Напоминание

"Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"

Автор: Жукова Светлана Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ Великопетровская СОШ

Населённый пункт: село Великопетровка Карталинского района Челябинской обл.

Наименование материала: статья

Тема: "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"

Описание:

Исследовательская деятельность учащихся в учебном процессе современной школы в условиях перехода на ФГОС играет огромную роль.Дети младшего школьного возраста с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах, работают серьезно, добросовестно. Чтобы организовать исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо придерживаться методики.. Ребенку должна быть понятна проблема исследования.Затем формулируется тема исследования. Обязательно должна быть отмечена актуальность выбранной темы.. Цель формулируется кратко и точно.. Исследователь должен выделить объект исследования и предмет.Разработка занятия "Что такое исследование?"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1455

Опубликовано 09.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Жукова Светлана Александровна, МОУ Великопетровская средняя

общеобразовательная школа Карталинского района Челябинской области. В статье

использованы материалы:

1.Е.В. Кривобок,О.Ю. Саранюк .Исследовательская деятельность младших

школьников Издательство »Учитель»,2008 г

2.Архивы школьного музея

Исследовательская деятельность учащихся в начальной школе.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся в учебном процессе современной школы в условиях перехода на ФГОС играет огромную роль и находит все большее применение . Начиная с первого класса я предлагаю задания, включающие детей в самостоятельный творческий , исследовательский поиск. Дети младшего школьного возраста с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах, работают серьезно, добросовестно. Под руководством педагога младшие школьники нисколько не хуже могут справиться с любой исследовательской работой, стать участниками и даже победителями конкурсов разного масштаба .Чтобы организовать исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо придерживаться методики. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть интересными и понятными для ребенка .Исследовательская работа должна выполняться им добровольно. Для этого должны быть средства и материалы, необходимое оборудование. Ребенку должна быть понятна
проблема исследования
. То есть, что предстоит открыть, доказать, изучить. Затем формулируется
тема исследования
. Она отражает проблему в ее характерных особенностях .Удачная и четкая формулировка темы уточняет проблему и очерчивает рамки исследования .Обязательно должна быть отмечена
актуальность выбранной темы.
Она обосновывает необходимость проведения исследования.
Цель
формулируется кратко и точно, выражая то основное, что намеревается
сделать исследователь. Исследователь должен выделить
объект

исследования-
это область в рамках которой ведется исследование,
предмет

исследования
- это те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению . Занимаясь уже на протяжении нескольких лет с ребятами младшего школьного возраста исследовательской деятельностью, могу сказать, что ребятам этого возраста очень нравится краеведческая тема. Эта тема очень обширна и к тому же она решает ряд задач. Обучающие:  Приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества  Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.  Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании русской литературы и истории;  Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа;  Совершенствование коммуникативной культуры учащихся. Воспитывающие:  Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучение истории и культурного наследия родного края;  Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;  Воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы. Развивающие:  Сбор информации по определенной теме;  Развитие смекалки и сообразительности;
 Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;  Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.  Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками. . Написанию самостоятельных (под руководством педагога) исследовательских работ предшествовала большая подготовка .Предлагаю тематику занятий. Что такое исследование? Как задавать вопросы? Коллективная игра-исследование. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Научные исследования и наша жизнь. Методы исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Интервьюирование. Правильное мышление и логика. Защита работы. Предлагаю разработку первого занятия с детьми.
Разработка занятия

Что такое исследование?

Задачи:


-
ознакомить с новыми понятиями; -способствовать развитию наблюдательности; -развивать речь аналитическое мышление
Ход занятия.

Организационный момент.

Сообщение темы.

Актуализация знаний.
-Что такое исследование? (Выслушиваются мнения детей)
Вывод: Исследование- это поиск истины, познание неизвестного , один

из видов познавательной деятельности человека.
-Давайте обсудим, что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем (уметь наблюдать) Как вы понимаете ,что значит наблюдать?
Вывод: наблюдение-это самый популярный и доступный метод

исследования ,применяемый в большинстве наук. Постоянно

используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни

.Оно служит источником получения сведений о мире. Ученые для

наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления-

телескопы, микроскопы, измерительные приборы.

Практическая работа
Учитель: -Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями
-Перед вами парные картинки найдите различия
Составление плана исследования.

-
Что вы должны делать ,прежде чем начать наблюдение. ( выбрать предмет исследования ,за которым будем наблюдать
)

План исследования.
-понаблюдать. -прочитать в книге журнале. -спросить у других.
Вывод: Таким образом мы составили план исследования предмета,

объекта .

Выбирается объект исследования для класса.

Вывешивается плакат с тремя кармашками ,который зрительно

повторяет план исследования и помогает повторять план исследования и

помогает дома работать с выбранным объектом.





В течение двух недель учитель напоминает о заполнении кармашков.
Итог занятия.

-
мы учились сегодня наблюдать, составлять план наблюдения ,узнали ,что такое исследование.


Яндекс.Метрика