Напоминание

"Правила переноса слова"

Автор: Махортова Надежда Степановна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2092 им.И.Н.Кожедуба

Населённый пункт: г.Москва

Наименование материала: конспект урока по русскому языку

Тема: "Правила переноса слова"

Описание:

Формирование знания правила переноса слов с буквами "Й", "Ъ","Ь" и удвоенными согласными в середине слове, расширение словарного запаса детей, развитие связной речи и умения обосновывать свой выбор.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1549

Опубликовано 13.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Урок русского языка Автор: Махортова Н.С., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2092 имени И.Н.Кожедуба. Тип урок: ОНЗ (открытие нового знания). 1класс. Тема:
Правила переноса слов.

Цели урока:

1)
формирование знания правил переноса слов с буквами «Й», «Ь», «Ъ» и удвоенными согласными в середине слова;
2)
актуализация умения переносить слова на другую строку на основе уже известных правил;
3
) расширение словарного запаса детей, уточнение лексического значения ряда слов, развитие связной речи и умения обосновывать свой выбор;
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал.
1) Смайлик и Знайка, конверт с письмом; 2) стихотворение №1 Жил-был на свете ученик, И вот он в правило проник. И начал все слова делить И
по слогам
переносить. стихотворение №2 Но если в слоге гласная Живёт совсем одна Она и так несчастная – Ты видишь, как бледна! Её не стоит оставлять На строчке без друзей, 1
Нельзя вперёд одну послать- Быть кто-то должен с ней! стихотворение №3 Букву «Й» нельзя нам взять, От предыдущей оторвать И вдруг с неё строку начать – Об этом очень важно знать! стихотворение №4 Запомни: встретил мягкий знак Или упрямый твёрдый знак – Ты должен вовремя понять, Что их никак нельзя отнять. стихотворение№5 Вот двойняшки-хохотушки, Любят слоги их, друзья, Не обижу слоги эти, Разделю, как надо, я! Кас-са, ван-на – вот и всё, Не обидел никого! 3) 4) 5) 6) 2
7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) 15)
Раздаточный материал:
3 При переносе слов с «й» в середине слова, надо её оставить на верхней строке, а следующий слог перенести.
1) планшетки; 2) карточка к групповой работе для этапа 5: можно нельзя можно нельзя можно нельзя маль - чик ма – льчик подъ – езд по – дъезд кас - са ка - сса мель - ник ме – льник подъ - ём по- дъём ван - ная ва - нная При переносе слов с «Ь» в се- При переносе слов с «Ъ» в се - При переносе слов с удвоенной редине слова, надо ________ редине слова, надо _________ согласной в середине слова, надо _________________________ __________________________ ____________________________ 3) карточки для этапа рефлексии со смайликами-наклейками. Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
( Д-1 или слайд №1 ) - Узнали, кто это? (Знайка и Смайлик) -Однажды Смайлик собрался написать письмо своему другу Знайке:
Дорогой Смайлик!

Спешу рассказать тебе о своём новом приклю
/ Учитель рассказывает историю о Незнайке и Смайлике (слайд №2)/ -Но тут Смайлику не хватило места на строке, он позвонил по волшебному телефону своему другу: « Знайка, я тут тебе письмо пишу, такое хорошее, а слово на строке не помещается…». « А ты его перенеси», - ответил Знайка. « Боюсь, а вдруг уроню?» -Тут Знайка не выдержал и рассмеялся. Скажите, почему рассмеялся Знайка? (Смайлик подумал, что слово можно перенести на руках) - Как вы думаете, какой теме будет посвящён урок? (Переносу слова) 4
- А вы умеете переносить слова? (Да) - Куда же люди переносят слова? ( На другую строку) - Когда нужно переносить слова на другую строку? ( Когда слово не помещается на строке) - Хорошо! Как вы думаете, все ли правила переноса слов на другую строку вам известны? (Нет) - Раз вы будете узнавать что-то новое, как мы построим урок? (Мы поймем, что мы не знаем и постараемся сами найти способ) - Пожелайте друг другу удачи. - С чего начинаем каждый урок? ( С повторения)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Как надо переносить слова на другую строку, прочитаем об этом в стихотворении: (Д-2 или слад № 3) Жил-был на свете ученик, И вот он в правило проник. И начал все слова делить И
по слогам
переносить. - Посмотрим, сможем ли мы разделить для переноса следующие слова. / На экране слова
: Мама, ива, заяц, змея, земля, мак
./ (Учитель может заранее записать эти слова на доске или воспользоваться слайдом №4) - Какое слово лишнее? (мак)/ слайд№5/ - Почему? (Потому что в нём один слог) - Какие слова мы не смогли разделить для переноса? (Ива, змея) - Почему? ( Нельзя одну букву оставлять на строке, нельзя одну букву перенести…) - Давайте об этом прочитаем : (Д-2 или слайд №6) Но если в слоге гласная Живёт совсем одна Она и так несчастная – Ты видишь, как бледна! 5
Её не стоит оставлять На строчке без друзей, Нельзя вперёд одну послать- Быть кто-то должен с ней! - Это всё, что я выбрала для повторения. Вспомните, что мы повторили? ( Повторили, что слова переносятся по слогам, одну букву не оставляем на строке и не переносим) /Учитель предъявляет эталоны правил Д-3,4,5 или слайды №№7,8,9/ -Что будет дальше? (Вы дадите задание для пробного действия) -Что оно показывает? ( Что мы ещё не знаем) - Разделите слово
МАЙКА
для переноса. (Учитель записывает это слово на доске или пользуется слайдом №10) - Пробуйте. /Дети выполняют задание на планшетках Р-1/ - Стоп. - У кого не получилось? /Скорее всего таких не окажется/ -В чем ваше затруднение? ( Я не смог выполнить задание) - У кого есть результат? /все варианты выносятся на доску/ - Поднимите руку, кто смог бы обосновать свой ответ? Тогда в чём ваше затруднение? ( Я не могу обосновать свой ответ) - Посмотрите, у каждого из вас затруднение, что должен сделать человек, когда испытывает затруднение? (Остановиться и подумать)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Давайте думать. Какое задание вы выполняли? ( Мы делили слово
МАЙКА
для переноса) - Посмотрите, в каком месте произошло затруднение? ( Как разделить слово с «й», либо май-ка, либо ма- йка…) 6
-В чем причина затруднения? ( Мы не знаем правила переноса слов с «Й» в середине слова)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какова цель нашего урока? ( Научиться переносить слова с «й» в середине слова). - Тогда какова тема нашего урока? ( Правила переноса слов с «Й») -Пока мы оставим эту тему, а потом её дополним. -Что мы должны сделать дальше? (Построить план выхода из затруднения) -На правило я приготовила вот такую таблицу с правильным и неправильным переносом слов . (Д-6 или слайд №11) - Что вам необходимо сделать? ( Проанализировать, вывести правило переноса слов и составить эталон.) /Учитель вывешивает пункты плана на доску/
5.Реализация построенного проекта.
-Давайте вместе поработаем по плану. -Во - первых, что надо сделать? ( Проанализировать) -Что вы увидели? (Что можно «Й» оставлять на верхней строке, но нельзя её переносить) -Молодцы! Что нужно сделать, во-вторых? ( Вывести правило переноса слов) -Каким же будет правило переноса слов с «Й» в середине? ( «Й» мы должны оставить на верхней строке) /Д-7 или анимация слайда № 11 / -Вот так будет выглядеть наш эталон. /Д-8 или слайд №12/ -Теперь мы сможем перенести слово МАЙКА? (ДА) /Д-9 или слайд № 13/ - Прочитаем об этом в стихотворении. /Д-2 или слайд № 14/ Букву «Й» нельзя нам взять, От предыдущей оторвать И вдруг с неё строку начать – Об этом очень важно знать! -Ребята, оказывается, в русском языке есть ещё особые случаи переноса слов с отдельными буквами, и нам сегодня их необходимо открыть. Согласны? (Да) 7
- План готов. Работать по нему вы уже можете. Что предлагаете делать? (Работать по плану) - Я предлагаю поработать по плану в группах. Но вначале давайте вспомним правила работы в группах. (В группе должен быть ответственный, один говорит – другие слушает, работать должны все на общий результат, если не понял – переспроси, своё несогласие высказывай вежливо) - Время выполнения 3 минуты. / У каждой группы карточки на одно правило переноса слова. Р- 2/ -Стоп. Давайте посмотрим, что получилось. - У кого слова с «Ь»? (…) -У кого слова с «Ъ»? (…) /Идет защита проектов. По ходу защиты учитель обращает внимание учащихся на экран, где записаны эти правила в стихах/ ( Д-10,11 или слайды №№15,16,17) Запомни: встретил мягкий знак Или упрямый твёрдый знак – Ты должен вовремя понять, Что их никак нельзя отнять! -У кого слова с удвоенной согласной в середине слова? (…) /Д-2,12 или слайды №№18,19/ Вот двойняшки-хохотушки, Любят слоги их, друзья, Не обижу слоги эти, Разделю, как надо, я! Кас-са, ван-на – вот и всё, Не обидел никого! - Давайте теперь уточним тему урока. (Перенос слов с «Й», «Ь», «Ъ», удвоенными согласными в середине слова.) -Давайте сравним наши правила с правилами в учебнике. Стр.21. - Прочитайте эти правила про себя. Назовите номера правил, которые мы знали раньше. (1,3) -Какие правила вы открыли сегодня? (Буквы
Й, Ь, Ъ
не переносятся на другую строку. Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом) -Правила переноса слов мы открыли, что должны сделать дальше? (Потренироваться) 8
-Правильно, но сначала немного отдохнём и проведем физкультминутку. / Учитель может провести такую физкультминутку: исходное положение – руки на поясе. Учитель называет слово, а дети поворотом туловища показывают перенос этого слово. Слова:
СТЕНА, ГРУППА, ЕЛЬНИК, СЕЙЧАС, ОБЪЕЗД, РЮКЗАК, ЯМА/

6.Первичное закрепление во внешней речи.
- Давайте обратимся к нашему учебнику. Упражнение № 21. -Из всех слов выберите только те, которые подходят к новым правилам. /Идет фронтальная работа с каждым правилом переноса слова/ -Молодцы! У вас на столах находятся карточки со словами. Вам нужно, работая в парах, поделить слова для переноса. А делить вы будете с помощью ножниц. Два слова разрезает ваш сосед, проговаривая правило, а два других разрезаете вы? Кому не понятно задание? Тогда приступайте. - Смотрим, так ли вы поделили. /На экране образец переноса слов ТРОЛЛЕЙБУС, МЕЛЬНИК, ПОДЪЁМ или Д-13/
7. Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой по

образцу.
- Вы хорошо поработали все вместе, отлично справились в парной работе, для чего наступило время? (Для выполнения самостоятельной работы) - Готовы? Поделите для переноса слово
СУББОТА
и запишите в тетради. Сколько раз вам придется записать это слово? (Два) - Почему? (Здесь 3 слога) Проверяем: СУБ-БОТА, СУББО-ТА ./Д-14 или слайд№21/ - У кого есть ошибки? /Если есть, то проговариваем правила ещё раз/
8. Включение в систему знаний и повторение.
-Откройте страницу 25, упражнение 25 У дорожки в траве сидит зайчик. - Я предлагаю записать это предложение, поделив каждое слово, если это возможно, для переноса на другую строку.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
9
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. Пришло время оценить свою работу. Но вначале вспомните, какова тема нашего урока? ( Перенос слов с «Й», «Ь», «Ъ», удвоенными согласными в середине слова.) -Какую цель мы ставили на уроке? (Научиться переносить слова с «Й», «Ь», «Ъ», удвоенными согласными в середине слова.) - Достигли вы цели? Докажите. (Мы сами открыли способ и выполнили самостоятельную работу) -Кто может рассказать, какие правила переноса слов существуют в русском языке?(…) -Молодцы! -Какой из 2-х шагов учебной деятельности вам было труднее всего пройти на уроке? (…) -Оцените свою работу. Если вы хорошо запомнили правила переноса слов и выполнили самостоятельную работу без ошибок, прикрепите большой смайлик. Если вы ошиблись в с/р , но поняли какое правило нарушили, прикрепите среднего смайлика. Если вы так и не запомнили правила переноса слов, прикрепите маленький смайлик./Р-3/ -Покажите, что получилось. Молодцы! Вы честно оценили себя. А ребятам, которые прикрепили маленького смайлика, я предлагаю дома потренироваться в переносе слов. -Посмотрите, как закончил своё письмо Смайлик, который тоже научился переносить слова./Д-15 или слайд№22/ Молодцы! Спасибо за урок! 10


Яндекс.Метрика