Напоминание

"В.В. Бианки. Сова"

Автор: Андреева Алина Станиславовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ СОШ №5

Населённый пункт: город Алзамай

Наименование материала: Конспект урока

Тема: "В.В. Бианки. Сова"

Описание:

Урок литературного чтения во 2 классе разработан в соответствии ФГОС.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1542

Опубликовано 13.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Урок литературного чтения по теме «В.В. Бианки. Сова»

Учитель Андреева А.С. 2 класс УМК «Школа России»

Цели урока:
продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; развивать навыки выразительного чтения; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка».
Задачи:
Обучающие: - совершенствование навыка чтения; - создание условий для углубления знаний учащихся о природе, о взаимосвязи природы и человека, о пользе, приносимой человеку птицами; - установление причинно-следственных связей. Развивающие: - развитие монологической речи, - расширение словарного запаса, умения анализировать поступки героев - развитие УУД. Воспитательные: - воспитание умения слушать и слышать, -привитие бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой. Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: -устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств; Коммуникативные УУД: -строить понятные для партнёра высказывания -формулировать собственное мнение и позицию; -контролировать свои действия и действия партнёра. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера, карточки слов, презентация, голоса птиц.

Ход урока

1.Орг.момент:
- (Дети стоят) – У меня на столе лежит мой учебник, моя тетрадь, мой пенал. Проверим по этому критерию, у всех всё есть? - Теперь по второму критерию: - Я стою ровно. Руки опущены. И я молчу. - Теперь смотрю: 1 – ряд – ставлю за готовность к уроку «+» или « - « (на доске шкала)
2.Мотивация на урок:
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. - Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. - Давайте послушаем голоса птиц, почувствуем их красоту.
(« Голоса птиц»)
- Как вы себя чувствовали, когда слушали голоса птиц? ( очень нежно, хотелось пойти в лес и посмотреть на птиц, стало жалко маленьких птичек) - А как, вы, думаете, связан человек с природой? ( он сам является частью природы, влияет на её красоту, бережёт природу)
3. Проверка домашнего задания.
Рисунки детей о природе, рассказ о том, что изобразили . - С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? - Что можете рассказать? - Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока
? (Презентация)

4. Актуализация знаний.
Что объединяет все произведения В.В.Бианки? (Слайд) Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

5. Новый материал:
На доске слова:
клевер, корова, старик, сова, мыши, дуб, шмели.
- Что объединяет эти слова?
( природа, корова ест клевер, сова ест мышей, шмели летают на клевер, -Заметили цепи питания? -Кто же догадался, о чём мы будем говорить на уроке? ( о природе) Как называется произведение, вы узнаете, отгадав загадки. «Солнца яркого боится. Ночью- хмурится как птица Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о…..(СОВЕ) - Мы всё знаем о сове? – Что вы знаете о сове? - Прочитайте на слайде загадку. Что узнали о сове? (Слайд). - Прочитайте в паре текст на листочках. Сова — ночная хищная птица: днем спит, ночью охотится. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами на мышей, лягушек, насекомых. Гнездится в брошенных гнёздах; других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости. - Что можете рассказать? - Что помогает им охотиться? а) Острый слух. б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно). в) Когти (хватать добычу, держать ее). г) Клюв. -Какую пользу приносят совы? -
«А вы знаете?»
(Слайд) (С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой- вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать).
6. Сообщение темы и цели урока.
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа? Какие цели поставим?
Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя.
7. Подготовка к восприятию нового материала.
1. «Словарная работа» Какие слова вам не понятны? Чтение слов (запись на доске): Утекает (словарь с.215) убегает. Кормовистый клевер, предназначенный для корма скоту. Цветень пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. Хорониться прятаться, таиться. Раздолье много места. Как бы худа не вышло как бы беды не было. Чай белить добавлять молоко в чай. Пойло (словарь с.216) питательное питьё для скота.
8. Первичное знакомство с текстом
.
1. Чтение текста учителем.
- Понравилось ли вам это произведение? - Назовите главных героев. - Ребята, а почему текст назвали «Сова»? - Можно ли ему дать другое название? Какое? Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку самостоятельно, в паре. .2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения. - Скажите, сказку или рассказ мы читаем? - К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.) - Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.) Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод
: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.
Вывод:
со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу
достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
9. Закрепление усвоения содержания сказки.
Ответы найти по тексту сказки. - Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? – с.146 (Так и есть в природе: сова охотится ночью.) - Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? - Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».) – с. 148 - Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.) - Что мы узнаем о природе из этого предложения? - На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.) - Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.) - Что произошло с клевером на лугу? – с.148 - Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).- с.148 - Что же пришлось сделать старику? – с. 149 - Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.) - Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!») - Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

10. Физкультурная минутка «Сова».
В лесу темно, Все спят давно. (Дети изображают спящих.) Все птицы спят...
Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.) Совушка-сова, Большая головой. (Изобразить большой круг руками.) На суку сидит, (Присесть.) Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.) Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
11. Работа над усвоением смысла прочитанного.
На доске: Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока . - Какое из этих предложений можно назвать пословицей? - Объясните её значение. - Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста? - Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
12. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. ( мыши, сова, шмели, клевер, корова, пойло, молоко, чай) сова —мыши —шмели —клевер —корова —молоко – чай - Ребята, кто главный герой сказки? - Какая она? (мудрая) - Кого мы называем мудрым? (даёт советы, предупреждает об ошибках)
13. Подведение итогов.
- Над каким произведением работали? — Кто его автор? - Какова главная мысль сказки?
— Научила сова чему-нибудь старика? — Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа? (
Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.)
- А как вы, дети, можете помочь природе?
14. Домашнее задание. (по группам)
1.Подготовится к чтению по ролям 2.Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке. Работа над выразительностью чтения. 3. Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки. - С какой интонацией будете читать слова старика? - Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.) - Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой. 4. Восстановление деформированного плана. (Карточки с деформированным планом.) Рассердилась сова. Молока у Коровы мало. Шмели на чужих лугах гуляют. Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Пошел Старик Сове кланяться. 5. Написать статью «Как помочь животным в зимнее время», используя опорные слова: Зима, голодное и холодное время, трудно животным, нечего есть, спасти, соль для лосей, сено, кормушки для птиц, сало для синичек, помочь может каждый.
15. Рефлексия.

Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….» «Было интересно ….» «Урок дал мне для жизни… «За что себя похвали ли бы…» Оцените себя Распечатать
клевер, корова, старик, сова, мыши, дуб, шмели – 1

Сова — ночная хищная птица: днем спит, ночью охотится. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами на мышей, лягушек, насекомых. Гнездится в брошенных гнёздах; других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости. - 9 а) Острый слух. б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно). в) Когти (хватать добычу, держать ее). г) Клюв. - 1 Утекает Кормовистый Цветень Хорониться Раздолье Как бы худа не вышло Чай белить Пойло - 1 Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .- 1 мыши, сова, шмели, клевер, корова, пойло, молоко, чай - 9 1.Подготовится к чтению по ролям 2.Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке. Работа над выразительностью чтения. 3. Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки. - С какой интонацией будете читать слова старика? - Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова?
- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой. 4. Восстановление деформированного плана. Рассердилась сова. Молока у Коровы мало. Шмели на чужих лугах гуляют. Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Пошел Старик Сове кланяться. 5. Написать статью «Как помочь животным в зимнее время», используя опорные слова: Зима, голодное и холодное время, трудно животным, нечего есть, спасти, соль для лосей, сено, кормушки для птиц, сало для синичек, помочь может каждый. - 1


Яндекс.Метрика