"Православные ценности в формировании семейных традиций"
Автор: Фролова Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Православные ценности в формировании семейных традиций"
Описание:
В течение почти тысячи лет жизнь Российского народа была проникнута традициями Православия, ценности которого определяли и деятельность государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого человека в отдельности.
Отец и мать - вот линии поведения в русской семье, которые органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе. Они благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления.
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 5»
муниципального образования г. Ноябрьск
Статья
(ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»)
Фролова Галина Николаевна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
2015 год
Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь
« Православные ценности в формировании семейных традиций»
дать детям истинное христианское воспитание,
сообщая им одни христианские во всем понятия,
приучая к христианским правилам жизни…
Святитель Феофан Затворник
В течение почти тысячи лет жизнь Российского народа была проникнута
традициями Православия, ценности которого определяли и деятельность
государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого
человека в отдельности.
Отец и мать - вот линии поведения в русской семье, которые
органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе.
Они благотворно влияли на становление детской души и укрепление
семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать
жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и
способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи
закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность
личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как
Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и
отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго
воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого
педагогического общения в семье. Традиционный строй семьи давал
возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать
их, делиться ими с немощными ближними. Традиционный семейный уклад
включает в себя пять компонентов:
1.Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
2.Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи
ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
3.Отношения: сердечные чувствования и настроения;
4. Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки)
доброй и благочестивой жизни;
5. Распорядок дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот
распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом
церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.
Современный порядок жизни совсем другой, он, к сожалению,
провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и
для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в
профессиональной области, стремление к достатку. У родителей не остается
ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие
люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто
духовно значимое в жизни.
Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на
подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения,
правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Но только
осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным
содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении
современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.
Особенностью современных условий духовно-нравственного
воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не
только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане
(применительно к самим себе). Им приходится решать двойную задачу:
становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни,
который они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать
в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в
которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка
к возвышенному, святому и доброму. Современным родителям предстоит на
личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства
и материнства, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное
отношение к ближним. Они должны учиться реагировать на проблемы,
возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным
неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Традиции и
обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции
функционируют на основе обычаев.
В традициях и обычаях
отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи,
профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда
лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи.
Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих
семьях сохранилась традиция общесемейных обедов, которые восполняют
недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи,
подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних.
Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие
всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных обедов,
сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.
В современных семьях появился интерес к своим корням, что
выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи
(сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя
родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.).
Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия,
воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты,
национальные игры, спортивные развлечения и др. Но они нуждаются в
обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении развивающего
влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового
года, Рождества Христова, Пасхи.
Сегодня всем очевидно, что одним из наиболее выраженных
противоречий современного воспитания является наличие осознаваемой на
социально-педагогическом уровне потребности объединения усилий семьи и
учреждений системы образования в создании единого воспитательно-
образовательного пространства для развития личности ребенка, а, с другой
стороны, - неготовность как семьи, так и школы к удовлетворению этой
социально-педагогической потребности. В настоящее время большую роль в
духовно-нравственном воспитании играют уроки ОРКиСЭ. На уроках
православной культуры используется следующий синонимический ряд
наименований данного процесса: «работа с семьей», «совместная работа»,
«сотрудничество», «совместная деятельность», «педагогическое
сопровождение», «социально-педагогическая поддержка семьи». Курс
предполагает задания, которые вовлекают обучающихся и их родителей в
совместную деятельность (обсуждение, беседы, разъяснения, посещение
Храма и т.д). Например: [посоветуйтесь с родителями и назовите несколько
культурных традиций, принятых в вашей семье; попросите родителей
рассказать вам о православии; расскажите, какие традиции есть в вашей
семье. 2.]. Тема курса « Христианская семья» дает понятие о христианском
понимании семьи и семьи как базовой ценности общества, знакомит с
особенностями семейных традиций в православной культуре. В рамках
празднования Светлой Пасхи обучающиеся, вместе с родителями изготовили
поделки, посетили Храм Архистратига Божия Михаила, участвовали в
городском конкурсе творческих работ « Дорога к Храму».
С моей точки зрения, наиболее полно процесс взаимного влияния
образовательного учреждения и семьи друг на друга способствует более
успешной реализации
воспитательных возможностей.
В духовно-нравственном
воспитании, и в воспитании
вообще, сегодня уже не
срабатывает тот стереотип, в
соответствии с которым
активизация позиции семьи
осуществляется только за счет
информирования родителей об
успехах и проблемах ребенка, в
лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей
силами школы. Взаимодействие образовательных учреждений и семьи
окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных
формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных
детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию
навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных
вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения
конфликтов в воспитании. К тому же отечественная школа, признавая
ведущую роль семьи в воспитании, всегда старалась поддержать семью,
помочь семье в решении воспитательных задач.
Мы находимся в самом начале долгого и кропотливого труда,
направленного на духовно – нравственное возрождение нашего Отечества.
Немаловажное значение в исцелении современного мира имеет возрождение
православных традиций. И здесь нам важно помнить учение святого апостола
Павла, который, говоря о традиции как о предании, предостерегал от слепого
следования преданиям человеческим и от неумеренности в этом деле, что
может отдалить нас от Господа [см.: Кол. 2:8; Гал. 1:14. 3]. Он призывал
твердо держаться учения Церкви [см.: Кор. 11:2. 4].
Следуя апостольскому наставлению, покажем миру, что нет ничего
современнее и жизненнее православной традиции, возвещающей о
Христовой любви.
Современным родителям предстоит на личном опыте с большим
трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как
терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на
проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и
активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви.
Духовную бедность детской души можно восполнить только милостивой и
сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не
принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем: учителям,
родителям, детям.
Библиографический список
1.
Бородина А. В. Основы православной культуры. – М. 2002.
2.
Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 класс.
М.,Просвещение.2011
3.
Протоирей Евгений Шестун, Наталья Огудина. Православная семья. –
Самара. 2001.
4.
Религиозно-нравственное воспитание детей в школе (Е.Ф. Сосунцов.
Из бесед с учащимися на земских педагогических курсах 1912 года в гг.
Симбирске и Оханске. Казань. Центральная типография. 1914 г.)
5.
Сайт Синодального отдела катехизации и образования Prokimen.Ru
6.
Шевченко Л. Л.. Православная культура (духовно-нравственная
культура). 2 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для
начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5
изданий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций
Отечества. 2004-2007.
7.
Школа и церковь. Новые отношения. // Педагогика -1991. №6.