Напоминание

"Понятие о неопределенной форме глагола"

Автор: Дарбинян Шогик Шаликоевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2092 им.И.Н.Кожедуба

Населённый пункт: г.Москва

Наименование материала: конспект урока по русскому языку

Тема: "Понятие о неопределенной форме глагола"

Описание:

Цель урока: обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола. Задачи урока: Личностные: Освоение личностного смысла учения; Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; Познавательные: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме "Глагол"; Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1402

Опубликовано 07.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1

Тип урока: ОНЗ (Открытие нового знания).

Тема: «Понятие о неопределенной форме глагола».

Автор:
Дарбинян Ш.Ш. (г.Москва, ГБОУ СОШ № 2092 им. И.Н.Кожедуба)
Цель урока:
обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола.
Задачи урока:

Личностные:
Освоение личностного смысла учения;
Регулятивные:
Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные:
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»;
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1. Компьютер, видеопроектор, экран; 2. Презентация для сопровождения урока; 3. Монетки «золотые» и «серебряные» для этапа рефлексии. 4. Карточка с темой. 5. Картина с изображением пустого сундука 2

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») путём появления героя-помощника и обсуждения высказывания; 2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): «Неопределенная форма глагола» (за счёт использования домашнего задания и опоры на темы предыдущих уроков). Организация учебного процесса на этапе 1: На доске прикреплено изображение известного героя из сказки «Вовка в тридевятом царстве». - Посмотрите на доску. Знаете ли вы этого героя, побывавшего в тридевятом царстве? (Да, это Вовка). - О чём он мечтал в начале сказки, когда встретил двоих из ларца, царя, трёх Василис? (Он мечтал ничего не делать, пользоваться благами и богатствами, которые не заслужил…) - Известный писатель Эмиль Золя однажды высказал такую мысль, прочитайте и скажите, связана ли она с Вовкой? Открыть на доске карточку с высказыванием: (Да, связана. В конце сказки Вовка понял, что труд приносит истинное удовольствие, радость, является наградой.) - А с вашей работой на уроке связана эта цитата? (Да.) - Какой деятельностью вы занимаетесь на уроке? (Мы учимся.) - Благодаря чему вы можем почувствовать радость от учения, «награду»? (
Мы сами
осознаём чего мы не знаем,
сами
находим способ.) - Очевидно, Вовка хочет сегодня разделить с вами радость от учения. Поможете ему и себе в этом? (Да.) - С чего вы обычно начинаете работу? (С повторения материала, который нужен будет при открытии нового знания.) - Пожелаю вам удачи на пути к обретению радости учения. 1) Пальчиковая гимнастика «Кольца». 3
Деятельность

заключает

награду

в

самой

себе

.

Действовать

,

создавать

,

вступать

в

борьбу

с

обстоятельствами

,

побеждать

их

или

чувствовать

себя

побежденным

,

вот

вся

радость

;

все

человеческое

счастье

заключается

в

этом

!

Эмиль

Золя

Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать. 2) Запись даты, название работы. 3) Минутка чистописания. - Подумайте, написание какой буквы вы будете повторять. Почему? ( Мы будем повторять написание буквы Е. Потому что она гласная буква, а все остальные согласные.) - Запишите буквы Ее. - В какую группу можно объединить оставшиеся буквы? (Оставшиеся парные глухие согласные буквы.)
2. Актуализация знаний.
Цель: 1) актуализировать знания о глаголе; тренировать умение определять время и число глагола; 2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение; 3) актуализировать норму пробного действия; 4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; 5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организация учебного процесса на этапе 2: 1) Словарная работа. – Посмотрите на доску. На доске появляется сказочный камень с указанием дорог: - Ребята, скажите, по какой дороге нам нужно идти и почему? (Пойдём налево, чтобы собрать все необходимые знания для открытия нового, будем вспоминать известное и выполнять задания, встретившиеся нам на пути.) - А вот и первое задание на «грамотке». Грамотка появилась слева от камня. Учитель просит одного из учеников прочитать задание. 4
Мечта – Барабан – Сочинение – Мороз – Выполним задание. (Мечта – мечтать. Барабан – барабанить. Сочинение – сочинять. Мороз – морозить.) - Подчеркните безударные гласные в корне. Какие из них надо запомнить? На доске появляется картинка с изображением двоих из ларца и грамотка с очередным заданием. - Посмотрите, на вашем пути вы встретили двоих из ларца, а рядом лежит ещё одна грамотка. Прочитайте задание.
Глагол

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время
- Вовка хочет, по-моему, приняться за старое и попросить сделать задание братьев. Вы с ним согласны? (Нет, нужно самим тренироваться, ведь эти знания помогут нам в открытии нового.) - Давайте поможем ему. (Глагол – это самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета или его состояние. Отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Глаголы бывают прошедшего времени, настоящего времени и будущего времени. Они изменяются по временам и по числам. Глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются еще по родам.)
Род (ед. ч.)

Число: ед. и мн.
5
Грамотка

1.
Запиши к данным именам существительным , однокоренные глаголы , отвечающие на вопрос «
что

делать

?
»
Грамотка

2.
Составь рассказ о глаголе по схеме .
л
^
- Что вы повторяли? Давайте соберём котомку необходимых в вашем новом пути знаний. Учитель в мешок «понарошку» складывает «знания», по мере того, как дети обобщают повторенное на этапе актуализации. (Все, что знаем о глаголе.) - Что будете делать дальше? (Вы дадите задание на пробное действие.) - Зачем? (Чтобы мы поняли, чего мы ещё не знаем.) - Раз вы решили, что вы уже можете идти за новым знанием, посмотрите на правый путь. На доске вновь появляется камень указатель направления, возле него стоит Вовка с конвертом в руках. 2) Задание для пробного действия. - Посмотрите на запись задания, которое держит растерянный Вовка. Из конверта учитель достаёт задание: выполните упражнение 368. Коллективная проверка. Задание после упражнения выполняется коллективно при закрытых учебниках. Садились – прош. вр., мн. ч. Читали – прош. вр., мн. ч. Читать Перелистывать. Плакал – прош. вр., ед. ч. Вставать Закутывать Благодарил – прош. вр., ед. ч. Лизал – прош. вр., ед. ч. Вздохнув – наст. вр., ед. ч. Засыпал – прош. вр., ед. ч. - У каких глаголов вы не смогли определить время и число? (Читать, перелистывать, вставать, закутывать.) - Что же нового? (Мы никогда не определяли время и число у таких глаголов.) - С чем вы встретились на пути при выполнении задания на пробное действие? (С затруднением.) - Что предлагаете делать дальше? (Надо остановиться и подумать.)
3. Постановка проблемы.
Цель: 1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на знания о глаголе; 2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение; 3) организовать выявление учащимися причины затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3: – Какое задание вы выполняли? (У глаголов определить время и число.) 6
Выполните

упражнение

368.

– Что в этом задание было для вас ново? (У глаголов
читать, перелистывать, вставать,

закутывать
не смогли определить время и число.) - На какие вопросы они отвечают? (Эти глаголы отвечают на вопрос «что делать?») - Напишите вопросы. Садились – прош. вр., мн. ч. Читали – прош. вр., мн. ч. Читать (что делать?) Перелистывать (что делать?) Плакал – прош. вр., ед. ч. Вставать (что делать?) Закутывать (что делать?) Благодарил – прош. вр., ед. ч. Лизал – прош. вр., ед. ч. Вздохнув – наст. вр., ед. ч. Засыпал – прош. вр., ед. ч. - Можно ли определить, когда происходит действие? (Нет.) -Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?
4. Поиск решения.
Цель: 1) сформулировать цель учебной деятельности; 2) согласовать тему урока; 3) выбрать способ и средства для построения нового знания; Организация учебного процесса на этапе 4: - Какова будет цель вашей деятельности? ( Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.) 1) Наблюдение над неопределенной формой глагола. Класс будет работать в группах. - Что надо помнить при работе в группах? (…) Учащиеся воспроизводят правила работы в группах. - Итак, в сказке были три умницы – девицы. Посмотрим, какое задание они приготовили. На доске появляется картинка с Василисами Премудрыми с заданием. – Посмотрим, что у вас получилось. Каждая группа представляет окончательный ответ. В ходе обсуждений выбирается лучший вариант «добавочных шагов алгоритма». 7 Прочитайте. Обратите внимание на выделенные глаголы. Можно ли определить, кто действующие лица, когда происходит время? Нужно обязательно
читать
книги! Для чего? А чтобы больше
знать,
научиться
думать
,
понимать
,
чувствовать
. Выпишите глаголы, напишите вопросы. Чем похожи эти глаголы?
- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя.) - Чем похожи эти глаголы в этих предложениях? (Отвечают на вопрос «что делать?» и оканчиваются на –ть.) Читать (что делать?), знать (что делать?), думать (что делать?) и т. д. - Можно ли определить время и число у этих глаголов? ( Нет.) - А на какой еще вопрос могут отвечать такие глаголы? На что оканчиваются? Чтобы ответить на него, выполним упражнение 371. (Устно по заданию.)
Вывод:
У глаголов, которые отвечают на вопросы «что сделать?» и «что делать?», нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь. 2) Работа над текстом определения на стр. 108. а) До чтения. - Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? Предположения детей.) - Такие глаголы имеют 3 названия:
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

=

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

=

=

ИНФИНИТИВ

( лат. сл. «неопределённый»)
б) После чтения. - Почему эта форма глаголов называется неопределенной? - Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы -ть, -ти, -чь.) Затем ученики читают вопросы на стр.109 и отвечают на них. - Как можно было сформулировать тему урока? («Начальная форма глагола», «Неопределённая форма глагола» и т. д. Учитель открывает на доске тему урока: 3)Физминутка Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок! Улыбнись, давай дружок! Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз, И за парту вновь садись.
5. Первичное закрепление.
Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного материала.
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
8
Организация учебного процесса на этапе 5: 1) Выборочный диктант. - Что должны сделать дальше? (Потренироваться.) - Прекрасно, видите, и Вовка хочет испытать себя, но над ним смеются двое нерадивых братьев. Возможно, они не верят в силы Вовки, а может быть и в наши. На доске картинка с изображением Вовки и двоих из ларца. – Давайте поможем Вовке, покажем, как вы умеете самостоятельно справляться с более трудными заданиями, а заодно проверите свои силы. – Выполните самостоятельно. - Что нужно сделать дальше? (Проверить.) - Как? (Если всё правильно поставим «+», если неправильно – «?».) - Проверьте.
Мечтать, достать, развернуть, жевать, сосать, чвакать, чмокать, уплетать, не глотать,

наслаждаться, смаковать, смотреть, иметь.
- У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? - У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как определять глаголы неопределенной формы.) - Посмотрите, Вовка тоже сам поработал, и вот какая красота у него получилась. 9
Задание:
Выпишите из стихотворения глаголы в неопределённой форме в столбик: Сладкая мечта. Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чвакать, чмокать, уплетать, Долго - долго не глотать, Наслаждаться, смаковать Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте иметь!
На доске появляется картинка с изображением старухи и нового корыта, которое демонстрирует счастливый Вовка.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; 2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия; 3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке; 4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 5) обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 6: - Что нового узнали о глаголе? - Какую цель ставили? (Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.) - Достигли ли вы цели? Как доказать? - Удалось ли вам учиться на уроке? (Да.) - Докажите. Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали, чего не знаем и сами нашли способ. - Вспомним, что в высказывании Э. Золя, которое вы прочитали в начале урока, говорилось, что деятельность становится наградой. А в сказках награда обычно ожидает героя в виде сундука с богатством: златом - серебром. - Пусть каждый проанализирует собственную деятельность на уроке, обратит внимание на знаки «+» и «?», которые были поставлены на разных этапах урока. Возьмёт серебряную монетку, если что-то не получалось или золотую, если поработал на уроке отлично. - Не все прикрепили золотые монетки. О чём это говорит? Над чем ещё нужно поработать? (Потренироваться в выполнении заданий на новое знание.) - Где вы это сможем сделать? (Дома, на следующем уроке.) 10
Домашнее задание:
 выполнить упр. 2, с. 114.


Яндекс.Метрика