"Воспитание добродетельности, патриотизма и национального самосознания на основе ценностей и традиций русской и башкирской национальных культур"
Автор: Синдякова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 22"
Населённый пункт: г.Октябрьский
Наименование материала: проект
Тема: "Воспитание добродетельности, патриотизма и национального самосознания на основе ценностей и традиций русской и башкирской национальных культур"
Описание:
В течение долгого времени нравственность, духовность, патриотизм отодвигались на задний план. В связи с этим сегодня мы видим, что среди учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих.
Наша задача в повседневной школьной жизни прививать своим воспитанникам чувства добродетельности, взаимопонимания, уважения и других нравственных качеств.
«Воспитание добродетельности, патриотизма и национального
самосознания на основе ценностей и традиций русской и башкирской
национальных культур»
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых
народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
В течение долгого времени нравственность, духовность, патриотизм
отодвигались на задний план. В связи с этим сегодня мы видим, что среди
учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к
другу, нежелание считаться с интересами окружающих.
Наша задача в повседневной школьной жизни прививать своим
воспитанникам чувства добродетельности, взаимопонимания, уважения и
других нравственных качеств.
В младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации
через игру. Народные игры, сказки, потешки несут в себе познавательный и
воспитательный материал. И если знакомить ребенка с народным творчеством и
национальными традициями, то мы получим высокоразвитую личность.
Поэтому тема проекта: « Воспитание добродетельности, патриотизма
и национального самосознания на основе ценностей и традиций русской и
башкирской национальных культур».
Актуальность проекта определяется проблемами современной жизни.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в отдельно
взятом классе.
Предмет исследования — содержание, формы и методы формирования у
школьников ценностного отношения к башкирской и русской национальным
культурам.
Гипотеза: Мы считаем, что включение в учебно-воспитательный процесс
средств народной педагогики (русский и башкирский фольклор, обычаи и
традиции и др.), способствует всестороннему развитию детей младшего
школьного возраста, обогащает их внутренний мир и дает знания в области
народного творчества.
Целью данной воспитательной программы начальной школы является
развитие духовного начала личности ребенка, формирование социокультурного
стержня личности младшего школьника, усвоившего основные духовные
ценности и традиции русской и башкирской культур, имеющего
созидательную нравственную позицию.
Для реализации данной цели определены перспективные задачи:
1. Формирование у учащихся целостной картины мира на основе
традиционных для России и Башкортостана культурных ценностей.
2.
Передача современным школьникам знаний в области народной
культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического
развития личности.
3. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным
критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир
национальной культуры со знанием истории своего народа.
4.
Освоение и использование в практической деятельности новых
педагогических технологий и методик воспитательной работы с учетом
принципов национальной педагогики.
5. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся
общей культуры, верности духовным традициям России и Башкортостана,
ответственности, уважения к ценностям современного общества,
сформированного на основе духовных ценностей русской и башкирской
культур.
6.
Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей
(ознакомление родителей с основами народной педагогики и психологии,
формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Основу воспитательной системы составляют общепедагогические
принципы.
Программа состоит из четырех этапов:
1. Подготовительный этап (январь – октябрь 2014 года)
2. Начальный этап преобразования (2014 – 2015 учебный год)
3. Основной этап преобразования (2015 – 2016, 2016 – 2017 учебные годы)
4. Обобщающий этап преобразования (2017 – 2018 учебный год)
На подготовительном этапе было проанализировано и зафиксировано
реальное социокультурное положение класса, проведено социологическое
исследование.
А также разработан годовой цикл праздников и традиций, который начал
реализовываться на втором этапе данной программы. По окончании второго
этапа проведен диагностический «срез» по состоянию воспитательной работы.
Результаты исследовательской работы позволили заключить:
- в большинстве семей детям не прививаются основы русской и
башкирской национальных культур или прививаются в недостаточной степени,
так как сами родители ими не владеют. Поэтому задачу ознакомления
школьников с историко-культурными ценностями русской и башкирской
национальными культурами должна взять на себя школа.
- условием успешного развития культурного потенциала школьников
является воспитание не только ценностного отношения к русской и башкирской
национальным культурам, но и восприятие, понимание и глубокое осмысление
разнообразия культурных интересов братских народов.
В данный момент реализация программы находится на втором этапе. В
течение первого и начала второго года обучения был проведен цикл
мероприятий, которые можно объединить в 4 блока по количеству четвертей.
Назрела необходимость перевода знаний о русской и башкирской национальных
культурах из положения остаточных в положение основополагающих,
ключевых для нашей республики.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и вместе с
тем выявило ряд проблем культурологического образования, требующих
перспективного решения.
1 блок
«Традиции чаепития», «День народного единства», «Осенины»
Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства,
гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.
Праздник «Осенины» позволяет вспомнить, как проходили сельские
посиделки, какими были старинные игры, сказки, загадки, песни и народные
танцы.
Празднованию « 458-летия присоединения Башкирии к России» был
посвящен конкурс чтецов и общешкольная линейка, активное участие в которых
принял и наш класс.
2 блок
«Россия – Родина моя!», «В гостях у бабушки Гульназиры»
В творческих проектах «Моя родословная» и «Моя семья» приняли
участие и дети и родители.
Классный час «Россия – Родина моя!» создал эмоционально—
положительную основу для развития патриотических чувств: любви и
преданности Родине, познакомил с символикой Российской Федерации (гербом,
флагом, гимном), расширил кругозор учащихся, обогатил их словарный запас.
В Гостях у бабушки Гульназиры всегда интересно и познавательно. А в
подарок детям бабушка Гульназира принесла башкирские загадки, пословицы,
сказки. Детям очень понравились задушевные колыбельные песни.
3 блок
«Рождество», «День святого Валентина», «Варвара – краса, длинная
Святки – это двухнедельные новогодние празднества . Самым весёлым на
святках было колядование, или колядки. А начинались они в рождественский
сочельник.
Праздник «День святого Валентина» был проведен в форме расширенного
классного часа.
На конкурсе «Варвара – краса, длинная коса» девочки показали свои
таланты, сноровку, сообразительность и грацию. Каждая участница получила
приз и наградную ленту с надписью.
А в «День воинской славы» свою удаль молодецкую показали наши
мальчики. Также класс принял участие в конкурсе строевой подготовки.
На праздновании «Масленицы» дети познакомились с историей праздника
и традиционными народными обрядами, услышали старинные песни
масленичного цикла.
4 блок
«Пасха», «День Победы», «Сабантуй»
Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. Дети водили хоровод, пели
песни, познакомились с традиционными пасхальными блюдами, играми и
забавами.
Ко «Дню Победы» класс приготовил общешкольную линейку.
Башкирский народ всегда умел на славу не только трудиться, но и
веселиться. Собственно, народный праздник был один. Весенний праздник
«Сабантуй». Ребята с удовольствием участвовали во многих турнирах: бой
быков, скачки джигитов, меткий стрелок, бег в мешках, бег с коромыслом.
Наш проект находится на середине пути реализации, впереди еще много
интересного, занимательного и поучительного. И самое главное, что моим
ребятам очень нравятся проводимые занятия, а особенно праздники, которые
они ждут с нетерпением. А ведь очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось
место для проявления своих талантов, способностей, увлечений.