Цель статьи: дать краткую характеристику понятия "одаренности" и "одаренные дети". Рассмотреть способы работы для развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.
Педагогическая работа с одаренными детьми.
Одаренные ученики требуют талантливого учителя. Недостаточное
внимание к одаренным и талантливым детям – это не внимание ко всем
нам.
Начиная разговор об одаренности, необходимо раскрыть само это
понятие. Впервые понятие «одаренность» было введено в середине XIX века
английским психологом Ф. Гальтоном. По его мнению, общая одаренность –
интегральный уровень специальных способностей, который связан с их
развитием, но достаточно от них независим.
Психологическим изучением одаренности и разработкой психолого-
педагогических вопросов воспитания и обучения необычных детей в нашей
стране до сравнительно недавнего времени занимались очень мало.
Проанализировав литературу, мы столкнулись с тем, что в настоящее время
не существует четких определений одаренности. Но все же мы можем
представить некоторые из них.
Одаренность- это системное качество психики, дающее возможность
человеку достичь более высоких незаурядных результатов по сравнению с
другими людьми [1, с.47]
Одаренность, по всей вероятности, следует понимать, как качество,
возникающее как правило, постепенно, в контексте «человек-среда»,однако
специфика этого взаимодействия остается тайной.
Одаренность в основном мы определили тремя взаимосвязанными
параметрами: опережающим развитием познания, психологическим
развитием и физическими данными [1,с. 16].
Обратим внимание на то, что в признаках одаренности перечисляются
такие моменты как: повышенная познавательная потребность, ярко
выраженный интерес тем или иным занятиям или видам деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность каким- либо предметом. Мы можем
выделить следующие факторы, которые могут влиять на формирование
одаренности:
-наследственность;
-социальная среда;
-психологические механизмы саморазвития личности [1, с.39].
В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах,
спортивную и организационную. В познавательной деятельности —
интеллектуальную одаренность. В художественно-эстетической деятельности
— сценическую, хореографическую, изобразительную, литературно-
поэтическую и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности
— аттрактивную и лидерскую одаренность. В духовно-ценностной
деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых
духовных ценностей и служении людям.
Одаренность конкретного ребенка в значительной мере условная его
характеристика. Дело в том, что имеющиеся способности ребенка не
являются достаточным и прямым показателем его будущих успехов в какой-
либо деятельности. Исследователи считают, что одной из основных проблем
поиска таких детей является не столько несовершенство психометрических
свойств оценочного аппарата, сколько сложный характер самого понятия
одаренности, не имеющего таких характерных признаков как, например,
возраст, цвет глаз или волос[2, с. 11].
Конечно же, на данный момент существует много способов выявления
одаренных детей, разрабатываются программы для их поддержки, помощи в
развитии и реализации своих способностей. Не стоит забывать, что оценка
конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Явные
способности ребенка, не являются достаточным и прямым показателем его
достижений в будущем. Даже самый остроумный способ наблюдений или
тест не может претендовать на исключительную роль в процессе
распознавания одаренности [2, с.190].
Основной проблемой изучения одаренности являются как и научные
основания одаренности, так и способы выявления и дальнейшее развитие
способностей детей.
А в условиях ФГОС еще большее значение приобретает создание
системы поддержки одаренных детей. В этой системе каждый, кто участвует
в развитии способностей и таланта обретает значимость, так как от него
зависит обеспечение возможности для самореализации ребенка.тОчень
важно создать для таких детей оптимальные по трудности условия для
развития их одаренности.
Мне бы хотелось представить опыт работы учителей по
сопровождению одаренных детей в нашем учреждении.
В своей практике для сопровождения и развития одаренных детей,
наши педагоги используют разноуровневое обучение. Такое обучение,
являясь одним из важных аспектов индивидуализации, требует наличие
современных личностно-ориентированных учебно- методических
комплексов. В практике мы стараемся использовать задания, которые
содержат задания разного уровня. Дети с высокими способностями имеют
возможность выбирать себе задания по той степени сложности, которые
считают приемлемыми для себя. Также практикуется в нашей школе курсы
для индивидуальной и групповой работы с учащимися, заинтересованными в
исследовательской и проектной деятельности.
Функционирование в школе психологических клубов, кружков, игр
познавательной направленности дает возможность талантливым детям
продуцировать необычные и разнообразные идеи, развивать специальные
способности, ощущая при этом свою успешность.
В своей деятельности мы применяем такие формы работы,
как
создание групп по интересам (в группы отбираются детей со сходными
способностями и интересами). Мы стараемся, чтобы это происходило не
только в рамках одного класса, но и в масштабе всей школы. Деятельность
групп по интересам, способствуя росту теоретических знаний учащихся
школы, является дополнением к школьной программе.
Наши ученики участвуют в предметных олимпиадах муниципального и
районного уровня, конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», интерент-
олимпиадах и др.. Мы готовим и проводим
предметные недели в школе, к
участию в которых стараемся вовлечь всех обучающихся.
Любая образовательная деятельность не будет плодотворной, если в нее
не будут вовлечены родители обучающихся. Для работы с ними нами
составлен
образовательный маршрут работы,
предусмотрены беседы,
консультации, мы провели родительские собрания на темы «
Детская
одаренность: пути развития способностей младших школьников» , «Если ваш
ребенок одарен».
В заключение хотелось бы отметить, что человек может прожить всю
свою жизнь и даже не подозревать о тех возможностях, которые заложены в
него природой. Он может не раскрыться в семье, а может не раскрыться в
школе. Наша задача помочь ребятам найти и понять себя.
Ведь одаренность — это и исключение, и правило,
и каждый человек
одарен.
Литература
1.
Богоявленская И. Б.. Богоявленская М. Е. Психология одаренности:
понятие, виды проблемы. Выпуск 1-М.: МИОО, 2003-176 с.
2.
Одаренные дети: Пер. с англ. / общ. Ред. Г. В. Бкрменской и В. мммм.
Слуцкого. – М. : Прогресс, 1991.-376 с.
3.
Рабочая программа одаренности. М.. Магистр, 1998, 200 с.