Напоминание

"Проектная деятельность в начальной школе"

Автор: Епифановская Светлана Михайловна

Должность: учитель

Учебное заведение: БОУ "Слудновская НОШ"

Населённый пункт: Вологодская область Тарногский район

Наименование материала: статья

Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"

Описание:

В данной статье раскрываются этапы проектной деятельности, приводятся примеры из практики учителя, результаты работы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1488

Опубликовано 10.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Проектная деятельность

в начальной школе

Кто
такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно
самостоятельно
уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать
что
удалось и
что
нет. Такие люди обладают проектным типом мышления. Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особого вида деятельности –
ПРОЕКТНОЙ (ПД).


Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема: 1) отвечает современным требованиям времени, 2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения, 3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе, 4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе, 5) вызвала у меня самой большой интерес. Я использую ПД в урочной, во внеурочной и домашней работе. Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1 ЭТАП
: Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно ТД учащихся является пропедевтикой ПД. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают
задания для

одноклассников
. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде
сообщений,

макетов
. Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. В ходе декады литературного чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела
(книжки-самоделки, блокнот, мини

сборники).
Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД (по Андриянову П.Н.)
ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект). Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.
2.Технологическая разработка идеи. Доведение идеи до возможности ее практической реализации. 3. Практическая работа над идеей. Практическая реализация идеи. 4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности. Как же строится работа на данном этапе? Сделаем это на примере творческого задания по математике. 1. – Ребята, а хотели бы вы сами составить задачу по математике? (Да) - А зачем вам это нужно? (Это интересно. Задачу попробуют решить одноклассники или мама. Можем сделать целый сборник из придуманных нами интересных задач…) 2. – А вы знаете как строится задача? Из каких частей она состоит? (Да.) - Что вам нужно для составления своей задачи? (Знать, как построена задача, лист бумаги, ручка, карандаши) 3. – Я предлагаю вам дома придумать и записать свою задачу. Можно воспользоваться знаниями, которые вы получили, решая задачи на сегодняшнем и предыдущем уроках. 4. После того как ученики на следующий день сдали свои творческие работы, я делаю совместную рефлексию индивидуально с создателем задачи, и фиксирую ошибки, затем ребята «защищают» свои работы. В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы. Важным фактором на 1 этапе ПД является
работа с родителями.
Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями ПД.
2 ЭТАП.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий. Так
презентации «Путешествуем по родному селу », «Традиции моей

семьи», «Детская площадка», «Орнамент на посуде»
совместили в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили
дополнительный материал. Ребята сумели отобрать нужное и представить продукт перед одноклассниками в виде презентации, альбома, книги и т.д. Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель –ученик - родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика. На этом этапе появляется парная форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена
проектная работа по сказкам.
На уроках литературного чтения во втором классе мы проходили русские волшебные сказки. Ребят заинтересовала данная тема, и они захотели более подробно узнать отдельные моменты (возникновение сказок, сказочных героев, связь народной и литературной сказки и т.д.). Ученики провели исследовательскую работу, подготовили мини проектные работы. Затем попробовали сочинить свои сказки. А в дальнейшем их работа вылилась в театрализованные проекты. 2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.
3 ЭТАП.


На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе Power Point. Ребята учатся самостоятельно создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Итоговой работой являются выступления на школьных и муниципальных конкурсах и конференциях.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. Если на первом этапе учитель предлагает ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила
, по которым нужно строить свою работу в ПД: 1. Подходить творчески к любому проекту моего ученика. 2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся. 3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта. 4. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах). 5. В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу. 6. Тесно сотрудничать с родителями и воспитателем. 7. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успеха, чем 1 раз раскритиковать.


Яндекс.Метрика