малоярославчанина. Удовлетворение этой потребности школьников, и есть основная
задача предлагаемой программы «Путешествие по Малоярославецкой земле». В
нёй рассказывается о природе малоярославецкого края и проблемах её охраны, о
городе – Воинской Славы и людях прославивших его, о событиях, оставивших след
в истории не только Калужского края, но и нашей родине в целом. Я надеюсь, что
курс поможет каждому ученику стать настоящим патриотом своего края, позовёт его
в походы и путешествия и вызовет стремление своим трудом способствовать
дальнейшему расцвету этого прекрасного уголка русской земли.
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего
образования;
Конвенция ООН о правах ребенка.
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации».
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по
ознакомлению с историей и значением официальных государственных
символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо
Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии
образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования
России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Пояснительная записка.
Идея программы: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси,
что ты можешь сделать для своей Родины».
Актуальность
программы заключается в том, что недостаточно разработано
методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и
краеведению Малоярославецкого края в начальной школе;
Направления деятельности:
научно-исследовательское (поиск и систематизация материалов, знакомство с
историей родного края, разработка электронных приложений);
познавательное (уроки, конкурсы, викторины);
Реализация программы «Путешествие по Малоярославецкой земле» позволит:
продуктивнее исследовать и изучить историко-культурное наследие
Малоярославецкого края и Калужской области;
продолжить проведение традиционных русских праздников с учащимися,
использовать праздники в педагогическом процессе, вовлекая в них
местное сообщество;
повысить качество образовательного и культурного уровня учащихся
начальной школы и их родителей;
расширить межшкольные, районные связи;
сформировать систему и отладить механизм взаимодействия всех
участников проекта;
создать коллекцию электронных материалов к урокам, кружкам и
внешкольным мероприятиям.
Цель: формировать у младших школьников основные знания об истории
своего города, родного края, о культурных, экономических особенностях
малояославецкого края и Калужской области, познакомить с
достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и
прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности целям и
задачам основной образовательной программы начального общего
образования.
Программа « Путешествие по Малоярославецкой земле»
рассчитана на
преподавание с 1 по 4 классы начальной школы (2 часа в неделю)
Особенности программы
Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется
материал,
усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы:
краеведческий музей, музейно-выставочный центр, военно-исторический музей
1812 года, областной краеведческий музей и другие культурные учреждения и
предприятия города, области. Практическая направленность программы позволяет
учащимся усваивать материал в деятельности.
Программа построена на основе принципа цикличности и постепенного
развития процесса познания мира от непосредственно окружающих детей объектов
и явлений к более удаленным в пространственном и временном отношении. Для
каждого возраста предусмотрено несколько взаимосвязанных тем, часть которых
будет изучаться в течение нескольких часов. В рамках детского творческого
объединения будет осуществляться индивидуальная работа со школьниками.
Еженедельные занятия должны заинтересовывать ребят, побуждать их к
самостоятельности, творчеству. За это время занятия помогут раскрыть творческий
потенциал школьников (сбор материала, оформление альбомов, изготовление
поделок, написание сочинений, рефератов, проведение праздников, встречи с
тружениками и старожилами края, оформление школьного музея), привить любовь к
нашему краю. Собранный материал будет полезен для уроков литературного
краеведения и внеклассной работы, для проведения классных часов, праздников,
посвященных нашему краю.
Задачи:
В области образования:
содействовать формированию у обучающих представлений об историческом
прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный
след в истории, о вкладе, который внесли жители Малоярославца в историко-
культурное наследие региона;
расширять и углублять знания учащихся, дополняющие школьную программу
по окружающему миру;
прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
учить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории
Малоярославецкой земли, исследовать и систематизировать собранный
материал, оформлять его.
В области воспитания:
содействовать гармоничному развитию личности школьника;
формировать самостоятельность и деловые качества;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой
деятельности;
воспитывать гуманное отношение к окружающей среде;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и
культурным ценностям Малоярославецкого района;
приобщать учеников к богатой культуре Малоярославецкого края и Калужской
области.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
Беседы (желательно использовать презентацию);
Экскурсии:
особое место в программе отводится посещению музеев: музея истории и
краеведения, Военно-исторического музея 1812 года, Диорама Военно-
исторического музея 1812 года , районная детская библиотека и т. д.
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных
программ);
Игры;
Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по
разделу);
Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание
кроссвордов, ребусов, работа над проектами);
Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с
презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях)
и т.п.
Программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение,
математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при
знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией,
что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при
знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями,
рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь
числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и
навыки при составлении кроссвордов.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
Программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации,
которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в
процессе ее приобретения.
В основе реализации программы « Путешествие по Малоярославецкой земле»
лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и
развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к
прошлому и настоящему родного края.
В результате работы по программе «
Путешествие по Малоярославецкой
земле» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к
окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия :
У выпускника будут сформированы:
умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин
Малоярославца, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно
‐
познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой
малоярославецкой земли и Калужской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
Регулятивные действия :
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к
сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
при работе над проектом, исследованием;
вносить необходимые изменения в работу, как по ходу ее реализации, так и в
конце действия.
Познавательные действия :
Выпускник научится:
находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших
предков, используя дополнительные источники информации;
отличать реальные исторические факты от вымыслов на основе имеющих
знаний;
узнавать символику Калужской области, родного города (села);
описывать достопримечательности Калужской области, родного города;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и
литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
домашней и школьной библиотек;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно
‐
следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров
при выработке общего решения в совместной деятельности.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется
организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить
лучших из числа всех участников;
участия в конкурсах разного уровня.
Содержание программы
1 класс
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о
малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором
живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы,
природа); показать, чтоприрода и человек неразрывно связаны, поэтому необходимо
для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с
окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию
практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить
свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и
взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных
отношений в семье, знакомит с городом.
При подготовке к
занятиям учитель
предлагает детям заранее побеседовать с
родителями, бабушками и
дедушками,
выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения
старшего поколения и
младших, какие праздники отмечают дома. Дети
рассказывают(я) об этом всему классу, больше открываются друг другу.
Данный
прием способствует формированию у
детей уважительного отношения к
своей
семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю в рамках
внеурочной деятельности.
Учебный план
№
п/п
Название раздела
Количество уроков
всего
уроки
экскурсии
1.
Моя родная школа
18
4
14
2.
Мой город
15
4
11
3.
Моя область
19
5
14
4.
Моя семья
16
7
9
ВСЕГО
68
20
48
Учебно – тематический план
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
1.
Моя родная школа
18
4
14
1.
Введение в краеведение: моя
малая родина – часть России,
частица мира.
1
2.
Моя школа – мой дом ( экскурсия
по школе, посещение школьного
1
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
музея)
3.
С днём рождения наш класс.
1
4.
Мой дом
, двор, улица.
(Безопасный и короткий путь
домой.)
1
5.
Из истории школы.
1
6. –
10.
Уроки – занятия в детской
библиотеке.
5
11.-
14.
Экскурсия в краеведческий музей.
4
15.-
18.
Занятия в музее 1812 года.
4
2.
Мой родной город
15
4
11
19.
Мой любимый Малоярославец.
( заочное путешествие )
1
20.
Проект «Мой любимый уголок
города»
1
21.
Символы нашего города.
1
22.
Памятники города Воинской
Славы.
1
23.-
27.
Уроки – занятия в детской
библиотеке.
5
28.-
29.
Занятие в краеведческом музее.
2
30.-
33.
Занятия в музее 1812 года.
4
3.
Моя область
19
5
14
34.
Наша область на карте России.
1
35.
Растительный и животный мир
Калужской области.
1
36.
Проект: растения и животные
Калужской области, занесённые в
Красную книгу
1
37.
Праздник Масленицы.
1
38.
Экскурсия в музей космонавтики.
1
39.
Экскурсия в парк птиц.
1
40.
Проект : создание книжки-
малышки «Самое интересное о
Калужской области».
1
41.-
46.
Уроки – занятия в детской
библиотеке.
6
47.-
Занятие в краеведческом музее.
2
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
48.
49.-
52.
Занятия в музее 1812 года.
4
4.
Моя семья.
16
7
9
53.
Моя семья.
1
54.
Я и моё имя.
1
55.
Профессии моего города .
1
56.
Проект «Профессии членов моей
семьи»
1
57.
Традиции моей семьи.
1
58.
Выставка семейных поделок.
1
59.
Спортивный праздник « Папа,
мама и я - спортивная семья».
1
60.
—
64.
Уроки – занятия в детской
библиотеке.
5
65.-
66.
Занятие в краеведческом музее.
2
67.-
68.
Занятия в музее 1812 года.
2
Краткий обзор тем:
1.
Моя родная школа.
Тема 1. Введение в краеведение: моя малая родина – часть России, частица мира».
Понятия «история», «события», «краеведение», фактический адрес нашего города во
вселенной. Актуализация изучения курса «
Путешествие по Малоярославецкой
земле».
Тема 2. Моя школа – мой дом (экскурсия).
Рассказ - экскурсия о школе: и
з истории школы, традиции школы,
правила
поведения. Посещение школьного музея.
Тема 3. С днём рождения наш класс.
Это занятие проходит в виде праздника. Требуется дополнительная подготовка
материала к этому мероприятию.
Тема 4. Мой дом, двор, улица.
Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет),
викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Безопасный и короткий путь домой.
Обсуждение безопасного пути домой, из чего он складывается.
Практическая работа. Составление схемы короткого пути до своего дома.
Тема 5. Из истории школы.
Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством
школы, её учителями. Знакомство с известными людьми, учениками данной школы.
Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя школа».
Тема 6 . – 10.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеке)
Тема 11. – 14. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 15 – 18 Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
2.
Мой город
Тема 19. Мой любимый Малоярославец.
Обзорная ( заочная) экскурсия по родному городу.
Подбор материалов для проекта
«Мой любимый уголок города».
Мультимедийная презентация «Путешествие по
Малоярославцу».
Тема 20. Защита проекта «Мой любимый уголок города .»
Рисунки, посвященные наиболее значимым и интересным для ребенка местам в
городе, мини рассказы об этом месте.
Тема 21. Символы нашего города.
Беседа о символах города (герб, гимн) , анализирующее наблюдение.
Практическая работа: раскрашивание герба города Малоярославца.
Тема 22. Памятники города Воинской славы.
Знакомство с памятниками города ,обогащение современного понятия Город
Воинской Славы историко –культурным и историческим содержанием.
Тема носит вариативный характер в зависимости от местонахождения
образовательного учреждения.
Практическая работа: Конкурс рисунков « Мой город». Сочинения, рисунки, отчёты
( по выбору учителя или детей).
Тема 23 . – 27.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеке)
Тема 28. – 29. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 30 – 33 Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
3. Моя область.
Тема 34. Наша область на карте России
Формирование первичного представления о территории области, городах и
поселках. Практическая работа: Калужская область на карте России (фронтальная и
индивидуальная работа с картой, раскрашивание территории Калужской области на
карте России и своего района на карте Калужской области)
. Практическая работа:
раскрашивание герба, флага нашей области.
Тема 35. Растительный и животный мир Калужской области.
Знакомство с типичными представителями растительного и животного мира
лесов Калужской области, моделирование сообщества и взаимосвязей в нем.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений
встречающихся на территории области.
Тема 36.
Проект: растения и животные Калужской области, занесённые в
Красную книгу
Знакомство с «Красной книгой". Оценка своего и чужого поведения в природе. Как
сохранить растения и животных. Отрицательное влияние людей на природу.
Продолжение составления собственной Красной книги, презентации, выступления
перед другими классами школы.
Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги
Калужской области.
Тема 37. Праздник Масленицы
Традиции, символы, песни, игры и др.
Тема 38. Экскурсия в музей космонавтики.
Знакомство с экспозицией музея. Посещение планетария.
Практическая работа: составление буклета- отчёта о музеи космонавтики.
Тема 39. Экскурсия в парк птиц.
Знакомство с животными и птицами парка.
Практическая работа: оформление фото – выставки « мои друзья птицы.»
Тема 40.
Проект: создание книжки-малышки «Самое интересное о Калужской
области»
Создание необычной книги (по принципу Книги рекордов Гиннеса): самое
крупное/мелкое животное Калужской области…., растение Калужской области с
самыми глубокими корнями…. и т.д.
Тема 41 . – 46.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеке)
Тема 47. – 48. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 49.-52. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
4.Моя семья.
Тема 53. Моя семья.
Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Семейные вечера и праздники.
Практическая работа . Составление рассказа о своей семье (родословной) с
использованием фотографий.
Тема 54. Я и моё имя.
Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают
имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
Практическая работа. Использование игр с именами.
Тема 55. Профессии моего города.
Беседа о востребованных профессиях, перспективах развития. Экскурсия на
предприятия (по возможности)
Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятиях нашего края.
Тема 56. Проект «Профессии членов моей семьи»
Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об
их профессии.
Профессии и предприятия, на которых работают наши родители
(подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …)
Тема 57. Традиции моей семьи.
Знакомство с традициями семей. Семейные вечера и праздники. «На что клад, если в
семье лад».
Практическая работа . Составление рассказа о домашних праздниках (устно).
Использование семейных фотографий.
Тема 58. Выставка семейных поделок.
Организация выставки семейных поделок. Практическая работа. Рассказ о технике
изготовления и авторе работы.
Тема 59. Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная семья».
Совместное участие в празднике детей, родителей и учителя.
Тема 60 . – 64.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеке)
Тема 65. – 66. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 67.-68. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
В конце первого класса учащиеся должны знать:
- название своей деревни, улицы, на которой живут, название школы;
- безопасный путь в школу;
- членов своей семьи, их фамилии, имена, отчества;
-профессии родителей;
- семейные традиции;
- достопримечательности города Малоярославца.
- Калуга – областной центр;
- символика Калуги и Малоярославца;
- растительный и животный мир Калужской области;
2 класс
Программа второго класса изучает более подробно, широко темы, которые
изучались в 1 классе. Меняются только формы работы с детьми.
Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и
привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции,
наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных
достопримечательностей нашей деревни является её природа. Данный раздел
программы раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы родной деревни.
Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления
младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов
позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в
активной практической работе по охране растений и животных своего края,
стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности,
и в значительной степени — по вине людей. В младших классах большое значение
имеет освещение вопросов бережного отношения к
природе на эмоциональном
уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и
дети подбирают
и демонстрируют яркий иллюстративный материал о
бедах природы: загрязнении
реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в
реках, куда
стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т. д.
На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю.
Учебный план
№
п/п
Название раздела
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
1.
Моя родная школа.
17
5
12
2.
Растительный и животный
мир малоярославецкого
края.
18
7
11
3.
Моя семья.
11
5
6
4.
Мой родной город в годы
Отечественной войны 1812
года.
10
2
8
5.
Водоёмы Калужской
области.
12
2
10
ВСЕГО
68
21
47
Учебно – тематический план
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
1.
Моя родная школа.
17
5
12
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
1.
Из истории МОУ СОШ №1.
1
2.
Известные выпускники школы.
1
3.-
5.
Встречи с выпускниками школы
разных лет.
3
6.-
11.
Уроки-занятия в детской
библиотеке.
6
12.-
13.
Уроки-занятия в краеведческом
музее.
2
14.-
17.
Уроки – занятия в музее1812
года.
4
2.
Растительный и животный
мир малоярославецкого края.
18
7
11
18.
Леса нашего края.
1
19.
Берёзка- символ родины моей.
1
20.
Растения нашего края,
занесённые в Красную книгу.
1
21.
Птицы нашего края, занесённые
в Красную книгу.
1
22.
Животные нашего края,
занесённые в Красную книгу.
1
23.
Будь природе другом!
1
24.
Акция « Кормушка» урок –
проект.
1
25.-
29.
Уроки-занятия в детской
библиотеке.
5
30.-
31.
Уроки -занятия в краеведческом
музее.
2
32.-
35.
Уроки-занятия в музее 1812
года.
4
3.
Моя семья.
11
5
6
36.
История моей фамилии.
1
37.
Традиции моей семьи.
1
38.
Семейные реликвии.
1
39.
–
40.
Моя родословная.
2
41.-
43.
Уроки-занятия в детской
библиотеке.
3
44.
Занятие в краеведческом музее.
1
45.-
46.
Занятия в музее 1812 года.
2
4.
Мой родной город в годы
10
2
8
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
Отечественной войны 1812
года.
47.
Малоярославецкое сражение
1812 года. Посещение Диорамы
1812 года.
1
48.
Герои – 1812 года
1
49.
Монумент – памятник Воинской
Славы. Видео – урок.
1
50.
Экскурсия В Малоярославецкий
музей 1812 года.
1
51.-
53.
Уроки-занятия в детской
библиотеке.
3
54.
Уроки-занятия в краеведческом
музее.
1
55.-
56.
Уроки-занятия в музее 1812
года.
2
5.
Водоёмы Калужской области.
12
2
10
57.
Голубые глаза Калужской
области.
1
58.
Проект «Самый-самый»
1
59.-
63.
Уроки-занятия в детской
библиотеке.
5
64.-
65.
Уроки-занятия в краеведческом
музее.
2
66.-
68.
Уроки-занятия в музее 1812
года.
3
Краткий обзор тем:
1.
Моя родная школа.
Тема 1. Из истории МОУ СОШ №1.
Изучение истории школы. Год её основания. Здание школы. Изучение
фотоархива. Практическая работа: Сочинения о родной школе.
Тема 2. Известные выпускники школы.
Проследить судьбу выпускников школы разных лет. Какие учебные заведения
закончили, на каких предприятиях работают.
Практическая работа. Создание презентации.
Тема 3-5. Встреча с выпускниками школы разных лет.
Беседа о школе с Кузнецовой Т.Н., Абрашиной Г.И., и другими выпускниками
школы разных лет.
Тема 6 .–11.Занятия в детской библиотеке.
(занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 12.–13. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по
плану музея)
Тема 14.-17. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия
проводятся по плану музея)
2.
Растительный и животный мир малоярославецкого края.
Тема 18. Леса нашего края.
Познакомить с растениями леса.
Практическая работа. Составление гербария.
Тема 19. Берёзка – символ родины моей.
Обогащение новыми знаниями о березах России и, в частности, березках своей
малой родины. Что же это за дерево-береза, какие виды берез существуют и где, как
они размножаются, где используются.
Практическая работа. Создание проекта по этой теме.
Тема 20. Растения нашего края, занесенные в Красную книгу.
Практическая работа. Сообщение о растениях. Создание презентации.
Тема 21. Птицы нашего края, занесенные в Красную книгу.
Познакомить детей с птицами нашего края, занесенные в Красную книгу.
Практическая работа. Создание презентации.
Тема 22. Животные нашего края, занесенные в Красную книгу.
Знакомство с редкими видами животных, обитающих в наших краях (рябчик
русский, куница, пятнистый олень, жук-олень, бобр, выхухоль, лебедь и др.).
Практическая работа. Составление презентации.
Тема 23. Будь природе другом!
Причины сокращения живых форм, стихийные причины уничтожения
природы (пожары, наводнения и пр.)
Практическая работа. Изготовление запрещающих знаков.
Тема 24. Акция «Кормушка». (урок-проект)
Познакомить детей с видами кормушек.
Практическая работа. Создание кормушек.
Тема 25 . – 29.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 30. – 31. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 32.-35. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
3. Моя семья.
Тема 36. История моей фамилии.
Что означают наши фамилии? Что такое фамилия и отчество? Как они произошли?
Практическая работа. Исследовательская работа «Что означает моя фамилия».
Тема 37. Традиции моей семьи.
Знакомство с традициями семей. Семейные вечера и праздники.
Практическая работа
. Составление рассказа о домашних праздниках.
Использование семейных фотографий. Сочинение о традициях семьи.
Тема 38. Семейные реликвии.
Знакомство с понятием «реликвия». Рассказ детей о семейных реликвиях.
Практическая работа. Сочинение о семейных реликвиях.
Тема 39-40. Моя родословная.
Практическая работа. Составление генеалогического древа.
Тема 41 . – 43.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 44.
Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 45.-46. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
4. Мой родной город в годы Отечественной войны 1812 года.
Тема 47. Малоярославецкое сражение 1812 года.
Малоярославецкое сражение 1812 года в фотоматериалах и архивных документах.
Тема 48. Герои- 1812 года.
Герои 1812 года, принимавшие участие в Малоярославецком сражении
(фотоматериалы и архивные документы).
Тема 49. Монумент-памятник воинской славы.
Памятники воинам-героям 1812 года в г.Малоярославце (презентация).
Просмотр видео – фильма о возрождении монумента.
Тема 50. Экскурсия в Малоярославецкий музей 1812 года.
Практическая работа. Написать сочинение на основе впечатлений об экскурсии.
Тема 51 . – 53.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 54.
Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 55.-56. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
5. Водоёмы Калужской области.
Тема 57. Голубые глаза Калужской области
Озера, водохранилища на территории нашей области.
Практическая работа: работа с картой, нахождение на физической карте области
озер, водохранилищ, карьеров.
Тема 58. Проект «Самый-самый»
Продолжение создания необычной книги «Самое интересное о Калужской области»
в части сведений о водоемах Калужской области
Тема 59 . – 63.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 64-65. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 66.-68. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
Учащиеся должны знать:
- традиции своей семьи;
- семейные реликвии;
- свою родословную;
- растения, животных, птиц нашего края;
- водоёмы нашей области;
3 класс
Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-
художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края –
поэтов, писателей, художников.
Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об
истории Малоярославецкого района, её людях, литературе, искусстве родного края.
Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство
уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю.
Учебный план
№
п/п
Название раздела
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
1.
В глубине веков .
14
4
10
2.
Водоёмы нашего края.
15
6
9
3.
Наш край богат талантами.
20
8
12
4.
Каменная летопись.
12
2
10
5.
Наш город в жизни страны.
7
5
2
ВСЕГО
68
24
43
Учебно – тематический план
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
1.
В глубине веков
14
4
10
1.
Как воскресить прошлое.
1
2.
Наши предки – славяне.
1
3.
Занятия и верования славян.
1
4.
«Красна изба и углами»:
строительство избы на Руси.
1
5.
Экскурсия в Этномир.
Мастеркласс « Славянские
обереги».
1
6.-
11.
Уроки-занятия в детской
библиотеке.
6
12.-
13.
Уроки-занятия в краеведческом
музее.
2
14.
Уроки-занятия в музее 1812 года.
1
2.
Водоёмы нашего края
15
6
9
15.
Вода – источник жизни.
1
16.
Красавица река Лужа.
1
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
17.
Знаменитые родники нашего края.
1
18.-
20.
Проект « Родник – источник
вдохновения – источник жизни».
3
21.-
26.
Уроки-занятия в детской
библиотеке.
6
27.
Урок-занятие в краеведческом
музее.
1
28.-
29.
Уроки-занятия в музее 1812 года.
2
3.
Наш край богат талантами.
20
8
12
30.
Фольклор – духовное богатство
народа.
1
31.
Народные таланты нашего края.
1
32.
Край родной в устном народном
творчестве.
1
33.
О чём могут рассказать игрушки и
народный костюм.
1
34.
Экскурсия в Дом Мастеров.
1
35.
Малоярославецкие поэты.
1
36.
Малоярославецкие художники.
1
37.
Экскурсия в Малоярославецкую
картинную галерею.
1
38.
Малоярославецкий край в
творчестве писателей,
художников, композиторов.
1
39.
Экскурсия в музейно-
выставочный центр города.
1
40.
Великая отечественная война в
творчестве наших земляков.
1
41.-
45.
Уроки-занятия в детской
библиотеке.
5
46.-
47.
Урок-занятие в краеведческом
музее.
2
48.-
49.
Уроки-занятия в музее 1812 года.
2
4.
Каменная летопись
12
2
10
50.
Архитектурный облик
Малоярославца.
1
51.
Экскурсия в Черноостровский
Никольский женский монастырь.
1
52.
Церковные праздники. Святая
Пасха
1
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
53.-
58.
Уроки-занятия в детской
библиотеке.
6
59.
Урок-занятие в краеведческом
музее.
1
60.-
61.
Уроки-занятия в музее 1812 года.
2
5.
Наш город в жизни страны.
7
5
2
62.
Предприятия нашего города, их
история.
1
63.-
64.
Экскурсии на предприятия города.
2
65.-
66.
Встречи с передовиками
производства и ветеранами труда
нашего города.
2
67.-
68.
Проект: « Передовики
производства и ветераны труда
нашего города.»
2
Краткий обзор тем:
1.
В глубине веков
Тема 1. Как воскресить прошлое.
Формирование первичных понятий «дата», «былины», «предания», «летописи»,
«археологические раскопки» и т.п.
Тема 2. Наши предки – славяне.
Понятия «славяне», «предки». Расселение славянских племен, история названий
племен.
Тема 3. Занятия и верования славян.
Славянская община, занятия славян (сокольники, бортники, рыбники, бобровники),
важные детали одежды (пояс, шапка), славянские боги (Перун – бог войны,
Даждьбог – бог дождя, Сварог (Стрибог)– бог неба, ветра, Велес – бог скота,
богатства, Нептун – бог моря).
Тема 4. «Красна изба и углами»: строительство избы на Руси.
Практическая работа: раскрашивание русской избы.
Тема 5. Экскурсия в Этномир. Мастеркласс « Славянские обереги».
Посещение Этномира ( русская изба, русская печь – из чего они состоит) ,
изготовление оберегов.
Тема 6 . – 11.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 12-13. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 14. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся по
плану музея)
2.
Водоёмы нашего города.
Тема 15. Вода-источник жизни.
Водоемы. Значение воды для жизни человека. Знакомство с наиболее известными
водоемами Малоярославецкого района.
Практическая работа. Нанесение на карту Малоярославецкого района основных
водоемов.
Тема 16. Экскурсия(заочная) на реку Лужа.
Цель экскурсии: наблюдение над растительным и животным миром, оценка
экологического состояния.
Тема 17. Знаменитые родники нашего края.
Знакомство с родниками , наблюдение над растительным и животным миром, оценка
экологического состояния.
Тема 18-20. Проект «Родник-источник вдохновенья – источник жизни».
Цель проекта – дать физико-географическое описание источника, оценить его
экологическое состояние, выработать рекомендации по сохранению родника и
улучшению его экологического состояния, принять участие в мероприятиях по
благоустройству родника.
Тема 21 . – 26.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 27.
Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 28-29. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
3.
Наш край богат талантами.
Тема 30. Фольклор – духовное богатство народа.
Что такое фольклор. Жанры и виды русского народного творчества.
Практическая работа. Оформление альбома «Местный фольклор».
Тема 31. Народные таланты нашего края.
Сказители, авторы и исполнители песен, семейные певческие, инструментальные и
танцевальные ансамбли; резчики по дереву и кости; чеканщики; художники по
керамике и лубку; мастера художественной росписи; кружевницы; ковровщицы и др.
Творческая самобытность, исполнительские манеры народных умельцев; традиции и
новаторство их мастерства, влияние жизни и природы родного края на их
творчество.
Практическая работа.
Собирание сведений о сказителях и народных умельцах
родного края. Встречи с ними. Запись произведений устного народного творчества.
Собирание образцов народного художественного творчества (зарисовка или
фотографирование наличников, коньков, балясин, крылец, предметов домашнего
быта, одежды, вышивок, рукоделий, изделий из дерева, глины, жести, музыкальных
инструментов, игрушек и др.).
Тема 32. Край родной в устном народном творчестве.
Исторические события, связанные с местным краем, и их отражение в устном
народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в
произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли;
поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы
человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного
населения в устном народном творчестве (хозяйственная деятельность различных
слоев населения, обычаи, обряды, язык, культура).
Практическая работа.
Собирание произведений устного народного творчества,
созданных или бытующих в Малоярославецком районе. Знакомство с местами,
воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. Составление
альбома "Наш край в устном народном творчестве".
Тема 33. О чём могут рассказать игрушки и народный костюм.
На уроке обсуждаются особенности игрушек, изготовленных умельцами
Малоярославецкого района. Особенности народного костюма Калужской области.
Практическая работа. Рисунок или изготовление игрушки в традициях народных
умельцев Калужского края. Придумать орнамент народного костюма.
Тема 34. Экскурсия в Дом Мастеров.
Познакомить детей экспонатами Дома мастеров.
Практическая работа.
Разучивание народных песен, закличек, народных игр.
Тема 35. Малоярославецкие поэты.
Знакомство детей с творчеством малоярославецких поэтов.
Тема 36. Малоярославецкие художники.
Знакомство с жизнью и творчеством местных художников.
Посещение художественной мастерской.
Практическая работа. Мастер-класс.
Тема 37. Экскурсия в Малоярославецкую картинную галерею.
Тема 38.
Малоярославецкий край в творчестве писателей, художников,
композиторов.
Малоярославецкий край в творчестве писателей, художников, композиторов.
Пребывание писателей, художников, композиторов, артистов и других деятелей
культуры в Малоярославецком районе. Памятные места, связанные с ними.
Обстоятельства их пребывания здесь. Влияние указанных деятелей культуры на
общественную и культурную жизнь края. Потомки писателей и других деятелей
культуры. Местные жители, с которыми они были связаны (или потомки этих
жителей).
Практические занятия.
Знакомство с литературно-памятными местами города.
Составление презентации писателей и других деятелей культуры, связанных с
городом и районом.
Тема 39. Экскурсия в музейно-выставочный центр (Г.Малоярославец) .
Тема 40. Великая Отечественная война в творчестве наших земляков.
Познакомить с произведениями наших земляков о Великой Отечественной войне.
Практическая работа. Анализ произведений.
Тема 41 . – 45.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 46-47. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 48-49. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
4.Каменная летопись.
Тема 50. Архитектурный облик Малоярославца.
Малоярославецкий край 17-19 веков. Развитие и укрепление ремёсел.
Малоярославецкие купцы .
Тема 51. Экскурсия в Черноостровский Никольский женский монастырь.
Посещение монастырских храмов.
Тема 52. Церковные праздники. Святая Пасха
Практическая работа: создание пасхального яйца.
Тема 53 . – 58.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 59. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 60-61. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
5.Наш город в жизни страны.
Тема 62. Предприятия нашего города, их история.
Просмотр видео – фильма о предприятиях города.
Тема 63-64. Экскурсии на предприятия.Знакомство с производством и людьми.
Тема 65-66. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Знакомство
с передовиками производства и ветеранами труда. Рассказ о выпускниках школы,
которые трудятся в районе.
Тема 67-68 . Проект: «Передовики производства и ветераны труда нашего
города».Цель: создание мультимедиапроекта о передовиках производства и
ветеранах труда.
Учащиеся должны знать:
- водоемы нашего города;
- Малоярославецких поэтов, художников, композиторов;
- передовиков производства и ветеранов предприятий;
- архитектурный облик города;
- городище , как жилище славян.
4 класс
История родного края.
Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на
расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного
края» рассматриваются основные события истории родного города. Знакомство с
историей города. Особое значение уделяется ветеранам Великой Отечественной
войны.
Учебный план
№
п/
п
Название раздела
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
1
Да, были схватки боевые, да
говорят ещё какие…
16
7
9
2
Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны.
19
8
11
3
Родной край – часть большой
страны.
19
4
15
4
Калуга-колыбель, Калуга –
пристань к другим планетам
рвущихся землян.
14
4
10
ВСЕГО
68
23
45
Учебно – тематический план
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
1.
Да, были схватки боевые, да
говорят ещё какие…
16
7
9
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
1.
Отечественная война 1812 года.
1
2.
Перелом в войне 1812г.
Малоярославецкое сражение.
1
3.
Русские и французы в 1812 году:
вооружение и обмундирование.
1
4.
Памятники Отечественной
войны 1812 года в
Малоярославце.
1
5.
Малоярославецкий
Николаевский Черноостровский
монастырь. История,
архитектура.
1
6.
1812 год в литературе и
искусстве .
1
7.
Экскурсия в Калужский
областной краеведческий музей
(Дом Г.С. Батенькова)
Экспозиция, посвященная войне
1812
1
8.
Викторина «В пламени войны
1812года»
1
9.-
11.
Занятия- уроки в детской
библиотеке.
3
12.-
14.
Занятия – уроки в краеведческом
музее.
3
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
15.-
16.
Занятия-уроки в музее 1812 года.
2
2.
Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны.
19
8
11
17.
Малоярославецкий край во
время ВОВ 1941-1945 годов.
1
18.
Герой Советского Союза
В.Петров
1
19.
Экскурсия в музей боевой славы
школы
1
20.
Дорога отваги и мужества.
Варшавское шоссе
1
21.
Солдат Отчизны – четырежды
герой СССР, маршал СССР
Г.К.Жуков
1
22.
Подвиг комсомольцев школы в
ВОВ
1
23.
По следам прошедших войн
1
24.
Проект «Великая Отечественная
война в истории моей семьи»
1
25.
Встречи с Ветеранами войны.
1
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
26.-
27.
Уроки Мужества в Музее ЦВР с
Миловидовым И.И.
2
28.-
30.
Занятия-уроки в детской
библиотеке.
3
31.-
32.
Занятия-уроки в краеведческом
музее.
2
33.-
35.
Занятия – уроки в музее 1812
года.
3
3.
Родной край – часть большой
страны.
19
4
15
36.
Царские особы и
Малоярославецкий край.
Екатерина Великая.
1
37.
Композиторы и музыканты
нашего края.
1
38.
Проект « Малоярославец через
… лет»
1
39.
Перспективы развития
Малоярославца.
1
40.
Современный Малоярославец .
Его будущее.
1
41.-
48.
Занятия –уроки в детской
библиотеке.
8
№
п/п
Название раздела/урока
Количество часов
всего
уроки
экскурсии
49.-
51.
Занятия-уроки в краеведческом
музее.
3
52.-
54.
Занятия-уроки в музее 1812 года.
3
4.
Калуга-колыбель, Калуга –
пристань к другим планетам
рвущихся землян.
14
4
10
55.
Почетный гражданин города
Калуги- К.Э.Циолковский.
1
56.
Экскурсия в дом-музей
К.Э.Циолковского.
1
57.
Живое воплощение идей
К.Э.Циолковского - С.П.
Королёв, Ю.А.Гагарин,
С.Савицкая.
1
58.-
59.
Проект «Улицы города
названные в честь космонавтов».
2
60.-
68.
Занятия-уроки в детской
библиотеке.
9
Краткий обзор тем:
1.«Да, были схватки боевые, да говорят ещё какие…»
Тема 1. Отечественная война 1812 года.
Формирование первичных понятий «полководец», «главнокомандующий»,
«Отечественная война» и т.п. Стратегическое значение Малоярославца для армии
Кутузова.
Тема 2. Перелом в войне 1812г. Малоярославецкое сражение.
Создание вооружённого отряда горожан. Подвиг Саввы Беляева. Высокая оценка
Кутузовым результатов сражения под Малоярославцем.
Тема 3. Русские и французы в 1812 году: вооружение и обмундирование.
Урок –занятие с использованием мультимедийного приложения « В огне побед…»
Калужская летопись войны 1812 года.
Тема 4. Памятники Отечественной войны 1812 года в Малоярославце.
Урок –занятие с использованием мультимедийного приложения « В огне побед…»
Калужская летопись войны 1812 года.
Тема 5. Малоярославецкий Николаевский Черноостровский монастырь. История,
архитектура..
Просмотр видео- фильма о монастыре.
Тема 6. 1812 год в литературе и искусстве .
Тема 7.
Экскурсия в Калужский областной краеведческий музей
(Дом Г.С.
Батенькова) Экспозиция, посвященная войне 1812
Тема 8. Викторина «В пламени войны 1812 года»
Викторина включает вопросы, изученные в темах 1-7
Тема 9 . – 11.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 12-14. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 15-16. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
2. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны.
Тема 17. Малоярославецкий край во время Великой Отечественной войны 1941-1945
года.
Малоярославецкий укрепрайон. Понятия «фашисты», «мобилизация», «оккупация»,
«эвакуация». Просмотр кинохроники того времени.
Тема 18. Герой Советского Союза В.Петров.
Практическая работа: составление презентации о В. Петрове.
Тема 19. Экскурсия в музей боевой славы школы.
Практическая работа:
составление презентации о учащихся школы участниках
ВОВ.
Тема 20. Дорога отваги и мужества.
50-армия в боях за Варшавское шоссе. Ильинские рубежи. Подвиг подольских
курсантов.
Тема 21. Солдат Отчизны – четырежды герой СССР, маршал СССР Г.К.Жуков
Использование презентации об открытии монумента Г.К.Жукову.
Тема 22. Подвиг комсомольцев школы в борьбе с фашистами.
Практическая работа: написание сочинений о подвигах учащихся нашей школы.
Тема 23 .По следам прошедших войн.
Мемориалы и памятники на местах сражений, музеи боевой славы, названия улиц в
городах именами героев. мемориальный комплекс площадь Г.К.Жукова
(стихотворение калужского поэта К. Тюляпина «Здесь памятник герою»).
Тема 24. Проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Тема 25. Встречи с Ветеранами войны.
Тема 26-27. Уроки Мужества в Музее ЦВР с Миловидовым И.И.
Тема 28 . – 30.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 31-32. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 33-35. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
3.
Родной край – часть большой Родины.
Тема 36. Царские особы и малоярославецкий край. Екатерина II.
Екатерина II на малоярославецкой земле. Образование нашего края.
Тема 37. Композиторы и музыканты нашего края.
Изучение гимна школы.
Практическая работа: составление презентации о композиторах и музыкантах
нашего края.
Тема 38. Проект « Малоярославец через … лет»
Тема 39. Перспективы развития Малоярославца.
Просмотр видео – отчёт перспективы развития нашего города администрации
нашего города.
Тема 40. Современный Малоярославец . Его будущее.
Практическая работа: составление презентации о современном Малоярославце.
Написание сочинений « Каким будет мой город через … лет».
Тема 41 . – 48.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Тема 49-51. Занятия в Музее истории и краеведения. (занятия проводятся по плану
музея)
Тема 52-54. Занятия в Военно – историческом музее 1812 года. (занятия проводятся
по плану музея)
4.
Калуга-колыбель, Калуга – пристань к другим планетам рвущихся
землян.
Тема 55. Почетный гражданин города Калуги- К.Э.Циолковский.
Биография, труды, дом- музей, памятник в сквере Мира, стихотворение калужского
поэта К.Тюляпина «В этом домике работал Циолковский много лет…»
Тема 56. Экскурсия в дом-музей К.Э.Циолковского.
Тема 57. Живое воплощение идей К.Э.Циолковского - С.П. Королёв, Ю.А.Гагарин,
С.Савицкая.
С.П.Королёв – генеральный конструктор, первый летчик-космонавт
Ю.А.Гагарин(полёт, приезд в Калугу, закладка первого камня в основании здания
музея истории космонавтики), С.Савицкая- первая женщина, вышедшая в открытый
космос.
Тема 58-59. Проект «Улицы города названные в честь космонавтов».
Улицы Гагарина, пер. Циолковского ….
Тема 60 . – 68.
Занятия в детской библиотеке.
( занятия проводятся по плану
библиотеки)
Учащиеся должны знать:
- что изучает краеведение;
- историю возникновения и развития города;
- семейные традиции, профессии;
- особенности природы Малоярославецкого района;
- писатели, поэты, художники Малоярославецкого края и основные этапы их
творчества;
- имена земляков, вошедших в историю края;
- памятники и памятные места города Малоярославца;
- заповедные места нашего края.
Учащиеся должны уметь:
- составлять родословную;
- принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии,
варианты решения проблем в проектной деятельности;
- пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о
краеведческих понятиях;
- составлять “паспорт” реки, растения, животных нашей области.
- изготавливать гербарий растений различных природных сообществ края.
- готовить доклады, рефераты по данным темам.
Ожидаемые результаты .
- Положительная мотивация к обучению в результате активизации деятельности
учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой,
исследовательской и практической работе.
-Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки
стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим,
патриотизма.
- Применение приемов и методов исследовательской работы в целях получения
информации и новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале,
библиотеках, в музеях, выставочных центрах, сети Интернет.
-Приобретение коммуникативных навыков.
-Способность адекватно представлять результаты своей работы на конкурсах, в
акциях в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
-Формирование универсальных учебных действий.
-Развитие речи и обогащение активного словарного запаса учащихся.
-Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Список литературы для учителя :
1.
Малоярославец. История и современность. Калуга; издательство Фридгельм
2002 г.
2.
География Калужской области. Тула: Приокское книжное издательство, 1989
3.
Страницы родной истории. Малоярославец 2001 г.
4.
Д.В. Панков, Д.Д. Панков Подвиг подольских курсантов. Издательство
московский рабочий 1982 г.
5.
Монумент в память Малоярославецкого сражения 12 октября 1812 года;
Калуга издательство Золотая аллея 2011 г.
6.
В память славных деяний своих предков; Калуга издательство Золотая аллея
2012 г.
7.
Знаменитейший день 1812 года. Бой при Малоярославце. Калуга издательство
Золотая аллея 2010 г.
8.
Малоярославец. Очерки по истории города. Малоярославец 1992 г.
9.
Кунаков М.Е. Животный мир Калужской области. Тула: Приокское книжное
издательство, 1979
10.
Физическая география и природа Калужской области. Калуга: Издательство
Н.Ф. Бочкаревой, 2003
11.
Малоярославец в Отечественной войне 1812 года. Малоярославец 1992 г.
12.
И.С. Писаренко и др. Малоярославецкий район в годы Великой Отечественной
войны; Калуга институт повышения квалификация работников образования
2001 г.
13.
Туристские тропы Калужской области./ сост. В.С. Зеленов. Тула: Приокское
книжное издательство, 1990
14.
Живой родник живой культуры. Быт и традиции малоярославецкого района.
Малоярославец 2002 г.
15.
Земля моя – судьба моя. Калуга издательство Золотая аллея 2004 г.
16.
Родники, или о чём рассказали калужские дали, А.Д.Артамонов,
А.Ф.Малышевский, Гриф,2003
17.
Изучаем родной край ( интегрированный курс «Краеведение» 9 класс)
Малоярославец 2007 г.
18.
Иллюстрированный словарь « Русская и французская армии». Москва Белый
город 2012 г.
19.
100 великих героев 1812 года. Москва « Вече» 2012 г.
20.
Земля Калужская благословенная. История. Калуга издательство Золотая аллея
2012 г
.
Список литературы для ученика:
1.
Иллюстрированный словарь « Русская и французская армии». Москва
Белый город 2012 г.
2.
Атлас Калужской области. Калуга « Золотая аллея» 2002 г.
3.
С. Алексеев « Рассказы о маршале Жукове» Москва « малыш» 1977 г.
4.
М.Ю. Лермонтов « Бородино» Москва « Детская литература» 1989 г.
5.
Музей –панорама « Бородинская битва» Загадки Ивана Волкова.
Творческие задания для школьников и их родителей . Выпуск 1.
6.
Музей –панорама « Бородинская битва» Загадки Ивана Волкова.
Творческие задания для школьников и их родителей . Выпуск 2.
7.
Музей –панорама « Бородинская битва» Загадки Ивана Волкова.
Творческие задания для школьников и их родителей . Выпуск 3.
Московские загадки.
8.
Музей –панорама « Бородинская битва» Загадки Ивана Волкова.
Творческие задания для школьников и их родителей . Выпуск 4.
Крестьянские загадки.
9.
Тетрадь путешествий по родному краю для подготовки к школе.
10.Е.В. Саплин, А.И. Саплин « Путешествие в историю» тетрадь
творческих заданий . Центр гуманитарного образования Вентана – Граф
Москва 1995 г.
Медиа-ресурсы:
1.
В огне побед: Калужская летопись войны 1812 года. (диск
разработан при участии: МУК « Малоярославецкий военно –
исторический музей 1812 года»; ГУК « Калужский областной
краеведческий музей».)
2.
Песни в исполнении Леонида Рыжих; песни Л.Рыжих в
исполнении В.Г. Кузина.
3.
Духовное песнопение « От Рождества до Пасхи» детский хоровой
ансамбль « Отрада» при Свято – Никольском Черноостровском
монастыре.
4.
Видео-урок Свято-Никольский Черноостровский монастырь.
5.
Видео –урок Стихи и песни о Малоярославце.
6.
Видео – урок « Битва при Малоярославце.
7.
Видео – урок Фото ( сражение при Малоярославце)
8.
Видео – урок От возраждения малых городов к возрождению
Великой России.
9.
Видео – урок История Монумента Славы.
10. Видео – урок 65 лет Великой Победы.
11. Видео – урок Кинохроника войны 1941-45 г.г. Современная
жизнь.
12. Видео – урок Душа в центре России.
13. Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям.
14. Занимательный материал.