Напоминание

"Использование пословиц при изучении орфографических тем (рекомендации учителям)"

Автор: Желудкова Наталья Владимировна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: МБОУ СОШ №4

Населённый пункт: г.Салехард

Наименование материала: статья

Тема: "Использование пословиц при изучении орфографических тем (рекомендации учителям)"

Описание:

Подбору речевого материала для уроков русского языка уделяется особое внимание. Речь учащихся зачастую бедна, маловыразительна, словарный запас ограничен. Сравнения и иносказания для них сложны, смысл их нередко непонятен. Народные изречения – превосходный материал для разных видов работы на уроках по изучению лексики, орфографии, пунктуации. Применяя ту или иную пословицу, поговорку на уроке, мы разбираем значение отдельных слов, выясняем общий смысл, подбираем жизненные ситуации, к которым можно применить данное выражение. Такая работа активизирует внимание, поддерживает познавательный интерес, пополняет активный словарь.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1612

Опубликовано 21.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Использование пословиц при изучении орфографических тем

(рекомендации учителям)
Подбору речевого материала для уроков русского языка уделяется особое внимание. Речь учащихся зачастую бедна, маловыразительна, словарный запас ограничен. Сравнения и иносказания для них сложны, смысл их нередко непонятен. Народные изречения – превосходный материал для разных видов работы на уроках по изучению лексики, орфографии, пунктуации. Применяя ту или иную пословицу, поговорку на уроке, мы разбираем значение отдельных слов, выясняем общий смысл, подбираем жизненные ситуации, к которым можно применить данное выражение. Такая работа активизирует внимание, поддерживает познавательный интерес, пополняет активный словарь.
Речевой материал для работы над конкретными темами русского языка

Для закрепления правописания безударных гласных проверяемых ударением:

Конец
- делу венец. 
Кончил дело
- гуляй смело. Даются две пословицы, в одной из которых имеется слово с безударной гласной, в другой - под ударением. Пословицы записываются, слова «конец и кончил» подчёркиваются, гласную
о
и ударение выделяют зелёной пастой.  Лес и
вода
-брат и сестра.  Что в
воду
упало, то пропало  На сердитых
воду
возят.  Без
дождя
и трава не растёт.  Мокрому
дождь
не страшен  Около пчёлки
медок
 Жалит пчёлка, жаль
мёду
 Из одной
муки
хлеба не испечёшь  Из одной
мучки
, да не одни ручки  Держи
голову
в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.  Язык болтает, а
голова
не знает.  Слаще всех
плодов

плод
честного труда
Правописание парных звонких и глухих согласных
 Береги
нос
в большой
мороз.
 Зелёный
наряд
радует
взгляд.
 Зимой
снег
глубокий - летом
хлеб
высокий.  Русский
народ
в словах
горд
, в делах
твёрд.
 В чужой
лодке
всегда больше
рыбки
. 
Гнев
– плохой советчик.  Договор дороже
денег.
 С него
взятки гладки

Кошке – игрушки, мышке – слёзки.
 Сядем
рядком
да поговорим
ладком
 По
Ивашке и рубашка
 Не в
бровь, а в глаз
 Один с
ложкой
, а семеро с
плошкой
 На чужой сторонушке
рад
своей воронушке  Одному
вершки,
другому
корешки

Гриб
не
хлеб
, а ягода не трава
Правописание разделительного знака
 Маленькое дело лучше большого безделья.  Ученье – путь к уменью.  Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.  Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая в листьях сгниёт.  Знает кошка, чьё мясо съела
 Красна птица опереньем, а человек - уменьем.  Птица сильна крыльями, а человек дружбой  Веселье – от всех бед спасение.
При изучении темы «Числительное»
 Один ум хорошо, а два лучше
.
 Семеро одного не ждут.  У семи пастухов и овцы не стало.  Семь раз отмерь, один раз отрежь  Семеро одного не ждут.  Тысяча неправд не стоят и одной правды.  Два медведя в одной берлоге не живут
Суффиксы существительных
 Поговорка- цветочек, пословица- ягодка.  Кусочек с коровий носочек.  Хлебушко - калачу дедушка.  Старый человек в семье-сокровище.  Кошке – игрушки, а мышке – слёзки.  Собирай по ягодке, соберёшь кузовок  Пушинка к пушинке – выйдет перинка  На чужой сторонушке рад своей воронушке
Правописание -тся, -ться в глаголе
 Кто смерти не боится, того пуля сторонится.  Не плюй в колодец- пригодится воды напиться.  Кто хочет от жизни толку добиться, тот ничего не боится.  С умным разговориться- что мёду напиться.  Грамоте учиться – всегда пригодится.  Кто не увлекается сам, тот не сможет увлечь.  Пуганая ворона и куста боится  Не трудиться, так и хлеб не родится
Падежные окончания существительных
 Знал дружка в радости, не оставляй в горести.  С миру по нитке - голому рубашка.  Хорошо птичке в золотой клетке, но того лучше на зелёной ветке.  До поры до времени не сеют семени.  Первое в жизни- честно служить отчизне.  Набирайся ума в учении, храбрости в сражении.  Человек без воли подобен слепому в поле.  Кошке - игрушки, мышке- слёзки.  Не покажись словом, а покажись делом  Без букв и грамматики не учатся и математике.  На хорошей лошадке по дорожке, на худой – по сторонке.  Ешь пироги с грибами, да язык держи за зубами.  Слово «дело» в пословицах (во всех падежах) И.п.
Дело мастера боится
Р.п. Без
дела
дома не сидится Д.п.
Делу время – потехе час
В.п. Закончим
дело
мы сейчас Т.п. Этим
делом
гордиться будем П.п. О другом
деле
не забудем  Слово «труд» в пословицах (во всех падежах) И.п.
Труд
кормит, а лень портит Р.п. Без
труда
не вытащишь и рыбку из пруда Д.п. Суди о человеке по его
труду
.
В.п.
Труд
и чужой цени как свой Т.п. не всяким
трудом
гордиться можно П.п. В
труде
рождаются герои
Правописание жи-ши, ча–ща, чу-щу
 Жить – Родине служить.  Сам погибай, а товарища выручай.  Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.  Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.  Не верь чужим речам, а верь своим очам.  На чужой стороне и летом холодно.  С книгой жить – век не тужить.  Грибы ищут – по лесу рыщут.  Чужой славой не проживёшь.  Давши слово держись, а не давши – крепись  Шило в мешке не утаишь  Жизнь прожить – не поле перейти
Правописание мягкого знака
.  Больше дела, меньше слов  Умей взять, умей и дать.  Мало хотеть, надо уметь  Не учись разрушать, а учись строить
Непроизносимые согласные
 Радостная жизнь сердце веселит.  Человек трудолюбивый – самый счастливый.  Рукам работа, душе праздник.  Сердце матери лучше солнца греет.  Счастливым и красивым делает человека работа.  Солнце пригреет - всё поспеет.  Худо лето, когда солнца нету  Будет и на нашей улице праздник  Без кота мышам праздник  Не из-за одной звезды небо звёздное  Сей в ненастную погоду, а собирай в хорошую
Слова с удвоенными согласными
 У коллектива большая сила.  Ссора до добра не доводит.  В субботу на работу, а в воскресенье на веселье.
Правописание не- с глаголами
 Не замахивайся палкой - и собака не залает.  Что напишешь пером, то не вырубишь и топором  Не зная броду, не суйся в воду  Не продавай шкуры, не убив медведя  Вперёд не суйся, позади не оставайся!  Не учась и лаптя не сплетёшь  Скажешь – не воротишь, напишешь, не сотрешь.
Родственные слова

Собрать пословицы:
С ложью правда не
дружит
В
дружном
дела спорятся Прочёл книжку- с
другом
встретился Умей дорожить
дружбой

Знаючи
недруга
не зови на пир Без мила
дружка
обуяла грусть- тоска  Маленькое
дело
лучше большого
безделья

Ученье
- свет
, неученье –
тьма 
Ум
да
разум надоумят
сразу  Погнался за
топорищем
, упустил
топор

Рыбак рыбака
видит издалека 
С глупым
водиться, сам
поглупеешь
 О том
кукушка и кукует,
что гнезда у ней нет 
Беда бедой, а еда едой.

Правописание приставок и предлогов
 В субботу на работу, в воскресенье на веселье  С деньгами мил, без денег постыл  Встречают по одёжке, а провожают по уму  От друга отстал и к другу не пристал  Сорока на хвосте весть принесла  Терпение и труд всё перетрут  Наскоро делать – переделывать  Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь  Язык до Киева доведёт  Хорошее слово до сердца дойдёт  Человек без народа – это дерево без корней  От хлеба-соли не отказываются  Семь раз отмерь, один раз отрежь.  Труд и накормит и научит  Счастье тому бывает, кто в труде да в учении ума набирает  Одной рукой узла не завяжешь  Одна пчела немного мёду натаскает  Наговорил столько, что в шапку не заберёшь  Дружно за дело взяться – и пустыня зацветёт
Правописание –чк, -чн
 Лисичка всегда сытей волка бывает  Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку.  Невеличка синичка, да та же птичка
Части речи (разные)
 Солнце выше
ели
, а мы ещё не
ели
 Хотелось бы
полежать
, да надо поле
жать
 Не
под дождём
: постоим да
подождём
 Игла не
шило
, сапог не
шила
.  На то свинье дано
рыло
, чтоб оно
рыло
 Счастье – вольная пташка: где захотело, там и
село
. Я за всё
село
не ответчик.
Антонимы в пословицах
 Ученье- свет, а неученье – тьма  Знай больше, а говори меньше.  В учёбе корень горек, зато плод её сладок  Не бойся врага умного, бойся друга глупого.  Лучшая вещь новая, лучший друг старый.  Мир строит, а война разрушает.  Смелый побеждает, а трус погибает  Ласточка день начинает, а соловей кончает.  Молодость – пташкой, старость - черепашкой
“Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова”, – писал В.И.Даль. И этот призыв прямо адресован учителям – людям творческим, тонко чувствующим красоту и образность народной речи и стремящимся передать эту любовь своим ученикам.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Использование пословиц и поговорок в учебном процессе. Из опыта. В. А. Степных. «Начальная школа» №5 М., «Просвещение» 1998 2. В.П. Фелицина, Ю.Е. Прохоров. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М., издательство «Русский язык» 1979 3. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля М., «Художественная литература» 1984 4. О.Д. Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. СПб : Издательский дом «Литера», 2006 Учитель-логопед Н.В. Желудкова


Яндекс.Метрика