"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ФГОС"
Автор: Павлыгина Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "Тарская СОШ № 5"
Населённый пункт: город Тара, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ФГОС"
Описание:
Статья о развитии творческих способностей детей на уроках чтения. Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-
экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является
формирование творчески-активной личности, постоянно думающей,
стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач.
Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество
оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и
формирует её.
КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ФГОС
Павлыгина Марина Александровна
учитель начальных классов
БОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа №5»
Омская область, г.Тара
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-
экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является
формирование творчески-активной личности, постоянно думающей,
стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач.
Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество
оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и
формирует её.
Главное в педагогике творчества – не помешать расцвести «таинственному
цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего
мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности
человека, креативностью [1, с. 45-46].
Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки
литературного чтения. Литературное чтение должно решать комплексно задачи
эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка,
а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что
чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и
самовоспитание, и конечно, удовольствие.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного,
всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед
учителем стоят следующие задачи:
замечать любые творческие проявления учеников;
создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во
внеклассной работе [3, с. 87-88].
Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи,
загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности. Далее, когда дети
овладели навыком чтения, они продолжают работу над развитием этих
способностей.
На уроках литературного чтения ребята пробуют свои силы в качестве писателей
и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в
парах. В итоге у некоторых получаются неплохие произведения. Естественно,
далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение
сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого ребёнка
можно развивать.
Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на
протяжении года с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в
атмосфере сотрудничества учителя и ученика.
Проводя урок чтения, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были
заинтересованы и активно участвовали в работе.
Под системой творческих заданий я понимаю упорядоченное множество
различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание,
преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений,
направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном
процессе: это речевые разминки, задания на смекалку, различного рода
пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок,
преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации,
литературные игры, головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы,
конкурсы, шарады, викторины, шутки.
В учебнике некоторые тексты являются отрывками произведений, что позволяет
давать задания такого типа: продолжи рассказ; как вы думаете, что ещё может
произойти с героем; а если бы главный герой поступил по-другому, чтобы могло
произойти? А если произведение большое, то, придумав продолжение, могут
сравнить затем свой рассказ с произведением автора.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили
сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное
отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они
постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности;
научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и
сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие
мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и
видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать
настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.
У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям,
возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими
более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую
работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и
воображению при выполнении работ творческого характера, а также
способность моделировать нестандартные ситуации
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой
работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при
создании в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству
другого, особого такта.
Список использованной литературы:
1.
Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возраст М., 2006.
2.
Кудина Г.Н., Новлянская 3.H.Литература как предмет эстетического
цикла: Методическое пособие 1,2,3 кл., М., 1992.
3.
Новлянская З.Н. Учебные творческие задания на уроках литературы в
начальной школе Психологические науки и образование, 1996 №1.
4.
Романовская З.Н. Чтение и развитие младших школьников., 1992.
5.
Стрельцова Л.Е. Изучение личности писателя на уроках чтения в
начальной школе. М„ 1993.