Напоминание

"Школа безопасности" 1 класс

Автор: Шумская Анна Эдуардовна

Должность: учитель ОБЖ и технологии

Учебное заведение: Негосударственное образовательное частное учреждение "Православная Классическая Гимназия "Ковчег"

Населённый пункт: Московская область, Щелковский район, д.Душоново

Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности

Тема: "Школа безопасности" 1 класс

Описание:

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1674

Опубликовано 25.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Негосударственное образовательное частное учреждение «Православная Классическая Гимназия «Ковчег» Московской области Щёлковского района УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора Гимназии «Ковчег» __________________Даниличева Г.А. «28» августа 2015 г. Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮИД « ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ » 1-А класс Составитель: Шумская А.Э.
учитель ОБЖ и технологии г. Королев 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена на основе следующих документов: 1. Основной образовательной программы начального общего образования Гимназии «Ковчег»; 2. Рекомендации Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. 3. Авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» выполнена с учетом образовательного процесса Гимназии «Ковчег» и направления деятельности –социальное.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из глав- ных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психо- логическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в обществен- ных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспоко- ены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие ро- дители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедея- тельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности » спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 1 класса. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Программа «Школа безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Духовный компонент программы :
Гимназия «Ковчег» является конфессиональным учебным учреждением (направление - Православие). В связи с этим при преподавании Основ безопасности жизнедеятельности присутствует религиозно-культурный контекст в теме каждого урока. Духовным компонентом программы является умение понимать с духовной точки зрения ценность человеческой жизни и хрупкость окружающего мира; непосредственную ответственность личности перед Богом, страной, обществом, ближним за свои
поступки, за ту систему ценностей, которую каждый человек выбирает себе в качестве нравственного ориентира и которая отра- зится на всех его дальнейших взаимоотношениях с окружающей его действительностью. Основная задача гимназического компонента - заложить у учащихся основы православного мировоззрения; объединить весь образовательный процесс на Евангельских нравственных началах; способствовать гуманитарной направленности образова- тельного процесса.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

“Школа безопасности»
Программа
объединения ЮИД «Школа безопасности»
построена с учѐтом уровня подготовки и общего развития обучаю - щихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребѐнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Цели:
 воспитание культуры безопасности; ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоро - вью как индивидуальной и общественной ценности;  развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятель - ности;  формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружаю - щих;  приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помо - щи пострадавшим.
Задачи:
 привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;  сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;  выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различ - ных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в раз - личных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
 работа с дидактическим материалом (в игровой форме);  изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)


Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану внеурочной деятельности, на проведение занятий по внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 1 классе отводиться 33 часа из расчета : 1 час в неделю.
Формы обучения учащихся на уроке
: общеклассная, групповая, парная.
Формы занятий:
-беседа-диалог, -игры, экскурсии, -практические занятия, -встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы, -просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); Практические (игры,тренировочные упражнения ,ролевые игры, экскурсии,викторины).
Обучение курсу «Школа безопасности» в 1 классе начальной школы направлено на достижение следующих

результатов обучения:

Личностными результатами обучения являются:

 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;  формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизне - деятельности;  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивиду - альной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
 овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно- следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;  овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;  формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;  развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;  освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;  формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при лик - видации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:

1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помо - щи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;  умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;  умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возник - новения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Учебно-тематический план курса «Школа безопасности»

1 класс



п/п

Тема раздела

Кол-во часов
1. Раздел 1. Защита человека в чрезвычайных ситу - ациях 2 2. Раздел 2.Основы здорового образа жизни 2 3. Раздел 3.Основы личной гигиены 2 4. Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 3 5. Раздел 5.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 24
Итого:
33

Содержание курса «Школа безопасности» в 1 классе

Раздел 1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (2 часа)
Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
Раздел 2.Основы здорового образа жизни (2 часа)
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физи - ческая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
Раздел 3.Основы личной гигиены (2 часа)
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3часа)
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Ожоги. Как уберечься от ожогов. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожо - гах, укусах насекомых.
Раздел 5.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (24 часа)
Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекар - ства и средства бытовой химии как источники опасности. «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опас - ность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с не- знакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пе - шеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на природе. Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. По - годные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.



Планируемые результаты изучения курса «Школа безопасности»

в 1 классе

Учащийся научится
: Знать/понимать:  общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихий - ное бедствие;  основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;  основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожо - гов;  общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;  источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
 опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;  наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транс - портного средства;  правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;  правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;  влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;  чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;  правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;  опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
У
меть:  составить распорядок дня.  ухаживать за полостью рта, руками, ногами;  оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кро - вотечениях, ожогах;  безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;  выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы свето- фора и регулировщика;  правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;  самостоятельно одеться по сезону;  самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;  правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.
Ученик получит возможность научиться
:  ориентироваться в дорожных ситуациях;
 оценивать своё поведение на дороге;  перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно ис - пользовать для ликвидации возгорания;  перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предме - тов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;
Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни

для:
 ведения здорового образа жизни;  действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;  пользования бытовыми приборами;  соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;  соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;  соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;  вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебно-методический материал
Для проведения занятий необходимо  просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;  специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги. Из материалов потребуются
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
 «Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;  «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;
наглядные материалы:
 плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей» Издательство «ГНОМ иД», 2008.  настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.  иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М., 2003г.  раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.
Литература
: 1. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010. 2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2011. 3. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011. 4. Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения» 5. Правила дорожного движения РФ. – М., 2010.
6. Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— 2-е изд.— М.:Просвещение, 2011. 7. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т. Смирнова.— 8. М.: Просвещение: Рилионт, 2010. 9. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2010. СОГЛАСОВАНО: Заместитель заведующего по УВР Гимназии «Ковчег» отделения г.Королев __________________Дьяченко Г.В. «28» августа 2015 г.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Школа безопасности» 1 класс




занятия

Тема занятия

Характеристика основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных

действий по теме)

Плановые

сроки

прохождения

темы (№

учебной

недели)

Фактические

сроки
(
или

коррекция)


1-я Четверть

Раздел 1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (2 часа, 1 час в неделю) .
1 Общее понятие опасности и чрез- вычайной ситуации Знакомятся с понятиями опасности и чрезвы- чайной ситуации 1 2 Авария на производстве, экологи- ческая катастрофа, стихийное бед- ствие Учатся различать ЧС по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного пове- дения в случае возникновении ЧС 2
Раздел 2.Основы здорового образа жизни (2 часа,1 час в неделю)
3 Режим дня для первоклассника, необходимые условия, обеспечи - вающие сохранение и укрепление его здоровья Формируют индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закалива- ния, питания, взаимоотношений с окружающи- ми и т.д.) 3 4 Умственная и физическая работо - способность, нарушение режима дня, профилактика переутомления 4
Раздел 3.Основы личной гигиены (2 часа,1 час в неделю)
5 Умывание и купание Знакомятся с правилами личной гигиены (зака- ливание, питания, уход за телом, одеждой, обувью) 5 6 Как ухаживать за своим телом 6
Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3часа,1 час в неделю)
7 Ожоги Знакомятся с неотложными состояниями- ожогами, требующими оказания первой медицинской помощи 7 8 Как уберечься от ожогов Изучают рекомендации по профилактике ожогов 8 9 Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах на- секомых Характеризуют предназначение и общие прави- ла оказания первой помощи при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых 9
Итого: в 1 четверти 9 занятий


2-я Четверть

Раздел 5.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (24 часа,1 час в неделю)
10 Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возник - нуть дома Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома. Составляют правила собственного безопасного поведения дома в различных опасных ситуаци- ях. Запоминают и анализируют правила безопас- ного поведения в быту 10 11 Профилактика опасных ситуаций 11 12 Как себя вести, когда ты дома один 12 13 Не торопись быть взрослым 13 14 Электричество и газ как источни- ки возможной опасности 14 15 Лекарства и средства бытовой хи- мии как источники опасности 15 16 «Опасная высота » - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках 16 17 Огонь и человек Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре. 17
Итого: во 2 четверти 8 занятий

3-я Четверть
18 Причина возникновения пожаров в доме Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре. 18 19 Дым и опасность 19 20 Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме 20
21 Опасные ситуации, которые мо - гут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми Распознают признаки возникновения опасной ситуации на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения на улице в различных опасных ситуациях. 21 22 Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится в дверь 22 23 Где можно и где нельзя играть Характеризуют причины ДТП, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. 23 24 Наиболее безопасный путь в шко- лу и домой 24 25 Правила перехода дорог 25 26 Движение пешеходов Анализируют и запоминают правила безопасно- го поведения пешехода 26 27 Дорожные знаки 27
Итого: в 3 четверти 10 занятий

4-я Четверть
28 Сигналы светофора и регулиров- щика Характеризуют организацию дорожного движе- ния и правила безопасного поведения участни- ков дорожного движения. 28 29 Мы – пассажиры, обязанности пассажира Анализируют и запоминают правила безопасно- го поведения пассажира 29 30 Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте 30 31 Температура окружающего возду- ха, ее влияние на здоровье чело- века Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в усло- виях опасных погодных явлений. 31 32 Одежда по сезону 32 33 Погодные условия (ветер, дождь, снег) 33
Итого: в 4 четверти 6 занятий


Итого: в году 33 занятия



Яндекс.Метрика