Учебное заведение: Негосударственное образовательное частное учреждение "Православная Классическая Гимназия "Ковчег"
Населённый пункт: Московская область, Щелковский район, д.Душоново
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Школа безопасности" 1 класс
Описание:
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался.
Негосударственное образовательное частное учреждение
«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»
Московской области
Щёлковского района
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора Гимназии «Ковчег»
__________________Даниличева Г.А.
«28» августа 2015 г.
Рабочая программа
ПО
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
ЮИД
«
ШКОЛА
БЕЗОПАСНОСТИ
»
1-А класс
Составитель: Шумская А.Э.
учитель ОБЖ и технологии
г. Королев
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена на основе следующих документов:
1. Основной образовательной программы начального общего образования Гимназии «Ковчег»;
2. Рекомендации Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под ред. В.А. Горского. - 2-е
изд. - М. : Просвещение, 2011.
3. Авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» выполнена с учетом образовательного процесса
Гимназии «Ковчег» и направления деятельности –социальное.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из глав-
ных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм,
что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психо-
логическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в обществен-
ных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных
ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспоко-
ены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие ро-
дители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы
подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедея-
тельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности » спортивно-оздоровительной
направленности для обучающихся 1 класса. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Программа «Школа безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие
познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Духовный компонент программы :
Гимназия «Ковчег» является конфессиональным учебным учреждением (направление - Православие). В связи с этим при
преподавании Основ безопасности жизнедеятельности присутствует религиозно-культурный контекст в теме каждого урока.
Духовным компонентом программы является умение понимать с духовной точки зрения ценность человеческой жизни и
хрупкость окружающего мира; непосредственную ответственность личности перед Богом, страной, обществом, ближним за свои
поступки, за ту систему ценностей, которую каждый человек выбирает себе в качестве нравственного ориентира и которая отра-
зится на всех его дальнейших взаимоотношениях с окружающей его действительностью.
Основная задача гимназического компонента - заложить у учащихся основы православного мировоззрения; объединить
весь образовательный процесс на Евангельских нравственных началах; способствовать гуманитарной направленности образова-
тельного процесса.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
“Школа безопасности»
Программа
объединения ЮИД «Школа безопасности» построена с учѐтом уровня подготовки и общего развития обучаю -
щихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в
которых ребѐнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Цели:
воспитание культуры безопасности; ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоро
-
вью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятель -
ности;
формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружаю -
щих;
приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помо -
щи пострадавшим.
Задачи:
привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различ
-
ных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в раз
-
личных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со
сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами
дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану внеурочной деятельности, на проведение занятий по внеурочной деятельности «Школа
безопасности» в 1 классе отводиться 33 часа из расчета : 1 час в неделю.
Формы обучения учащихся на уроке : общеклассная, групповая, парная.
Формы занятий:
-беседа-диалог,
-игры, экскурсии,
-практические занятия,
-встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
-просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (игры,тренировочные упражнения ,ролевые игры, экскурсии,викторины).
Обучение курсу «Школа безопасности» в 1 классе начальной школы направлено на достижение следующих
результатов обучения:
Личностными результатами обучения являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных
интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизне -
деятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивиду
-
альной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и
чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-
следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать
результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные
подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с
использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при лик
-
видации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
•
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о
государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помо
-
щи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план
действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возник
-
новения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
•
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить
компромиссное решение в различных ситуациях.
Учебно-тематический план курса «Школа безопасности»
1 класс
№
п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1.
Раздел 1. Защита человека в чрезвычайных ситу -
ациях
2
2.
Раздел 2.Основы здорового образа жизни
2
3.
Раздел 3.Основы личной гигиены
2
4.
Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание
первой медицинской помощи
3
5.
Раздел 5.Опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, правила поведения учащихся
24
Итого:
33
Содержание курса «Школа безопасности» в 1 классе
Раздел 1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (2 часа)
Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
Раздел 2.Основы здорового образа жизни (2 часа)
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физи -
ческая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
Раздел 3.Основы личной гигиены (2 часа)
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3часа)
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Ожоги. Как уберечься от ожогов.
Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожо
-
гах, укусах насекомых.
Раздел 5.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (24 часа)
Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как
вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекар
-
ства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опас
-
ность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с не-
знакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае
если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пе
-
шеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза
при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на природе. Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. По
-
годные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.
Планируемые результаты изучения курса «Школа безопасности»
в 1 классе
Учащийся научится :
Знать/понимать:
общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихий -
ное бедствие;
основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение
и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожо -
гов;
общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транс
-
портного средства;
правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий
(ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
У меть:
составить распорядок дня.
ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кро -
вотечениях, ожогах;
безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы свето-
фора и регулировщика;
правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации
в транспорте;
самостоятельно одеться по сезону;
самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь
при укусах насекомых.
Ученик получит возможность научиться :
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать своё поведение на дороге;
перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно ис
-
пользовать для ликвидации возгорания;
перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предме -
тов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;
Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни
для:
ведения здорового образа жизни;
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
пользования бытовыми приборами;
соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методический материал
Для проведения занятий необходимо
просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;
специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги.
Из материалов потребуются
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
«Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;
«Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;
наглядные материалы:
плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей» Издательство «ГНОМ
иД», 2008.
настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.
иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М., 2003г.
раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.
Литература :
1.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010.
2.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение»,
2011.
3.
ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011.
4.
Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения»
5.
Правила дорожного движения РФ. – М., 2010.
6.
Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский,
Н.В.Иванова.— 2-е изд.— М.:Просвещение, 2011.
7.
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т. Смирнова.—
8.
М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
9.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. —
24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель заведующего по УВР
Гимназии «Ковчег»
отделения г.Королев
__________________Дьяченко Г.В.
«28» августа 2015 г.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Школа безопасности» 1 класс
№
занятия
Тема занятия
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий по теме)
Плановые
сроки
прохождения
темы (№
учебной
недели)
Фактические
сроки ( или
коррекция)
1-я Четверть
Раздел 1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (2 часа, 1 час в неделю) .
1
Общее понятие опасности и чрез-
вычайной ситуации
Знакомятся с понятиями опасности и чрезвы-
чайной ситуации
1
2
Авария на производстве, экологи-
ческая катастрофа, стихийное бед-
ствие
Учатся различать ЧС по причинам их
возникновения.
Анализируют правила своего возможного пове-
дения в случае возникновении ЧС
2
Раздел 2.Основы здорового образа жизни (2 часа,1 час в неделю)
3
Режим дня для первоклассника,
необходимые условия, обеспечи
-
вающие сохранение и укрепление
его здоровья
Формируют индивидуальную систему здорового
образа жизни (режим дня, программу закалива-
ния, питания, взаимоотношений с окружающи-
ми и т.д.)
3
4
Умственная и физическая работо -
способность, нарушение режима
дня, профилактика переутомления
4
Раздел 3.Основы личной гигиены (2 часа,1 час в неделю)
5
Умывание и купание
Знакомятся с правилами личной гигиены (зака-
ливание, питания, уход за телом, одеждой,
обувью)
5
6
Как ухаживать за своим телом
6
Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3часа,1 час в неделю)
7
Ожоги
Знакомятся с неотложными состояниями-
ожогами, требующими оказания первой
медицинской помощи
7
8
Как уберечься от ожогов
Изучают рекомендации по профилактике ожогов
8
9
Первая медицинская помощь при
кровотечениях, ожогах, укусах на-
секомых
Характеризуют предназначение и общие прави-
ла оказания первой помощи при кровотечениях,
ожогах, укусах насекомых
9
Итого: в 1 четверти 9 занятий
2-я Четверть
Раздел 5.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (24 часа,1 час в неделю)
10
Возможные опасности и опасные
ситуации, которые могут возник
-
нуть дома
Распознают признаки возникновения опасной
ситуации дома.
Составляют правила собственного безопасного
поведения дома в различных опасных ситуаци-
ях. Запоминают и анализируют правила безопас-
ного поведения в быту
10
11
Профилактика опасных ситуаций
11
12
Как себя вести, когда ты дома один
12
13
Не торопись быть взрослым
13
14
Электричество и газ как источни-
ки возможной опасности
14
15
Лекарства и средства бытовой хи-
мии как источники опасности
15
16
«Опасная высота » -
опасности,
возникающие при нарушении
правил поведения в жилище, на
балконах и лестничных клетках
16
17
Огонь и человек
Анализируют причины возникновения пожаров
в жилых и общественных зданиях.
Запоминают правила безопасного поведения
при пожаре.
17
Итого: во 2 четверти 8 занятий
3-я Четверть
18
Причина возникновения пожаров
в доме
Анализируют причины возникновения пожаров
в жилых и общественных зданиях.
Запоминают правила безопасного поведения
при пожаре.
18
19
Дым и опасность
19
20
Правила безопасного поведения
при возникновении пожара в
доме
20
21
Опасные ситуации, которые мо
-
гут возникнуть при контактах с
незнакомыми людьми
Распознают признаки возникновения опасной
ситуации на улице.
Составляют правила собственного безопасного
поведения на улице в различных опасных
ситуациях.
21
22
Правила безопасного общения с
незнакомыми людьми на улице, в
подъезде дома, по телефону, в
случае если незнакомый человек
стучится в дверь
22
23
Где можно и где нельзя играть
Характеризуют причины ДТП, организацию
дорожного движения и правила безопасного
поведения участников дорожного движения.
Запоминают правила безопасного поведения на
дорогах.
23
24
Наиболее безопасный путь в шко-
лу и домой
24
25
Правила перехода дорог
25
26
Движение пешеходов
Анализируют и запоминают правила безопасно-
го поведения пешехода
26
27
Дорожные знаки
27
Итого: в 3 четверти 10 занятий
4-я Четверть
28
Сигналы светофора и регулиров-
щика
Характеризуют организацию дорожного движе-
ния и правила безопасного поведения участни-
ков дорожного движения.
28
29
Мы – пассажиры, обязанности
пассажира
Анализируют и запоминают правила безопасно-
го поведения пассажира
29
30
Безопасная поза при аварийной
ситуации в транспорте
30
31
Температура окружающего возду-
ха, ее влияние на здоровье чело-
века
Характеризуют основные опасные погодные
условия в местах своего проживания и их
последствия.
Различают меры безопасного поведения в усло-
виях опасных погодных явлений.
31
32
Одежда по сезону
32
33
Погодные условия (ветер, дождь,
снег)
33
Итого: в 4 четверти 6 занятий