Напоминание

"Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников через взаимодействие семьи и школы"

Автор: Паутова Наталия Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБУ "СОШ № 30"

Населённый пункт: г. Череповец Вологодской области

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников через взаимодействие семьи и школы"

Описание:

В настоящее время современное общество России столкнулось с одной очень существенной проблемой – одновременно с мощным развитием научно-технического прогресса наблюдаются процессы духовно-нравственной деградации общества. Чтобы противостоять антигуманной индустрии, разрушающей личность, необходимо обратиться к традиционным ценностям русского народа, его культурному и духовному наследию. На ступени начального образования предлагается особое внимание уделять формированию следующих ценностей: 1 блок: Я, моя семья, мои друзья Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; красота, гармония, духовный мир, справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. 2 блок: Я – гражданин России Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. 3 блок: Дерево сильно плодами, а человек – трудом Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие. 4 блок: Я берегу свое здоровье Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание, здоровье, жизнь. Богатейшими возможностями формирования социально значимых ценностей обладает семья, которая для младшего школьника является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности, и главнейшим институтом воспитания. Поэтому учителю начальных классов в процессе формирования духовно-нравственной культуры у младших школьников необходимо тесное взаимодействие с семьей..

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=164

Опубликовано 07.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников через взаимодействие семьи и школы В настоящее время современное общество России столкнулось с одной очень существенной проблемой – одновременно с мощным развитием научно- технического прогресса наблюдаются процессы духовно-нравственной деградации общества. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают потребительские, узколичные. Согласно социологическим опросам, около 55% молодежи готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного успеха. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Чтобы противостоять антигуманной индустрии, разрушающей личность, необходимо обратиться к традиционным ценностям русского народа, его культурному и духовному наследию. Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, ФГОС НОО определяет процесс образования не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет духовно-нравственное развитие гражданина России как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Для выполнения данной цели и подготовки гармоничного развитого и способного к самореализации молодого поколения система образования должна, развивая общеобразовательные и профессиональные ориентации у ребенка, соединить в себе культурную и духовную составляющие, чтобы, оканчивая школу, он имел навык восприятия как научных, так и духовных знаний и имел нравственные ориентиры, т.е. сформировать духовно-нравственную культуру. Духовно-нравственная культура - это личностное новообразование, в котором интегрированы духовность, нравственность и культура.
В содержание «духовности» включаются ценности, идеалы, чувства личности, которые становятся ее индивидуальными мотивами и исполняют роль движущих сил развития личности, определяют направленность личности и т.д. Нравственность изначально определяется как нормы, правила человеческого общежития. В этой связи нравственную культуру можно рассматривать как опыт культурной деятельности и общения, который сложился в результате присвоения личностью духовной культуры современного общества. Фактически нравственная культура - это практическая реализация духовного в культурной деятельности и общении. Суть единства духовной и нравственной культуры заключается в том, что ценности, идеалы, чувства и т.п. «освещают» содержание и формы деятельности личности, обеспечивают осознанный выбор действий, их нравственную оценку. Именно это единство может решить проблему вечного поиска единства слова и дела, поступка и мотива. Без этого единства любое внешне культурное поведение может стать формальным актом, если оно не продиктовано нравственными чувствами, не освещено духовной культурой. Таким образом, духовно-нравственная культура личности как системное образование детерминирует гуманистическую направленность деятельности и общения личности, позволяет ей стать человеком культуры. По отношению к личности как сложной целостной системе духовно-нравственная культура представляет собой специфическую подсистему, характеризующуюся единством сознания, чувства и поведения. Следовательно, целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно стать обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи духовно – нравственного воспитания: — формирование основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; — воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; — воспитание нравственных качеств личности ребенка, — способствование освоению ребенком основных социальных ролей, моральных и этических норм; — приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства. На ступени начального образования необходимо особое внимание уделять формированию следующих ценностей: 1 блок: Я, моя семья, мои друзья Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; красота, гармония, духовный мир, справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. 2 блок: Я – гражданин России
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. 3 блок: Дерево сильно плодами, а человек – трудом Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие. 4 блок: Я берегу свое здоровье Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание, здоровье, жизнь. Богатейшими возможностями формирования социально значимых ценностей обладает семья, которая для младшего школьника является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности, и главнейшим институтом воспитания. Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. Направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции, формирует у младших школьников ценностное отношение к семейным традициям. Одной из интереснейших форм формирования духовно-нравственной культуры является составление маршрутов духовного краеведения - удивительных и незабываемых путешествий по святым местам родного края. Маршруты духовного краеведения позволяют младшим школьникам познакомиться с историей христианской православной культуры, многое узнать о жизни святых, жизнь которых связана с родным краем, о православных храмах, о чудотворных иконах, в них находящихся. Такие путешествия учат детей ценить историю своих предков, обогащают их духовно, учат уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию, милосердию и любви. Любовь и привязанность к родным местам рождает бережное отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы, закладывает основы формирования и развития патриотических чувств. Духовно-нравственное воспитание школьника в условиях музея имеет своей целью содействие в восхождении школьника к Идеалу посредством приобщения его к традиционным ценностям. Музей в современном обществе – это окно в прошлое и окружающий мир. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействия на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Посещение музея является уроком обобщения полученных знаний, итогом изученного. Ученик начинает понимать, насколько
важны чувства дружбы, уважения, взаимопонимания, любви к Родине, природе, истории и героям. Уникальным средством для передачи народной мудрости и духовно- нравственного воспитания младших школьников является фольклор. Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевок, контрастность в характере сказочных героев, борьба добра и зла, иллюстрирование тех или иных положений учения, закона мира в притчах дают основание целесообразно использовать фольклорный материал в процессе духовно-нравственного воспитания детей, т.е. прививать и развивать те нравственные качества, которые влияют и характеризуют ребенка с положительной стороны (сопереживание, внимательность, взаимопомощь, вежливость). С течением времени, знакомясь с произведениями устного народного творчества, младший школьник постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. Формирование у младших школьников духовно-нравственной культуры невозможно без формирования культуры здоровья, включающая ценностное отношение к здоровью и ведение здорового образа жизни. Ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни опирается на устойчивые представления человека о здоровье как ценности, а также предполагает его оценку с позиции личностной значимости, проявление бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, осуществление линии поведения, основывающейся на приоритете здоровья. Мой педагогический опыт показал, что по каждому блоку есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата. 1 блок: Я, моя семья, мои друзья Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Детям очень нравится слушать рассказы о том времени, когда их еще не было. Школьникам любопытно и страшно одновременно: как это могло быть, что их совсем нигде не было? А что тогда носили? Где спали? Во что играли дети? Можно отправиться на машине времени в далекие-далекие времена, когда бабушкина бабушка еще была маленькой. У детей возникает желание узнать историю имен и фамилий своей семьи. Им любопытно, что означают родовые фамилии, почему их предки выбирали для своих детей такие имена, откуда возникла традиция называть детей в честь родителей, бабушек и дедушек? Для детей младшего школьного возраста характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, они хотят все знать; им необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент или поставить опыт, заглянуть в справочник или в энциклопедию). Эффективным средством духовно-нравственного воспитания младших школьников является проектная деятельность.
Например, в рамках проекта «Волшебный мир семейного музея» дети и их родители объединились для изучения истории семьи, ее генеалогического древа, сохранения семейных традиций и обычаев. Первые шаги - накопление информации. Это опрос всех ближайших родственников: даты рождения, имена, фамилии, профессии бабушек, дедушек, теток, их мужей, детей, двоюродных братьев и сестер и т.д. Затем дети и родители приступили к оформлению: изобразили на листе ватмана силуэт дерева и от корней располагали по старшинству фотографии родственников, сопровождая каждую комментариями. Работая над проектом, дети узнали, как был устроен старинный дом, какие «давным-давно» были конюшни, печки, игрушки, как обходились люди без водопровода, телевизора, машин и компьютеров; попробовали сами выстроить макет старинного дома, парка или экипажа, нарисовали и вырезали дам и кавалеров в костюмах прошлого века и устроили для этих куколок бал или псовую охоту, званый ужин или урок верховой езды. Завершающим этапом этой акции стали защита проекта и семейные посиделки «Удивительная семья моя». Народные праздники в силу исторически сложившихся, присущих им нравственных и эстетических ценностей оказывают на детей огромный воспитательный эффект. Например, праздник русской березки – семейный праздник, организованный силами семьи и школы. Младшие школьники узнали, что в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Горница, где на апостолов сошел Святой Дух, была украшена цветами и травами. Вот откуда пошел обычай украшения домов и храмов в этот день. Ведь зеленый цвет- это цвет обновления. Символом расцветающей природы в России была и остается молодая березка. В Троицу принято было водить хоровод. Наши предки верили, что хороводом они помогают солнцу - главному источнику жизни. Говорят, что такой хоровод мог протянутся от села до села. Дети водят хороводы, перетягивают канат, знакомятся с народными играми. Праздник заканчивается сладким угощением детей Плюсы такого праздника очевидны: в процессе общения с родителями происходит формирование характера, укрепляются жизненные позиции, осваиваются культурные ценности; дети играют вместе с родителями – это и интересно, и весело, и сплачивает семью. Трогательная и поучительная история приобщает ребенка к духовному опыту нации: воспитывает отзывчивость к ближнему, уважение к старшим; сохраняет и передает ребенку родной национальный язык, духовное и культурное наследие народа. 2 блок: Я – гражданин России Незаменимой формой духовно-нравственного образования и просвещения в современной школе являются экскурсии по маршрутам духовного краеведения. Например, экскурсия в старинное русское село Сизьма, где до сих пор бережно сохраняются традиции, обычаи и обряды. В церкви Николая Чудотворца, построенной в 1867-1873 гг., учащиеся прикоснулись к святыням храма – части каменного креста, приплывшего по реке
против течения, и образу Казанской Божией Матери, чудесно обновившейся в период восстановления храма. Деревянная часовня Блаженной Ксении, святой колодец великомученика Георгия Победоносца, известный в летописях с 1678 года, святой источник Пантелеймона Целителя – все это затронуло самые тонкие струны в детских душах. Неповторимый облик и провинциальный колорит Белозерска, неспешная, лишенная суеты жизнь, тенистые аллеи бульваров, где в зелени деревьев прячутся величественные храмы – Спасо-Преображенский собор, Церковь Спаса Всемилостивого, Успенский собор, каменные купеческие дома, деревянные особняки горожан, древний вал – уникальная крепость, свидетель истории пяти столетий, поразили воображение младших школьников. Здесь, словно в машине времени, дети перенеслись в глубину веков и ощутили неповторимое былинное очарование Белозерска. Кирилло-Белозерский монастырь … Здесь редкая красота природы сочетается со множеством архитектурных и исторических памятников, которые оставили нам наши предки. В архитектурных памятниках заповедника размещено немало выставок и интереснейших экспозиций. В Архимандричьих кельях школьники увидели много интереснейших знаковых предметов старины: кресло патриарха Никона, герб России времен Петра Великого I, первые печатные и рукописные славянские книги, оружие 16-18-ых веков и многое другое. В Казенной палате дети познакомились с экспозицией, которая посвящена церковным ремеслам и искусству XVII - XIX веков. В ней находятся орнаментальное шитье, иконы XVII века, предметы старины, произведенные ремесленниками давних времен. Ферапонтов монастырь — одно из тех мест, которое навсегда останется в памяти школьников. Это и Собор Рождества Богородицы Ферапонтова с сохранившимися в нем стенными росписями Дионисия, и церковь Благовещенья, и церковь Мартиниана, и церкви Богоявления и Ферапонта. Побывав в Горицком женском монастыре, учащиеся прикоснулись к особо чтимым образам Святителя Николая, обновившейся иконе Божией Матери «Тихвинская»; познакомились с укладом монастырской жизни. Наши школьники частые гости музеев: Вологодского государственного музея- заповедника, музея Петра I, краеведческого, художественного, археологического музеев Череповца, Белозерска, Сизьмы, Воскресенского. В них бережно хранятся пожелтевшие вырезки из газет, фотографии, письма; коллекции археологии, нумизматики, изобразительного искусства, тканей. Представленные в музее экспозиции – это экскурс не только в прошлое нашего края, но и в историю всей страны. Процесс льнопроизводства и ткачества, варки домашнего пива, коллекции старинной мебели, предметов гончарного, бондарного и кожевенного промыслов, собрание домотканной одежды, полотенец и скатертей – все это учащиеся смогли увидеть в музее крестьянского быта. Экспозиция литературного музея во Владимировке поведала детям об истории усадьбы и ее бывших владельцах, о самом знаменитом представителе семейства
Лотаревых – Игоре-Северянине. Школьники полюбовались красивейшими видами рек Суды и Кемзы, подышали чистым воздухом (усадебный парк специалисты признали самым экологически чистым парком в Вологодской области), послушали романсы на стихи Игоря-Северянина в гостиной. Побывали учащиеся и в Архитектурно-этнографическом музее Вологодской области – Семенково, где дети погрузились в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв., отправившись в путешествие во времени «Осенние помочи» и пережили вместе с жителями деревни события конкретного дня – убирали и солили капусту, кололи дрова, укладывали их в поленницу. И все это с шутками, прибаутками, песнями! 3 блок: Дерево сильно плодами, а человек – трудом Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи. С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это не просто история, занимательный рассказ обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок. Дети, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, сказочной и краткой форме. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы; что в жизни все не делится только на черное и белое, плохое и хорошее. Способы использования притч в учебном процессе: − Обсуждение основной идеи и смысла притчи. − Формулирование вопросов или ответы на поставленные вопросы. − Придумывание названия притчи. − Обсуждение возможного окончания притчи. − Инсценировка притчи. − Подбор пословиц, поговорок. − Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями. − Определение ценностей, которые отражает притча. Например, работая над притчей «Самое трудное дело» о ленивой и трудолюбивой дочках дети отвечают на вопросы: «Тяжело ли ничего не делать целый день? Как лень мешает человеку? Как вы понимаете выражение: «Лучший отдых – это смена деятельности?» и приходят к выводу, что лень – это зло, враг. Лень осложняет жизнь, не дает возможности правильно распределять время для занятий, лишает свободного времени, мешает сосредоточиться, подрывает веру человека в себя.
Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы. 4 блок: Я берегу свое здоровье Большим потенциалом для формирования культуры здоровья обладает внеучебная и внеурочная деятельность Основные формами являются Дни здоровья, походы, «Веселые старты», кружковая работа. В зависимости от расположения школы, времени года и погодных условий День здоровья можно провести в самых различных формах: туристическая прогулка, поход, спортивная игра, город эстафет, лыжный пробег и др. База отдыха «Сосновка» - лучшее место для активного отдыха в рамках Дня здоровья. Горки, специально оборудованная лыжная трасса, каток, зал с массой спортивных снарядов и тренажеров дали детям колоссальный заряд бодрости, здоровья, веселья, положительных эмоций. Занятия в кружке «Подвижные игры» стали частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Во время занятий у младших школьников формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. Для отслеживания результативности работы по формированию духовно- нравственной культуры учащихся было проведено мониторинговое исследование по следующим методикам: 1. Определение нравственных понятий. 2. Тест «С чего начинается Родина?». 3. Беседа «Моя семья». 4. Анкета «Самооценка здоровья». 5. Дифференцированная оценка структуры труда. Критерии сформированности духовно-нравственной культуры: - наличие представлений о нравственных качествах, отношение к ним; - выраженность интереса к истории и культуре Родины; - наличие представлений о семейных традициям, отношение к ним; - отношение к здоровью как к ценности; - дифференцированное понимание ценности результата деятельности для людей, общества. Результаты показывают, что уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся растет; меняется в положительную сторону отношение к таким духовно-нравственным ценностям, как любовь к Родине, готовность прийти на помощь, ценностное отношение к своему краю, культурно-историческому наследию, народным традициям; формируется ценностное отношение к здоровому образу жизни; к труду на благо общества.
Таким образом, воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России, т.к. духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Литература 1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. - 2005. - №11. - С.68-71. 2. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения в современных условиях // Семья в России. - 2001. - № 1. – С.58-62. 3. Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. – 1983. - № 11. – С.88. 4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: Академия, 2001. – 352 с. 5. Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния. - Самара: СГПУ, 2009. – 42 c/ 6. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности / ОГПИ им. М.Горького – Омск: ОГПИ, 1991. – 96 с. 7. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. - 1999. - № 4. - С.27-39. 8. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск, 1987. – 111 с. 9. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2013. – 24 с. 10. Дерябо С., Ясин В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения //Директор школы. - 1994. - №2. - С.7–16. 11. Дядюнова И.А. Воспитание маленького гражданина // Воспитание школьника. – 2003. - № 8. – С.8-10. 12. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №3. –С.9-12. 13. Казин Э.М. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность // Валеология. - 2008. - № 3. - С.18-24. 14. Куликова В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания// Образование. - 2004. -№ 6. – С.27-35. 15. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №6. –С.3-6.
16. Подольская Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования: Дис. канд.филос.наук. – М., 1984. – 175с. 17. Семенов В.Е. Ценностные ориентации российской молодежи и проблемы воспитания. – М.: Прогресс, 2011. – 68 с. 18. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. - 1981. - №5.- С.6. 19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. 20. Чуткова И.В. Духовность – ключ к воспитанию человека будущего. // Начальная школа. – 2001. -№ 7. С. 19 – 21.


Яндекс.Метрика