"Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников через взаимодействие семьи и школы"
Автор: Паутова Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: г. Череповец Вологодской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников через взаимодействие семьи и школы"
Описание:
В настоящее время современное общество России столкнулось с одной очень существенной проблемой – одновременно с мощным развитием научно-технического прогресса наблюдаются процессы духовно-нравственной деградации общества.
Чтобы противостоять антигуманной индустрии, разрушающей личность, необходимо обратиться к традиционным ценностям русского народа, его культурному и духовному наследию.
На ступени начального образования предлагается особое внимание уделять формированию следующих ценностей:
1 блок: Я, моя семья, мои друзья
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; красота, гармония, духовный мир, справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
2 блок: Я – гражданин России
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
3 блок: Дерево сильно плодами, а человек – трудом
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
4 блок: Я берегу свое здоровье
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание, здоровье, жизнь.
Богатейшими возможностями формирования социально значимых ценностей обладает семья, которая для младшего школьника является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности, и главнейшим институтом воспитания.
Поэтому учителю начальных классов в процессе формирования духовно-нравственной культуры у младших школьников необходимо тесное взаимодействие с семьей..
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников через
взаимодействие семьи и школы
В настоящее время современное общество России столкнулось с одной очень
существенной
проблемой
–
одновременно
с
мощным
развитием
научно-
технического прогресса наблюдаются процессы духовно-нравственной деградации
общества.
Сложившееся
положение
является
отражением
перемен,
произошедших
в
общественном
сознании
и
государственной
политике.
Российское
государство
лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов.
Представления
детей
о
главных
человеческих
духовных
ценностях
вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают
потребительские,
узколичные.
Согласно
социологическим
опросам,
около
55%
молодежи готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного
успеха.
Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что нация, утратившая
свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается
беззащитной перед вызовами истории.
Чтобы
противостоять
антигуманной
индустрии,
разрушающей
личность,
необходимо
обратиться
к
традиционным
ценностям
русского
народа,
его
культурному и духовному наследию.
Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного
воспитания, ФГОС НОО определяет процесс образования не только как процесс
усвоения
системы
знаний,
умений
и
компетенций,
составляющих
инструментальную
основу
учебной
деятельности
учащегося,
но
и
как
процесс
развития
личности,
принятия
духовно-нравственных,
социальных,
семейных
и
других ценностей.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России
определяет
духовно-нравственное
развитие
гражданина
России как
процесс
последовательного
расширения
и
укрепления
ценностно-
смысловой
сферы
личности,
формирования
способности
человека
сознательно
выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству,
миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов,
ценностных установок.
Для
выполнения
данной
цели
и
подготовки
гармоничного
развитого
и
способного к самореализации молодого поколения система образования должна,
развивая
общеобразовательные
и
профессиональные
ориентации
у
ребенка,
соединить в себе культурную и духовную составляющие, чтобы, оканчивая школу,
он
имел
навык
восприятия
как
научных,
так
и
духовных
знаний
и
имел
нравственные ориентиры, т.е. сформировать духовно-нравственную культуру.
Духовно-нравственная культура - это личностное новообразование, в котором
интегрированы духовность, нравственность и культура.
В содержание «духовности» включаются ценности, идеалы, чувства личности,
которые становятся ее индивидуальными мотивами и исполняют роль движущих
сил развития личности, определяют направленность личности и т.д.
Нравственность изначально определяется как нормы, правила человеческого
общежития. В этой связи нравственную культуру можно рассматривать как опыт
культурной деятельности и общения, который сложился в результате присвоения
личностью духовной культуры современного общества. Фактически нравственная
культура - это практическая реализация духовного в культурной деятельности и
общении.
Суть единства духовной и нравственной культуры заключается в том, что
ценности, идеалы, чувства и т.п. «освещают» содержание и формы деятельности
личности, обеспечивают осознанный выбор действий, их нравственную оценку.
Именно это единство может решить проблему вечного поиска единства слова и
дела, поступка и мотива. Без этого единства любое внешне культурное поведение
может
стать
формальным
актом,
если
оно
не
продиктовано
нравственными
чувствами, не освещено духовной культурой.
Таким
образом,
духовно-нравственная
культура
личности
как
системное
образование
детерминирует
гуманистическую
направленность
деятельности
и
общения
личности, позволяет
ей
стать
человеком
культуры.
По
отношению
к
личности
как
сложной
целостной
системе
духовно-нравственная
культура
представляет
собой специфическую подсистему,
характеризующуюся
единством
сознания, чувства и поведения.
Следовательно,
целью
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся должно стать обеспечение системного подхода к созданию условий
для
становления
и
развития
высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно – нравственного воспитания:
— формирование основы гражданской идентичности: чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитание нравственных качеств личности ребенка,
—
способствование
освоению
ребенком
основных
социальных
ролей,
моральных и этических норм;
—
приобщение
детей
к
культурным
традициям
своего
народа,
общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
На
ступени
начального
образования
необходимо
особое внимание
уделять
формированию следующих ценностей:
1 блок: Я, моя семья, мои друзья
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; красота, гармония,
духовный
мир,
справедливость;
милосердие;
честь;
достоинство;
уважение
к
родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота
и
помощь,
мораль,
честность,
щедрость,
забота
о
старших
и
младших;
толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
2 блок: Я – гражданин России
Ценности:
любовь
к
России,
своему
народу,
своему
краю;
правовое
государство;
гражданское
общество;
закон
и
правопорядок;
свобода
личная
и
национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
3 блок: Дерево сильно плодами, а человек – трудом
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и
истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
4 блок: Я берегу свое здоровье
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое
сознание, здоровье, жизнь.
Богатейшими возможностями формирования социально значимых ценностей
обладает семья, которая для младшего школьника является первой общественной
средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования
личности, и главнейшим институтом воспитания.
Главным
фактором
семейного
воспитания
считается
его
эмоциональный,
интимный
характер,
основанный на
родственных
чувствах
и
выражающийся
в
любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со
стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от
других институтов.
Направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиции, активное
вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих
возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции, формирует у
младших школьников ценностное отношение к семейным традициям.
Одной из интереснейших форм формирования духовно-нравственной культуры
является
составление
маршрутов
духовного
краеведения
-
удивительных
и
незабываемых путешествий по святым местам родного края. Маршруты духовного
краеведения
позволяют
младшим
школьникам
познакомиться
с
историей
христианской
православной
культуры,
многое
узнать
о
жизни
святых,
жизнь
которых связана с родным краем, о православных храмах, о чудотворных иконах, в
них находящихся. Такие путешествия учат детей ценить историю своих предков,
обогащают
их
духовно,
учат
уважительному
отношению
к
каждому
человеку,
терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию, милосердию и любви.
Любовь и привязанность к родным местам рождает бережное отношение к
природе,
животному
и
растительному
миру,
к
людям
своего
края,
развивает
умственные
силы,
наблюдательность,
умение
анализировать
явления
природы,
закладывает основы формирования и развития патриотических чувств.
Духовно-нравственное воспитание школьника в условиях музея имеет своей
целью содействие в восхождении школьника к Идеалу посредством приобщения его
к традиционным ценностям.
Музей в современном обществе – это окно в прошлое и окружающий мир.
Музейные
экспонаты
имеют
уникальную
возможность
воздействия
на
интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая
экспозиция
представляет
собой
программу
передачи
через
экспонаты
знаний,
навыков, суждений, оценок и чувств. Посещение музея является уроком обобщения
полученных
знаний,
итогом
изученного.
Ученик начинает
понимать,
насколько
важны чувства дружбы, уважения, взаимопонимания, любви к Родине, природе,
истории и героям.
Уникальным
средством
для
передачи
народной
мудрости
и
духовно-
нравственного воспитания младших школьников является фольклор.
Особое
многообразие
красок
произведений
народной
художественной
культуры,
яркий
музыкальный
язык
фольклорных
напевок,
контрастность
в
характере сказочных героев, борьба добра и зла, иллюстрирование тех или иных
положений
учения,
закона
мира
в
притчах
дают
основание
целесообразно
использовать фольклорный материал в процессе духовно-нравственного воспитания
детей, т.е. прививать и развивать те нравственные качества, которые влияют и
характеризуют ребенка с положительной стороны (сопереживание, внимательность,
взаимопомощь, вежливость).
С
течением
времени,
знакомясь
с
произведениями
устного
народного
творчества,
младший
школьник
постепенно
овладевает
принятыми
в
обществе
нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает
своими,
принадлежащими
себе,
способы
и
формы
взаимодействия,
выражения
отношения к людям, природе, лично к себе.
Формирование
у
младших
школьников
духовно-нравственной
культуры
невозможно
без
формирования
культуры
здоровья,
включающая
ценностное
отношение к здоровью и ведение здорового образа жизни.
Ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни опирается на
устойчивые представления человека о здоровье как ценности, а также предполагает
его оценку с позиции личностной значимости, проявление бережного отношения к
своему
здоровью
и
здоровью
окружающих,
осуществление
линии
поведения,
основывающейся на приоритете здоровья.
Мой педагогический опыт показал, что по каждому блоку есть специфические
формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
1 блок: Я, моя семья, мои друзья
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням.
Детям очень нравится слушать рассказы о том времени, когда их еще не было.
Школьникам любопытно и страшно одновременно: как это могло быть, что их
совсем нигде не было? А что тогда носили? Где спали? Во что играли дети? Можно
отправиться
на
машине
времени
в
далекие-далекие
времена,
когда
бабушкина
бабушка еще была маленькой. У детей возникает желание узнать историю имен и
фамилий своей семьи. Им любопытно, что означают родовые фамилии, почему их
предки выбирали для своих детей такие имена, откуда возникла традиция называть
детей в честь родителей, бабушек и дедушек?
Для детей младшего школьного возраста характерно стремление проникнуть в
самые сокровенные тайны бытия, они хотят все знать; им необходимо до всего дойти
самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент или
поставить опыт,
заглянуть
в
справочник
или
в
энциклопедию). Эффективным
средством
духовно-нравственного
воспитания
младших
школьников
является
проектная деятельность.
Например, в рамках проекта «Волшебный мир семейного музея» дети и их
родители объединились для изучения истории семьи, ее генеалогического древа,
сохранения семейных традиций и обычаев.
Первые
шаги
-
накопление
информации.
Это
опрос
всех
ближайших
родственников: даты рождения, имена, фамилии, профессии бабушек, дедушек,
теток, их мужей, детей, двоюродных братьев и сестер и т.д.
Затем дети и родители приступили к оформлению: изобразили на листе ватмана
силуэт дерева и от корней располагали по старшинству фотографии родственников,
сопровождая каждую комментариями.
Работая над проектом, дети узнали, как был устроен старинный дом, какие
«давным-давно»
были
конюшни,
печки,
игрушки,
как
обходились
люди
без
водопровода,
телевизора,
машин
и
компьютеров;
попробовали
сами
выстроить
макет старинного дома, парка или экипажа, нарисовали и вырезали дам и кавалеров
в костюмах прошлого века и устроили для этих куколок бал или псовую охоту,
званый ужин или урок верховой езды.
Завершающим этапом этой акции стали защита проекта и семейные посиделки
«Удивительная семья моя».
Народные
праздники
в
силу
исторически
сложившихся,
присущих
им
нравственных
и
эстетических
ценностей
оказывают
на
детей
огромный
воспитательный эффект.
Например, праздник русской березки – семейный праздник, организованный
силами семьи и школы.
Младшие школьники узнали, что в этот день совершилось сошествие Святого
Духа на апостолов. Горница, где на апостолов сошел Святой Дух, была украшена
цветами и травами. Вот откуда пошел обычай украшения домов и храмов в этот
день. Ведь зеленый цвет- это цвет обновления. Символом расцветающей природы в
России была и остается молодая березка.
В Троицу принято было водить хоровод. Наши предки верили, что хороводом
они помогают солнцу - главному источнику жизни. Говорят, что такой хоровод мог
протянутся от села до села. Дети водят хороводы, перетягивают канат, знакомятся с
народными играми. Праздник заканчивается сладким угощением детей
Плюсы
такого
праздника
очевидны:
в
процессе
общения
с
родителями
происходит
формирование
характера,
укрепляются
жизненные
позиции,
осваиваются
культурные
ценности;
дети
играют
вместе с
родителями
–
это
и
интересно, и весело, и сплачивает семью. Трогательная и поучительная история
приобщает
ребенка
к
духовному
опыту
нации:
воспитывает
отзывчивость
к
ближнему,
уважение
к
старшим;
сохраняет
и
передает
ребенку
родной
национальный язык, духовное и культурное наследие народа.
2 блок: Я – гражданин России
Незаменимой формой духовно-нравственного образования и просвещения в
современной школе являются экскурсии по маршрутам духовного краеведения.
Например, экскурсия в старинное русское село Сизьма, где до сих пор бережно
сохраняются традиции, обычаи и обряды.
В
церкви
Николая
Чудотворца,
построенной
в
1867-1873
гг.,
учащиеся
прикоснулись к святыням храма – части каменного креста, приплывшего по реке
против течения, и образу Казанской Божией Матери, чудесно обновившейся в
период восстановления храма.
Деревянная
часовня
Блаженной
Ксении,
святой
колодец
великомученика
Георгия
Победоносца,
известный
в
летописях
с
1678
года,
святой
источник
Пантелеймона Целителя – все это затронуло самые тонкие струны в детских душах.
Неповторимый
облик
и
провинциальный
колорит
Белозерска,
неспешная,
лишенная суеты жизнь, тенистые аллеи бульваров, где в зелени деревьев прячутся
величественные
храмы
–
Спасо-Преображенский
собор,
Церковь
Спаса
Всемилостивого,
Успенский
собор,
каменные
купеческие
дома,
деревянные
особняки горожан, древний вал – уникальная крепость, свидетель истории пяти
столетий, поразили воображение младших школьников. Здесь, словно в машине
времени, дети перенеслись в глубину веков и ощутили неповторимое былинное
очарование Белозерска.
Кирилло-Белозерский монастырь … Здесь редкая красота природы сочетается
со множеством архитектурных и исторических памятников, которые оставили нам
наши предки.
В
архитектурных
памятниках
заповедника
размещено
немало
выставок
и
интереснейших экспозиций. В Архимандричьих кельях школьники увидели много
интереснейших
знаковых
предметов
старины:
кресло
патриарха
Никона,
герб
России времен Петра Великого I, первые печатные и рукописные славянские книги,
оружие 16-18-ых веков и многое другое.
В Казенной палате дети познакомились с экспозицией, которая посвящена
церковным
ремеслам
и
искусству
XVII
-
XIX
веков.
В
ней
находятся
орнаментальное
шитье,
иконы
XVII
века,
предметы
старины,
произведенные
ремесленниками давних времен.
Ферапонтов монастырь — одно из тех мест, которое навсегда останется в
памяти
школьников.
Это
и
Собор
Рождества
Богородицы
Ферапонтова
с
сохранившимися в нем стенными росписями Дионисия, и церковь Благовещенья, и
церковь Мартиниана, и церкви Богоявления и Ферапонта.
Побывав в Горицком женском монастыре, учащиеся прикоснулись к особо
чтимым
образам
Святителя
Николая,
обновившейся
иконе
Божией
Матери
«Тихвинская»; познакомились с укладом монастырской жизни.
Наши школьники частые гости музеев: Вологодского государственного музея-
заповедника, музея Петра I, краеведческого, художественного, археологического
музеев Череповца, Белозерска, Сизьмы, Воскресенского. В них бережно хранятся
пожелтевшие
вырезки
из
газет,
фотографии,
письма;
коллекции
археологии,
нумизматики, изобразительного искусства, тканей.
Представленные в музее экспозиции – это экскурс не только в прошлое нашего
края, но и в историю всей страны.
Процесс
льнопроизводства
и
ткачества,
варки
домашнего
пива,
коллекции
старинной мебели, предметов гончарного, бондарного и кожевенного промыслов,
собрание домотканной одежды, полотенец и скатертей – все это учащиеся смогли
увидеть в музее крестьянского быта.
Экспозиция литературного музея во Владимировке поведала детям об истории
усадьбы и ее бывших владельцах, о самом знаменитом представителе семейства
Лотаревых – Игоре-Северянине. Школьники полюбовались красивейшими видами
рек Суды и Кемзы, подышали чистым воздухом (усадебный парк специалисты
признали самым экологически чистым парком в Вологодской области), послушали
романсы на стихи Игоря-Северянина в гостиной.
Побывали учащиеся и в Архитектурно-этнографическом музее Вологодской
области – Семенково, где дети погрузились в мир русской деревни конца XIX –
начала ХХ вв., отправившись в путешествие во времени «Осенние помочи» и
пережили вместе с жителями деревни события конкретного дня – убирали и солили
капусту,
кололи
дрова,
укладывали
их
в
поленницу.
И
все
это
с
шутками,
прибаутками, песнями!
3 блок: Дерево сильно плодами, а человек – трудом
Важным
опорным
материалом,
на
котором
строится
духовно-нравственное
воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи. С точки зрения
литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С
философской
точки
зрения,
притча
–
есть
история,
используемая
в
качестве
иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это не просто
история, занимательный рассказ обо всем на свете, в них мудрость веков.
Это игра
ума,
воображения,
проникновение
в
тайные
лабиринты
сознания.
Темы
притч:
мудрость,
долголетие,
знание,
любовь
к
ближнему,
усердие,
самообладание,
разумное
пользование
богатством,
сочувствие
к
бедным,
семейные
устои
и
воспитание
детей,
милосердие,
выбор
друзей,
трудолюбие,
честность,
непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье,
здравый рассудок.
Дети, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной,
сказочной и краткой форме. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда
можно найти много путей решения одной проблемы; что в жизни все не делится
только на черное и белое, плохое и хорошее.
Способы использования притч в учебном процессе:
− Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
− Формулирование вопросов или ответы на поставленные вопросы.
− Придумывание названия притчи.
− Обсуждение возможного окончания притчи.
− Инсценировка притчи.
− Подбор пословиц, поговорок.
−
Сравнение
нескольких
притч
(притчи
разных
культур)
с
одинаковыми
ценностями.
− Определение ценностей, которые отражает притча.
Например,
работая
над
притчей
«Самое
трудное
дело»
о
ленивой
и
трудолюбивой дочках дети отвечают на вопросы: «Тяжело ли ничего не делать
целый день? Как лень мешает человеку? Как вы понимаете выражение: «Лучший
отдых – это смена деятельности?» и приходят к выводу, что лень – это зло, враг.
Лень осложняет жизнь, не дает возможности правильно распределять время для
занятий,
лишает
свободного
времени, мешает
сосредоточиться,
подрывает
веру
человека в себя.
Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем
прорастут и дадут свои всходы.
4 блок: Я берегу свое здоровье
Большим
потенциалом
для
формирования
культуры
здоровья
обладает
внеучебная и внеурочная деятельность
Основные
формами
являются
Дни
здоровья,
походы,
«Веселые
старты»,
кружковая работа.
В зависимости от расположения школы, времени года и погодных условий
День здоровья можно провести в самых различных формах: туристическая прогулка,
поход, спортивная игра, город эстафет, лыжный пробег и др.
База отдыха «Сосновка» - лучшее место для активного отдыха в рамках Дня
здоровья. Горки, специально оборудованная лыжная трасса, каток, зал с массой
спортивных
снарядов
и
тренажеров
дали
детям
колоссальный
заряд
бодрости,
здоровья, веселья, положительных эмоций.
Занятия
в
кружке
«Подвижные
игры»
стали
частью
патриотического,
эстетического
и
физического
воспитания
детей.
Испокон
веков
в
играх
ярко
отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости,
мужестве,
желание
обладать
силой,
ловкостью,
выносливостью,
быстротой
и
красотой
движений;
проявлять
смекалку,
выдержку,
творческую
выдумку,
находчивость, волю, стремление к победе.
Во
время
занятий
у
младших
школьников
формируются
устойчивое,
заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются
эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к
Родине, ее культуре и наследию.
Для
отслеживания
результативности
работы
по
формированию
духовно-
нравственной культуры учащихся было проведено мониторинговое исследование по
следующим методикам:
1. Определение нравственных понятий.
2. Тест «С чего начинается Родина?».
3. Беседа «Моя семья».
4. Анкета «Самооценка здоровья».
5. Дифференцированная оценка структуры труда.
Критерии сформированности духовно-нравственной культуры:
- наличие представлений о нравственных качествах, отношение к ним;
- выраженность интереса к истории и культуре Родины;
- наличие представлений о семейных традициям, отношение к ним;
- отношение к здоровью как к ценности;
-
дифференцированное
понимание
ценности
результата
деятельности
для
людей, общества.
Результаты показывают, что уровень сформированности духовно-нравственной
культуры учащихся растет; меняется в положительную сторону отношение к таким
духовно-нравственным ценностям, как любовь к Родине, готовность прийти на
помощь,
ценностное
отношение
к
своему
краю,
культурно-историческому
наследию, народным традициям; формируется ценностное отношение к здоровому
образу жизни; к труду на благо общества.
Таким образом, воспитание человека, формирование в нем свойств духовно
развитой
личности,
любви
к
своей
стране,
потребности
творить
и
совершенствоваться
есть
важнейшее
условие
успешного
развития
России,
т.к.
духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором
модернизации
России. Создать
современную инновационную экономику,
минуя
человека,
состояние
и
качество
его
внутренней
жизни,
невозможно.
Темпы
и
характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской
позиции
человека,
его
мотивационно-волевой
сферы,
жизненных
приоритетов,
нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Литература
1.
Аверина
Н.Г.
О
духовно-нравственном
воспитании
младших
школьников
//
Начальная школа. - 2005. - №11. - С.68-71.
2.
Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Роль семьи в воспитании подрастающего
поколения в современных условиях // Семья в России. - 2001. - № 1. – С.58-62.
3.
Архангельский
Л.М.
Моральные
ценности
и
современность
//
Вопросы
философии. – 1983. - № 11. – С.88.
4.
Васильева
О.С.,
Филатов
Ф.Р.
Психология
здоровья
человека:
эталоны,
представления, установки. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
5.
Власова
С.В.
Духовно-нравственная
культура
младшего
школьника:
анализ
состояния. - Самара: СГПУ, 2009. – 42 c/
6.
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности / ОГПИ им.
М.Горького – Омск: ОГПИ, 1991. – 96 с.
7.
Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. - 1999. -
№ 4. - С.27-39.
8.
Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск, 1987.
– 111 с.
9.
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2013. – 24
с.
10.
Дерябо
С.,
Ясин
В.
Отношение
к
здоровью
и
к
здоровому
образу
жизни:
методика измерения //Директор школы. - 1994. - №2. - С.7–16.
11.
Дядюнова И.А. Воспитание маленького гражданина // Воспитание школьника. –
2003. - № 8. – С.8-10.
12.
Жарковская
Т.Г.
Возможные
пути
организации
духовно-нравственного
образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании. –
2003. - №3. –С.9-12.
13.
Казин Э.М. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность //
Валеология. - 2008. - № 3. - С.18-24.
14.
Куликова
В.А.
Ценностный
подход
к
проблеме
семейного
воспитания//
Образование. - 2004. -№ 6. – С.27-35.
15.
Леднев
В.С.
Духовно-нравственная
культура
в
образовании
человека
//
Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №6. –С.3-6.
16.
Подольская Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально –
философского исследования: Дис. канд.филос.наук. – М., 1984. – 175с.
17.
Семенов
В.Е.
Ценностные
ориентации
российской
молодежи
и
проблемы
воспитания. – М.: Прогресс, 2011. – 68 с.
18.
Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки
его формирования // Советское здравоохранение. - 1981. - №5.- С.6.
19.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт начального общего
образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
20.
Чуткова
И.В.
Духовность
–
ключ
к
воспитанию
человека
будущего.
//
Начальная школа. – 2001. -№ 7. С. 19 – 21.