Кто
такой успешный человек? Это человек, который занял определенное
значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере
деятельности нужно
самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю
перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить,
проанализировать что удалось и
что нет. Такие люди обладают проектным
типом мышления.
Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить
проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо
это с помощью особого вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути
ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я использую ПД в урочной, во внеурочной и домашней работе.
Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1 ЭТАП :
Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно ТД учащихся является
пропедевтикой ПД.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым
предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают
задания для
одноклассников . Самостоятельно подбирают дополнительный
материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний
урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг,
журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде
сообщений,
макетов .
Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. В ходе декады
литературного чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников
и др. специалистов книжного дела
(книжки-самоделки, блокнот, мини
сборники).
Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД
(по Андриянову П.Н.)
ЭТАПЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Обоснование, осознание и принятие
идеи (погружение в проект).
Осмысленная и принятая идея,
задача, проблема.
2.Технологическая разработка идеи.
Доведение идеи до возможности
ее практической реализации.
3. Практическая работа над
идеей.
Практическая
реализация идеи.
4. Опробование проекта в
работе, представление своей
идеи, самооценка своей работы
Анализ решения творческой
задачи и рефлексия
деятельности.
Как же строится работа на данном этапе? Сделаем это на примере творческого
задания по математике.
1. – Ребята, а хотели бы вы сами составить задачу по математике? (Да)
- А зачем вам это нужно? (Это интересно. Задачу попробуют решить
одноклассники или мама. Можем сделать целый сборник из придуманных
нами интересных задач…)
2. – А вы знаете как строится задача? Из каких частей она состоит? (Да.)
- Что вам нужно для составления своей задачи? (Знать, как построена задача,
лист бумаги, ручка, карандаши)
3. – Я предлагаю вам дома придумать и записать свою задачу. Можно
воспользоваться знаниями, которые вы получили, решая задачи на сегодняшнем и
предыдущем уроках.
4. После того как ученики на следующий день сдали свои творческие работы, я
делаю совместную рефлексию индивидуально с создателем задачи, и фиксирую
ошибки, затем ребята «защищают» свои работы.
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня
знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с
непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма
работы.
Важным фактором на 1 этапе ПД является
работа с родителями. Поэтому я
провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых
знакомлю мам и пап с особенностями ПД.
2 ЭТАП.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием
компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские
задания по математике, литературному чтению, окружающему миру,
изобразительному искусству. Погружение в проект происходит во время учебного
процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков
и внеклассных мероприятий.
Так
презентации «Путешествуем по родному селу », «Традиции моей
семьи», «Детская площадка», «Орнамент на посуде»
совместили в себе как
воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили
дополнительный материал. Ребята сумели отобрать нужное и представить продукт
перед одноклассниками в виде презентации, альбома, книги и т.д.
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия
учитель –ученик - родитель дает очень хорошие результаты:
учебный процесс
усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых
знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное
взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
На этом этапе появляется парная форма работы, в которой дети учатся
учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.
Так была проведена
проектная работа по сказкам.
На уроках литературного
чтения во втором классе мы проходили русские волшебные сказки. Ребят
заинтересовала данная тема, и они захотели более подробно узнать отдельные
моменты (возникновение сказок, сказочных героев, связь народной и
литературной сказки и т.д.). Ученики провели исследовательскую работу,
подготовили мини проектные работы. Затем попробовали сочинить свои сказки. А
в дальнейшем их работа вылилась в театрализованные проекты.
2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему,
представленными как в виде докладов, макетов, так и с использованием
компьютерных презентаций.
3 ЭТАП.
На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий.
Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе Power Point.
Ребята учатся самостоятельно создавать небольшие творческие работы, которые в
дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом
этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы:
индивидуальная, парная, групповая.
Итоговой работой являются выступления на школьных и муниципальных
конкурсах и конференциях.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я
выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный
соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской
деятельности учащихся.
Если на первом этапе учитель предлагает ребятам общую тему для их
творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему,
которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно
определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила , по которым нужно строить свою работу в ПД:
1.
Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
2.
Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
3.
Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
4.
Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
5.
В процессе работы над проектом обучить школьника умениям
анализировать свою деятельность и работу.
6.
Тесно сотрудничать с родителями и воспитателем.
7.
При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успеха, чем 1
раз раскритиковать.