Напоминание

"Реализация деятельностного подхода на уроках математики"

Автор: Мецкер Алиса Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ Тогучинского района "Долговская средняя школа"

Населённый пункт: Новосибирская область, Тогучинский район, д.Долгово

Наименование материала: презентация

Тема: "Реализация деятельностного подхода на уроках математики"

Описание:

Презентация к выступлению "Реализация деятельностного подхода на уроках математики".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1607

Опубликовано 20.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Реализация деятельностного

подхода на уроках

математики.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут

открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им

раскрыться, развить собственные идеи»

( И. Г. Песталоцци)


Осуществляя деятельностный подход, необходимо организовать

работу на уроках так, чтобы обучающие были субъектами

собственной деятельности:

- сами осознали и вычленили проблему;

- поставили цель изучения;

- сформулировали задачи;

- решили их;

- сумели применить полученные знания на практике;

- смогли, преобразовывая их, получить новые знания.
20.11.15 2

В стандартах

нового поколения

в основе

лежит системно-деятельностный подход.
20.11.15 3 Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то
необходимо знать принципы построения урока,
примерную
типологию уроков
и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в

практическом преподавании обеспечивается следующей

системой дидактических принципов:

1) Принцип

деятельности

- заключается в том, что

ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их

сам, осознает при этом содержание и формы своей

учебной деятельности;

2) Принцип

непрерывности

– означает

преемственность между всеми ступенями и этапами

обучения на уровне технологии, содержания и методик с

учетом возрастных психологических особенностей

развития детей;


3) Принцип целостности – предполагает

формирование учащимися обобщенного

системного представления о мире;

4) Принцип минимакса – заключается в следующем:

школа

должна предложить ученику возможность освоения

содержания

образования на максимальном для него

уровне и обеспечить при этом его

усвоение на уровне социально безопасного

минимума (государственного стандарта знаний);

5) Принцип психологической комфортности –

предполагает

снятие всех стрессообразующих факторов

учебного процесса, создание в школе и на уроках

доброжелательной атмосферы;

6) Принцип
вариативности
– предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора; 7) Принцип
творчества
– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.


Типология уроков в дидактической системе

деятельностного метода

«Школа России»

Уроки деятельностной направленности по

целеполаганию можно распределить на четыре

группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.


1. Урок «открытия» нового знания.
• Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. •
2. Урок рефлексии.
• Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). • Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.
• Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. • Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. •
4. Урок развивающего контроля.
• Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. • Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться
деятельностный метод обучения
и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов для построения условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока
в рамках ФГОС
важно понять, какими должны быть
критерии результативности урока
, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к

ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное

действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание,

находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,

повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и

адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает

репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей

работать по правилу и творчески.


6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и

самооценки (происходит специальное формирование контрольно-

оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми

учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого

ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником,

собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам

их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу

сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие

«учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и

т.д.)


Структура уроков ведения нового знания в

рамках деятельностного подхода имеет

следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ,

план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Новый Стандарт второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
изменение метода обучения
(с объяснительного на деятельностный); ·
изменение способа оценки
результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов); ·
изменение системы аттестации учителей
(оценка качества управления учебной деятельностью учащихся); ·
изменение системы аттестации школ
(оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС).
Предстоит не формальный, а
реальный переход
школы к новой, деятельностной парадигме образования, дающий нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


Яндекс.Метрика