"Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения"
Автор: Вильданова Эльмира Наиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Адав-Тулумбаевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республика Татарстан"
Населённый пункт: село Адав-Тулумбаево
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения"
Описание:
Цель: Доказать возможность сохранения и укрепления здоровья обучающихся средствами образования.
Задачи:
• Отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий;
• Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;
• Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
• Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок.
Актуальность темы: современное состояние общества, высочайшие
темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к
человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали
изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их
творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие,
вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин
проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными.
Цель: доказать возможность сохранения и укрепления здоровья
обучающихся средствами образования.
Задачи:
Отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий;
Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и
требований;
Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных
факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
Совершенствование применения технических средств и методик
мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную
оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;
Гипотеза: активное внедрение здоровьесьерегающих технологий в
образовательный процесс способствует сохранению и укреплению здоровья
младших школьников, повышению удовлетворённости образовательным
процессом, положительной мотивациик учёбе.
I.
Подготовительных этап. (теоретический)
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и
подростков относится к приоритетным направлениям государственной
политики в сфере образования. Здоровье - это состояние, которое позволяет
вести активную, полноценную жизнь: иметь хорошие душевные, физические
качества, материальное и социальное благополучие.
По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с
3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в
возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям
в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет
хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом. Только 2
человека из 25-ти пришедших ко мне в 1-й класс в 2005-06 учебном году
имели первую группу здоровья. В первом и втором классе дети очень много
болели.
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для
формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В
этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе,
среди родных, педагогов, чьи образы жизни, стереотипы поведения
становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о
жизни.
Я поняла, что необходимо организовать такую учебную деятельность,
которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда,
когда учебно-воспитательный процесс строится в соответствии со
здоровьесберегающими технологиями.
2006 – 2007 учебный год я посвятила изучению теоретических основ
здоровьесберегательных технологий. Перечитала много литературы, изучила
санитарно-гигиенические нормы СанПин. Активно общалась с коллегами в
Интернете. Изучила анализ урока с позиций здоровьесбережения и др.
По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие
образовательные технологии – это системный подход к обучению и
воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб
здоровью учащихся”.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии,
применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три
основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные
условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и
физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии,
используемые на уроках и во внеурочной деятельности
педагогами и воспитателями.
Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только
основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы
как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности
учащихся.
С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования
современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий
на уроках в начальной школе.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ,
оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и
отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также
позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить
психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и
воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы,
побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно
психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны,
таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с
другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия
творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор
или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал,
которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей
каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или
замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои
знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает
эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не
справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и
напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных
психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку
зрения.
К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на
полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои
ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке,
воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным
стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет
стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных
возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и
эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно
повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному
усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением,
поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически
отсутствовали.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание
необходимых гигиенических и психологических условий для организации
учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также
пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для
здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить
человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в
будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень
важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит
не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи,
но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной
жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Комплексное использование личностно ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить
технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие
особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное
раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной
деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве,
разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).
Личностно ориентированное обучение предполагает использование
разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом
перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы
заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования
учащихся к высказываниям и использованию различных способов
выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических
ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие
компоненты:
Создание положительного эмоционального настроя на работу
всех учеников в ходе урока
Использование проблемных творческих заданий
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному
использованию разных способов выполнения заданий
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать
тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-
символическую)
Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем
были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти
технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья
школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.
Именно благодаря использованию современных технологий оказывается
возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику,
учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно,
минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его
здоровью.
Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
Выше уже отмечалось, что большую роль в решении различных
педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют
технические средства обучения. В современных условиях особое место среди
ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.
В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с
компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а
основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В
современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть
через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую
сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют
в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная
форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока
возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над
фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания
драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения
обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и
интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый
уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор:
современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию
именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от
пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность
самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать
информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением
виртуального эксперимента с теми же или другими начальными
параметрами.
С помощью медицинской сестры составили список основных
заболеваний детей. Карту основных заболеваний можно представить
диаграммой:
II.
Основной этап (практический).
Заручившись поддержкой родителей по работе в данном направлении, в
летний период мы сделали ремонт класса в соответствии с санитарно-
гигиеническими нормами:
Покрасили стены в спокойный для глаз салатовый цвет;
Отремонтировали освещение в классе;
Заменили школьную доску;
Развели растения-фитонциды (хлорофитум, герань, каланхоэ и др.)
Приобрели кулер с водой и одноразовые стаканы;
По согласованию с администрацией школы подготовила программу
факультатива «Основы здорового образа жизни» (Программа ЗОЖ
М.Павловой, рекомендованная на федеральном уровне).
Разработала программу внеклассной работы по данному направлению
и тематику лектория для родителей.
Администрацией школы кабинет был оборудован компьютером.
В течение 2007-08 и2008-09 проводились следующие мероприятия:
1.
Велась постоянная обработка кабинета бактерецидной лампой.
2.
Уроки начинались с проведения утренней зарядки.
3.
Уроки физической культуры по возможности проводились на свежем
воздухе.
4.
2 раза в год(ноябрь-декабрь, март- апрель) проводилась профилактика
поливитаминами и аминокислотой глицин.
5.
Сведения по сохранению и укреплению своего здоровья учащиеся
получали посредством факультатива «Основы здорового образа жизни»
6.
Каждую четверть проводились Дни здоровья.
7.
На каждых каникулах проводились совместные мероприятия с
родителями:
Однодневные походы в лес;
Катание на лыжах и санках;
Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
8.
Посещение заместителем директора по УВР уроков и их анализ
подтвердило проведение уроков с позиций здоровьесбережения.
9.
На уроках технологии были сделаны «ожерелья» из футляров от
Киндер-сюрприза, в которые в эпидемиологический период
вкладывались дольки чеснока и одевались на шею.
10.
Обеспеченность учащихся горячим питанием составила 100%.
11.
Увеличилось количество детей, прошедших вакцинацию против
гриппа.
12.
Проводились следующие внеклассные мероприятия:
Конкурсы рисунков «Полезные продукты», «Какие витамины
растут на грядке» и др.;
проект «Пословицы о здоровье»;
спортивные мероприятия;
классные часы она тему «Вредные привычки» и др.;
мини-спектакли (например «Цапля-курильщица»).
13.
Лекторий для родителей. Вот некоторые темы:
«Режим дня школьника»,
«Как преодолеть двигательный голод»,
«Закаливание ребёнка в семье»,
«Телевидение и дети»,
«Как помочь нашим детям быть здоровым»,
«Как предотвратить компьютерную зависимость»,
«Страх-друг или враг?»,
«Воспитательная этика родителей»,
«Что такое гиперактивность?»,
«Что такое трудновоспитуемость?»,
«Как психологически готовить детей к 5 классу».
В начале и в конце исследования были проведены тесты для учащихся
«Уровень школьно мотивации» и «Удовлетворённость образовательным
процессом». Результаты тестов представлены в диаграмме.
Заключение.
В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том,
чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать,
принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,
для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые
качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее
физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной
жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
При комплексном использовании различных технологий,
ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на
сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в
достижении поставленной цели.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей
системы образования, они способствую грамотному и рациональному
использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.
Основой современной педагогики является не только стремление к
максимальному развитию творческих и познавательных способностей
каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и
нравственно здорового поколения граждан.
Май 2014г.