Цели урока: продолжить знакомство с терминами “слагаемое”, “сумма”, использовать эти термины
при чтении записей; продолжить работу над формированием умений прибавить и вычесть 2,
повторить и закрепить знания обучающихся о составе чисел первого десятка, умение решать
задачи; формировать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе; развивать
логическое мышление, речь, внимание, память учащихся.
Оборудование: рисунки сказочных героев – гномики “Умник”, “Задачкин”, демонстрационная
таблица с компонентами при сложении, набор геометрических фигур, схема – опора для решения
задачи, карточки для групповой работы, учебник “Математика” –авт М. И. Моро.
Ход урока
I.
Организационный момент
. (Обеспечение готовности школьников к работе
на уровне внутренней мотивации, включение их в продуктивную учебную деятельность,
сообщение цели, задач урока)
- В начале урока мы создадим друг другу хорошее рабочее настроение.
- Скажите, ребята для того, чтобы наш сегодняшний урок получился интересным и полезным, что
нужно делать? (Ответы детей)
Сообщение цели урока: “Сегодня на уроке мы потренируем наше внимание и память, повторим
состав изученных чисел, название чисел при сложении, доказывая своё мнение не забывайте про
слова – помощники:
Я думаю…
Я считаю…
Я уверена, что у вас всё получится.
II.
Актуализация опорных знаний учащихся. (Активное организованное общение учащихся
по ранее изученному материалу).
1.
Но вначале улыбнёмся. Нас встречает весёлый человечек. Он просит отгадать 2 числа,
сложив которые мы получим 9:
+
= 9
2.
Отгадайте и прочитайте следующие примеры:
6+
=10
5+
= 8
8+
= 8
6+
=8
7+
= 10
5+
= 10
3.
Устный арифметический диктант:
- назовите число, которое следует за числом 5;
- назовите число, которое предшествует 4;
- назовите соседей числа 8;
- назовите число, которое стоит между числами 6 и 8.
4.
Ребята, как вы считаете, сколько разрезов нужно сделать, чтобы разделить верёвку на 4
части.
5.
А теперь внимательно послушайте и решите весёлые задачи:
Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое идут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?
Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
Есть у Нади пять тетрадей.
Папа девочке их дал.
Дал и Ире он четыре.
Ты б тетради подсчитал.
6.
А это задание для очень внимательных детей:
Игра “День – ночь” (ребята закрывают глаза и стараются сосчитать предложенный учителем
пример):
4-1-1-1+2
III.
Работа по теме урока
. (Применение изученных знаний в новых практических
ситуациях).
- Мы прибавляли числа. Вспомните, как называются числа при сложении. (Числа при сложении
называются слагаемыми).
- Как называется число, которое получается в результате сложения? (Сумма)
- Чему равна сумма чисел 4 и 3?
- Назовите 1 слагаемое, 2 слагаемое.
- Ребята к нам в гости пришёл гномик. Зовут его “Умник”. (На доске появляется плакат с
изображением гномика, в руках у которого знаки “+”, “-”). Он очень любит решать примеры. Но
особенно ему нравится читать математические выражения разными способами. Расскажите
гномику, как умеете это делать вы…
Сумма чисел 4-х и 3-х равна 7
4- это 1 слагаемое, 3- это 2 слагаемое, 7 – это сумма
4 плюс 3 равно семи
К 4 прибавить 3 получится 7
- Чему равна сумма чисел 6 и 1?
- Прочитайте математические выражения по-разному…
IV.
Повторение и систематизация ведущих идей предыдущих уроков
:
1.
Работа над задачей:
- А вот этого гномика зовут “Задачкин” (На доске появляется рисунок гномика с вопросительным
знаком в руке). Он очень любит решать задачи. Над одной из них он предлагает поработать вам:
У Кати было 5 кукол. На день рождения ей подарили 2 куклы.
- О чём можно спросить в задаче? (Сколько кукол стало у Кати)
- Больше или меньше кукол стало у Кати?
- Как записать решение задачи?
(Дети записывают решение задачи и ответ)
2.
Творческая работа:
- Ребята, а теперь составьте мне подобные задачи, чтобы они решались так: 5+2=7
Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде “раз”
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде “два”.
Соберём в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде “три”.
На четыре и на пять
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде “шесть”
Всем за парты тихо сесть!
3.
Работа над геометрическим материалом:
- Что такое прямая линия?
- Сколько прямых линий можно провести через одну точку?
- Сколько прямых линий можно провести через две точки?
- Чем отличается прямая линия от отрезка?
- Начертите отрезок, длина которого равна 4 см.
4.
Геометрическая игра “Какая фигура исчезла?”
- А теперь поиграем в игру “Какая фигура исчезла?”
(На доске выставлены геометрические фигуры: красный треугольник, синий круг, жёлтый
квадрат, зелёный треугольник, красный прямоугольник. К доске выходят два ученика. Одному
ученику закрывают глаза. Другой ученик прячет одну фигуру. Затем первый пытается отгадать
исчезнувшую фигуру).
V.
Коллективная работа учащихся.
(Работа в группах).
Ребята, прежде, чем мы начнём работать в группах, я хочу , чтобы вы вспомнили правила дружной
работы. На доске появляется плакат:
Каждая группа получает карточки с заданиями, в которых необходимо расставить числа в порядке
возрастания и отгадать зашифрованное слово:
№ 1
6
1
5
2
4
3
а
с
ц
и
и
н
№ 2
6
1
5
2
4
3
а
в
н
о
о
р
№ 3
1.
Внимательно слушай товарища.
2.
Говори вполголоса
3.
Исправляй товарища так, чтобы не обидеть.
4.
Береги каждую минуту.
6
1
5
2
4
3
а
с
к
о
о
р
№ 4
6
1
5
2
4
3
а
л
ц
и
и
с
На доске появляются отгаданные слова:
синица
ворона
сорока
лисица
- Какое слово лишнее? Почему? (Дети доказывают своё решение)
VI.
Работа по учебнику:
- Кто ошибся Буратино или Чиполино? Почему?
(Закрепление алгоритма сложения и вычитания двух)
VII.
Самостоятельная работа на уроке
. (Для самостоятельной работы
детям предлагаются дифференцированные задания)
- Надеюсь, вы не допустите ошибок и решите примеры правильно:
4+2=
6-2=
5+2=
8-2=
Сильные ученики решают следующие неравенства:
5+2 *7
4+1 * 5
3-2 * 2
2-2 * 0
(Проверка результатов работы осуществляется в парах.)
VIII.
Подведение итогов. Рефлексия.
- А теперь подведём итог нашего сегодняшнего задания. (Дети продолжают предложения
записанные на доске)
Сегодня на уроке я сомневался…
Сегодня на уроке мне понравилось…
Какие задания вы бы включили в урок…
- Молодцы! Спасибо за работу на уроке. Я думаю, что всё то новое, что мы сегодня узнали на
уроке, нам очень пригодится в нашей дальнейшей учёбе