Напоминание

"Игровые моменты на уроках английского языка в начальной школе"

Автор: Якубова Светлана Валерьевна

Должность: учитель английского языка

Учебное заведение: ГБОУ "Школа 1494" СП 296

Населённый пункт: город Москва

Наименование материала: статья

Тема: "Игровые моменты на уроках английского языка в начальной школе"

Описание:

Игровые моменты, предлагаемые в этой статье, могут быть использованы на начальном этапе изучения иностранного языка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1487

Опубликовано 10.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Школа 1494»

структурное подразделение школа № 296

ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель английского языка - Якубова Светлана Валерьевна
Английский язык преподают во всем мире, разные преподаватели разным ученикам. Школы и учебные кабинеты отличаются друг от друга оснащением и оборудованием. Изучающие иностранный язык тоже имеют свои особенности в зависимости от места проживания. Но какими бы ни были условия работы учителя, в его распоряжении есть одно богатство (уникальное и безграничное): человеческий ум и воображение. Вероятно, это единственное ценнейшее средство обучения, которое у нас есть. И ничто не может заменить его. Даже в самом высокотехнологичном окружении, нехватка воображения и человечности превратит самые современные и изощренные средства обучения в источники скуки и разочарования, и, наоборот, с помощью человеческой фантазии можно превратить самые простые средства в нечто волшебное и полезное. Как правило, учителям приходится вести процесс обучения не в кабинетах, обставленных по последнему слову техники, а в обычных учебных классах, где под рукой находятся лишь три главных предмета: это школьная доска, мел и учебник (к сожалению, не всегда отвечающий современным требованиям). Учитывая выше сказанное, естественно возникает вопрос: «Как учителю организовать процесс обучения таким образом, чтобы ученик смог проявить на уроке смекалку и воображение, воспользоваться в полной мере теми богатейшими скрытыми внутренними ресурсами, которые, несомненно, есть у каждого?». Уверена, у учителей пусть даже с небольшим педагогическим опытом ответ уже готов. Тех же, кто только начинает свою педагогическую деятельность, хочется спросить: «Вы помните свои уроки в школе? Что лично вам доставляло радость в обучении: простое зазубривание слов и правил или минуты игры, когда можно было фантазировать, воображать себя разными персонажами сказки, соревноваться и побеждать? А может, вам нравилось играть с мячом или в лото?». ИГРА – вот та палочка-выручалочка, которая сотворит чудо на любом уроке, тем более, если речь идет о наших самых маленьких учениках начальной школы. Занимающиеся исследованиями детской психики, известные психологи – Выготский, Леонтьев, Эльконин и др.- считают игру ведущей деятельностью детей младшего и среднего школьного возраста. К сожалению, авторы многих учебных пособий не уделяют должного внимания этому вопросу. Это значит, что нам учителям приходиться исправлять эту ошибку путем правильно и грамотно подобранных игр, в соответствии с интересами и возрастными особенностями учащихся. Использование игровых моментов на уроке - очень эффективный метод обучения, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость и в то же время увеличить темп ведения урока. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. М.Ф.Стронин писал: «Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание
решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».» Не стоит убеждать учителей, работающих в начальной школе, в необходимости применения игр как творческих форм учебной деятельности. Им хорошо известны причины: во-первых, однообразие и монотонность снижает уровень мотивации к учению, и уж тем более к изучению непонятного «чужого» языка; во-вторых, надо не забывать, что начало изучения иностранного языка приходится на период, когда меняется статус ребенка: из обычного малыша, постоянно занятого игрой, он превращается в ученика, который должен научиться контролировать себя, быть внимательным и усидчивым, что-то запоминать и быть готовым отвечать на вопросы учителя. Признайтесь, в большинстве случаев, эта смена деятельности (от игровой к учебной) является не добровольной, а навязанной обстоятельствами: «все идут в школу, и ты должен». Это означает, что учитель обязан сделать все возможное и невозможное, чтобы заинтересовать малыша и, учитывая его возрастные и персональные особенности, постараться приблизить урок к той игровой среде, с которой ребенок пока еще не готов расстаться. Конечно, очень многое зависит и от самого учителя. Если он будет сам играть с удовольствием, то этот азарт обязательно передастся его ученикам. Кстати, это важно и при работе со взрослыми учениками. Необходимо помнить, что игры на уроке предназначены не для развлечения, а для обучения через действие. Кроме того, игры помогают: 1. улучшить отношения между учащимся и учителем, т.к. учитель выступает в игре как партнер по общению; 2. сформировать условия для поддержания живого интереса; 3. создать условия для творческого самовыражения учеников, давая им возможность играть самого себя или заданную роль; 4. увеличить время речевой практики. Играя, дети высказывают собственное мнение, выражают чувства и мысли персонажей, которых они представляют; 5. развить навыки совместной деятельности;
6. расширить кругозор учащихся путем знакомства с историей, культурой, традициями и персоналиями стран изучаемого языка. Сегодня в арсенале учителя имеется огромное количество пособий, методических разработок и статей об использовании игр на уроках иностранного языка. Я не буду пересказывать и цитировать то, что уже неоднократно перечитывалось. Мне лишь хотелось поделиться теми знаниями и приемами работы, которыми я пользуюсь в своей практике. Надеюсь, этот материал будет интересен моим коллегам. Итак, начну с простого. Для самого раннего этапа обучения английскому языку я пользуюсь игрой «
Собери букет цветов
». На доске учитель изображает или прикрепляет бутоны различных цветов, на которых написаны (в зависимости от этапа обучения) английские звуки, буквы алфавита, изучаемые слова или их транскрипция и т.п. Учитель называет в любом порядке, например, буквы, ученик, находящийся у доски должен найти и указкой показать цветок с правильным ответом. Я заметила, что детям еще веселее играть, когда они собирают «букет» из бумажных цветов, заранее заготовленных учителем и развешанных на магнитной доске. Как вариант, можно поиграть в охотников на мух или комаров. На доске можно изобразить несколько насекомых, на спинках или крылышках которых также находятся звуки, буквы и т.п. У нас есть настоящая мухобойка, дети с радостью хлопают по доске, охотясь на нужную букву. Для отработки фразы "What`s your name? I`m …" мы с ребятами играем в игру
«Брось мяч!»
Дети встают в круг, учитель произносит «I`m…What`s your name?» и бросает мяч одному из учащихся, тот отвечает на вопрос и задает свой, бросая при этом мяч другому игроку и т.д. Если времени не очень много или дети хорошо знакомы друг с другом, можно опустить вопрос, называя только свое имя. На более позднем этапе, когда дети знают уже достаточно слов и выражений, для отработки конструкции «There is/are/…» мы играем в игру
«На рынке».
Учитель рисует на доске или вывешивает заранее приготовленный плакат рыночного прилавка с изображением продуктов и сообщает о том, что через несколько секунд плакат будет убран. Дети должны постараться запомнить, что продается на рынке. Затем учитель задает вопросы: «Kate, are there any apples? Peter, is there any rice?» Также для детей уже имеющих навык составления предложений при изучении темы «Союзы» (Conjunctions) очень весело сочинять рассказы. Этот прием «Снежный ком» многим знаком. Мы играем так: Первый ученик пишет предложение по заданной теме и в конце добавляет союз. Сворачивает лист так, чтобы следующий ученик не видел предыдущего предложения. Второй ученик пишет свою строчку, завершая также союзом и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ученик не напишет хотя бы одно предложение. Когда читаешь законченный рассказ, получается очень весело.
На мой взгляд, работа в парах намного лучше, чем групповая работа, если есть какие-либо проблемы с дисциплиной. К тому же, ее легче и быстрее организовать. Такой вид игры дает возможность как для аудирования так и для разговорной практики. Конечно, для разного уровня подготовленности детей существуют разные игровые приемы. Но бывают такие игры, которые можно адаптировать к любому уровню обученности. Сейчас в век инновационных технологий и различных гаджетов становится все труднее продолжать пользоваться старыми приемами. Дети ждут от нас движения в ногу со временем. Учитывая особенности современной жизни, когда ребенок привык все свое свободное время проводить перед монитором компьютера или с планшетом в руках, мне тоже пришлось изучить некоторые компьютерные технологии, и сейчас я использую на уроках программу «Hot Potatoes», позволяющую создавать интерактивные задания для отработки лексического материала по любой теме. Учителю достаточно загружать в шаблон необходимые слова, а ученик с удовольствием будет подбирать значения. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ Для того, чтобы знания грамматики или лексики не остались в памяти лишь в виде правил, таблиц и схем нужно обеспечить условия многократного употребления речевых образцов. Только в играх многократное проговаривание не вызывает усталости. При помощи игр можно закрепить новый материал, а можно и весело повторить пройденное. Игры удобны и тем, что их можно использовать в тех случаях, когда учитель хочет с кем-то поработать отдельно, а остальных учащихся следует чем-то занять. А так как такая необходимость возникает почти на каждом уроке, то играть с пользой для дела можно на каждом уроке. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. М.Ф.Стронин. Обучающие игры на уроке английского языка.- М.Просвещение.1981г. 2. Барашкова Е.А. Грамматика Английского языка. Игры на уроке. 3. Из моего личного опыта работы.


Яндекс.Метрика